Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования. Определена роль образования в современном обществе. Обозначены задачи образования в современном обществе. Сформулированы компетенции, формируемые в процессе образования и необходимые личности для интеграции в современное общество.
Ключевые слова: образование, современное образование, роль образования, задачи образования, современное общество.
Процессы глобализации и международной интеграции в России, демократические преобразования в социально-политической и экономической жизни детерминируют масштабные трансформации в современном культурно-образовательном пространстве. Современные люди живут в социально-политической среде, в которой невозможно адаптироваться, стать конкурентоспособной личностью без соответствующего уровня образованности, способности адаптироваться и социализироваться в быстроизменяющихся условиях. Лишь образование в широком смысле данного понятия позволит стать человеку высокоразвитой, конкурентоспособной личностью.
Закон РФ «Об образовании» трактует «образование» следующим образом: «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6].
Анализ трудов таких ученых, как В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Г. М. Коджаспирова, Е. П. Белозерцев и др., позволяет утверждать, что образование следует рассматривать через 4 аспекта: образование как ценность (общечеловеческая ценность, которая приводит к социокультурному развитию общества); образование как система (преемственность образовательных организаций); образование как процесс (процесс формирования компетенций); образование как результат (достигнутый уровень образованности выпускника) [2].
Главная цель образования заключается в создании психолого-педагогических условий для обеспечения обучения, воспитания и развития личности. Так, конечным результатом функционирования образовательной организации является формирование социально-компетентностной личности, привлеченной к общественным отношениям, активного субъекта этих отношений.
Достижение успехов в гражданском обществе практически невозможно без высшего образования. Профессиональный успех зависит от уровня развития профессиональных компетенций. Так, образование занимает особую роль в современном мире. Именно образование позволяет обеспечить положительную динамику развития различных сфер жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятий, выступая катализатором социальных модификаций. Функционирование предприятий зависит от квалификации сотрудников. Система образования позиционируется как социальный институт, подготавливающий компетентных и ответственных людей, способных думать, быть мобильными в современных условиях.
Образование позволяет обогатить человеку субъективный опыт, приобрести навыки трансформации предметов внешней среды. В процессе образования так происходит раскрытие и формирование задатков и способностей человека. Образование обеспечивает личностное развитие, развивая креативность и талант.
Кризисное состояние РФ заставляет все больше задумываться над совершенствованием и повышением качества образования страны. Необразованному человеку достаточно сложно будет понять и сформировать такие понятия, как правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура.
Образование позволяет сформировать у человека ряд компетенций, необходимых для адаптации и социализации в современном обществе. К таким компетенциям следует отнести следующие [3, 5]:
— социальные компетенции: способность использовать полученные в процессе образования знаний в практической деятельности; умение корректировать при необходимости собственные действия; готовность нести ответственность за собственные действия; умение самостоятельно добывать и использования информацию; готовность разрабатывать и реализовывать совместные идеи, направленные на повышение качестве общественной жизни; нацеленность на реализацию потребностей рынка труда; способность адаптироваться и социализироваться в новых условиях; сформированность навыков планирования.
— коммуникативные компетенции: умение ступать и поддерживать контакт; способность убеждать; владение различными формами коммуникации (устная, письменная); владение правилами общения в сети Интернет; способность осуществлять контроль и регуляцию собственных действий; способность осуществлять взаимодействие с представителями разных культур; способность конструктивно решать конфликтные ситуции.
— социально-информационная компетенция: знания и навыки владения информационно-коммуникационными технологиями; способность осмысливать и критически оценивать информацию, полученную из различных источников.
— когнитивная компетенция: высокий уровень развития мыслительных операций; мотивация повышения собственного уровня образованности в систематическом порядке; желание самоактуализироваться.
— специальная компетенция: знания и навыки, необходимой в конкретной сфере деятельности; способность самостоятельно решать профессиональные задачи.
В общем виде рассмотренные ключевые компетенции можно охарактеризовать как межкультурные и межотраслевое знания, а также способности, которые необходимы для трудоустройства и продуктивного осуществлений общественной и профессиональной деятельности на высоком уровне.
Современное образование осуществляется на основе определенных принципов [1, 4]:
- Гуманистический принцип. Гуманистический принцип можно охарактеризовать как построение отношений субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе демократического педагогического стиля общения. Главным является принцип уважения к личности. Гуманизация, то есть «очеловечивание», образования предусматривает формирование повседневных тактичных, доверчивых, демократических отношений в педагогическом коллективе, обращение к лучшим человеческим чертам в общении, принятии управленческих решений.
- Принцип системного подхода. Любую систему характеризует взаимозависимости. Эффективность образования как системы зависит от оптимального функционирования всех ее компонентов (микросреды): человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и т. п., которые образуют дифференцированную целостность.
- Принцип интеграции. Образование относится к числу сложных структурированных систем, где происходит много взаимосвязанных процессов: учебно-воспитательный, научно-методический, самообразовательный, кадровый, маркетинговый, нормативно-правовой и др. Общей основой всех этих процессов являются люди, объединенные общей целью учить и учиться.
- Принцип инновации. Он предусматривает обновление педагогической теории и практики путем разработки, апробации новых интеллектуальных образовательных идей, процесс внесения качественно новых элементов в образовании.
- Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает грамотный выбор оптимальных способов организации образовательного процесса: форм, методов, технологий, средств, приемов.
- Принцип целенаправленности. Он требует определения реальных задач и целей общеобразовательного учебного заведения.
- Принцип функциональности. Современное образование требует совершенствования управленческой деятельности путем постоянного динамического обновления и конкретизации функциональных обязанностей работников в соответствии с требованиями времени и развития общества.
- Принцип демократизации. Данный принцип требует формирования организационно-правовой, психологической, нравственной основы, при которой функционирование образовательной организации на всех его этапах осуществляется в гармоническом единстве персональной ответственности каждого за свое направление деятельности.
Таким образом, в современном обществе образование является одной из самых обширных и бурно развивающихся сфер человеческой деятельности. Образование призвано обеспечить реализацию воспитательной, дидактической и развивающей функций педагогического процесса. Образование, в частности, высшее образование, выступает в качестве главного фактора прогресса страны. В процессе образования формируется потенциал и расширяются возможности личности, что повышает их уверенность в себе и возможность получить престижную работу. Знания, полученные в процессе образования позволяют также современным людям участвовать в политических дебатах и предъявлять требования, связанные с поддержанием здоровья населения, обеспечения их социального благополучия и др.
Литература:
- Ангел О. Б. Высшее образование и карьера. Роль вуза в трудовой деятельности // Педагогика современности. 2022. № 2 (24). С. 6–8.
- Безуглая Т. И. Содержание понятия «образование» // Евразийский союз ученых. 2017. № 11–2 (44). С. 16–19.
- Горчакова Н. Ф. Роль образования в современном обществе // Вестник научных конференций. 2018. № 10–1 (38). С. 34–36.
- Гречихин В. Г. Место и роль образования в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 22–25.
- Курилкина О. А., Орлова Е. В. Особенности общественного контроля в сфере образования // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2022. № 1. С. 20–28.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.