Роль и задачи образования в современном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (448) январь 2023 г.

Дата публикации: 08.01.2023

Статья просмотрена: 8608 раз

Библиографическое описание:

Андрианов, М. В. Роль и задачи образования в современном обществе / М. В. Андрианов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 1 (448). — С. 21-23. — URL: https://moluch.ru/archive/448/98634/ (дата обращения: 16.12.2024).



Данная статья посвящена изучению роли и задач образования в современном обществе. Рассмотрена сущность понятия «образование». Выделены принципы современного образования. Определена роль образования в современном обществе. Обозначены задачи образования в современном обществе. Сформулированы компетенции, формируемые в процессе образования и необходимые личности для интеграции в современное общество.

Ключевые слова: образование, современное образование, роль образования, задачи образования, современное общество.

Процессы глобализации и международной интеграции в России, демократические преобразования в социально-политической и экономической жизни детерминируют масштабные трансформации в современном культурно-образовательном пространстве. Современные люди живут в социально-политической среде, в которой невозможно адаптироваться, стать конкурентоспособной личностью без соответствующего уровня образованности, способности адаптироваться и социализироваться в быстроизменяющихся условиях. Лишь образование в широком смысле данного понятия позволит стать человеку высокоразвитой, конкурентоспособной личностью.

Закон РФ «Об образовании» трактует «образование» следующим образом: «это единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенций определенного объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов» [6].

Анализ трудов таких ученых, как В. А. Сластенин, П. И. Пидкасистый, Г. М. Коджаспирова, Е. П. Белозерцев и др., позволяет утверждать, что образование следует рассматривать через 4 аспекта: образование как ценность (общечеловеческая ценность, которая приводит к социокультурному развитию общества); образование как система (преемственность образовательных организаций); образование как процесс (процесс формирования компетенций); образование как результат (достигнутый уровень образованности выпускника) [2].

Главная цель образования заключается в создании психолого-педагогических условий для обеспечения обучения, воспитания и развития личности. Так, конечным результатом функционирования образовательной организации является формирование социально-компетентностной личности, привлеченной к общественным отношениям, активного субъекта этих отношений.

Достижение успехов в гражданском обществе практически невозможно без высшего образования. Профессиональный успех зависит от уровня развития профессиональных компетенций. Так, образование занимает особую роль в современном мире. Именно образование позволяет обеспечить положительную динамику развития различных сфер жизнедеятельности и конкурентоспособности предприятий, выступая катализатором социальных модификаций. Функционирование предприятий зависит от квалификации сотрудников. Система образования позиционируется как социальный институт, подготавливающий компетентных и ответственных людей, способных думать, быть мобильными в современных условиях.

Образование позволяет обогатить человеку субъективный опыт, приобрести навыки трансформации предметов внешней среды. В процессе образования так происходит раскрытие и формирование задатков и способностей человека. Образование обеспечивает личностное развитие, развивая креативность и талант.

Кризисное состояние РФ заставляет все больше задумываться над совершенствованием и повышением качества образования страны. Необразованному человеку достаточно сложно будет понять и сформировать такие понятия, как правовое сознание, правовое воспитание, правовая культура.

Образование позволяет сформировать у человека ряд компетенций, необходимых для адаптации и социализации в современном обществе. К таким компетенциям следует отнести следующие [3, 5]:

— социальные компетенции: способность использовать полученные в процессе образования знаний в практической деятельности; умение корректировать при необходимости собственные действия; готовность нести ответственность за собственные действия; умение самостоятельно добывать и использования информацию; готовность разрабатывать и реализовывать совместные идеи, направленные на повышение качестве общественной жизни; нацеленность на реализацию потребностей рынка труда; способность адаптироваться и социализироваться в новых условиях; сформированность навыков планирования.

— коммуникативные компетенции: умение ступать и поддерживать контакт; способность убеждать; владение различными формами коммуникации (устная, письменная); владение правилами общения в сети Интернет; способность осуществлять контроль и регуляцию собственных действий; способность осуществлять взаимодействие с представителями разных культур; способность конструктивно решать конфликтные ситуции.

— социально-информационная компетенция: знания и навыки владения информационно-коммуникационными технологиями; способность осмысливать и критически оценивать информацию, полученную из различных источников.

— когнитивная компетенция: высокий уровень развития мыслительных операций; мотивация повышения собственного уровня образованности в систематическом порядке; желание самоактуализироваться.

— специальная компетенция: знания и навыки, необходимой в конкретной сфере деятельности; способность самостоятельно решать профессиональные задачи.

В общем виде рассмотренные ключевые компетенции можно охарактеризовать как межкультурные и межотраслевое знания, а также способности, которые необходимы для трудоустройства и продуктивного осуществлений общественной и профессиональной деятельности на высоком уровне.

Современное образование осуществляется на основе определенных принципов [1, 4]:

  1. Гуманистический принцип. Гуманистический принцип можно охарактеризовать как построение отношений субъектов образовательно-воспитательного процесса на основе демократического педагогического стиля общения. Главным является принцип уважения к личности. Гуманизация, то есть «очеловечивание», образования предусматривает формирование повседневных тактичных, доверчивых, демократических отношений в педагогическом коллективе, обращение к лучшим человеческим чертам в общении, принятии управленческих решений.
  2. Принцип системного подхода. Любую систему характеризует взаимозависимости. Эффективность образования как системы зависит от оптимального функционирования всех ее компонентов (микросреды): человеческих, материальных, технических, информационных, нормативно-правовых и т. п., которые образуют дифференцированную целостность.
  3. Принцип интеграции. Образование относится к числу сложных структурированных систем, где происходит много взаимосвязанных процессов: учебно-воспитательный, научно-методический, самообразовательный, кадровый, маркетинговый, нормативно-правовой и др. Общей основой всех этих процессов являются люди, объединенные общей целью учить и учиться.
  4. Принцип инновации. Он предусматривает обновление педагогической теории и практики путем разработки, апробации новых интеллектуальных образовательных идей, процесс внесения качественно новых элементов в образовании.
  5. Принцип оптимальности. Данный принцип предполагает грамотный выбор оптимальных способов организации образовательного процесса: форм, методов, технологий, средств, приемов.
  6. Принцип целенаправленности. Он требует определения реальных задач и целей общеобразовательного учебного заведения.
  7. Принцип функциональности. Современное образование требует совершенствования управленческой деятельности путем постоянного динамического обновления и конкретизации функциональных обязанностей работников в соответствии с требованиями времени и развития общества.
  8. Принцип демократизации. Данный принцип требует формирования организационно-правовой, психологической, нравственной основы, при которой функционирование образовательной организации на всех его этапах осуществляется в гармоническом единстве персональной ответственности каждого за свое направление деятельности.

Таким образом, в современном обществе образование является одной из самых обширных и бурно развивающихся сфер человеческой деятельности. Образование призвано обеспечить реализацию воспитательной, дидактической и развивающей функций педагогического процесса. Образование, в частности, высшее образование, выступает в качестве главного фактора прогресса страны. В процессе образования формируется потенциал и расширяются возможности личности, что повышает их уверенность в себе и возможность получить престижную работу. Знания, полученные в процессе образования позволяют также современным людям участвовать в политических дебатах и предъявлять требования, связанные с поддержанием здоровья населения, обеспечения их социального благополучия и др.

Литература:

  1. Ангел О. Б. Высшее образование и карьера. Роль вуза в трудовой деятельности // Педагогика современности. 2022. № 2 (24). С. 6–8.
  2. Безуглая Т. И. Содержание понятия «образование» // Евразийский союз ученых. 2017. № 11–2 (44). С. 16–19.
  3. Горчакова Н. Ф. Роль образования в современном обществе // Вестник научных конференций. 2018. № 10–1 (38). С. 34–36.
  4. Гречихин В. Г. Место и роль образования в современном обществе // Общество: социология, психология, педагогика. 2020. № 5 (73). С. 22–25.
  5. Курилкина О. А., Орлова Е. В. Особенности общественного контроля в сфере образования // Педагогическое образование: традиции и инновации. 2022. № 1. С. 20–28.
  6. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ.
Основные термины (генерируются автоматически): образование, современное общество, процесс образования, современное образование, задача образования, способность, высшее образование, гуманистический принцип, конкурентоспособная личность, образовательная организация.


Похожие статьи

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Функции правовой системы

В статье проанализированы функции правовой системы и их влияние на общественные отношения, порядок в обществе и поведение граждан. Особое внимание уделяется различным видам правовых систем, их ключевым характеристикам и актуальности в современном мир...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Похожие статьи

Условия управления процессом формирования корпоративной культуры в образовательной организации

В статье рассматривается актуальная проблема современного педагогического менеджмента — условия управления процессом формирования корпоративной культуры образовательной организации. Рассматриваются элементы корпоративной культуры, выделяются условия ...

Современное состояние и проблемы развития среднего профессионального образования в России

В статье анализируется современное состояние среднего профессионального образования, описываются ключевые проблемы в области подготовки специалистов среднего звена; обозначаются пути преодоления кризисных ситуаций в сфере среднего профессионального о...

Проблема образования и личностного роста обучающихся в контексте педагогического опыта Вальдорфской школы

В данной статье будут представлены подходы к обучению и воспитанию детей в соответствии с принципами Штайнеровской школы. Приведена актуализация педагогических целей. Определены наиболее важные задачи современной школы. Также в статье затрагиваются в...

Функции правовой системы

В статье проанализированы функции правовой системы и их влияние на общественные отношения, порядок в обществе и поведение граждан. Особое внимание уделяется различным видам правовых систем, их ключевым характеристикам и актуальности в современном мир...

Тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании

В данной статье анализируются современные тенденции и вызовы медиакультурного воспитания в образовании. Рассматривается влияние медиакультуры на подрастающее поколение и необходимость формирования медиаграмотности как важной составляющей общего образ...

Роль философского образования в гуманитарном развитии современного общества

В данной статье анализируется значение философского образования для формирования инновационного человека, гуманитарного развития современного общества и духовного самовыражения личности.

Современные тенденции управления системой образования в России

В статье рассматривается сущность управления и руководства педагогическими системами, представлено описание современной российской системы управления в сфере образования, отмечены ее недостатки. Рассматриваются тенденции и особенности изменения в стр...

Психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий

В данной статье подробно рассматриваются психологические аспекты современных методов обучения и образовательных технологий.

Актуализация идей А. С. Макаренко в развитии личности

Статья посвящена рассмотрению актуальности идей А.Макаренко в развитии личности в современном контексте воспитания детей и их развития как полноценных членов общества. Соотношение методических разработок педагога с современными требованиями воспитате...

Характеристика принципов государственной политики и основ правового регулирования в сфере образования на современном этапе

В статье автор дает характеристику принципам российской государственной политики, а также основам правового регулирования в сфере образования в РФ на современном этапе.

Задать вопрос