Развитие общества на протяжение всей истории человечества зависело от уровня образования и понимания его значимости, т. к. образованию всегда принадлежала и будет принадлежать ключевая роль в жизни человека. От образовательной политики в целом зависит будущее не только каждого отдельного государства, но и человечества в целом.
Система образования выполняет социальный и экономический заказ общества и государства. Возникающие новые и, как показывает актуальный опыт, непредсказуемые вызовы современности, придают образованию динамичность, ставят новые задачи и формулируют нетривиальные проблемы, решение которых требует оригинальных решений и подходов. Без глубоких знаний в соответствующих областях науки и техники поиск оптимальных решения будет представляться затруднительным. В связи с этим требуется внедрение в образовательную практику новых инновационных подходов.
Квалификационный подход, характерный для ряда зарубежных стран и стран постсоветского пространства ушедшего ХХ столетия, постепенно утратил свою популярность и подвергся критике в силу определенной несостоятельности и невозможности концептуально и точечно отвечать на актуальные запросы времени [1].
Широкое распространение, в силу бóльшего и глубокого потенциала приобрел с конца ХХ столетия получил компетентностный подход, который получил широкое распространение в системе образования Республики Беларусь. Тем не менее, многие аспекты обоснования, реализации и внедрения в образовательную практику компетентностного подхода по причине его динамичности, а также в силу социальных, экономических особенностей Республики Беларусь требуют тщательного изучения.
Проблема эффективной реализации компетентностного подхода и анализа результатов его внедрения в образовательную практику является научным интересом многих ученых, ученых-педагогов и педагогов-практиков Республики Беларусь, осуществляющих свою научную и профессиональную деятельность в образовании. В трудах О. Л. Жук [2], [3], Н. В. Дроздовой [4], Э. М. Калицкого [5], А. П. Лобанова [6], А. В. Макарова [7], Н. Н. Кошель [8], А. В. Торховой [9] раскрывается сущность и потенциал компетентностного подхода.
Задача наших научных поисков — выявить, обосновать и представить в статье степень разработанности заявленной проблемы и направления дальнейшего совершенствования образования на основе компетентностного подхода в Республике Беларусь.
Анализ источников по проблеме позволил нам выделить наиболее распространенное и общепринятое определение понятия «компетентностный подход», который трактуется как направленная ориентация высшего образования на результаты, а именно — формирование необходимых общекультурных и профессиональных компетенций, самоопределение, социализация, развитие индивидуальности и самоактуализация выпускников учреждений высшего образования. Компетентностный подход в образовании — есть противоположность концепции «усвоения знаний» и предполагает освоение обучающимися умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни.
Авторские определения понятий «компетенция», «компетентность», классификация компетенций в профессиональной сфере широко представлены в научной исследованиях О. Л. Жук [2], [3]. О. Л. Жук, полагает, что компетентность в отличие от термина «система знаний, умений и навыков» содержит не только когнитивную и операционально-технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую [3, с. 88]. Компетенция, по мнению ученого, — это обобщенная характеристика профессионализма современного специалиста, а компетентность есть определенный уровень демонстрируемого личностью профессионализма, степень проявленных способностей или квалификации в совокупности с мотивационно-ценностным и эмоционально-волевым личностными компонентами [3, с. 88]. Специальные, общепрофессиональные и ключевые компетенции, выделенные и обоснованные О. Л. Жук, представлены в актуальных образовательных стандартах и типовых учебных программах учреждений образования Республики Беларусь.
Целью реализации в образовательной практике компетентностного подхода, по мнению О. Л. Жук, является формирование социально-профессиональной компетентности как интегрированного результата образования [3, с. 95]. В результате внедрения в практику компетентностного подхода, по мнению О. Л. Жук, общество получит не просто квалифицированного специалиста, а квалифицированного социально-адаптированного специалиста.
Анализ научно-педагогических трудов О. Л. Жук позволяет сделать вывод, что компетентностный подход, является наиболее эффективным инструментом моделирования результатов образования, как комплексного процесса, а также норм его качества.
Существенный вклад в изучение компетентностного подхода внесли ученые Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов и Н. В. Карлионова, которые в результате анализа проблемы компетентностного подхода, пришли к выводу, что компетенция — это присваиваемая характеристика, которая не связана с её носителем [10, с. 34]. А компетентность, в свою очередь, — это приобретаемые умения и навыки, характеризуемые способностью добывать, использовать и анализировать необходимые данные [10, 34]. По мнению авторов, стоит разграничивать эти понятия и сам факт их разграничения ставить за основу компетентностного подхода. Ученые, проанализировав междисциплинарные работы по проблематике компетентностного подхода, пришли к мнению, что личность, является основным системообразующим фактором компетентности, а без личности существование всей системы компетентности не представляется возможным. Также следует отметить, что авторы утверждают, что систему компетентностей можно сформировать в пирамидальную иерархию, где основанием будут служить моторные навыки, а высшей точкой будет профессиональная компетенция (включающая в себя также моторную, когнитивную и социальную компетенции) [10, с. 35].
В виду перехода системы образования Республики Беларусь на образовательные стандарты поколения (3+) в 2021 г., высокой степенью актуальности обладают исследования А. В. Макарова [7]. Ученый в результате сравнительного анализа процессов внедрения стандартов 3+ в Республике Беларусь и Российской Федерации отметил, что с внедрением данных стандартов, свобода учебных заведений в области организации образовательных программ возрастает, но в тоже время возрастает и ответственность за качество образования в целом [11, с. 248–249]. В современных образовательных стандартах выделяется три группы компетенций: универсальные, профессиональные и специализированные. А совокупности своей составляющие компетентностную образовательную среду. А. В. Макаров отметил наивысшую ценность универсальных компетенций, которые способствуют активности, мобильности, трудоустраеваемости выпускника [11, с. 253].
Анализ научных трудов Н. Н. Кошель, посвященных проблеме компетентностного подхода, позволяет констатировать что компетентностный подход — это постепенное постоянное и непрерывное образование, которое является фактором, повышающим возможности и шансы будущего специалиста [8]. Н. Н. Кошель рассматривает компетентность и компетентностный подход сквозь призму проблематики молодого педагога. Мы, однако полагаем, что это применимо к любой специальности. Ученый отмечает, что компетентность, как и другие социальные качества, не появляются в короткие сроки без системного подхода к образованию [13, с. 5]. Сформированные Н. Н. Кошель принципы, являются предпосылками формирования идеи создания системы менеджмента качества непрерывного педагогического образования.
Отдельного внимания заслуживают изучения и анализа труды А. В. Торховой, посвященные проблеме реализации компетентностного подхода при подготовке будущих педагогов [9], [12]. А. В. Торхова выделила системные противоречия традиционной парадигмы образования, заключающиеся в формировании компетентности как результата освоения готовых знаний, исключающего индивидуальность познающего и формирующего себя субъекта. [12, с. 12] Возможный путь преодоления кризисных явлений А. В. Торхова видит в разработке новых образовательных стандартов, направленных на развитие гуманистической парадигмы и её доминанту в процессе подготовки молодых специалистов. На первый план должно выходить наращивание субъективно-творческого потенциала студентов [12, с. 12].
В результате анализа основных труды белорусских ученых, ученых-педагогов и педагогов-практиков Республики Беларусь, мы пришли к выводу, что компетентностный подход ими выделяется и обосновывается как фундаментальная структурированная пирамидообразная система со строгой иерархией, в «вершине», которой можно поставить универсальные компетенции, способствующие мобильности и многовекторности выпускника учреждения образования. Внедряемые современные образовательные стандарты, направлены на создание комплексной образовательной среды, оказывают положительное влияние на систему образования.
Компетентностный подход в полной мере соответствует главному вызову современности — готовности и понимания значимости и необходимости развития таких качеств выпускника любого уровня образования и любой профессиональной сферы, как способность изменяться, готовность к развитию и совершенствованию. Теоретические знания, умения и навыки, несомненно, важны, однако, куда более необходимым, на наш взгляд, является умение самообучаться, расширять возможности своего познания. На знания, умения и навыки наслаиваются мотивация к успеху, социально-личностные, эмоционально-волевые и мотивационно-ценностные компоненты, образуя в совокупности компетентностный подход.
Для образования Республики Беларусь необходим «свой» самобытный компетентностный подход, адаптированный под культурные, социально-экономические и политические общепринятые нормы в нашей стране. К этому можно отнести возросший социальный заказ на коммуникативного, соблюдающего нормы здорового образа жизни, социализированного, патриотичного, автономного специалиста.
Ученые Республики Беларусь сформировали отечественное представление о компетентностном подходе, задали направление его положительной динамики и основные требования. Учеными Республики Беларуси заложен фундамент дальнейшего построения и развития универсальной, автономной и стойкой системы образования, способной моментально реагировать на изменение окружающего мира и выборочно изменять необходимые настройки системы. В перспективе развития нас ждет внедрение образовательных стандартов поколения 3++, с измененным компетентностным подходом, а это значит, что исследования проблемы компетентностного подхода для разработки более совершенной системы образования приобретают перманентную актуальность.
Литература:
- Антипин, Н. А. Взаимодействие компетентностного и квалификационного подходов в образовании [Электронный ресурс] / Н. А. Антипин // Научно-практический электронный журнал Аллея Науки. — 2018. — № 6 (22). — Режим доступа: https://alley-science.ru/sovremennye_napravleniya_obrazovaniya_i_pedagogiki__6_22___2018/. — Дата доступа: 04.01.2023
- Жук, О. Л. Педагогика. Практикум на основе компетентностного подхода: учеб, пособие для препод., аспирант. и студ. высш. учеб. заведений / О. Л. Жук, С. Н. Сиренко; под общ. ред. О. Л. Жук. — Минск: РИВШ, 2007. — 182 с.
- Жук, О. Л. Педагогическая подготовка студентов: компетентностный подход / О. Л. Жук. — Минск: РИВШ, 2009. — 336 с.
- Дроздова, Н. В. Компетентностный подход как новая парадигма студентоцентрированного образования / Н. В. Дроздова, А. П. Лобанов. — Минск: РИВШ, 2007. — 100 с.
- Калицкий Э. М. Современная концепция профессионализма / Э. М. Калицкий, Н. Г. Гончарик // Адукацыя і выхаванне. — 2002. — № 10. — С. 19–26.
- Лобанов, А. П. Личность и профессия в компетентностном подходе: новые приоритеты высшего образования / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова // Вести БГПУ. Серия 1, Педагогика. Психология. Филология. — 2007. — № 2. — С. 44–48.
- Макаров, А. В. Компетентностный подход в высшем образовании: международный и отечественный опыт: учебное пособие / А. В. Макаров. — Минск: РИВШ, 2019. — 252 с.
- Кошель, Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования / Н. Н. Кошель // Адукацыя i выхаванне. — 2005. — № 9. — С. 8–14.
- Торхова, А. В. Теоретико-методические основы развития индивидуального стиля профессиональной деятельности будущего учителя: монография / А. В. Торхова. — М.: Мос. гос. пед. ун-т., 2005. — 226 с.
- Лобанов, А. П. Профильное образование психологов в контексте компетентностного подхода / А. П. Лобанов, Н. В. Дроздова, Н. В. Карлионова. — Минск: Вышэйшая школа — 2006. — № 5. — С. 33–36.
- Макаров, А. В. Реализация компетентностного подхода в стандартах высшего образования нового поколения в Республике Беларуси и Российской Федерации: сб. науч. статей. / А. В. Макаров. — Минск: РИВШ, 2021. — С. 248–255.
- Торхова, А. В. Ориентация профессиональной подготовки учителя на индивидуальный стиль деятельности как инновационное явление / А. В. Торхова // Кіраванне ў адукацыі. — 2009. — № 12 — С. 11–16
- Кошель, Н. Н. Предпосылки создания системы менеджмента качества непрерывного педагогического образования [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://elib.bspu.by/handle/doc/41293 — Дата доступа: 15.12.2022.