«Я»-образ руководителей-мужчин и руководителей-женщин | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №52 (447) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 25.12.2022

Статья просмотрена: 74 раза

Библиографическое описание:

Виноградова, О. Н. «Я»-образ руководителей-мужчин и руководителей-женщин / О. Н. Виноградова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 52 (447). — С. 329-331. — URL: https://moluch.ru/archive/447/98287/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассмотрены особенности и отличительные черты формирования на современном этапе профессионального Я-образа руководителей мужчин и руководителей женщин на примере работы в силовых структурах. В процессе исследования обозначены общие и отличительные черты продвижения по карьерной лестнице представителей обоих полов. Также выделены мотивы и ценностные установки, представлено описание идеального профессионального Я- образа женщины-руководителя силового министерства или ведомства. Особый акцент сделан на препятствиях, которые мешают женщине достигать успехов в лидерстве.

Ключевые слова: руководитель, Я-образ, силовые структуры, женщина.

Современный этап развития общества формирует новые требования к человеку, формализует потребности в развитии его лидерского и духовного потенциала. Кроме того, на сегодняшний день неуклонно растет спрос на одаренного индивида, который может нестандартно мыслить, обладает высокой работоспособностью и сильными волевыми качествами. Анализ специализированной литературы позволяет прийти к выводу, что из всех видов возможных талантов, лидерство, которое на практике находит свое проявление в занятии руководящих должностей, управлении людьми и целыми структурами, является наименее изученным психологическим феноменом.

В данном контексте особое значение приобретает изучение Я-образа, который формируется в соответствии с профессиональной специализацией, требованиями и запросами общества.

На сегодняшний день не подлежит сомнению тот факт, что Я-образ является основой достижения высокого уровня профессионализма и важным личностным ресурсом в становлении квалифицированных специалистов, руководителей, в том числе, и среди представителей тех профессий, которые связаны с особыми условиями и характеризуются влиянием значительного количества стрессогенных факторов. К числу таких профессий относятся профессии, принадлежащие к силовым структурам, а именно МВД, Росгвардии, Федеральной службы безопасности и т. д.

Кроме того, рассматривая профессиональный Я-образ руководителей, необходимо обратить внимание на гендерный аспект, особенно в силовых структурах, поскольку в современном обществе постепенно меняются стереотипы, которые формировались в течение долгого времени о месте женщины в социуме. До недавнего времени считалось, что руководителями в органах, которые занимаются охраной правопорядка, как правило, являются мужчины. Это связано с тем, что наше общество традиционно видело предназначение женщине в охране домашнего очага, воспитании детей. Однако, сегодня все больше женщин занимают руководящие должности в силовых структурах, несмотря на все препятствия, стоящие перед ними. Решая поставленные задачи и формируя свой профессиональный Я-образ, руководители выбирают разные пути достижения конечного результата в зависимости от того, это мужчина или женщина.

Таким образом, с учетом вышеизложенного, изучение всего, что связано с профессиональным Я-образом через призму гендерных аспектов занятия руководящих должностей в силовых структурах обусловлено существующим противоречиями между сложившимися стерепотипами о моделях лидерского поведения женщин и мужчин и существующими запросами относительно построения карьеры лидеров обоих полов, что в целом имеет важное научное значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в профессиональном росте.

Проблему взаимосвязи «Я» и «профессии» в контексте исследования профессионального самосознания личности ученые решают в различных вариантах, наиболее известные подходы сформулировали Ложкина Н. В., Нагорная Л. А., MoradiB., Yoder J. D., Stewart R.; Hill K.

Психологические исследования Я-концепции и Я-образа детально прорабатывают Адаськова С. Б., Бадаев А. Г., Усачева И. В., Аникеева Н. В., Kanagawa C., Cross S., Thomas E. Heinzen, Liz Bell.

Однако разноплановость научных подходов порождает определенную концептуальную неопределенность феномена «профессиональный Я-образ», его видов и базовых показателей, а также недостаточную осознанность влияния данного феномена на эффективность профессионального становления и профессиональной деятельности специалиста в зависимости от его пола.

Таким образом, цель статьи заключается в изучении особенностей профессионального Я-образа руководителей мужчин и руководителей женщин на примере силовых структур.

Формируемый на основе Я-концепции профессиональный Я-образ органично отражает интеграцию профессионального общения и опыта, позволяет комбинировать самосознание и деятельностные факторы личности, стимулирует успешное обновление профессиональных умений и навыков, способствует развитию личностно-профессиональных качеств и характеристик.

Исследования, посвященные вопросам гендерного равенства в силовых структурах, доказывают тот факт, что разительных отличий между женщинами и мужчинами с точки зрения эффективности руководства нет.

Отличие профессионального Я-образа руководителей женщин в органах внутренних дел от образа мужчин, прежде всего, заключается в том, что женщина вынуждена постоянно доказывать, как себе, так и окружающим, что в этой профессии и сфере деятельности она также может достигнуть успеха и быть эффективным руководителем. Кроме того, ей неизменно необходимо объединять роль руководителя на работе и исполнителя в домашнем хозяйстве.

Идеальный профессиональный Я-образ женщины-руководителя силового министерства или ведомства — это яркая личность, которая не утратила женственности, строгая и настойчивая, физически и интеллектуально активна, все решения принимает лично. Женщина-руководитель готова рисковать достойно реагирует на критику, целенаправленная и убеждена в собственных силах. В управлении женщинам присущ преимущественно демократический стиль, в то время как мужчинам — авторитарный. С целью реализации принятых решений для женщин-руководителей характерным является четкое распределение функций исполнения, умение оказывать помощь.

Особого внимания в процессе исследования заслуживает типология руководителей силовых ведомств в зависимости от сформированного профессионального Я-образа.

Так, для мужчин, которые занимают высокие посты в правоохранительных органах, характерным является высокая самооценка и высока сложность Я-образа. Они воспринимают изменение ситуации, которая их касается, без угрозы для собственной Я-концепции, не реагируют на мнения других, кроме того, их поведение и познавательные процессы очень жесткие, а самооценка чрезвычайно стабильна.

В свою очередь для женщин-руководителей больше присущ прагматический Я-образ. В рамках данной концепции профессионального развития у женщин формируется не такая высокая самооценка как у мужчин, при этом Я-образ становится гораздо более сложным, чем у мужчин. Женщины с таким восприятием себя реагируют на широкий круг социальных детерминант, они стараются прислушиваться к мнениям окружающих их людей и трансформируют стратегию своего поведение с учетом обратной связи.

Собственно, данный тип профессионального Я-образа обуславливает причины, которые мешают женщине достигать успехов в лидерстве: женщины быстро теряют независимость, инициативность, в среднем гораздо позже, чем мужчины, начинают заботиться о личной карьере; кроме того, они более эмоциональны и не всегда могут управлять собой.

Одинаковым у мужчин и женщин-руководителей является ключевой мотив занятия ведущих позиций в силовых органах — это материальные блага, но если женщине нравится иметь свой заработок, который делает ее независимой, то мужчина, преследуя денежные интересы на должности, в свою очередь доказывает себе и обществу, что он в состоянии много зарабатывать и быть обеспеченным человеком. При этом женщина воспринимает карьеру в «мужской» сфере правоохранительных органов, как личный рост, а мужчина занятие им руководящей должности рассматривает в качестве средства обеспечения карьерного роста.

Таким образом, формирование профессионального Я-образа руководителей мужчин и женщин в силовых структурах имеет схожие и в тоже время отличительные черты. При этом женщины демонстрируют значительный прогресс в развитии личных качеств и установок, эффективно разрушают стереотипы «мужских профессий», что позволяет им становиться успешными руководителями в любых силовых структурах.

«Я»-образ руководителей-мужчин

У мужчин руководителей Я-концепция отмечается большей направленностью на самоактуализацию, а Я-образ моделирует и осознает себя преимущественно в сферах: «работа», «любовь», «познание», с некоторым игнорированием Я-образа, связанного с семейными ролями.

Мужчины, в отличие от женщин, большую значимость придают качествам, определяющим эффективность профессиональной деятельности и порядку взаимодействия коллектива. Среди различных ориентиров выбора карьеры мужчины чаще стремятся к предпринимательской активности, менеджменту, соревновательности, испытывают потребность создавать новый продукт, услугу или организацию.

Для мужчин определяющей становится оценка их профессиональной деятельности. Замечено, что мужской стиль более эффективен либо в структурированных ситуациях и при решении простых задач, либо в ситуациях с высокой степенью неопределенности.

Руководители мужчины гораздо легче оценивают события целиком, мужчины мыслят стратегически и глобально, обычно легко могут проследить связь между частями единого процесса. Мужчинам легко удается понять самые сложные процессы, управлять процессами в долгосрочной перспективе.

Мужчины в конфликтных ситуациях справляются лучше, так как женщины в силу эмоциональности могут «влипать» в конфликт, только увеличивая его.

Отличительные качества мужчин-руководителей, они более склонны к самоанализу и независимости. Для них характерен внутренний локус контроля. Локус контроля — психологические качества человека, которое заставляет его приписывать ответственность за события и результаты своей деятельности либо внешним силам — другим людям, объективным условиям, судьбе (экстернальный, внешний локус контроля), либо самому себе (интернальный, внутренний локус контроля).

«Я»-образ руководителей-женщин

Каждый руководитель выполняет функции в определенном свойственном только ему стиле. И руководитель женщина здесь не исключение. Принятый стиль руководства может служить характеристикой качества деятельности руководителя-женщины, ее способности обеспечивать эффективность управления деятельности, а также создавать и воспроизводить в коллективе особую атмосферу, порождающая особые нормы взаимоотношения и поведения. При этом стиль руководства выступает как сочетание следующих неоднородных качеств: доброта и строгость, женственность и деловитость. Женщины могут не соперничать с мужчинами за звание лучшего руководителя, но они имеют ряд качеств, реализация которых существенно помогает им в достижении поставленных целей.

1) При управлении персоналом женщины уделяют особое внимание морально-психологическому климату в коллективе: активно стараются создать благоприятную атмосферу взаимодействия со всеми подчиненными.

2) Руководители-женщины являются сторонниками строго контроля при условии принятия коллективного решения внутри команды.

3) В ситуациях, требующих наказания, подчиненных руководитель -женщина рассматривает более широкий круг возможных решений.

4) В условиях риска женщины действуют более осторожно и настроены на постепенное выправление ситуации, а не на моментальный успех.

Отличительные качества современной женщины-руководителя. Женщина- руководитель не редкость в наши дни. По своей природе женщина более обязательна по сравнению с мужчиной, она может не выполнить дело к определенному сроку, но она постарается довести его до конца, а не бросить при появлении трудностей и заняться чем-то более важным. Хотя женщине, впрочем, быстрее прощают просроченное слово. У деловой женщины с хорошо развитым чувством интуиции свои фирменные методы. Руководитель- женщина на работе и дома может быть совершенно разной. Находясь у финансового руля дома, она может быть типичной растратчицей, в то же время, отвечая за финансы по долгу службы, она соответствует типичному образу финансиста — не давать денег, когда они нужны, и предлагать, когда они не требуются.

Необходимо сделать вывод, что, в сущности, гендерные различия заведомо уступают индивидуальным. В ходе многочисленных исследований, проведенных в последние годы, выяснилось, что у мужчин и женщин гораздо больше схожих качеств, чем отличий. Более того, многие из действительно существующих различий поддаются изменению в ходе обучения, при перемене жизненного уклада и социальных ожиданий.

Эти выводы свидетельствуют о том, что успешные модели менеджмента осуществляют те из руководителей, которые независимо от своего пола имеют психологический репертуар поведения, характерный и для мужчин, и для женщин. Это означает, что и мужчины, и женщины имеют практически равные психологические возможности для управления предприятием.

Основные термины (генерируются автоматически): женщина, мужчина, профессиональный Я-образ, структура, профессиональный Я-образ руководителей мужчин, руководитель, высокая самооценка, особое внимание, профессиональная деятельность, силовое министерство.


Ключевые слова

силовые структуры, женщина, руководитель, Я-образ

Похожие статьи

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Кадровый резерв организации

В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи как фактора выбора партнера для брака

В статье выявлены особенности выбора брачного партнера среди молодых людей и девушек. Определены ролевые ожидания и притязания молодежи при выборе партнера для брака. Приведен анализ предпочтений молодых людей и девушек о распределении семейных обяза...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Опыт использования расстановочных техник в работе с женщинами-осужденными в контексте профилактики женской преступности

В статье описывается работа по интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Рассмотрен опыт использования расстановочных техник как инструмента психо-коррекционного воздействия на женщин-осужденных в контексте профилактики женской преступности.

Похожие статьи

Лидерская позиция в современном обществе

Нельзя пренебрегать актуальностью изучения и сравнительного анализа разных типов личности человека, одна из которых может быть отнесена к лидерам. Наша задача — определить роль лидерской позиции личности человека в современном обществе, ее перспектив...

Кадровый резерв организации

В данной научной статье представлены основные определения кадрового состава с точки зрения отечественных и зарубежных авторов научной литературы, выделены цели и задачи формирования кадрового резерва компании. Также в работе предложены новейшие метод...

Социально-психологические особенности современной молодежной организованной преступности в России

В статье рассматривается проблема борьбы с криминальными проявлениями среди молодежи. При этом особое внимание обращается на то, что в настоящее время ведется поиск путей, средств, механизмов для предотвращения преступности на ранних стадиях ее прояв...

Задачи педагогического обучения дизайнеров в процессе формирования готовности к инновационной профессиональной деятельности

Стремительное развитие современного общества определяет приоритеты и преобразования в сфере высшего дизайн- образования. Заметно актуальной становится проблема формирования профессиональных способностей студентов--будущих дизайнеров, подготовка их к ...

Формирование я-концепции младшего школьника в совместной деятельности

Данная статья рассказывает о процессе формирования «Я-Концепции» у детей младшего школьного возраста, а также отмечаются особенности процесса развития «Я-Концепции». В статье рассмотрен феномен совместной деятельности, который направлен на то, чтобы ...

Исследование сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога у студентов бакалавров

В статье представлены результаты эмпирического исследования и опыта независимой оценки сформированности трудовых действий, необходимых для осуществления развивающей деятельности педагога в соответствии с профессиональным стандартом. Были выявлены уро...

Влияние опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков

В статье представлены результаты формирующего эксперимента по установлению влияния опыта публичных выступлений на Я-концепцию младших подростков. С содержательной стороны характеризуется тренинговая программа, направленная на развитие у детей навыков...

Эмпирическое исследование ценностных ориентаций молодежи как фактора выбора партнера для брака

В статье выявлены особенности выбора брачного партнера среди молодых людей и девушек. Определены ролевые ожидания и притязания молодежи при выборе партнера для брака. Приведен анализ предпочтений молодых людей и девушек о распределении семейных обяза...

Особенности организации руководства творческим и профессиональным видами деятельности педагогов дошкольной образовательной организации

Статья посвящена описанию эффективных практик организационной и руководящей деятельности в образовательной организации. Обращено внимание на стили эффективного взаимодействия в ОО, способствующего повышению качества профессионализма педагогов и креат...

Опыт использования расстановочных техник в работе с женщинами-осужденными в контексте профилактики женской преступности

В статье описывается работа по интеграции женских ценностей у женщин-осужденных. Рассмотрен опыт использования расстановочных техник как инструмента психо-коррекционного воздействия на женщин-осужденных в контексте профилактики женской преступности.

Задать вопрос