Психологическое насилие в семье и его последствия | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 23.12.2022

Статья просмотрена: 661 раз

Библиографическое описание:

Христославенко, Е. Р. Психологическое насилие в семье и его последствия / Е. Р. Христославенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 296-298. — URL: https://moluch.ru/archive/446/98143/ (дата обращения: 21.12.2024).



В данной статье представлены причины возникновения психологического насилия, особенности его протекания и последствия влияния на детей и других членов семьи. Представлены рекомендации, способствующие противодействию агрессора в свой адрес или близких людей.

Ключевые слова: психологическое насилие, разрушительное поведение, типы родителей, субъект насилия, виды психологического насилия, рекомендации против агрессора.

Психологическое, или как его еще по-другому называют — эмоциональное насилие является одной из основных форм проявления насилия в отношении детей. Это может проявляться в каком-либо психическом воздействии на ребенка, а также в отвержении членами семьи, близкими, что может негативно сказаться на развитии психики ребенка, его эмоциональной сфере, особенностях поведения и взаимоотношения с социумом.

Субъектом психологического насилия может выступать любой человек, член семьи. Как правило, он относится или к семьям с авторитарными родителями, или семьям с нарушенным стилем воспитания (что может проявляться в гиперопеке или, наоборот, в ее недостатке — гипоопеке), или семьям с социально-экономическими и психологическими проблемами и т. д.

Чаще всего субъектами проявления эмоционального насилия являются именно родители, которых можно разделить на 2 типа:

– агрессивно-авторитарных;

– тревожно-мнительных.

В психологии выделяют 6 типов разрушительного поведения родителей, которые так или иначе являются значимыми для ребенка. Далее мы их подробнее рассмотрим. Итак:

1-отвержение. Оно может проявляться в нескольких аспектах — публичное унижение, предъявление несоразмерных требований. При этом ребенку постоянно стараются привить чувства вины и стыда за проявление им эмоций и чувств.

2-угрозы. Унижение достоинства ребенка при помощи оскорблений, обвинений в формате брани и криков, при этом используется часто ненормативная лексика и наказания (иногда остаются в рамках обещаний).

3-игнорирование. Родители неспособны проявлять чувства любви и заботы по отношению к своему ребенку, игнорируют его психологические потребности и нужды (в безопасности, общении, поддержке и т. д.). Как правило, такие проявления не кратковременные, а длительные.

4-изоляция. Ребенок находится в тесных ограничительных рамках, в которых ему запрещается взаимодействовать как-либо с окружающим миром.

5-развращение. Со стороны родителей появляется некая поддержка, мотивация к развитию асоциального поведения в целом, а также его проявлений — таких как воровство, проституция, появление алкогольной и наркотической зависимости.

6-насилие, совершенное в присутствии ребенка. Оно может быть адресовано и не самому ребенку, но по отношению к окружающим его людям, животным и т. д.

Насилие разделяется по нескольким классификациям. Может быть прямым или косвенным, единичным или систематическим, актуальным или прошедшим. По критерию содержания насилие подразделяется на: физическое, пренебрежение обязанностями, сексуальное, психологическое.

К видам психологического насилия можно отнести:

– обидные замечания и шутки, которые принижают человеческое достоинство;

– навязывание определенных установок и мнений;

– контроль действий;

– эмоциональное манипулирование;

– запугивание;

– обесценивание достижений и т. д.

Последствия психологического насилия над детьми могут иметь абсолютно разные последствия. Это может проявляться и в биологических особенностях, и в психологических, которые будут оказывать непосредственно влияние и на социальные. Например, у детей дошкольного и младшего школьного возраста может прослеживаться задержка в физическом и речевом развитии, такие дети могут также и отставать в росте. У подростков — побеги из дома, попытки совершения суицида. Нередко появляется импульсивность, вредные привычки (вырывание волос), чрезмерная уступчивость и податливость.

Как правило, у детей опыт насильственного взаимодействия перерастает в психотравму, которая, в свою очередь, обладает рядом особенностей. Так, дети не всегда осознают суть происходящего. Но если и осознают все-таки суть, то не всегда понимают именно истинные последствия, которые наступят для их как физического, так и психического здоровья. Для детского мозга свойственно быстрое вытеснение негатива, в сравнении со взрослыми. И как следствие, события могут забываться в детском возрасте, но появляться во взрослом. Стоит также отметить, что о произошедшем насилии дети чаще сообщают не какому-либо члену семьи, а своим друзьям, сверстникам.

Самым опасным видом насилия считается сексуальное, которое может во взрослой жизни проявляться в следующих аспектах:

– психосоматические заболевания;

– зависимое поведение;

– непринятие своего тела и, как следствие, проблемы в сексуальных отношениях;

– повторное насилие.

Согласно данным статистики, чаще всего женщины, которые подвергались ранее насилию, рискуют вновь оказаться в роли жертвы. А мужчины, испытавшие насилие, начинают сами его совершать.

Любое насилие, которое относится к периоду взрослой жизни, может оставить следующие отпечатки: нарушение Я-концепции, депрессия, чувство вины и стыда, а также проблемы в межличностных отношениях (в особенности во взаимоотношениях с тем полом, со стороны которого осуществлялось насилие).

Семьям, у которых возник подобный кризис, необходимо стараться оказывать помощь на ранней его стадии для большей эффективности, поскольку такая семья еще не будет находится в статусе находящейся в особо опасном положении, которая подвергает риску жизнь и развитие ребенка и окружающего социума в целом.

Согласно последним исследованиям: чем дольше длится семейный кризис, тем это сложнее для самой семьи и тем больше ресурсов потребуется для организации профилактической работы, а, следовательно, будет меньшая результативность и эффективность.

Семьи с насилием всегда относятся к группе риска, т. к. подобная атмосфера не подходит для полноценного воспитания и развития ребенка. Дети, которые выросли в условиях насилия, позже сами становятся жертвой или агрессором (с вероятностью в 95 %).

Современные психологи и исследователи разработали ряд рекомендаций, которые помогут защитить себя и своих членов семьи от психологического насильственного воздействия:

  1. Учитесь говорить «Нет» агрессору. Если человек продолжает проявлять в ваш адрес подобное, то следует его просто игнорировать.
  2. Вести себя менее эмоционально. Можно соглашаться со всем, что предлагает агрессор, но при этом не следовать этому в действительности. Это поможет вывести его из равновесия.
  3. Не поддавайтесь на манипуляции игнорирования. Не нужно стараться обратить на себя внимание такого человека.
  4. Не позволяйте нарушать личные границы.
  5. Старайтесь трезво смотреть на ситуацию и не поддаваться шантажу, угрозам и т. д.

Таким образом, можно отметить, что необходимо следить за эмоциональным (психологическим) состоянием всех членов семьи, в особенности касающихся детско-родительских отношений, поскольку они являются взаимодополняющими друг друга.

Литература:

  1. Берн Э. Игры, в которые играю люди. Люди, которые играю в игры. Эксмо, 2013.
  2. Миллер А. Воспитание, насилие и покаяние. Класс, 2010.
  3. Форвард С. Эмоциональный шантаж, М.: АСТ, 2005
Основные термины (генерируются автоматически): психологическое насилие, ребенок, член семьи, насилие, взрослая жизнь, особенность, отношение, развитие ребенка, чувство вины, эмоциональное насилие.


Ключевые слова

психологическое насилие, разрушительное поведение, типы родителей, субъект насилия, виды психологического насилия, рекомендации против агрессора

Похожие статьи

Насильственная преступность: понятие, причины и условия

В данной статье рассмотрены понятие и виды насилия в семье. Исследуется международное и отечественное законодательство, регулирующее насильственную преступность. Вносится предложение о необходимости принятия специального закона по предупреждению и пр...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Преступления насильственного характера, совершаемые в семье в отношении несовершеннолетних: криминологический аспект

В статье автором дана криминологическая характеристика насильственных преступлений в семье в отношении несовершеннолетних, проанализированы последствия их совершения и их значение. Проведен анализ понятия и сущности насильственного преступления в сем...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Семейное насилие в период изоляции в России

Статья посвящена актуальной для современной России проблеме — домашнему насилию. Акцентировано внимание на данном негативном социальном явлении в период изоляции. Рассматривается состояние семейного насилия в отношении женщин, его динамика в период и...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Проблема домашнего насилия в контексте общественного мнения

В статье рассматривается проблема домашнего насилия через призму общественного мнения, выделены виды, причины и последствия насилия в семье, а также осведомленность людей и влияние стереотипных представлений по данной проблеме.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Похожие статьи

Насильственная преступность: понятие, причины и условия

В данной статье рассмотрены понятие и виды насилия в семье. Исследуется международное и отечественное законодательство, регулирующее насильственную преступность. Вносится предложение о необходимости принятия специального закона по предупреждению и пр...

Формирование личностных убеждений у детей, переживших насилие

В статье исследуется влияние психологического насилия на формирование личностных убеждений у детей, анализируют долгосрочные последствия такого воздействия и разрабатывают рекомендации по профилактике и восстановлению психологического состояния детей...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Преступления насильственного характера, совершаемые в семье в отношении несовершеннолетних: криминологический аспект

В статье автором дана криминологическая характеристика насильственных преступлений в семье в отношении несовершеннолетних, проанализированы последствия их совершения и их значение. Проведен анализ понятия и сущности насильственного преступления в сем...

Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте

В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.

Семейное насилие в период изоляции в России

Статья посвящена актуальной для современной России проблеме — домашнему насилию. Акцентировано внимание на данном негативном социальном явлении в период изоляции. Рассматривается состояние семейного насилия в отношении женщин, его динамика в период и...

Причины возникновения агрессивного поведения в дошкольном возрасте

В статье изложена проблема изучения причин возникновения агрессивного поведения у детей дошкольного возраста. Автором рассмотрены различные теоретические подходы, обосновывающие данный феномен.

Проблема домашнего насилия в контексте общественного мнения

В статье рассматривается проблема домашнего насилия через призму общественного мнения, выделены виды, причины и последствия насилия в семье, а также осведомленность людей и влияние стереотипных представлений по данной проблеме.

Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста

В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...

Профилактика употребления психоактивных веществ как социальной и психолого-педагогической проблемы

Статья акцентирует внимание на негативных последствиях употребления психоактивных веществ, прежде всего среди подростков, и необходимости профилактики данного негативного феномена.

Задать вопрос