Статья посвящена актуальной проблеме выявления и профилактики школьного буллинга.
Ключевые слова: школьный буллинг, буллер, жертва, наблюдатели, психологическая помощь.
Всех глубоко поразила известная, написанная почти сорок лет назад, пронзительная автобиографическая повесть В. К. Железникова «Чучело». Рассказывая историю травли, реально происходившей с его родной племянницей в течение полугода, автор представляет панораму жизни подростков за несколько дней: «В «Чучеле» меня интересовало, может ли один человек, такой вот маленький, ранимый, незащищенный, как Лена, выстоять в экстремальной ситуации против всех…». В СМИ нередко мы встречаем шокирующие новости об избиениях одноклассника подростками, и даже суицида школьников. Это тоже печальный пример школьного буллинга (от английского bullying — «запугивание, издевательство, травля») — пример явной агрессии в среде обучающихся, когда имеет место быть неравенство сил и жертва показывает, как сильно ее это задевает.
Термин «буллинг» появился в 1983 году в исследованиях норвежского психолога Дана Ольвеуса, активно изучавшего проблемы, методы профилактики и преодоления буллинга. Дан Ольвеус отметил зависимость проявлений буллинга от пола и возраста обучающихся: чем старше дети, тем осознанней их контроль своего поведения, девочки менее агрессивны, чем мальчики.
Елена Трушина, практикующий клинический психолог, юнгианский аналитик, отмечает, что школьный буллинг не всегда выражается в физическом насилии, чаще это психологическое воздействие в форме оскорблений, насмешек, распространении сплетен и слухов, а также бойкота. Поводом для травли и нападок может быть что угодно: физическое несовершенство (например, маленький рост), неполная семья, несогласие с агрессором, невозможность противостоять издевательствам, проявит ответную агрессию, «дать сдачу». В буллинге много ролей, но основных — три: буллеры — инициируют и возглавляют издевательства; наблюдатели — пассивно равнодушные, активно осуждающие или даже одобряющие агрессоров и жертва. В такой ситуации наблюдатели получают не меньшую травматизацию. В психологии есть термин «травма наблюдателя», когда ребенок не справляется с опытом наблюдения за систематическим насилием, даже находясь в стороне от конфликта. Проблема в том, что в группе риска может оказаться любой ребенок, особенно с признаками хронических заболеваний, физическими особенностями, трудностями в обучении. В качестве жертв буллинга агрессоры выбирают чаще всего неуверенных в себе, с низким уровнем самоуважения, поведенческими или социальными отличиями детей.
Буллеры имеют высокий уровень агрессии и гнева, завышенную самооценку, готовность самоутверждаться за счет насилия, неадекватно реагируют на критику, с трудом соблюдают правила поведения, с легкостью манипулируют эмоциями жертв. Часто причина агрессии кроется в несоответствии уровня социальных запросов буллера и окружающей реальности.
Основные формы проявления буллинга: вербальная, физическая, социальная, киберзапугивание.
Словесный (вербальный) буллинг — издевательство через оскорбления, угрозы.
Что делать? Начать с воспитания уважительного отношения к себе, членам семьи, учителям, одноклассникам, окружающим людям, развития умений ценить свои таланты, успехи, обсуждения безопасных способов реагирования на действия и слова агрессора.
Физический буллинг — многократное физическое воздействие неподобающим способом: удары, пинки, подножки, блокировки и т. д.
Что делать? Внимательно прислушивайтесь к жалобам ребенка на физическое состояние, осмотрите тело ребенка, осторожно выясните, проявлял ли кто-то к нему оскорбительное физическое воздействие. Постоянно держите связь с классным руководителем, психологом. Если физическое насилие проодолжается и после бесед с агрессором педагогов, обратитесь в правоохранительные органы.
Социальный буллинг — бойкот, социальное запугивание с применением изоляции ребенка от участия в общественной деятельности, неформального общения.
Что делать? Обратить внимание на настроение ребенка, обсуждайте, как прошел день, ищите позитивные стороны, отмечайте похвалой даже незначительные достижения ребенка, развивайте их способности к чтению, театральной деятельности, музыке, спорту и т. д., чтобы ребенок мог контактировать со сверстниками и вне школы.
Кибербуллинг — обвинения, оскорбления, распространение слухов через социальные сети и электронную почту.
Что делать? Обратите внимание на настроение ребенка после просмотра социальных сетей, установите фильтры на просматриваемый ребенком контент, расскажите, что ему необходимо немедленно сообщить Вам о провокационных, оскорбительных, содержащих угрозы сообщениях. Если кибербуллинг обостряется, свяжитесь со школой, интернет-провайдерами или правоохранительными органами.
Пути решения проблемы школьного буллинга:
- 1.Наблюдение за физическим и психическим состоянием ребенка. Если он жалуется на беспричинные боли в животе, появился нервный тик, проблемы с аппетитом, энурез, нарушение сна, повышенная тревожность, длительное подавленное состояние, излишняя уступчивость и осторожность, склонность к уединению и нежелание общаться, снизил успеваемость, явно не желает идти в школу, то можно предположить, что ребенок мог стать жертвой буллинга. Дети-наблюдатели испытывают страх оказаться на месте жертвы и могут стать буллерами впоследствии. Или испытывают травму наблюдателя, если сочувствуют жертве, но помочь не могут. Дети — агрессоры тоже имеют проблемы с успеваемостью, социальной адаптацией.
- Что делать педагогу и родителям жертвы? Зачастую они из-за бессилия обесценивают ситуацию: «Сам виноват, надо сдачи давать…» Педагог в таком случае может направить и ребенка, и его родителей на консультацию к психологу. Вот речевые клише, которые могут содействовать доверительному диалогу: «Я верю тебе» — это показатель того, что ребенок не наедине со своей проблемой; «Мне жаль, что это с тобой случилось» — это маркер, что вы готовы переживать его чувства; «Ты не виноват» — эта фраза о том, что жертвой агрессии может стать любой человек; «Ты правильно поступил, что рассказал об этом мне» — убедите, что ребенок правильно сделал, что поделился своими проблемами; «Я люблю тебя и все сделаю, чтобы защитить тебя» — это сигнал, что взрослые разберутся с угрозами и опасностями.
Кроме того и педагогам, и родителям необходимо разъяснять детям, как вести себя в конфликтной ситуации:
— рассказывать о случаях травли взрослым — правильно, это поможет избежать буллинга в дальнейшем;
— работать над развитием уверенности ребенка в себе, повышать самооценку;
— нельзя бороться с жестокостью еще большей агрессией, лучшее оружие- юмор;
— необходимо избегать ситуаций буллинга, отклонять предложения поучаствовать в ней;
— если ситуация обостряется, может перерасти в буллинг, необходимо ребенку позвать тех взрослых, кому доверяете.
— если ситуация буллинга, несмотря на принятые меры, повторяется, ребенок систематически подвергается издевательствам, оградите его от психологических или физических травм, сменив школу или форму обучения на семейное обучение.
- Что делать родителям ребенка-агрессора?
— проанализировать причины агрессии, возможно, ребенку и его родителям нужна специальная психологическая помощь;
— если ребенок-буллер обладает завышенной самооценкой и сниженной эмпатией, и вполне осознает свои поступки, объясните последствия его действий, или расскажите о своем опыте в качестве жертвы или агрессора, чтобы показать границы его возможного поведения, развивайте эмпатию ребенка.
- Что делать ребенку, попавшему в ситуацию буллинга?
Самое главное — научиться противостоять агрессору. Для этого нужно:
— осознать проблему, рассказать о ней тому взрослому, которому Вы доверяете, обзаведитесь группой поддержки;
— не давайте агрессору манипулировать вашим настроением и чувствами, игнорируйте его;
— научитесь давать отпор твердо и решительно;
— если предмет травли можно исправить — исправьте, если — нельзя — не обвиняйте себя;
— работайте над самооценкой, не бойтесь обратиться за квалифицированной помощью психолога.
Ситуация буллинга останется острой, пока не установится система активных и эффективных способов пресечения травли. Отрицательно влияет и равнодушие наблюдателей, и молчание жертв, игнорирование взрослыми проблем детей. Несмотря на то, что образовательные организации ведут комплексную работу по профилактике буллинга, родители также могут способствовать предотвращению и коррекции такого поведения.
Огромную роль играет семейное воспитание. Гиперопека способствует формированию психологии жертвы, авторитаризм — буллеров. Попустительство, социально- нестабильная среда, пропитанная алкоголем, наркотиками, семейное насилие приводит к формированию и буллеров, и жертв. Следовательно, буллинг — социально опасная проблема, требующая пристального внимания со стороны психологов, педагогов, родителей, общественности.
Литература:
- https://media.foxford.ru/shkolnyy-bulling/#stk-1
- https://childdevelop.info/articles/conflict/746/
- https://psychologist.tips/2957-bulling-chto-eto-takoe-gde-vstrechaetsya-kak-borotsya.html