Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №51 (446) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 19.12.2022

Статья просмотрена: 790 раз

Библиографическое описание:

Сидорова, Е. А. Нейропсихология бессознательного и травмы психосексуального развития в практике психолога / Е. А. Сидорова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 51 (446). — С. 289-296. — URL: https://moluch.ru/archive/446/97948/ (дата обращения: 17.12.2024).



Сексуальность — не только секс.

Сексуальность — это синтез тела и психики.

Сексуальность человека — это совокупность биологических, психофизиологических и эмоциональных реакций, переживаний и поступков людей, связанных с проявлением и удовлетворением полового влечения.

Сексуальность — это:

— Базовая потребность

— Природная функция

— Процесс от рождения до смерти

— Поведение, которому учатся

Нейропсихология это объединение психологии и физиологии. Это изучение процессов в головном мозге, которые отвечают за когнитивные функции (внимание, мышление, память, речь, праксис, интеллект)

Непосредственное участие в целостном обеспечении сексуальной сферы принимают такие системы, как психика и нервная система, эндокринный аппарат, урогенитальный тракт, система кровообращения.

Основные функции сексуальности:

— Репродуктивная (деторождение)

— Коммуникативная (общение)

— Гедонистическая (удовольствие)

Самоидентификация (отождествление себя с определенным полом)

Сексуальность включает в себя:

Чувственность (имидж тела, цикл сексуального реагирования, кожный голод, тактильная (касательная) голодовка, фантазии)

Осознание, принятие и удовлетворение от собственного тела, физиологическое и психологическое удовольствие от собственного и чужого тела

Интимность (забота, участие, любовь/симпатия, риск, уязвимость)

Способность и потребность чувствовать эмоциональную близость в отношении другого человека и потребность в обратной связи

Сексуальная идентичность (предубеждения, половая идентичность, половые роли, сексуальные ориентации)

Развитие чувства принадлежности к определенному полу, включая такие качества как мужественность или женственность

Сексуальное здоровье и репродукция (информированность, чувства и отношения, половые отношения, физиология и анатомия репродуктивных органов, репродукция )

Отношение и поведение человека в отношении продолжения рода, внимание к своему сексуальному поведению. Забота об уходе за своими половыми органами

Манипулирование с помощью секса (насилие, инцест, сексуальные домогательства, искушение, воздержание, флирт)

Использование сексуальности для влияния, контроля и манипулирования другими

Психосексуальное развитие личности — это процесс формирования и развития у человека полового самосознания, половой роли и психосексуальных ориентаций. Это процесс формирования в личности сексуальных ощущений, ориентаций и паттернов поведения в процессе социализации в виде системы представлений.

Сексуальные реакции человека зависят от многих факторов: гормонального обеспечения, ментальной продукции головного мозга, эмоциональной сферы, характера межличностных отношений и множества других влияний. Сексуальное возбуждение могут вызвать различные стимулы, что во многом зависит от индивидуального опыта, ценностных ориентаций, влияния культуры. В связи с этим люди по-разному реагируют на одни и те же стимулы.

Кора больших полушарий головного мозга играет важнейшую роль в сексуальности человека. Продуктом ее деятельности являются сексуальные фантазии. Кора головного мозга влияет на половое возбуждение и сексуальное реагирование человека, а подкорковые структуры играют важнейшую роль в определении сексуального поведения. Ключевой структурой подкорковых образований, влияющих на сексуальность, является лимбико-ретикулярный комплекс.

Так, например, патологии лобных долей (новообразовании, дистрофические процессы, последствии черепно-мозговых травм, деменция) — лобный синдром — часто приводит к изменениям сексуальной активности (чаще к ее снижению).

Патологии височных долей (например, эпилепсия) приводит к изменениям сексуальной активности (чаще к ее снижению) или появлению девиантных форм сексуального поведения.

Патология теменных областей приводит к резкому снижению всех сексуальных проявлений у человека.

На сексуальность влияет:

— Биология (гормональный фон)

— Пол (мальчик/девочка)

— Ориентация (кто тот человек, которого я буду любить)

— Поведения (которые приписываются определенным ролям)

— Ценности (которые я несу, например, ценности отношений заботы, о себе, планировании семьи)

Сексуальность находится под влиянием:

— Биологии

— Семьи

— Культуры

— Отношений с другими

Активирующее воздействие на сексуальность оказывают психика в целом, в том числе поведение, весь спектр чувств, переживаний, все виды и оттенки эмоциональных реакций, то есть желания, чувства, влечения — суммирующая функции всех нейрофизиологических процессов. Тормозящее влияние на сексуальность могут оказывать требования культуры и религии, моральные нормативы, стереотипы общества, негативные программы родительского воспитания в отношении сексуальности, психологические травмы, стрессы и др.

Реализация сексуально-поведенческих актов при участии коры больших полушарий головного мозга осуществляются поэтапно:

1) установка на восприятие раздражителей, ассоциирующихся как сексуальные;

2) оживление воспоминаний, связанных либо с собственным опытом. либо с информацией извне в сфере реализации сексуальности;

3) появление активности, направленной на поиск потенциальных сексуальных объектов.

Функциональные блоки — составляющие сексуальный цикл.

У мужчин, таких составляющих четыре:

1)нейроэндокринная;

2)психическая;

3)эрекционная;

4)эякуляторная

Каждая последующая стадия сексуального цикла сменяет предыдущую, при этом составляющие функционируют параллельно друг другу и соединяются в единое целое, вплоть до завершения всего сексуального цикла

Функциональных блоков (составляющих) в женской сексуальности выделено три:

нейроэндокринная;

психическая;

генитально-сегментарная.

Стоит заметить, что при важности нейроэндокринной составляющей определяющую роль в обеспечении женской сексуальности играет именно психическая составляющая

Нейроэндокринная составляющая сексуальности связана с деятельностью глубинных структур мозга (гипоталамус, лимбико-ретикулярный комплекс (- аппарат мозговых структур с разными функциями, участвующих в программировании поведения человека и придающих ему определенную окраску)) и эндокринных желез. Она является основой для формирования сексуальности человека. В различные жизненные периоды функции нейроэндокринной системы отличаются друг от друга, но тем не менее имеют единую цель. Этой целью является формирование энергетического компонента либидо и соответствующей возбудимости всех отделов нервной системы, регулирующих сексуальность, их поддержание на уровне, достаточном для нормальной сексуальной активности.

Роль нейроэндокринной системы важна уже в эмбриональном периоде, когда она участвует в процессе первичной морфогенетической организации всей будущей сексуальной сферы (организующее и дифференцирующее действие).

7–20 недели внутриутробного периода — период, в котором начинается и происходит дифференциация половых органов по мужскому или женскому типу. У плода мужского пола в гонадах клетками Лейдига начинается выработка фетальных андрогенов. Они изменяют магистральный (по женскому типу) путь развития половой системы и обеспечивают формирование мужской половой системы. У генетически женского плода процесс формирования половых органов по женскому типу идет спонтанно, генетически запрограммировано, воздействия гормонов не требуется. Более того, если у генетически мужского плода по тем или иным причинам (патология развития плода, патология беременности или иные негативные влияния) фетальные андрогены не вырабатываются, их выработка недостаточна или отсутствует чувствительность к ним рецепторов, то либо половые органы формируются по женскому типу, либо наблюдается их различная патология.

20–32 недели внутриутробного периода рассматривают как важные в процессе половой дифференциации головного мозга. Под влиянием фетальных, а также материнских андрогенов происходит дифференциация специфических полодиморфических ядер лимбической системы и амигдалы плода по мужскому типу. Развитие же головного мозга по женскому типу, также, как и дифференциация половых органов, происходит без гормонального влияния, спонтанно.

Процесс половой дифференциации головного мозга под влиянием пренатальных половых гормонов рассматривается в настоящее время как важный для формирования полового поведения и сексуальных предпочтений.

Особенности нейроэндокринной составляющей сексуального цикла от других функциональных блоков являются:

— формирование ранее всех других составляющих;

— проявление активности уже в эмбриональном периоде;

— первоочередная значимость: задержки или отклонения в функционировании нейроэндокринной системы в эмбриональном периоде или пубертате (критические периоды) ведут к проблемам формирования всех других составляющих.

Норма и отклонения

Баланс интереса ребенка к сексуальной сфере с проявлениями любознательности к другим сферам является показателем нормы психосексуального развития.

Рассмотрим поведение, наблюдаемого у каждой возрастной группы, которое отражает их сексуальное развитие. (Что делают, говорят и о чем думают, что отражает их сексуальное развитие? Присутствует ли что-то, что происходит в первый раз и что влияет на сексуальное развитие? Т. е. изучение частей тела, половое созревание)

В психологии

В нейропсихологии и нейроэндокринной системе

Возраст

Проявления

Чему учить

От рождения до 2-х лет

— Сосание/прикосновения,

— Эрекции/увлажнение,

— Ласки/показ гениталий,

— Нагота,

— Обучение хождению в туалет,

— Половая осознанность

— мальчики и девочки разные,

— дети рождаются от мамы,

— простые ответы о теле и функциях тела,

— правильные названия частей тела,

— личное и публичное,

— говорить «нет» нормально

В допубертатном периоде происходит формирование структур межнейронных связей. С этим периодом связаны такие этапы психосексуального развития, как осознание принадлежности к собственному полу, формирование половой роли, начальные фазы формирования психосексуальных предпочтений. Они протекают без воздействия гормонов при активном участии психической составляющей, в частности процесса воспитания, научения, приобретения опыта в микро- (семья) и макросоциуме (общество).

От 3-х до

5-ти лет

- Интерес к различию между полами,

— Повышенный интерес к сексуальным действиям,

— Части тела/неприличные слова,

— Взаимное исследование,

— сознательная мастурбация,

— Вопросы о беременности,

— Сексуальные роли и ролевые игры

От 6-ти до

9-ти лет

- Игры, вовлекающие сексуальное поведение,

— Прикосновения,

— Ругательства,

— Мастурбация наедине,

— Поиск сексуальной информации,

— Исследование своего пола

— тело меняется,

— основы репродукции,

— правила о границах,

— мысли и фантазии — это нормально,

Профилактика насилия

От 10-ти

До 12-ти лет

- Сравнения,

— Сдержанная мастурбация,

Сексуальные/романтические фантазии,

— Сексуальное влечение,

— Эротические журналы/сайты,

— Половое созревание

В пубертатном периоде и в начале сексуальной активности мощная активизация нейроэндокринных процессов производит аналогичное стимулирующее действие на соматический, генитальный и психический компоненты подготовленной ранее половой сферы. Последнее бывает особенно важным, поскольку для обучения и закрепления новых вариантов поведения, в данном случае — сексуального поведения, необходима достаточная мотивация.

Именно это мотивирующее воздействие и оказывает возросшая активность нейроэндокринной системы. Она включается в завершающиеся стадии формирования психосексуальных предпочтений. В это время вырабатываются адекватные сексуальные реакции, они привязываются к определенным ситуациям и действиям, происходит обучение половому поведению, формируется зрелая сексуальность. Нарушения функционирования нейроэндокринной системы в пубертатном периоде и в начале половой жизни могут приводить к серьезным нарушениям формирования сексуальных реакций, набору неадекватного и негативного сексуального опыта, и нарушения последующей реализации сексуальности.

От 13-ти

До 18 лет

- Всплеск сексуального интереса,

— Ориентация и предпочтения,

— Умеренная мастурбация,

— Эротика/

Порнография,

— Различные виды сексуального поведения,

— Эпизодические половые акты

- как найти информацию,

— предохранение,

— БППП, ВИЧ и безопасные секс,

— сексуальные ориентации,

— профилактика насилия

Оптимальное функционирование КБП обеспечивается режимом определенной нагрузки сигналами, идущими от органов чувств. Их избыток, как и их недостаток, ведут к нарушению функционирования КБП и расстройствам сексуальных реакций. Например, эмоциональное напряжение и астенические состояния будут приводить к расстройствам функционирования КБП и нарушению сексуальной активности.

Подкорковые структуры и сексуальность.

Основу составляют взаимодействующие между собой и с другими структурами головного и спинного мозга ретикулярная формация и лимбическая система (лимбико-ретикулярный комплекс).

Ретикулярная формация — это «энергетический блок», активирующий кору больших полушарий и контролирующий рефлексы спинного мозга.

Лимбическая система — ее функция — передача и обработка информации на регистре эмоций, что обеспечивает две важнейшие жизненные функции: сохранение собственной жизни особи и сохранение популяции в целом и данного вида в частности.

Таким образом, функции лимбико-ретикулярного комплекса включают:

— поддержку гомеостаза за счет вегетативно-эндокринных отношений, то есть поддержание оптимального уровня метаболизма;

— обеспечение вегетативной иннервации, то есть баланс симпатической и парасимпатической вегетативных систем;

— поддержку и обеспечение мышечного тонуса;

— обеспечение тонуса коры больших полушарий за счет регуляции уровня сна и бодрствования, а также процессов внимания и памяти;

— формирование и регуляцию эмоционального аппарата;

— обеспечение основных мотиваций: употребление воды, пищи, проявление сексуальной активности.

Экспериментально подтверждена поведенческая и морфофизиологическая взаимосвязь сексуальности, страха и агрессии:

— у слепых щенков при яростной борьбе за сосок матери усиливаются спонтанные эрекции.

Кора больших полушарий и подкорковые структуры играют важнейшую роль в возникновении полового влечения, сексуального возбуждения и способности получать оргазм.

Нейромедиаторы оказывают быстрое воздействие, реализующееся в течение нескольких секунд: эротический стимул, активация нервных структур, эрекция или любрикация. Поэтому они могут быстро изменить сексуальное состояние.

Под воздействием нейромедиаторов в гипоталамусе происходит выработка рилизинг-факторов половых гормонов. Запускается цепочка от возбуждения гипоталамуса через активацию гипофиза, выработку гонадотропных гормонов (ФСГ, Л Г), а затем — половых гормонов (эстрогенов, тестостерона). Этот механизм реализуется уже не так быстро, требуется несколько часов. Таким образом, гормоны являются лишь частью механизма регуляции сексуального поведения, причем действуют они медленно.

Половое поведение и возбуждение также способны активировать пептидные гормоны и нейропептиды, в частности меланокортины. Через них также опосредуются некоторые эффекты половых гормонов на сексуальность.

В женском организме так же, как и в мужском, эндокринная система обеспечивает энергетический компонент полового влечения, его выраженность, соответствующую возбудимость нервных структур, ответственных за сексуальное реагирование. Однако конечный результат в большей степени зависит от психической составляющей сексуального цикла. Психическая составляющая зачастую может подавлять нейроэндокринный компонент сексуальности, сублимировать его в другие социальные, поведенческие или психоэмоциональные проявления и даже в соматическое заболевание, но также может способствовать успешной реализации сексуальности при весьма умеренном нейроэндокринном обеспечении. Для женщины преобладающую роль играют отношение к сексуальности, особенности предшествующего сексуального опыта, тонкие механизмы индивидуальных предпочтений и партнерских отношений. Про женскую сексуальность с большим основанием можно сказать, что «женщина чувствует то, что думает по этому поводу».

Взаимовлиянием биологического и психологического компонентов объясняется зачастую нечетко прослеживаемая у женщин связь гормонального обеспечения и сексуальных проявлений, неоднородные и неоднозначные результаты различных исследований эндокринологии женской сексуальности.

Изолированное нарушение либидо, снижение сексуальной возбудимости в большей степени зависят от предшествующего сексуального опыта женщины, характера межличностных отношений, стрессовых состояний, низкой самооценки.

Травма/насилие, психологическое, физическое и/или сексуальное могут нанести тяжелый урон на формирование сексуальности личности. Получаемый опыт создаст определенный паттерн поведения, не верно прожитое или вообще не прожитое и порой не верно понятое чувство, эмоции могут осесть в теле и начать о себе напоминать. Травмированная личность входит в бессознательную цикличность для проживания этого чувства/эмоции, действуя через сложившийся паттерн поведения. В теле могут возникнуть блоки, при прикосновении к которым травмированный человек не чувствует их, так как сознание ставит запрет, запрет на удовольствие, радость, оргазм.

— Почему говорю, что могут?!

— Потому что степень травмы зависит от впечатлительности ребенка и уровня его развития.

Дети, которые пережили сексуальное насилие (от принудительного обнажения, раздевания, подглядывания за ребенком, демонстрации половых органов, касания гениталий, просмотра порнографической продукции, разговоров эротического характера, игр сексуального характера, до непосредственно коитуса) со временем начинают проявлять одно из двух поведений:

— направленное на себя (агрессия на себя: я плохой, я неправильный, я не достоин, не заслужил, навязчивая мастурбация, желание себя как-то удовлетворить, самобичевание, самонаказание, завышенная критика, чувство вины, виктимизация);

— направленное на других (агрессия на других в разных ее проявлениях, манипуляция, месть, злость, раздражение, агрессивный или нездоровый секс вплоть до навязчивого сексуального поведения и когнитивного искажения).

В обоих видах поведения это защита, порой не здоровая, которая приводит так же к невозможности выстроить личностные границы или к их отсутствию, сказать «нет», застреванию в инфантильном периоде, депрессии, неврозы, постоянной тревожности, фобиям, страхам, избыточная активность, промискуитет (вступление в беспорядочные половые отношения, постоянная смена половых партнеров) неспособность сконцентрироваться, замкнутость, изоляция, избегание контактов, скрытая и подавленная агрессия, злость, аутоагрессивное поведение (членовредительство, суицидальные мысли, попытки суицида).

Касательно детей, хочу обратить ваше внимание на факторы, повышающие степень уязвимости ребенка:

— низкая самооценка;

— социальная изоляция;

— неудовлетворенные потребности (и это не про базовые потребности), такие как, отсутствие признания, отсутствие эмоционального контакта с родителями, плюс отсутствие материальных, физических потребностей (тактильный голод, например);

— задержка в развитии.

Факторы, ведущие к усилению травмы:

— частота;

— продолжительность;

— проникновение или половой акт;

— физическая сила;

— начало в раннем возрасте;

— значительная разница в возрасте;

— сопровождение физическим насилием;

— сильное чувство вины;

— чувство преданности, бессилия и стыда.

Шаги, которые необходимо сделать:

— обеспечить безопасность;

— объяснить ребенку правила и нормы поведения;

— давать как можно больше любви и ласки;

— показать альтернативу;

— занимать/заполнять свободное время;

— поднимать самооценку;

— поговорить с членами семьи;

— обратиться к специалистам.

Биология и психика — два тесно переплетающихся аспекта сексуальности. Биологические влияния (гормональное обеспечение, иннервация и кровоснабжение) преобладают на этапах становления физиологического компонента — соматосексуального развития. Психоэмоциональный компонент напрямую связан с психической деятельностью и проявляет себя в процессе психосексуального развития, а затем преобладает в зрелом и старшем возрасте. Таким образом, в отличие от периода становления сексуальности, сексуальная активность зрелых мужчин и женщин не является прямо зависимой от гормонального фона. В клинической практике встречается немало мужчин и женщин, ведущих активную и удовлетворительную половую жизнь в весьма старшем возрасте при существенно сниженном нейроэндокринном обеспечении.

Таким образом, с позиции биопсихосоциального подхода факторами сохранения сексуального здоровья являются: регулярная половая жизнь, успешно сформированный стереотип сексуальной активности, наличие коммуникативных способностей и опыта партнерских отношений, способность испытывать чувства и умение сопереживать.

Родители/педагоги являются основными воспитателями в сексуальных вопросах.

А здоровые сексуальные отношения между супругами являются залогом здорового взросления ребенка, как в сексуальной сфере, так и во всех остальных. Ведь практически все вопросы/запросы ребенка лечатся через родителей.

Как для взрослого, так и для ребенка сексуальная сфера влияет на все сферы жизни (от усвоения информации и здоровья до реализации себя и денежного благосостояния) и здоровье не исключение.

Травма — это эмоциональная реакция на событие, которую психика не смогла интегрировать правильно. Эмоция/чувство — это энергия, если она не нашла выход, то функционирует деструктивно, остается внутри тела. В этом месте снижается правильная циркуляция и образуется напряжение — болезнь.

Моя задача — помочь клиенту/пациенту прийти к здоровым и гармоничным отношениям с собой, в семье и за ее пределами. Найти напряжения, проблемы, блоки как в теле, так и в бессознательном. Создать и внедрить в жизнь клиента/пациента новые здоровые поведенческие схемы/привычки.

Будьте открыты для вопросов, для их решения.

И будьте здоровы!

Литература:

  1. Стресс как предиктор метаболического синдрома / Чернышова Т. Е., Реверчук И. В., Меликян И. А. / Личность в экстремальных условиях и кризисных ситуациях жизнедеятельности — 2013 — № 3 — с 106–109.
  2. Психологические аспекты формирования ожирения у женщин / Чернышова Т. Е., Реверчук И. В., Мирзоян И. А. / в сборнике: Труды Ижевской государственной медицинской академии. Сборник научных статей. Ижевск — 2018. — С. 70–72.
  3. Роль психосоциальных и метаболических факторов в развитии метаболического синдрома / Реверчук И. В., Чернышова Т. Е., Мирзоян И. А., Михеева П. С. / в сборнике: Социальный мир человека. Материалы VII Международной научно-практической конференции «Человек и мир: миросозидание, конфликт и медиация». Сер. «Язык социального» Под ред. Н. И. Леонова. — 2018. — С. 423–426.
  4. Агарков С. Т., Кащенко Е. А. Сексуальность от зачатия до смерти: онтогенез сексуальности. — Издательские решения, 2015.
  5. Алексеев Б. Е., Доморацкий В. А. Подростковая сексология: руководство для специалистов молодежных клиник — Спб.: Профлитиздат, 2014.
  6. Аподихин О. И., Краснак С. С. Современный взгляд на связь эректильной дисфункции и сердечно-сосудистых заболеваний // Экспериментальная и клиническая урология. — 2013. — № 4. — С. 54–57.
  7. Выходцев С. В. Сексуальные расстройства у мужчин и женщин при заболеваниях эндокринной и репродуктивной сферы // Балтийский журнал современной эндокринологии. — 2018 — № 14 — С. 22–25.
  8. Дедов И. И., Мельниченко Г. А., Роживанов Р. В. и др. Реккомендации по диагностике и лечению дефицита тестостерона (гипогонадизма) у мужчин // Проблемы эндокринологии. — 2016 — Т. 62, № 6 — С. 78–80.
  9. Иванов Н. В., Сильницкий П. А., Ворохобина Н. В. Гипогонадизм у мужчин. — СПб.: Изд-во Политехнического университета, 2010.
  10. Клиническая андрология / под ред. В. Б. Шида, Ф. Комхаира, Т. Харгрива — М.: ГЭОТАР — Медиа, 2011.
  11. Клинические рекомендации Европейской ассоциации урологов: пер. с англ. — М.: Электронное издание, 2018.
  12. Коган М. И., Воробьев С. В. Хрипун И. А. и др. Тестостерон: от сексуальности к метаболическому контролю. — Р. н/Д.: Феникс, 2017.
  13. Международные медицинские стандарты помощи трансгендерным людям / под ред. А. Ю. Бабенко, Д. Д. Исаева — СПб.: ИГ «Т-Действие», 2018.
  14. Общая сексопатология: руководство для врачей / под ред. Проф. Г. С. Васильченко — М.: Медицина, 2005.
  15. Федорова А. И. Цветок на ветру. Status Praesens // Гинекология, акушерство, бесплодный брак. — 2014. — Т. 2, № 19. — С. 38–44.
  16. Федорова А. И. Эндокринологические аспекты сексуального здоровья женщин //Жунрал акушерства и женских болезней. — 2013. — Т. 60. № 5 — С. 73–84.
  17. Федорова А. И., Екимов М. В., Выходцев С. В., Лукъянов А. В. Биопсихосоциальная модель как путь преодоления неудач терапии ингибиторами фосфодиэстеразы 5-го типа при нарушениях эрекции // Terra Mediea. — 2014. — № 2. — С. 47–51.
  18. Щеглов Л. М. Основы сексологии: монография. — СПб.: Издатель Грошев А. М., 2010.
  19. Эндокринология: национальное руководство / под ред. И. И. Дедова, Г. А. Мельниченко. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2012.
  20. Bancroft J. The endocrinology of sexual arousal // J. Endocrinol. — 2005. — № 186. — P. 411–422.
  21. Beek C. et al. Prenatal sex hormones (maternal and amniotic fluid) and gender related play behavior in 13-month-old infant // Arch. Sex. Behav. — 2009. — № 38. — P. 6–15.
  22. Bitzer J., Giraldi A., Pfaus J. Sexual Desire and Hypoactive Sexual Desire Disorder in Women. Introduction and Overview, Atandard operating Procedure (SOP Part I) // J. Sex. Med, — 2013. — № 1. — Р. 36–49.
  23. Braunshtein G. D. et al. Safety and efficacy of a testosterone patch for the treatment of hypoactive sexual desire disorder in surgically menopausal women: a randomized, placebo-controlled trial // Arch. Intern. Med. — 2005. — № 165. — Р. 1582–1589.
  24. Buster J. E. et al. Testosterone patch for low sexual desire in surgically menopausal women a randomized trial. Obstet // Gynecol. — 2005. — № 105. — Р. 944–852.
  25. Caruso S., Rugolo S. et al. Quality of sexual life in hyperandrogenic women treated with an oral contraceptive containing chlormadinone acetate // J. Sex Med. — 2009. — Vol. 6. № 12. — Р. 3376–3384.
  26. Davis S. R., Guay A. T., Shifren J. L., Mazer N. A. Endocrine aspects of female sexual dysfunction // J. Sex Med. — 2004. — № 1. — Р. 82–86.
  27. Elsenbrunch S. et al.Quality of life, psyhosocial well-being and sexual satisfaction in women with polycystic ovary syndrome // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 2003. — № 88. — Р. 5801–5807.
  28. Frey C. A., Waif A. A. Changes in progesterone metabolites in the hippocampus can modulate open field and forced swim test behavior of proestrous rats // Horm. Behav. — 2002. — Vol. 41. № 3. — Р. 306–315.
  29. Giradi A., Narson L., Nappi R. et al. Physiology of female sexual function: animal models // J. Sex. Med. — 2004. — № 1. — Р. 237–253.
  30. Hines M., Brook C., Conway G. S. Androgen and psychoexual: core gender identity, sexual orientation and recalled childhood gender role behavior in women and men with congenital adrenal hyperplasia (CAN) // J. Sex. Res. — 2004. — № 41. — Р. 75–81.
  31. Kushnir M. M., Rockwood A. L., Roberts W. I., Performance characteristics of a noval tandem mass spectrometry assay for serum testosterone // Clim. Chem. — 2066. — № 52. — Р 120–128.
  32. Labrie F., Luu the V, Labric C. L. Endocrine and intracrine sources of androgens in women: inhibition of breast cancer and other roles of androgens and their precursor dehydroepiandrosterone // Endocr. Rev. 2003. — № 24. — Р. 152–182.
  33. Meyer-Bahlburg H. F. L et al. Sexual orientation in women with classical or non-classical congenital adrenal hyperplasia as a function of degree of prenatal androgen excess // Arch. Sex. Behav. — 2008. — № 37. — Р. 85–99.
  34. Ott M. A., Shew M. L., Ofner S. The influence of hormonal contraception on mood and sexual interest among adolescents // Arch. Sex. Behav. — 2008. — № 37. — Р. 605–613.
  35. Pfaus J. G. Pathways of sexual desire // J. Sex. Med. — 2009. — № 6. — Р. 1506–1533.
  36. Schramm G., Heckes B. Switching hormonal contraceptives to a chlormadinone acetate-containing oral contraceptive. The contraceptive switch study // Contraception/ — 2007. — Vol. 76, № 2. — Р. 84–90.
  37. Simon J. et al. Testosterone patch increases sexual activity and desire in surgically menopausal women with hypoactive sexual desire disorders // J. Clin. Endocrinol. Metab. — 2005. — № 90. — Р. 5226–5233.
  38. Somboonporn W. et. al. Testosterone for peri- and postmenopausal women // Cochrane Database Syst. Rev. — 2005. — № 4. — Р. CD004509.
  39. Strand F. L. New vistas for melanocortins. Finally, an explanation for their pleiotropic functions // An. NY Acad. Sei. — 1999. — № 897. — Р. 1–16.
  40. Tuitan A., van Honk J., Koppeschaar H. Time course of effects of testosterone administration of sexual arousal in women // Arch. Gen. Psychiatry. — 2000. — № 57. — Р. 149–153.
  41. Wisniewaski A. et al. Psychosexual outcome in women effected by congenital adrenal hyperplasia due to 21-hydroxylase deficiency // J. Urol. — 2004. — № 171. — Р. 2497–2501.
Основные термины (генерируются автоматически): головной мозг, сексуальная активность, сексуальное поведение, нейроэндокринная система, женский тип, сексуальный цикл, женская сексуальность, лимбико-ретикулярный комплекс, отношение, сексуальная сфера.


Похожие статьи

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций

Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Похожие статьи

Психологические аспекты феноменов здоровья и отношения к здоровью

Нейропсихологический подход в развитии речи у детей

Психолингвистические стратегии диффамации в современной социально-политической коммуникации

Зрительное восприятие в логопедической практике: пропедевтика и развитие

Языковая личность и проблема коммуникативной компетентности

Психолого-педагогические особенности скорости мышления в процессе обучения

Понятие рефлексии в философии и психологии и ее значение в педагогической деятельности специалистов дошкольных образовательных организаций

Психосоциальная аллергия как феномен дидактогений и социально-профессиональных деструкций

Психологические особенности беременности как биопсихосоциального феномена

Психолого-педагогические подходы к определению сущности самореализации личности

Задать вопрос