В статье рассматриваются виды экономических таможенных преступлений и их статистика. Представляется четкий перечень таможенных преступлений, разделенных на группы по предмету посягательства, выявляются некоторые спорные положения по содержанию таких преступлений в Уголовном кодексе РФ.
Ключевые слова: таможенное регулирование, таможенное преступление, уголовная ответственность, наказание.
The article discusses the types of economic customs crimes and their statistics. A clear list of customs crimes is presented, divided into groups according to the subject of encroachment, some controversial provisions on the content of such crimes in the Criminal Code of the Russian Federation are revealed.
Keywords: customs regulation, customs crime, criminal liability, punishment.
Актуальность проблематики ответственности за таможенные преступления, как разновидности экономических преступлений обуславливается высокой значимостью правоохранительной деятельности Федеральной таможенной службы России (ФТС РФ), так как ФТС РФ выступает правоохранительным федеральным органом исполнительной власти.
В Уголовном кодексе РФ рассматриваются 13 видов таможенных преступлений, по которым в соответствии с п.2 ст. 157 УПК РФ таможенные органы РФ возбуждают уголовные дела [2].
Таможенные преступления подразделяются по способам влияния: экономическая сфера, сфера общественной безопасности, преступления, связанные со здоровьем человека. Виды таможенных преступлений в соответствии с УК РФ [1], представлены на рис. 1.
Рис. 1.
В соответствии с главой 22 УК РФ таможенные преступления классифицируются как экономические и в достаточной степени оказывают влияние на экономическую безопасность РФ — «состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации». Анализ результатов оперативно-розыскной деятельности в ТО за 2019–2021 гг. представлен в табл. 1.
Динамика статистики уголовных дел за период с 2019 г. по 2021 г. показывает, что в 2021 г. общее количество уголовных дел, возбужденных по материалам оперативных подразделений ТО РФ, увеличилось. При этом наиболее высокий рост отмечен по статье 200.2 УК РФ [1].
Таблица 1
Количество уголовных дел, возбужденных по материалам оперативных подразделений ТО РФ в период 2019–2021 гг.
Показатель |
Возбуждено уголовных дел |
Абсолютное отклонение |
Темп роста, % Т |
Темп прироста, % |
|||||
2019г |
2020г |
2021г |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
|
Всего уголовных дел |
2054 |
2014 |
2067 |
-40 |
53 |
98,05 |
102,63 |
-1,95 |
2,63 |
В отношении конкретных лиц возбуждено уголовных дел |
1358 |
1306 |
1334 |
-52 |
28 |
96,17 |
102,14 |
-3,83 |
2,14 |
По статье 229.1 УК РФ |
303 |
234 |
209 |
-69 |
-25 |
77,23 |
89,32 |
-22,77 |
-10,68 |
По статье 226.1 УК РФ |
586 |
679 |
832 |
93 |
153 |
115,87 |
122,53 |
15,87 |
22,53 |
По статье 200.2 УК РФ |
52 |
51 |
105 |
-1 |
54 |
98,08 |
205,88 |
-1,92 |
105,88 |
По статье 200.1 УК РФ |
90 |
72 |
72 |
-18 |
0 |
80,00 |
100,00 |
-20,00 |
0,00 |
По статье 200.1 УК РФ По статье 194 УК РФ |
359 |
344 |
316 |
-15 |
-28 |
95,82 |
91,86 |
-4,18 |
-8,14 |
По статье 193.1 УК РФ |
171 |
194 |
171 |
23 |
-23 |
113,45 |
88,14 |
13,45 |
-11,86 |
По статье 189 УК РФ |
1 |
1 |
2 |
0 |
1 |
100,00 |
200,00 |
0,00 |
100,00 |
По статье 173.1 УК РФ |
79 |
115 |
109 |
36 |
-6 |
145,57 |
94,78 |
45,57 |
-5,22 |
По статье 173.2 УК РФ |
163 |
131 |
171 |
-32 |
40 |
80,37 |
130,53 |
-19,63 |
30,53 |
Контрафактная продукция не только связана с реальной угрозой безопасности жизни и здоровья граждан, но и наносит ущерб экономическим интересам страны. Увеличение уголовных дел в 2021 г. наблюдается по ст. УК РФ 173.2 — на 30,53 % и 226.1 — на 22,53 % [6].
Преступлениям, связанным с коррупцией в таможенных органах, уделяется особое внимание в обеспечении экономической безопасности страны. Деятельность по противодействию коррупции в ТО РФ, в первую очередь профилактическая, основывается на нормативных правовых актах. Так, 24 декабря 2020 г. Приказом ФТС России № 1125 [3] был утвержден план противодействия коррупции в ТО на 2021–2023 гг., что свидетельствует о важности проведения кадровой политики, направленной на соблюдение стандартов антикоррупционного поведения и соблюдение всеми должностными лицами требований антикоррупционного законодательства. Результаты работы подразделений по противодействию коррупции ТО РФ представлены в табл. 2 [5].
Таблица 2
Динамика количества уголовных дел, возбужденных по результатам работы подразделений по противодействию коррупции ТО РФ
Показатель |
Возбуждено уголовных дел |
Темп роста, % Т |
Темп прироста, % |
||||
2019г |
2020г |
2021г |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
|
Всего уголовных дел |
251 |
362 |
266 |
144,22 |
73,48 |
44,22 |
-26,52 |
Дача взятки (ст. 291 УК РФ) |
80 |
94 |
81 |
117,50 |
86,17 |
17,50 |
-13,83 |
Получение взятки (ст. 290 УК РФ) |
52 |
107 |
30 |
205,77 |
28,04 |
105,77 |
-71,96 |
Мошенничество, присвоение или растрата (ч.3,4 ст. 159, 160 УК РФ) |
17 |
24 |
17 |
141,18 |
70,83 |
41,18 |
-29,17 |
Доля уголовных дел коррупционной направленности, возбужденных по материалам подразделений по противодействию коррупции таможенных органов, в общем количестве коррупционных уголовных дел, возбужденных всеми правоохранительными органами Российской Федерации в отношении должностных лиц таможенных органов, % |
88,5 |
93,5 |
95,7 |
105,65 |
102,35 |
5,65 |
2,35 |
Анализ данных, представленных в табл. 2, показывает, что доля уголовных дел коррупционной направленности за анализируемый период увеличилась на 7,2 % и составила 95,7 % в 2021 г. [4]. Внутренние таможенные преступления коррупционного характера оказывают значительное влияние на количество экономических преступлений в таможенной деятельности. Практика деятельности ТО РФ показывает, что межу преступлениями коррупционной направленности, которые совершают должностные лица ТО, и таможенными преступлениями есть тесная связь. Нарушители таможенного законодательства посредством взяток сотрудникам ТО уклоняются от уплаты налогов, провозят контрафактную продукцию, занижают таможенную стоимость ввозимого (вывозимого) товара, уклоняются от уплаты таможенных пошлин и т. п.
Мероприятия по выявлению фактов неуплаты налогов и таможенных пошлин проводятся в ТО на постоянной основе, результаты такой деятельности представлены в табл. 3 [4].
Таблица 3
Результаты проведенных мероприятий по выявлению фактов неуплаты налогов и таможенных пошлин
Результат |
Всего, млрд. руб |
Темп роста, % Т |
Темп прироста, % |
|||||
2019г |
2020г |
2021г |
2020/ 2019 |
2021/ 2020 |
2021/ 2019 |
2019/ 2020 |
2020/ 2021 |
|
Доначислено |
6,6 |
9,5 |
18 |
143,94 |
272,73 |
189,47 |
43,94 |
172,73 |
Взыскано |
3,1 |
3,5 |
8,9 |
112,90 |
287,10 |
254,29 |
12,90 |
187,10 |
Итого |
9,7 |
13 |
26,9 |
134,02 |
277,32 |
206,92 |
34,02 |
177,32 |
Таким образом, деятельность таможенных органов РФ, включающая комплекс мер — экономических, организационных, правовых и иных и программ, направленных на обеспечение защиты экономических интересов страны при осуществлении внешнеэкономической деятельности, играет значительную роль в обеспечении экономической безопасности России.
Для решения выявленных проблем необходимо
— укрепить кадровый потенциал и повысить уровня профессионализма сотрудников ТО;
— повысить контроль;
— ужесточить санкции в области борьбы с коррупцией и должностными преступлениями в ТО;
— улучшение информационных систем ТО;
— развитие базы, которая направлена на получение оперативной информации с использованием зарубежных источников.
Литература:
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 24.09.2022) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954
- Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 07.10.2022) // Собрание законодательства РФ», 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921
- Приказ ФТС России от 24.12.2020 № 1125 «Об утверждении плана Федеральной таможенной службы по противодействию коррупции в таможенных органах Российской Федерации, представительствах таможенной службы Российской Федерации в иностранных государствах и учреждениях, находящихся в ведении ФТС России, на 2021–2023 годы» // ПС «Консультант Плюс». — Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_381671/ (дата обращения: 28.11.2022)
- Баталов, Д. А. Квалификация преступлений, отнесённых к компетенции таможенных органов (таможенных преступлений) / Д. А. Баталов // Академическая публицистика. — 2022. — № 5–2.
- Вобликов, А. Б. Направления актуализации уголовного законодательства о преступлениях в сфере таможенного дела / А. Б. Вобликов // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. — 2022. — № 3(71). — С. 100–104.
- Кудрявцева, У. К. Некоторые проблемы применения статьи 226.1 Уголовного Кодекса Российской Федерации / У. К. Кудрявцева // Скиф. Вопросы студенческой науки. — 2022. — № 6(70). — С. 197–201.
- Ригун, А. Д. Понятие и система таможенных преступлений в российском уголовном законодательстве / А. Д. Ригун // Актуальные исследования. — 2022. — № 4(83). — С. 39–42.