К вопросу о правовом регулировании использования микропластика в Российской Федерации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Баушева, Е. С. К вопросу о правовом регулировании использования микропластика в Российской Федерации / Е. С. Баушева, А. Р. Фазылова, П. В. Чашкин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 329-332. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97462/ (дата обращения: 17.12.2024).



Главной особенностью современной цивилизации является массовое использование пластмасс в технологиях, промышленности и быту. С начала пластмассового бума в 1950-х годах и до наших дней было произведено около 8 миллиардов тонн пластиковых товаров. Мировой объем производства полимеров (главным образом, из продуктов химической переработки нефти и газа) составляет более 400 млн тонн в год, и к 2050 году он может еще удвоиться [1].

На сегодняшний день две трети из произведенных пластиковых товаров находятся на свалках и оттуда они и продукты их разложения ветрами, ручьями, реками, а также живыми существами распространяются по всей планете, поступая, в том числе, в поверхностные воды, где постепенно продолжают разлагаться, распадаясь на частицы. По статистическим данным, собранным организацией по сохранению морской среды Surfers Against Sewage к 2050 году масса всего пластика в Мировом океане превысит суммарную массу рыб. Ежегодно в водные объекты попадает от 5 до 13 млн. т пластиковых отходов. Скопления микропластика находят даже в самых удаленных уголках мира: на необитаемом тихоокеанском коралловом острове Хендерсон и на побережьях Арктики и Антарктики [2].

Это создает различные риски для здоровья человека и окружающей среды, связанные с высокой стойкостью пластмасс, отсутствием путей их биодеградации. Важно отметить, что лишь 21–26 % всех пластиковых отходов в настоящее время перерабатывается или утилизируется правильно [3]. Считается, что для полной деградации пластмасс в природных объектах необходимы сроки порядка десятков или даже сотен лет [4].

Все чаще в мировом сообществе обсуждается вопрос об отдельной угрозе таких категорий, как микропластик и нанопластик, то есть частиц синтетических полимеров малого линейного размера. Они возникают при деструкции пластмасс как вследствие их естественного строения, так и путем термодеструкции, криодеструкции, выветривания, истирания и т. д. [5].

Легального определения микропластика в Российской Федерации нет. Однако можно сказать, что микропластик — это частицы пластика, диаметр которых меньше 5 мм. Существует два вида микропластика:

  1. Первичный — это микрогранулы пластика, которые производители добавляют в средства личной гигиены, чистящие средства, чтобы придать им дополнительную очищающую способность, косметику и другие продукты, а также пластиковый гранулят, который используется при производстве и переработке изделий.
  2. Вторичный — это фрагментированные частицы, которые образуются в результате медленного распада крупного пластикового мусора под воздействием всевозможных факторов окружающей среды, например влаги, ультрафиолета или механической силы волн.

Как первичный, так и вторичный микропластик оказывает колоссальное негативное влияние на весь окружающий нас мир, и на нас самих.

В настоящее время получены новые данные о вызывающей опасения способности микропластика и нанопластика неблагоприятно влиять на организм высших животных и человека при поступлении с пищей [6], поскольку гипотетически рассматривается наличие у некоторых видов микропластика канцерогенного действия [7].

В 2019 году Научный совет по политике европейских академий (SAPEA) и Комитет научных советников Европейской Комиссии и Совета (SAM) подчеркнули актуальность и необходимость изучения вреда микропластика относительно здоровья человека и живых существ. Подчеркивается, что наличие больших пробелов в знаниях относительно вредного воздействия на организм микропластиков ни в коем случае не должно рассматриваться как доказательство их безопасности [8].

Исходя из вышесказанного, на наш взгляд, назрела необходимость внедрения эффективных юридических механизмов минимизации распространения микропластика в окружающей среде как на международном уровне, так и на уровне отдельных государствах, в частности — в Российской Федерации. И в данном случае важно делать акцент не только на сам микропластик, но и на причину его появления — производство пластиковых товаров.

Ограничение или полный запрет оборота «одноразовых» пластиковых изделий является одним из важнейших направлений построения экономики замкнутого цикла, переход на который намечен в качестве вектора государственной политики Президентом Российской Федерации В. В. Путиным. В частности, Президентом Российской Федерации в его Послании Федеральному Собранию Российской Федерации от 15 января 2020 г. была отмечена необходимость снижения объема отходов, поступающих на полигоны, внедрения раздельного сбора мусора, и в целом перехода на экономику замкнутого цикла [9]. В Послании от 21 апреля 2021 г. Президентом РФ говорилось о том, что принцип «загрязнитель платит» должен в полной мере работать и в сфере обращения с отходами, чтобы обеспечить переход к так называемой экономике замкнутого цикла [10].

Многие государства мира уже ввели запрет на производство, продажу и использование пластиковых пакетов, посуды и других «одноразовых» пластиковых изделий (например, Республика Беларусь — введен запрет на использование и продажу в объектах общественного питания одноразовой пластиковой посуды с 2021 г. Грузия — введен запрет на импорт и реализацию любых пластиковых пакетов с 2019 г.; Европейский Союз (ЕС) — введен запрет на использование всех одноразовых пластиковых изделий с 2021 г.; Республика Армения — введен запрет на реализацию при осуществлении розничной торговли полиэтиленовыми мешками и пакетами; Монголия — с 1 марта 2019 года был установлен запрет на импорт, производство и использование всех типов одноразовых полиэтиленовых пакетов толщиной 0,035 мм и тоньше для упаковочных целей в торговле и сфере услуг, за нарушение которого установлены меры административной ответственности в виде штрафов для граждан и юридических лиц, и др.).

Говоря о законодательстве Российской Федерации, следует обратить внимание на Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» в котором установлен запрет только на размещения отходов в объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7 статьи 12) [11], который применяется к тем лицам, которые либо передают, либо принимают на размещение отходы на «нелегальных» мусорных полигонах, и не применим к физическим лицам, выбрасывающим отходы, образующиеся в результате их деятельности. В свою очередь, административная ответственность за несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления, в частности, при их сборе и накоплении, а также размещении (хранении и захоронении), предусмотрены в настоящее время статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ. Однако данные меры применяются, прежде всего, к тем нарушителям, которые осуществляют деятельность по обращению с отходами на профессиональной основе. Таким образом, физическое лицо, не осуществляющее данный вид профессиональной деятельности, не может быть привлечено к административно-правовой ответственности только по тому критерию, что не является субъектом данного состава правонарушения.

Так, в Постановлении Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. № 207 «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» в пункте 7 раздела 9 указывается на разработку технологий производства биоразлагаемых материалов, в том числе продукции из биоразлагаемых материалов, исключающей формирование микропластика [12]. Данный пункт направлен на создание систем улучшения состояния окружающей среды и повышения энергосбережения и эффективности использования природных ресурсов. Однако на сегодняшний день четкая единая технология, которая была бы урегулирована законодательством и применялась бы повсеместно не разработана.

Проблема микропластика регулируется лишь локально. Так, в регионе Балтийского моря трансграничное управление в области охраны окружающей среды осуществляется совместно девятью прибрежными странами и Европейским Союзом в рамках Конвенции по защите морской среды Балтийского моря (Хельсинкская конвенция 1974 года с поправками 1992 года). Данная конвенция носит рекомендательный характер, однако несмотря на то что рекомендации не имеют обязательной юридической силы, тот факт, что они приняты единогласно и предполагают обязательство стран-участниц регулярно отчитываться, уменьшает озабоченность по поводу недостаточности их правового характера. Несмотря на то, что Конвенция напрямую не обращается к вопросам пластикового загрязнения, ее положения применимы ко всем видам загрязнения, де-факто относящимся к морскому мусору, в том числе к пластику.

Также существует законопроект № 154856–8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» (в части ограничения отдельных видов деятельности на Байкальской природной территории)» целью которого является снижение загрязнения озера Байкал, его водотоков и почвы прибрежных территорий в центральной и буферной экологических зонах Байкальской природной территории пластиком и микропластиком путем регулирования отношений по обращению «одноразовых» товаров из различных видов пластмассовых материалов.

Для достижения поставленной цели законопроектом предлагается дополнить статью 6 Федерального закона «Об охране озера Байкал» положениями, устанавливающими запрет на осуществление в центральной экологической зоне и буферной экологической зоне Байкальской природной территории розничной продажи, а также безвозмездной передачи юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими розничную торговлю, пакетов, сумок, мешков одноразового применения из полимерных и комбинированных (с использованием полимерных материалов) материалов, а также посуды, столовых приборов и иных видов товаров одноразового применения из различных видов пластмассовых материалов. Перечень таких видов товаров, согласно законопроекту, предполагается устанавливать подзаконным нормативным правовым актом в целях потенциальной возможности его корректировки с учетом социально-экономической ситуации в субъектах Байкальского региона, развития инфраструктуры и технологий. Необходимость предложенных в законопроекте изменений, на наш взгляд, назрела давно. Однако, данные новшества направленны на снижения загрязнения пластиковыми отходами только поверхностных вод озера Байкал, то есть проблема локальная, а следовательно ее решение является так же локальным. На наш взгляд, этого недостаточно для того, чтобы действительно минимизировать риски, связанные с распространением пластика и микропластика по всей планете. Необходимо принять законы, которые будут регламентировать в целом механизм предотвращения дальнейшего неблагоприятного воздействия пластика и пластиковых отходов на окружающую среду.

Микропластик плотно закрепился в нашем мире, и отчистить планету полностью от микропластика невозможно, но вполне реально сократить его количество. Учитывая источники микропластика и причины его появления можно выделить 3 механизма сокращения объемов частик пластика, а именно: использование одежды из натуральных тканей; сортировка мусора; исключение из обихода средств с компонентами микропластика.

Запрет на оборот полиэтиленовых и пластиковых пакетов, сумок и мешков, а также одноразовой пластиковой посуды и иных «одноразовых» пластиковых изделий полностью соответствует основным тезисам Концепции совершенствования института расширенной ответственности производителей и импортеров товаров и упаковки, утвержденной Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации В. В. Абрамченко 28 декабря 2020 г. № 12888п-П11, в которой отмечается, что в отношении отдельных видов товаров и упаковки в случае полного отсутствия возможности их утилизации и при наличии доступных альтернатив должны применяться запреты на их производство и другие ограничительные меры.

Общественные отношения, так или иначе связанные с микропластиком, регулируется на сегодняшний день в Российской Федерации только локально, что было доказано на примере законопроекта № 154856–8 «О внесении изменений в статью 6 Федерального закона “Об охране озера Байкал” (в части ограничения отдельных видов деятельности на Байкальской природной территории)», поэтому мы считаем необходимым урегулировать данные общественные отношения путем принятия нового федерального закона, регламентирующего порядок и способы минимизации распространения пластика и микропластика по всей территории РФ.

Соблюдая необходимые правила обращения с микропластиком, принятие федерального закона может способствовать решению проблемы «захвата» нашей планеты микропластиком.

Литература:

  1. Lim X. Microplastics are everywhere — but are they harmful? Nature 2021 May; 593(7857): 22–5.
  2. Блиновская Я. Ю., Козловский Н. В. Микропластик — макропропроблема мирового океана // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований № 10–1, 2015
  3. Jiang B., Kauffman A. E., Li L., McFee W., Cai B., Weinstein J., et al. Health impacts of environmental contamination of micro- and nanoplastics: a review. Environ Health Prev Med 2020 Jul 14; 25(1): 29.
  4. Pham T. H., Do H. T., Phan Thi L. A., Singh P., Raizada P., et al. Global challenges in microplastics: From fundamental understanding to advanced degradations toward sustainable strategies. Chemosphere 2021 Mar; 267: 129275.
  5. Alimi O. S., Claveau-Mallet D., Kurusu R. S., Lapointe M., Bayen S., Tufenkji N. Weathering pathways and protocols for environmentally relevant microplastics and nanoplastics: What are we missing? J Hazard Mater 2022 Feb 5; 423(Pt A): 126955.
  6. Adyel T. M. Accumulation of plastic waste during COVID-19. Science 2020 Sep 11; 369(6509): 1314–1315.
  7. Рудаков О. Б., Рудакова Л. В. Микропластик — злободневная проблема загрязнения пищевой продукции. Переработка молока 2020, 1(243): 32–35
  8. Leslie H. A., Depledge M. H. Where is the evidence that human exposure to microplastics is safe? Environ Int 2020 Sep; 142: 105807.
  9. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 15.01.2020 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта Президента РФ — URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/62582
  10. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 21.04.2021 «Послание Президента Федеральному Собранию» [Электронный ресурс] // Материалы официального сайта Президента РФ — URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/46794
  11. Федеральный закон от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» // Собрании законодательства Российской Федерации от 29 июня 1998 г. № 26 ст. 3009
  12. Постановление Правительства РФ от 18 февраля 2022 г. N 207 «О внесении изменений в перечень научных исследований и опытно-конструкторских разработок, расходы налогоплательщика на которые в соответствии с пунктом 7 статьи 262 части второй Налогового кодекса Российской Федерации включаются в состав прочих расходов в размере фактических затрат с коэффициентом 1,5» // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 марта 2022 г. N 10 ст. 1487
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, окружающая среда, Байкал, Байкальская природная территория, внесение изменений, замкнутый цикл, микропластик, отход, морская среда, одноразовая пластиковая посуда.


Похожие статьи

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о практике применения норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

К вопросу о пределах ограничения принципа свободы договора в Российской Федерации

К вопросу о признаках и принципах правосудия в Российской Федерации

К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

К вопросу об определении понятия «эффективность использования государственных средств» в нормативных актах Российской Федерации

К вопросу о лимитирующих факторах использования агроландшафтов Чеченской Республики

Похожие статьи

К вопросу о проблемах правового регулирования строительной деятельности в России

К вопросу о практике применения норм Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации

К вопросу о пределах ограничения принципа свободы договора в Российской Федерации

К вопросу о признаках и принципах правосудия в Российской Федерации

К вопросу о структуре системы источников отрасли конституционного права Российской Федерации

Вопросы применения формально-логических методов в исследовании корпоративного права в Республике Казахстан

К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации

К вопросу об эффективности финансового контроля в субъектах Российской Федерации

К вопросу об определении понятия «эффективность использования государственных средств» в нормативных актах Российской Федерации

К вопросу о лимитирующих факторах использования агроландшафтов Чеченской Республики

Задать вопрос