Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Угрюмова, Е. И. Использование нестандартного оборудования в работе с детьми начальных классов с задержкой развития речи / Е. И. Угрюмова, А. А. Павлова, В. В. Сергеева, Л. М. Беловодова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 224-226. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97395/ (дата обращения: 05.05.2024).



В настоящее время задержка развития речи детей в начальной школе, к сожалению, не редкий случай. С такими детьми педагог физической культуры ведет тщательную работу не только при взаимодействии с классным руководителем, но и с педагогами коррекционной направленности. От успешного сотрудничества и взаимопонимания специалистов этих направлений зависит качество жизни ребенка в будущем.

Как давно известно, научными фактами при ряде речевых нарушений у детей отмечается в разной степени общая моторная недостаточность, а также отклонения в движении пальцев рук (развитие мелкой моторики). Под действием физических упражнений, двигательной активности, в организме ребёнка появляются новые нейронные соединения, которые благоприятно влияют на развитие речи. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирует речевое развитие, повышает работоспособность коры головного мозга и мышления ребенка.

Работа с обучающимися начальной школы имеет ряд особенностей, в частности донесение информации через подвижные игры, эстафеты или весёлые старты. Материал для детей должен быть понятен и полезен. Каким же образом помочь ребёнку с задержкой речевого развития в рамках занятий физической культурой или внеурочной деятельности по спортивной направленности? Мы нашли выход из этого положения. Важный фактор в школе, по нашему мнению, играет момент психологической зрелости детей. В этом возрасте дети периодически начинают дразнить сверстников, которым новый материал даётся чуть тяжелее. Мы приняли решение включать ряд упражнений в каждое занятие для всего класса.

Хочется представить интерактивное пособие для обучающихся начальной школы «карточки-схемы с использование массажёров Су-Джок и массажных мячиков». Карточки-схемы представлены в двойном экземпляре каждого типа рисунка. На карточке кружками размечены два круга разных цветов (шарика Су-джок), которые необходимо взять ребёнку быстрее соперника на плоской поверхности обучающийся должен проделать определенные манипуляции с шариками, которые также прописаны на карточках-схемах.

Пример: Красный и синий шарик необходимо катать кругами 8 раз в разные стороны. Обучающийся выполняет эти упражнения, проговаривая количество раз, возвращается в команду и передаёт эстафету.

Карточки-схемы представлены в двойном экземпляре 20 карточек, сложенных по трем уровням сложности:

– Используются шарики Су-Джок прописанные с количеством манипуляций, которые необходимо произвести (прокатить вправо-влево, вперед-назад, по кругу по часовой или против часовой стрелки несколько раз);

– Используются один шарик Су-Джок, один шарик массажёр размера побольше. (для обучающегося все мячи разных размеров находятся в одном контейнере, усложнение заключается в работе на внимательность и в сложности выполнять манипуляции предметами разного размера);

– Используются три мяча Су-Джок и один массажный мячик. Обучающий выполняет сначала манипуляции с малыми мячами параллельно, а затем с одним большим массажным мячом рукой, которую заранее обговаривает учитель по физической культуре.

Помимо этих уровней усложнением является то, что на некоторых карточках- схемах мячики Су-Джок представлены двух цветов из двух половинок (синяя половинка и зеленая половинка), обучающийся должен разделить мячик Су-Джок одного цвета и составить нужный по карточке-схеме.

В чём же мы нашли положительные моменты использования таких карточек-схем:

– мы можем использовать как отдельную эстафету в конце урока на внимательность;

– так и в рамках оного из этапов более большой эстафеты;

– пользоваться может не только учитель по физической культуре, но и классный руководитель, педагог-логопед, педагог-дефектолог;

– карточки-схемы с использование массажёров Су-Джок и массажных мячиков — это компактное и легко переносимое пособие;

– можем использовать как на уроках, так и на внеурочной деятельности, днях здоровья с родителями.

Мы пришли к использованию Су-Джок терапии и массажных мячиков потому, что как всем давно известно, наша речь на кончиках наших пальцев. Такими массажными движениями мы стимулируем работу важных точек, помогая обучающемуся прогрессировать в работе с задержкой развития речи и развитию мелкой моторики.

Также одним из часто используемых методов в работе с детьми с задержкой развития речи мы используем логопедические квесты, которые представляют собой различные станции на территории образовательного учреждения. Станции формируем исходя из затруднений обучающихся, но включают они в себя нормативы ГТО и задания на развитие сложных звуков.

«Меткий стрелок». Станция для развития техники метания малого мяча, попадания точно в цель ставим две корзинки на которых намечены сложные звуки или буквы (например «Ш», «Щ»; на расстояние два-три метра, на мячи наклеиваем сложные звуки или буквы (например «Ш», «Щ».). Задача обучающихся взять мячи из общей корзины, проговорить попавшийся звук или букву и с правильной техников забросить в одноименную корзину. Учитывается на станции как работа с правильным произношением звуков или букв, так и с попаданием в цель.

«Рассечь воздух и подуть». Станция для тренировки техники прыжка в длину с места и развития струи воздуха. Для станции понадобится разметка для прыжков в длину с места, стол, картинки с предметами в которых имеются сложные звуки, песок сверху картинок, трубочки коктейльные по количеству детей.

Задача детей от линии старта с правильной техникой выполнить прыжок в длину с места, добежать до стола с картинками сдуть трубочкой песок с картинки и правильно произнести слово. Усложнить станцию можно не картинками с карточками, а предложениями со сложными звуками.

«Стальной пресс». Станция для станции нам понадобится мат или гимнастический коврик, текст на определенную тему, которую обучающийся проходит с логопедом. Задача ребёнка правильно прочитать весь текст за каждую ошибку, он получает определенное количество штрафных баллов, которое переводится в количество отжиманий. Например, 3 ошибки равносильны 6 отжиманиям по всем правилам сдачи данного норматива ГТО.

«Соотнеси и пробеги». Станция для развития техники челночного бега. Педагог расставляет фишки с различными буквами, которые в итоге должны представлять собой слово по территории. Задача ребенка как можно быстрее собрать к линии старта все фишки и собрать правильно слово без ошибок. Усложняться задание может для работы в командах фразами из стихотворений, пословиц поговорок, которые обучающиеся должны составить правильно.

Подводя итог, хотелось бы сказать, что творческий подход в развитии обучающихся и плодотворная работа с педагогами и родителями дают большие результаты в развитии ребенка. Задания на станциях могут быть совершенно разные и варьироваться в зависимости от возрастной категории детей и их нарушений. Такие методы работы показали свою положительную динамику и заинтересованность обучающихся, как к двигательной, так и умственной активности. А самое главное, что вызывает у ребенка положительный эмоциональный настрой, повышает интерес к занятиям физическими упражнениями.

Литература:

  1. Бельгибаева Г. К. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста методом проведения Су-джок терапии / Г. К. Бельгибаева, С. О. Казангапова // Международный журнал экспериментального образования. — 2015. — № 2/3. — С. 322–324.
  2. Бердникова О. В. Развитие речи детей 5–6 лет посредством развития мелкой моторики // Обучение и воспитание: методики и практика. — 2013. — № 5. — С. 133–138.
  3. Егорова Т. С. Су-джок терапия как средство коррекции нарушений речи // Комплексное сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья: развитие инновационных моделей: сб. науч. ст. — Чебоксары, 2015. — С. 46–49.
Основные термины (генерируются автоматически): станция, физическая культура, обучающийся, внеурочная деятельность, двойной экземпляр, задержка развития речи, классный руководитель, мелкая моторика, начальная школа, речевое развитие.


Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова.

Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

— С.52–54. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Вишнякова, Л. А. Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с учащимися первого класса «Развитие речи, мелкой моторики, произвольности и пространственной ориентации» / Л. А. Вишнякова, Н. Н. Кантемирова.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

 В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и

На уроках в начальной школе я использую оригами, лепку, аппликацию, графические упражнения, игры и

Аппликация развивает умственную и речевую деятельность учащихся; формирует...

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников

Дети 6–7 лет готовы к обучению в школе тогда, когда они умеют изобразить фигуру человека.

Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся

развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с

в школе, а особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, т.к они испытывают

Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических.

Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Секция - объединения детей для занятия физической культурой и спортом (секция каратэ и

Физическое развитие: развивает мелкую моторику, зрительную координацию

внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок, художественное

Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у

своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая

по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой...

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР)

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный

К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики.

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Похожие статьи. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая...

Похожие статьи

Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе

Библиографическое описание: Карпова, А. А. Развитие речи учащихся на уроках в начальной школе / А. А. Карпова.

Использование возможностей урока и внеурочной работы для развития речевой деятельности

Работу по развитию речи детей нужно начинать с первого дня их нахождения в школе.

— С.52–54. Леонтьев А. А. Язык, речь, речевая деятельность.

Интегрированное коррекционно-развивающее занятие...

Вишнякова, Л. А. Интегрированное коррекционно-развивающее занятие с учащимися первого класса «Развитие речи, мелкой моторики, произвольности и пространственной ориентации» / Л. А. Вишнякова, Н. Н. Кантемирова.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

 В статье предлагаются способы развития мелкой моторики учащихся.

Как подготовить его к школе? Одним из аспектов этой проблемы является развитие мелкой моторики и

На уроках в начальной школе я использую оригами, лепку, аппликацию, графические упражнения, игры и

Аппликация развивает умственную и речевую деятельность учащихся; формирует...

Развитие мелкой моторики у младших школьников как условие...

Развитие и совершенствование мелкой моторики пальцев рук и кисти пальцев у младших школьников

Дети 6–7 лет готовы к обучению в школе тогда, когда они умеют изобразить фигуру человека.

Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.

Котова Н. В. Развитие речи детей средствами развития моторики рук/Н.

Роль внеурочной деятельности в формировании личности...

– организация общественно-полезной и досуговой деятельности обучающихся

развитие у учащихся умений организовать и осуществить сотрудничество с одноклассниками, сверстниками.

Тематика занятий внеурочной деятельности в 1-х классах в 2014–2015 учебном году

Внеурочная деятельность в начальной школе позволяет решить...

Экспериментальное исследование развития речевой активности...

Отмечено важное значение дидактических игр в развитии речевой активности ребенка с

в школе, а особенно это касается детей с общим недоразвитием речи, т.к они испытывают

Развитие речи ребенка зависит от многих факторов, в том числе и от психофизиологических.

Задачи развития речи детей в игровой деятельности решаются более продуктивно, так как в...

Роль внеклассной деятельности в развитии личности ребёнка на...

Секция - объединения детей для занятия физической культурой и спортом (секция каратэ и

Физическое развитие: развивает мелкую моторику, зрительную координацию

внеурочная деятельность, начальная школа, проблемно-ценностное общение, кружок, художественное

Ключевые слова: внеурочная работа, воспитательное мероприятие, начальная школа.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста через...

Данная статья раскрывает особенности формирования и развития мелкой моторики рук у

своевременно, и там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи.

Это обеспечивает саморазвитие ребенка, который выбирает ту деятельность, которая

по развитию мелкой моторики, сохранит не только физическое и психическое здоровье ребёнка...

Игротерапия как метод коррекции речи у детей с задержкой...

В нашем дошкольном учреждении воспитываются дети с задержкой психического развития (ЗПР)

7. Швайко Г. С. Игры и игровые упражнения для развития речи.

игра, сюжетно-ролевая игра, ребенок, действие, речевое развитие, игровая деятельность, дошкольный

К этой же башне с помощью магнитов крепятся пособия на развитие мелкой моторики.

Мастер-класс «Эффективные современные технологии в работе...»

Цель: развитие артикуляционной и мелкой моторики, развитие координации движений, активизация интеллектуальной деятельности.

Развитие мелкой моторики учащихся — путь к успешному...

Похожие статьи. Развитие мелкой моторики как средство улучшения речи.

ребенок, мелкая моторика, упражнение, речевое развитие, прямая зависимость, мелкая...

Задать вопрос