Феномен дрифта: от уличной субкультуры к профессиональному автоспорту | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 08.12.2022

Статья просмотрена: 969 раз

Библиографическое описание:

Шендеров, А. Л. Феномен дрифта: от уличной субкультуры к профессиональному автоспорту / А. Л. Шендеров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 260-264. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97383/ (дата обращения: 17.12.2024).



Статья посвящена феномену современного дрифта как направления профессионального автоспорта. Автором производится анализ истории развития и становления дрифта в Японии, подчеркиваются некоторые аспекты трансляции опыта страны на Россию. Описываются факторы, обусловившие формирование данной субкультуры, впоследствии ставшей одним из направлений профессионального автоспорта. Уточнены следующие факторы: бурный социально-экономический рост, влияние научно-технического прогресса на состояние покрышек шин автомобилей, развитие автомобилей, рост популярности уличных гонок.

Ключевые слова: дрифт, история дрифта, субкультура, профессиональный автоспорт, дрифт-культура.

Введение. Современный дрифт рассматривается как одно из направлений автоспорта, является спортивной дисциплиной, связанной с прохождением поворотов при использовании техники управляемого заноса. Дрифт является достаточно экстремальным видом автоспорта, требует широкой предварительной подготовки, соблюдения ряда условий. Однако, как профессиональная дисциплина дрифт стал рассматриваться в России относительно недавно — около 10–12 лет назад.

Актуальность рассмотрения феномена дрифта как процесса перехода от субкультуры к реальному спорту диктуется тем, что ежегодное число дрифт-соревнований во всем мире увеличивается. При этом, пример становления данного направления профессионального автоспорта показывает возможность перевода ценностей отдельных субкультур в новейшие спортивные дисциплины и соревновательные направления — в этом заключается ключевая ценность феномена дрифта.

Цель исследования — произвести ретроспективный анализ истории развития дрифта и определить современное состояние данного направления профессионального автоспорта.

Основная часть. История дрифта насчитывает свыше пятидесяти лет — она является достаточно короткой, но в тоже время емкой. Первоистоки дрифта как правило связывают с началом 1930-ых годов, когда на автомобильных гонках применялись техники управляемого заноса — причем демонстрировались они, чаще всего, для большей зрелищности и продвижения соревнований.

Однако, как верно замечается во многих источниках, дрифт как отдельный род занятий автовладельцев (нелегальных уличных гонщиков), возник в течение 1970-х годов. Важно отметить, что истинной родиной дрифта считается Япония — страна характеризуется наличием протяженных извилистых трасс, длительных спусков, на которых практиковались начинающие дрифтеры. Забегая наперед, стоит уточнить, что представители данной субкультуры того времени постепенно перешли из уличных занятий в профессиональный автоспорт, стали участниками Формулы-1 и многих других соревнований; вывели собственное направление дрифт-культуры [1].

Одной из наиболее ярких подобных личностей являлся японец Кунимицу Такахаси, мотогошнщик, а в последующем автогонщик и дрифтер; первый в мире японец, участвовавший в чемпионате мира в шоссейно-кольцевых мотогонках, яркий чемпион Японии. Именно он заложил ряд основ в субкультуру дрифта, используя технику управляемого заноса при участии в автогонках — постепенно поклонники, наблюдая за зрелищностью подобного исполнения, стали продвигать идею использования управляемого заноса, придавая ей более массовый характер.

Однако поистине культовой личностью, обеспечившей популярность, и, в последствии, легальность данного вида автоспорта стоит считать Кэйити Цутия, японца, собравшего огромный клуб фанатов по всему миру. Именно Кэйити Цутия (совместно с Дайджиро Инада) положил начало процессам легализации дрифта, основал в 1999 году гоночную серию D-1 Grand Prix, в последующем ставшей площадкой для действия всемирной ассоциации дрифта. В ряде источников именно Кэйити Цутия присваивается идея ввода понятия «дрифт», представляющего современную спортивную дисциплину [3].

Становление дрифта как одной из форм субкультуры неразрывно связано с процессами развития автомобильной промышленности, повышения качества и сцепления покрышек, бурного социально-экономического роста Японии. Начиная с 1960-х годов в мире появляются первые усовершенствованные покрышки, обеспечивающие не только хорошее сцепление с дорогой, но и высокую управляемость в заносе. Это обеспечило возможность использования ранее непопулярных техник дрифта в деятельности автогонщиков того времени — хотя эти процессы и носили обобщенный характер, не были системными, в последующем они стали основой формирования целого направления и субкультуры, положившей начало профессиональному автоспорту практически по всему миру [5].

Субкультура дрифта как феномен основывается на многих факторов; например, строится на росте популярности уличных нелегальных гонок, предполагающих скоростной соревновательный спуск нескольких автомобилей. В таком случае проводилось два парных заезда со сменой позиций участников — один выступал в роли стартующего, другой в роли догоняющего и выполняющего определенные маневры в моменте поворота. Качественный управляемый занос гарантировал участнику возможность сократить дистанцию за счет разгрузки задней оси автомобиля и сохранения скорости — популярность данной техники среди уличных автогонщиков Японии вследствие чего неуклонно росла.

Стоит также заметить, что первоначально техника использовалась Кэйити Цутия на любительских автогонках — исключительно в качестве одного из способов эффективного преодоления поворотов. В 1987 г., наблюдая все больший внешний интерес к дрифту, он совместно с рядом автомастерских и автомобильных журналов записал дрифт-видео, в котором демонстрировал своеобразный мастер-класс по прохождению гонок с использованием управляемого заноса. Как итог, начиная с 1990-ых годов в Японии значительно возросла популярность дрифт-культуры; вместе с тем, участилось количество несчастных случаев среди участников нелегальных гонок, связанных с неподготовленностью как самих гонщиков, так и их автомобилей, трассы, шин к управлению заносом. Это в значительной степени положило начало к легализации данного вида уличных гонок — в таком случае проще и эффективнее было организовывать гонки в специально отведенных местах, нежели разрушать городскую (в том числе неподготовленную к дрифту) дорожную инфраструктуру [2].

В результате еще через десять лет (к концу 1990-х и началу 2000-х) дрифт был принят в качестве официального вида автоспорта — были разработаны специальные требования и регламенты к трассе, автомобилям участников, самих участников гонок. В гонках участвовали не только пилоты автомобилей, но и целые дрифт команды. Однако традиционным стал именно парный дрифт, эффективно позаимствованный у практиков нелегальных гонок в Японии. Сегодня парный дрифт — это эталонный вид состязаний в данном направлении автоспорта, распространенный не только в Японии, но и в других крупнейших странах, в том числе России.

Вхождение других государств в спортивную дисциплину дрифта носило аналогичный опыту Японии характер: первоначально соревнования проводились нелегально, однако, со временем, для непрофессиональных гонщиков создали собственную площадку для участия на относительно равных условиях.

В России эти процессы носили схожий характер; однако ввиду территориальной протяженности и удаленности многих городов, дрифт-культура развивалась неравномерно, первоначально в нешироких уличных кругах. Закономерным первооткрывателем в организованной и достаточно масштабной дрифт-культуре стал именно г. Владивосток, близлежащий к Японии, располагающий широкой доступностью японских марок автомобилей, наиболее пригодных к выполнению техник с управляемым заносом.

В последующем (в том числе под влиянием кинематографа) к 2010-м годам дрифт дошел и до центральных регионов, Подмосковья и Москвы — стал одной из форм развлечения как его участников, так и зрителей, первоначально не имел профессионального характера (кроме того, в ряде источников описываются случаи «протестов» участников дрифт-субкультуры в отношение вхождения дрифтеров в России в число участников профессионального автоспорта; первые соревнования проводились под лозунгом «дрифт — не спорт»). Тем не менее, несмотря на наличие подобных протестных заявлений, именно в 2010-ых годах дрифт стали рассматривать как соревнование. В результате был организован первый чемпионат RDS (Russian Drift Series), активно проводимый и по сегодняшний день [4].

В заключение нашего анализа сформируем ретроспективу развития дрифта как феномена субкультуры на пути к профессиональному автоспорту (рис. 1):

История развития дрифта как профессионального автоспорта: от субкультуры до официальных соревнований

Рис. 1. История развития дрифта как профессионального автоспорта: от субкультуры до официальных соревнований

Обращаясь к рис. 1, важно уточнить, что на нем представлена примерная структура поэтапного развития дрифта исключительно как культурного явления. Тем не менее, для многих стран данные процессы строились по схожему сценарию, исключительно в контексте учета традиционных реалий и обстоятельств (на что указывает опыт России).

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного анализа удалось установить, что сегодня дрифт является профессиональным автоспортом, его популярность неуклонно растет. Вместе с тем, как феномен, дрифт прошел долгий пятидесятилетний путь — от уличных нелегальных техник отдельных гонщиков до спортивной дисциплины со своими ценностями, эталонами и правилами. Стоит уточнить, что развитие дрифта стало следствием произошедших изменений в области научно-технического прогресса, принятия официальными организациями необходимости стимулирования развития данной субкультуры, движения к прогрессу и создания площадок для спортивных соревнований.

Литература:

  1. Дрифт: между спортом и улицей [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.championat.com/auto/article-3195471-drift-mezhdu-sportom-i-ulicej.html (дата обращения: 04.12.2022).
  2. Маштакова Е. И. Дрифт и его история: к проблеме субкультурных образований // Евразийский гуманитарный журнал. 2020. № 2. С. 85–95.
  3. Начало истории дрифт — дрифт в Японии [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://mag-option.ru/istoriya-poyavleniya-drift-kultury-drift-history/ (дата обращения: 05.12.2022).
  4. Что такое дрифт и его история [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://autoiwc.ru/other/drift.html (дата обращения: 03.12.2022).
  5. Plutynsky A. Drift: A Historical and Conceptual Overview // Biological Theory. 2007. № 2(2). Pp. 156–167.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональный автоспорт, Япония, управляемый занос, Россия, гонка, спортивная дисциплина, субкультура, RDS, бурный социально-экономический рост, научно-технический прогресс.


Ключевые слова

субкультура, дрифт, история дрифта, профессиональный автоспорт, дрифт-культура

Похожие статьи

Чирлидинг как профессиональный вид спорта: события прошлого и проблемы настоящего

В статье рассматривается история возникновения чирлидинга, становления его как отдельного вида спорта. Особое внимание уделяется проблемам популяризации чирлидинга в регионах России, которые связанны с сформированными мыслительными оценками о данном ...

Фаворитизм и его влияние на Российское государство и социум

В данной статья рассматривается явление фаворитизма в России. Дается понятие фаворитизма, причины возникновения этого явления в Российской империи. Рассказывается о привилегиях, получаемых приближенными российских царей, и последствиях этого. Приводя...

Уголовно-правовые и криминологические аспекты хулиганства в дореволюционной России

В статье отражено исследование преступления хулиганства с ретроспективной точки зрения: затрагивается период с 15–20 века. Рассматриваются нормативно-правовые акты, регулировавшие ответственность за совершение преступления хулиганства, анализируются ...

Характеристика пользовательского и журналистского контента

В статье затрагиваются значение и особенности профессиональной журналистики, соотношение с любительскими публикациями на различных платформах, ее роль в функционировании общественных институтов, возвышение значения любительской журналистики в условия...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Трансферы в спорте: проблемы правового регулирования (на примере вида спорта «футбол»)

Настоящее исследование представляет собой анализ правового регулирования переходов профессиональных спортсменов из одних спортивных клубов в другие на уровне законодательства Российской Федерации, а также на уровне международных и национальных спорти...

Тенденции развития мирового рынка алкоголя

В статье рассмотрена сегментация мирового рынка алкогольной продукции на основании теории «идеальной» структуры потребления продуктов данного вида Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора, дана характеристика современного состояния каждого из выделенных ...

Современное представление о каннибализме через призму кинематографа

Статья посвященa исследованию современного представления о каннибализме в обществе и культуре. Рассматривается понятие о «каннибализме» и его исторической роли. В частности, уделяется внимание исконным причинам появления такого поведения и его после...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Похожие статьи

Чирлидинг как профессиональный вид спорта: события прошлого и проблемы настоящего

В статье рассматривается история возникновения чирлидинга, становления его как отдельного вида спорта. Особое внимание уделяется проблемам популяризации чирлидинга в регионах России, которые связанны с сформированными мыслительными оценками о данном ...

Фаворитизм и его влияние на Российское государство и социум

В данной статья рассматривается явление фаворитизма в России. Дается понятие фаворитизма, причины возникновения этого явления в Российской империи. Рассказывается о привилегиях, получаемых приближенными российских царей, и последствиях этого. Приводя...

Уголовно-правовые и криминологические аспекты хулиганства в дореволюционной России

В статье отражено исследование преступления хулиганства с ретроспективной точки зрения: затрагивается период с 15–20 века. Рассматриваются нормативно-правовые акты, регулировавшие ответственность за совершение преступления хулиганства, анализируются ...

Характеристика пользовательского и журналистского контента

В статье затрагиваются значение и особенности профессиональной журналистики, соотношение с любительскими публикациями на различных платформах, ее роль в функционировании общественных институтов, возвышение значения любительской журналистики в условия...

Потребительская интернет-торговля в России

В статье рассматривается развитие такого нового явления российской экономики, как потребительская интернет-торговля. В частности, анализируются отличительные черты данного феномена, дается экономико-географическая характеристика данной отрасли на тре...

Возвращение к «свиткам»: популярность электронных книг как фактор цикличности книгоиздания

В статье рассматривается феномен электронных книг, а также предпосылки его активного распространения. Описывается прямая зависимость между процессом изменения мироустройства и трансформацией письменной культуры. Раскрывается термин «социальное чтение...

Трансферы в спорте: проблемы правового регулирования (на примере вида спорта «футбол»)

Настоящее исследование представляет собой анализ правового регулирования переходов профессиональных спортсменов из одних спортивных клубов в другие на уровне законодательства Российской Федерации, а также на уровне международных и национальных спорти...

Тенденции развития мирового рынка алкоголя

В статье рассмотрена сегментация мирового рынка алкогольной продукции на основании теории «идеальной» структуры потребления продуктов данного вида Г. Эдвардса, П. Андерсона, Т. Бабора, дана характеристика современного состояния каждого из выделенных ...

Современное представление о каннибализме через призму кинематографа

Статья посвященa исследованию современного представления о каннибализме в обществе и культуре. Рассматривается понятие о «каннибализме» и его исторической роли. В частности, уделяется внимание исконным причинам появления такого поведения и его после...

Проблемы и перспективы развития франчайзинга как новой формы организации бизнеса в Украине

Статья посвящена проблемам и перспективам развития франчайзинга в Украине. Освещены основные тенденции развития рынка франчайзинга в Украине в 2010–2012 годах. Указанные основные движущие силы роста данного направления экономической деятельности для ...

Задать вопрос