Проблемы исполнения договорных обязательств при обслуживании клиентов в ПАО «Сбербанк» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №49 (444) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 8 раз

Библиографическое описание:

Павлова, А. С. Проблемы исполнения договорных обязательств при обслуживании клиентов в ПАО «Сбербанк» / А. С. Павлова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 49 (444). — С. 447-448. — URL: https://moluch.ru/archive/444/97287/ (дата обращения: 05.05.2024).



Рассмотрим наиболее часто встречающиеся угрозы хищения или утери средств, которым подвержены держатели банковских карт, а также способы предотвращения этих угроз и минимизации ущерба. Усилия банка, направленные на обучение клиента и формирование инструктивной и договорной базы, значительно снизят потери банка от действий мошенников.

В системе договоров, опосредующих безналичные расчеты с применением банковских карт, договор на выдачу, использование и обслуживание банковской карты является основным, так как регулирует имущественные отношения непосредственно между клиентом (держателем карты) и кредитной организацией, однако, конструкция указанного договора не нашла должного воплощения в гражданском законодательстве России.

Кредитные организации самостоятельно, используя нормы, выработанные платежными системами, разрабатывают и утверждают Правила о выдаче, использовании и обслуживании банковских карт. Часто указанные локальные акты кредитных организаций вступают в противоречие с требованиями действующего гражданского законодательства, ограничивают ответственность банка, возлагают бремя неблагоприятных имущественных последствий исключительно на клиента (держателя карты).

Одной из основных обязанностей банка-эмитента является обязанность по выдаче банковской карты клиенту (держателю карты). Без банковской карты клиент лишен возможности воспользоваться своими имущественными правами требования к кредитной организации [2].

На практике отсутствует единообразие по вопросам о сроке и способах выдачи банковской карты клиенту (держателю карты). В отдельных случаях исполнение обязанности по выдаче банковской карты возлагается кредитной организацией на третьи лица — структурное подразделение юридического лица по месту работы держателя карты (например, в рамках «зарплатного проекта»).

Считаем, в данном случае происходит возложение исполнения обязанности по договору на третье лицо. Одновременно действия третьего лица по выдаче банковской карты, полученной от кредитной организации для клиента, являются исполнением добровольно принятого им на себя обязательства из договора об организации зарплатного проекта с использованием банковских карт [1].

Вызывают разночтения вопросы о процедуре и сроках выдачи банком платежной карты клиенту. Целесообразно в законе определить предельный срок для выдачи банковской карты, а также обязать кредитные организации выдавать банковские карты в непрозрачном запечатанном конверте, исключающем любые возможности третьих лиц зафиксировать платежные реквизиты электронного средства платежа.

Клиент в момент получения банковской карты обязан проверить целостность конверта с платежной картой, а при возникновении сомнений, немедленно сообщить в банк. Подобное правило позволит возлагать исполнение обязанности по выдаче банковской карты на третьи лица, направлять карту почтовым отправлением, получать карту уполномоченным представителем клиента.

При исполнении банком обязанности по осуществлению расчетно-кассового обслуживания клиента (держателя карты) по операциям, совершаемым с применением банковской карты, клиенту (держателю карты) необходимо получить разрешение банка-эмитента о возможности проведения платежной операции (авторизация) [1].

Считаем, что предусмотренное действующим законодательством понятие авторизации является неполным и не отражает ее сущности. Думается, авторизация предполагает не только разовое подтверждение банком-эмитентом достаточности на банковском счету клиента денежных средств для совершения платежной операции, но и призвана гарантировать, что в момент поступления в банк платежных документов (в срок до сорока пяти дней) необходимая сумма денежных средств на счету будет доступна для списания.

На основании произведенного исследования предлагается определять авторизацию платежной операции с применением банковской карты как одностороннюю сделку банка-эмитента, на основании которой гарантируется, что в момент поступления в кредитную организацию расчетных документов, необходимые для списания денежные средства окажутся на счету клиента, и банку не придется производить исполнение за счет собственных активов (обязательство по поддержанию неснижаемого остатка), а также гарантируется исполнение клиентом обязательства перед банком-эмитентом по уплате вознаграждения, причитающегося банку за оказанные им платежные услуги.

Предлагается рассматривать как нарушение режима банковской тайны действия кредитных организаций по рассылке потенциальным клиентам «невостребованных» банковских карт, если в результате подобных действий третьим лицам могут стать известны сведения о платежных реквизитах карты

Необходимо на уровне закона запретить кредитным организациям осуществлять рассылку «невостребованных» банковских карт.

Подобный запрет не касается банковских карт, являющихся исключительно рекламной продукцией и не пригодных для совершения платежных операций.

Литература:

1. Михайлова А. С. Понятие и особенности правового регулирования расчетов банковскими картами в свете реформирования гражданского законодательства /А. С. Михайлова // Актуальные проблемы гражданского права: сборник научных статей по материалам Межрегионального круглого стола по гражданскому праву, 13 марта 2020 г. — Краснодар: Изд-во Краснодар. ун-та МВД России, 2020. — С. 118–127.

2. Петрова Е. В. Мошенничества и кражи с использованием банковских карт /Е. В. Петрова // Дагелевские чтения: актуальные проблемы науки и практики: материалы молодежной научной конференции, Владивосток, 6 ноября 2021 г. — Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2021. — С. 139–144.

Основные термины (генерируются автоматически): банковская карта, держатель карты, кредитная организация, клиент, платежная операция, банк, исполнение обязанности, момент поступления, платежная карта, счет клиента.


Похожие статьи

Сущность банковских карт как одного из элементов...

Ключевые слова: национальная платежная система, рынок платежных карт, банковская

Банковская карта — вид платежной карты, эмитированной кредитной организацией

Бизнес-энциклопедия: Платежные карты/под ред. А. С. Воронина. — 2-е изд., перераб. и доп.

Банковская карта — это по сути принадлежащее клиенту запоминающее устройство, которое...

Актуальность контроля расчетных операций организации на...

Расчётные операции могут быть как внутри организации. Так и за ее пределами.

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банковская карта — это инструмент для составления расчетных и иных документов...

Расчетные операции современной организации — современный...

...денежных средств на банковский счет или с банковского счета в безналичной форме [2].

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банк России уже не первый год ведет работу по совершенствованию платежной системы...

Эволюция использования банковских карт населением

Нарастание популярности платежных карт приводит к укрупнению их эмитентов.

Ключевые слова: платежная и банковская карты, использование, распространение.

Всеобщая история банковских карт начинается с 1950-х годов, однако их предшественники появились в начале века.

Россия, банковская карта, банковский счет, банк, кредитная организация, средство...

Некоторые аспекты развития банковских платежных карт в России

Банковская карта — инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.

Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную организацию по первому

Зарплатная картабанковская карта, предназначенная для выплаты заработной платы и

Развитие рынка банковских платежных карт сдерживает ряд насущных проблем.

Кредитные карты как новый вид розничного кредитования

Кредитные карты обеспечивают безналичную форму платежа.

Эмитент записывает каждую транзакцию на соответствующий счет держателя карты.

Карта является собственностью банка-эмитента. Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную

Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную организацию по первому требованию.

История развития, виды и классификация банковских...

Таким образом, за последние 10 лет в России платежные карты стали одним из важнейших банковских

Кредитная карта, дает возможность держателю пользоваться заемными средствами банка

У каждой пластиковой карты свой срок действия, от одного до трех лет.

3. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и...

Информационные технологии обслуживания банковских карт...

Держатель кредитной карты делает запрос на платеж, предоставляет карту, которую считывает специальное устройство в торговой точке, после чего данные карты и запрашиваемая сумма покупки передаются в банк, обслуживающий торговца.

Актуальность контроля расчетных операций организации на...

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банковская карта — это инструмент для составления расчетных и иных документов...

расчет, счет, банк, поставщик, операция, расчетный счет, документ, услуга, платежная система...

Похожие статьи

Сущность банковских карт как одного из элементов...

Ключевые слова: национальная платежная система, рынок платежных карт, банковская

Банковская карта — вид платежной карты, эмитированной кредитной организацией

Бизнес-энциклопедия: Платежные карты/под ред. А. С. Воронина. — 2-е изд., перераб. и доп.

Банковская карта — это по сути принадлежащее клиенту запоминающее устройство, которое...

Актуальность контроля расчетных операций организации на...

Расчётные операции могут быть как внутри организации. Так и за ее пределами.

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых пределах

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банковская карта — это инструмент для составления расчетных и иных документов...

Расчетные операции современной организации — современный...

...денежных средств на банковский счет или с банковского счета в безналичной форме [2].

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банк России уже не первый год ведет работу по совершенствованию платежной системы...

Эволюция использования банковских карт населением

Нарастание популярности платежных карт приводит к укрупнению их эмитентов.

Ключевые слова: платежная и банковская карты, использование, распространение.

Всеобщая история банковских карт начинается с 1950-х годов, однако их предшественники появились в начале века.

Россия, банковская карта, банковский счет, банк, кредитная организация, средство...

Некоторые аспекты развития банковских платежных карт в России

Банковская карта — инструмент, дающий возможность доступа к своему личному счету в банке.

Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную организацию по первому

Зарплатная картабанковская карта, предназначенная для выплаты заработной платы и

Развитие рынка банковских платежных карт сдерживает ряд насущных проблем.

Кредитные карты как новый вид розничного кредитования

Кредитные карты обеспечивают безналичную форму платежа.

Эмитент записывает каждую транзакцию на соответствующий счет держателя карты.

Карта является собственностью банка-эмитента. Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную

Клиентдержатель карты обязан вернуть ее в кредитную организацию по первому требованию.

История развития, виды и классификация банковских...

Таким образом, за последние 10 лет в России платежные карты стали одним из важнейших банковских

Кредитная карта, дает возможность держателю пользоваться заемными средствами банка

У каждой пластиковой карты свой срок действия, от одного до трех лет.

3. Положение ЦБ РФ «О порядке эмиссии кредитными организациями банковских карт и...

Информационные технологии обслуживания банковских карт...

Держатель кредитной карты делает запрос на платеж, предоставляет карту, которую считывает специальное устройство в торговой точке, после чего данные карты и запрашиваемая сумма покупки передаются в банк, обслуживающий торговца.

Актуальность контроля расчетных операций организации на...

Но если банк и клиент заключают договор о кредите, то банк берет на себя обязательство в некоторых

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Банковская карта — это инструмент для составления расчетных и иных документов...

расчет, счет, банк, поставщик, операция, расчетный счет, документ, услуга, платежная система...

Задать вопрос