Особенности развития агромаркетинга | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 декабря, печатный экземпляр отправим 13 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 06.12.2022

Статья просмотрена: 63 раза

Библиографическое описание:

Вонявкина, Т. Н. Особенности развития агромаркетинга / Т. Н. Вонявкина, Л. Н. Дулепинских. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 110-112. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97276/ (дата обращения: 29.11.2023).



Данная статья посвящена изучению особенностей агромаркетинга, рассмотрены цель, задачи, типы агромаркетинга, представлены основные направления развития агромаркетинга.

Ключевые слова: сельское хозяйство, агромаркетинг, маркетинг аграрного предприятия, служба управления.

This article is devoted to the study of the features of agricultural marketing, the purpose, objectives, types of agricultural marketing are considered, the main directions for the development of agricultural marketing are presented.

Keywords: agriculture, agricultural marketing, marketing of an agricultural enterprise, management service.

Переход к рыночным отношениям коснулся всех отраслей экономики страны, в том числе аграрной сферы. У предприятий вне зависимости от формы собственности и хозяйствования возникла объективная потребность в формировании экономического механизма рыночного хозяйствования, одной из важнейших его составляющих выступает маркетинг.

Агромаркетинг — это изучение и прогнозирование внешней среды, создающей условия для развития производства и реализации сельскохозяйственной продукции с целью максимального удовлетворения платежеспособного спроса на аграрном рынке [1].

Предметом агромаркетинга является не только движение сельскохозяйственной продукции и продовольствия от товаропроизводителей к покупателям, но и изучение всех вопросов, связанных с эффективной организацией производственной деятельности аграрных предприятий.

Для достижения основной цели агромаркетинга, да и собственно агробизнеса, требуется получение необходимого количества продукции с целью удовлетворения потребностей населения в аграрной продукции.

Специфика маркетинга в аграрной сфере определяется:

— зависимостью экономических результатов от природных условий;

— особым значением продовольственных товаров;

— несовпадением рабочего периода и периода производства;

— сезонностью производства и получения продукции;

— разнообразием форм собственности и организационных форм хозяйствования;

— участием государственных органов в развитии и поддержке агропромышленного комплекса и его отдельных отраслей.

В зависимости от состояния спроса на аграрном рынке, можно выделить различные задачи и типы агромаркетинга (табл. 1).

Таблица 1

Характеристика состояния спроса в агромаркетинге

Состояние спроса

Задачи по управлению агромаркетингом

Тип агромаркетинга

Отрицательный спрос

Подробный анализ изменения негативного отношения к товарам на агрорынке, стимулирование спроса и доведение его до уровня предложения

Конверсионный агромаркетинг

Потенциальный спрос

Превратить потенциальный спрос в реально предлагаемый

Развивающий агромаркетинг

Падающий спрос

Определение комплекса мер по оживлению агрорынка товаров, когда спрос достигает стадии спада в своем жизненном цикле

Ремаркетинг

Колеблющийся спрос

Разработка системы мер по управлению колебанием объема и структуры аграрного рынка товаров

Синхромаркетинг

Соответствие спроса предложением по объему и структуре

Поддержка спроса на достигнутом уровне в течение промежутка времени, оптимального с точки зрения сельскохозяйственного предприятия

Демаркетинг

Иррациональный спрос

Сбалансировать потребление нежелательных товаров агрорынка, ликвидация и снижение спроса

Агромаркетинг противодействия

Отсутствует спрос

Повысить качество товара на агрорынке до потребностей потребителей

Стимулирующий агромаркетинг

Агромаркетинг на современном этапе в условиях трансформаций представляет собой сложную организационную систему, включающую в себя комплекс рыночных отношений, создающих условия для взаимовыгодного обмена между сельскохозяйственными предприятиями и рынками сбыта продукции, формирования требований потребителей и определения возможностей их удовлетворения.

Для эффективного ведения агробизнеса нужно осмыслить особенности маркетинга и учесть их в деятельности предприятии АПК. Использование инструментов маркетинга в сельском хозяйстве несколько сложнее по сравнению с промышленным, в первую очередь, это обуславливается использованием разнообразных способов и приемов для достаточно большого количества производимой здесь продукции. В теории маркетинга продукцию, производимую в сельскохозяйственных предприятиях, можно разделить на товары первой необходимости, товары с дополнением в гармонии полезности и потребности, а третьи используют для удовлетворения высокого уровня жизни, его эстетики [3].

Итак, дальнейшее развитие аграрного рынка страны, учитывая особенности управления агромаркетингом, предполагает повышенную активность сельскохозяйственных предприятий в коммерческой деятельност и создание динамично развивающейся рыночной инфраструктуры. Важным условием выполнения данных условий является более активное внедрение маркетинга при выполнении комплекса маркетинговых функций [5].

Основными особенностями агромаркетинга являются:

  1. Служба агромаркетинга имеет дело с товаром первой необходимости. Чаще всего товар быстро портится, поэтому необходимо не только тщательно разрабатывать стратегию реализации с учетом потребностей и интересов потребителей, но и обеспечивать оперативность поставок, сервисное обслуживание.
  2. Рабочий период и период производства существенно отличается. Сельскохозяйственную продукцию получают 1–2 раза в год, в то время как рабочий период длится на протяжении всего года. Поэтому необходимо уметь прогнозировать период спроса, учитывать сезонность продукции [2].
  3. Качество сельскохозяйственной продукции в значительной степени влияет качество и интенсивность использования земли. В агромаркетинге необходимо учитывать объем, ассортимент и качество продукции.
  4. Конкуренция в аграрной сфере является многоаспектной и зависит от формы собственности, ассортимента сельскохозяйственного предприятия, используемых средств в производстве. В связи с этим могут применяться различные тактики, формы и методы агромаркетинга.
  5. Особенности спроса потребителей, высокая конкуренция на рынке и схожесть реализуемой продукции, что приводит к необходимости быстрого приспособления системы маркетинга к решениям, принимаемым на государственном уровне.

Следовательно, для обеспечения стабильного развития сельскохозяйственных предприятий в современных условиях нужно разработать стратегический план развития агромаркетинга в стране, который бы базировался на маркетинговых исследованиях и учитывал все особенности маркетинговой деятельности сельскохозяйственных предприятий [6]. При этом следует отметить, что маркетинг агропредприятий как самостоятельное направление теории современного маркетинга предполагает изучение, прогнозирование и осуществление предпринимательской деятельности хозяйствующих субъектов рынка в сфере производства, переработки, хранения, транспортировки и реализации сельскохозяйственной продукции с целью достижения максимальной прибыли и максимального удовлетворения потребностей потребителей этой продукции.

Литература:

  1. Байдакова, Е. С. Инструменты маркетинговой деятельности агропромышленного предприятия / Е. С. Байдакова // Островские чтения. — 2022. — № 1. –С. 132–135.
  2. Герасимов, Б. И. Маркетинговые исследования рынка: учебное пособие / Б. И. Герасимов, Н. Н. Мозгов. — 2-е изд. — Москва: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2021. — 336 с.
  3. Дмитриева, К. Е. Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития / К. Е. Дмитриева, Л. Н. Дулепинских // Eo ipso. — 2022. –№ 7. –С. 26–28.
  4. Егоров, Ю. Н. Управление маркетингом: учебник / Ю. Н. Егоров. — Москва: ИНФРА-М, 2020. — 238 с.
  5. Маркетинг в агропромышленном комплексе: учебник и практикум для вузов / Н. В. Суркова [и др.]; под редакцией Н. В. Сурковой. — Москва: Издательство Юрайт, 2022. — 314 с.
  6. Серских, А. А. Направления развития конкурентной среды АПК / А. А. Серских // Актуальные исследования. — 2022. — № 21 (100). — С. 108–112.
Основные термины (генерируются автоматически): сельскохозяйственная продукция, аграрная сфера, рабочий период, тип агромаркетинга, аграрный рынок, период производства, потенциальный спрос, сельское хозяйство, сельскохозяйственное предприятие, состояние спроса.


Ключевые слова

сельское хозяйство, агромаркетинг, маркетинг аграрного предприятия, служба управления

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Рассмотрим сущность понятий, применительно к аграрному сектору: «агромаркетинг»

«Агромаркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и

Пустуев А.Л., Ахтарьянова А. Г. [7]. «Агромаркетинг — это процесс изучения рынков земли и

производство жизненно важных продуктов. Продукция сельского хозяйства относится к...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Сельскохозяйственное производство, как и любая другая отрасль экономики, подчиняется основным

Анализ рыночного сегмента — это отслеживание колебаний в спросе и объяснение, почему они

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка...

Состояние рынка сельского хозяйства России и пути его развития

Библиографическое описание: Цицеров, В. Д. Состояние рынка сельского хозяйства

Доли этих стран в закупках кукурузы за рассматриваемый период составили 16,5 % и 13,2 %.

В. Н. Смирнов, А. В. Леванов. Состояние аграрного сектора сельского хозяйства России

Кабаненко М. Н., Дуброва Л. И. Современное состояние и перспективы развития сельского...

Агромаркетинг в современных условиях и тенденциях

Ведь цель данной статьи проанализировать агромаркетинг в современных условиях и

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

сельское хозяйство, инновационное обновление, аграрная сфера, сельскохозяйственная. Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, инновации...

Об инвестиционной привлекательности организаций сельского...

...средства производства и предметы труда для сельскохозяйственных организаций.

Сельское хозяйство является центральным звеном агропромышленного комплекса.

объект, система, формирующая потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [5].

На наш взгляд, инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных организаций...

Особенности трудовых ресурсов аграрного сектора экономики

Трудовым ресурсам в сельском хозяйстве, а также процессу их воспроизводства уделяется

Это связано, прежде всего, со значением аграрного сектора для экономики любой страны.

То, что труд в аграрном производстве основан на использовании живых организмов, также

В то же время в сельской местности отмечается высокий удельный вес скрытой занятости.

Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции

Так согласно проведенному Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России опросу, 70 % крестьянских (фермерских) хозяйств определяют трудности сбыта продукции как проблему номер один.

сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство...

Переход экономики сельского хозяйства к рынку может быть обеспечен лишь на базе

Каждое сельскохозяйственное предприятие обладает земельными, материальными

4. Зимин, Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия / Н. Е. Зимин

хозяйство населения, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, тенге...

Насколько важную роль играет сельское хозяйство...

Рис. 1. Сельское хозяйство, добавленная стоимость (% от ВВП).

Роль сельского хозяйства также помогут отразить инвестиции в эту сферу.

Не только производство пищевых продуктов является причиной сделок в этой сфере.

Сельское хозяйство обеспечивает большое количество рабочих мест, оно производит продукты питания и сырье.

Похожие статьи

Агромаркетинг: сущность, особенности и направления развития

Рассмотрим сущность понятий, применительно к аграрному сектору: «агромаркетинг»

«Агромаркетинг — это предвидение, управление и удовлетворение спроса на товары и

Пустуев А.Л., Ахтарьянова А. Г. [7]. «Агромаркетинг — это процесс изучения рынков земли и

производство жизненно важных продуктов. Продукция сельского хозяйства относится к...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной...

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

Сельскохозяйственное производство, как и любая другая отрасль экономики, подчиняется основным

Анализ рыночного сегмента — это отслеживание колебаний в спросе и объяснение, почему они

предприятие, сельскохозяйственная продукция, сегмент, сегментация рынка...

Состояние рынка сельского хозяйства России и пути его развития

Библиографическое описание: Цицеров, В. Д. Состояние рынка сельского хозяйства

Доли этих стран в закупках кукурузы за рассматриваемый период составили 16,5 % и 13,2 %.

В. Н. Смирнов, А. В. Леванов. Состояние аграрного сектора сельского хозяйства России

Кабаненко М. Н., Дуброва Л. И. Современное состояние и перспективы развития сельского...

Агромаркетинг в современных условиях и тенденциях

Ведь цель данной статьи проанализировать агромаркетинг в современных условиях и

Маркетинговое исследование рынка сельскохозяйственной продукции и его сегментация.

сельское хозяйство, инновационное обновление, аграрная сфера, сельскохозяйственная. Ключевые слова: сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство, инновации...

Об инвестиционной привлекательности организаций сельского...

...средства производства и предметы труда для сельскохозяйственных организаций.

Сельское хозяйство является центральным звеном агропромышленного комплекса.

объект, система, формирующая потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции [5].

На наш взгляд, инвестиционная привлекательность сельскохозяйственных организаций...

Особенности трудовых ресурсов аграрного сектора экономики

Трудовым ресурсам в сельском хозяйстве, а также процессу их воспроизводства уделяется

Это связано, прежде всего, со значением аграрного сектора для экономики любой страны.

То, что труд в аграрном производстве основан на использовании живых организмов, также

В то же время в сельской местности отмечается высокий удельный вес скрытой занятости.

Развитие структуры сбыта сельскохозяйственной продукции

Так согласно проведенному Ассоциацией крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России опросу, 70 % крестьянских (фермерских) хозяйств определяют трудности сбыта продукции как проблему номер один.

сельское хозяйство, сельскохозяйственное производство...

Переход экономики сельского хозяйства к рынку может быть обеспечен лишь на базе

Каждое сельскохозяйственное предприятие обладает земельными, материальными

4. Зимин, Н. Е. Анализ и диагностика финансового состояния предприятия / Н. Е. Зимин

хозяйство населения, сельское хозяйство, сельскохозяйственная продукция, тенге...

Насколько важную роль играет сельское хозяйство...

Рис. 1. Сельское хозяйство, добавленная стоимость (% от ВВП).

Роль сельского хозяйства также помогут отразить инвестиции в эту сферу.

Не только производство пищевых продуктов является причиной сделок в этой сфере.

Сельское хозяйство обеспечивает большое количество рабочих мест, оно производит продукты питания и сырье.

Задать вопрос