Жаргонная лексика в современных СМИ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 04.12.2022

Статья просмотрена: 1688 раз

Библиографическое описание:

Мишурова, Я. А. Жаргонная лексика в современных СМИ / Я. А. Мишурова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 598-600. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97228/ (дата обращения: 01.05.2024).



В данной статье автор рассматривает ключевые особенности использования жаргонизмов в современных СМИ. Автором анализируются причины широкого употребления жаргонной лексики, а также исследуются основные виды и функции жаргонизмов в языке СМИ.

Ключевые слова: жаргонизм, жаргонная лексика, СМИ, медиа, средства массовой информации, литературный язык.

The article discusses the main features of using jargon in the modern media. The author analyzes the reasons of widespread usage of jargon words. This article also examines basic types and jargon functions in the media language.

Keywords: jargon, media, literary language, jargon words.

Для любой эпохи характерен определенный набор слов, которые становятся модными и широко употребляемыми. Сегодня в русском языке наблюдается активный рост жаргонной, инвективной и обсценной лексики, язык испытывает давление со стороны заимствований, особенно англицизмов.

До недавнего времени жаргоны можно было отнести к социолектам. Согласно Большому энциклопедическому словарю, жаргон (франц. jargon) — это «социальная разновидность речи, отличающаяся от общенародного языка специфической лексикой и фразеологией» [4]. Жаргон используется узким кругом носителей языка, которых объединяет общность интересов, занятий, положение в обществе, социальная группа.

Жаргонная лексика широко представлена в речи школьников и студентов, представителей искусства и бизнеса, депутатов и других государственных деятелей, а также иных групп носителей языка. Преимущественно жаргонизмы возникают и употребляются в устной речи. Основными целями употребления жаргонной лексики являются:

1) Сокращение дистанции (говорящий стремится стать ближе к собеседникам и аудитории, что делает жаргон неприемлемым, например, в официальной обстановке, где дистанция должна сохраняться);

2) Общая принадлежность (жаргонизм подчеркивает принадлежность говорящих к какой-либо социальной, профессиональной и другой группе).

С 1990-х гг. в использовании жаргонной лексики в СМИ прослеживается определенная динамика. В 1990-е годы жаргонные и арготические слова стали выполнять функцию обычных текстообразующих элементов, средств описания характеров и средств воздействия на адресата (подобная лексика воспринимается читателем остро за счет табуированности и нежелательности в литературном тексте). С конца 1990-х годов жаргонные слова и выражения являются смысловыми сигналами содержания текстов СМИ, употребляются в качестве ключевых слов или в позиции заглавия.

Закономерно, что главными проводниками жаргона «в массы» стали СМИ, которые, отреагировав на еще недавнюю стандартизированность и определенную безликость публичных выступлений, заговорили языком улицы. Многие лингвисты иногда называют подобное явление «массовой болезнью языка» [1]. Однако, по мнению исследователя Н. И. Клушиной, проникновение жаргонной лексики на газетные полосы и телевидение было неизбежным: «Отмена цензуры (внешней и внутренней), провозглашение свободы слова, снятие идеологических фильтров, децентрализация информации (открытие многих ранее закрытых источников — военный бюджет, жизнь армии и пр.) привели к качественному изменению облика современной прессы» [5].

Исследователи отмечают экспансию в СМИ лексики малых социумов, жаргонизацию и даже криминализацию языка медиа. В современных условиях жаргонизмы выступают как семантический центр текста, как образное средство и как средство выражения общественной оценки.

Действительно, публицистический текст сочетает в себе стандарт (книжность) и экспрессию, то есть важный конструктивный принцип языка СМИ. Современные массмедиа стремятся разрушить «книжность» изложения. Поскольку все публицистические тексты СМИ содержат значительное количество экспрессивных средств, выраженных единицами различных языковых уровней, хорошим инструментом для реализации экспрессии становятся жаргонизмы.

Жаргонизмы привлекают внимание читателя яркой экспрессией, грубоватым остроумием, ощущением простоты и реалистичности. С одной стороны, исследователи упрекают журналистов, стремящихся к высоким рейтингам и новой аудитории, в чрезмерном употреблении специфической терминологии соцсетей, уличной лексики и лексики воровского мира: «в погоне за эффектом часто и необдуманно в прессе используются арготические выражения, для экспрессии, воздействия на читателя востребованы слова худшей части российского общества — воровского мира» [2], с другой — оправданное использование жаргонизмов с соблюдением чувства меры и художественного вкуса способно обогатить и оживить литературный язык массмедиа.

Жаргонизмы в языке СМИ выполняют следующие функции:

1) Средство создания колорита времени и определенных социальных групп: «На Южном Урале полицейский крышевал продавца контрафакта» (Московский комсомолец. 14.11.2022), «он был обласкан российской литературной тусовкой » (Аргументы и факты. 11.11.22), «Самый « хайповый » дизайнер Демна Гвасалия показал коллекцию из ”лихих 90-х”» (Комсомольская правда. 04.07.18).

2) Средство речевой характеристики персонажа публикации: «Телеканалы меня фигачили безбожно» (Аргументы и факты. 10.11.22), «Ну, это же был прикол , не более» (Аргументы и факты. 17.11.22), «Но оба персонажа актера стопроцентные мачо , которые обычно сначала делают, потом думают» (Московский комсомолец. 08.11.22).

3) Средство выражения оценки: от легкой иронии до прямого осуждения: «Ладно, остановлюсь, и так ясно, что учительница облажалась по полной» (Московский комсомолец. 28.03.22), «Да и с прической стилист напортачил — эффект мокрых волос был совсем не к месту» (Комсомольская правда. 09.09.19).

Существуют различные виды жаргонов по социогруппам. Молодежный жаргон («тачка» — автомобиль, «препод» — преподаватель, «хайп» — ажиотаж, «гуглить» — искать в интернете), для него, как и в целом для разговорной русской речи, также характерно пополнение особыми жаргонизмами, заимствованными из английского языка, — англицизмами. Данное явление объясняется активным проникновением в повседневную жизнь интернета, расширением культурных связей, развитием международного туризма и огромной популярностью социальных сетей и компьютерных игр. Также выделяют профессиональный жаргон («джинса» — заказной журналистский материал, «зеленка» — у военных лесистая местность, покрытая густой растительностью), компьютерный («мать», «материнка» — материнская плата, «апгрейдить» — обновлять или совершенствовать что-либо), уголовный («тусовка» — сообщество преступников, «беспредел» — отсутствие порядка).

Широкое употребление жаргонизмов в речи общества позволяет лингвистам высказывать мнение о возникновении нового явления в русской речи — общего жаргона. Его нельзя считать принадлежностью отдельной социальной группы, общий жаргон «с достаточно высокой частотностью встречается в языке средств массовой информации и употребляется (или, по крайней мере, понимается) всеми жителями большого города, в частности образованными носителями русского литературного языка» [7]. Русский общий жаргон утратил такой признак, как корпоративность, то есть закрепленность за речью определенных социальных, профессиональных, возрастных групп. Он перестал быть социолектом. Общий жаргон сохранил тенденции жаргона к замкнутости и разомкнутости: средство унификации (идентификация «своих») и средство дифференциации (противопоставление «своих» «чужим»), однако изменил их пропорции под влиянием динамики социальных факторов.

Таким образом, жаргон сегодня является неотъемлемой частью языка СМИ. Лексика, пришедшая с улицы, близкая к разговорному языку, с одной стороны, грубая и табуированная, с другой — яркая, подвижная, соответствующая требованиям времени, она моментально реагирует на малейшие социально-культурные изменения в жизни общества. При грамотном использовании жаргонизмов журналист способен создать яркий живой текст, интересный аудитории СМИ.

Литература:

  1. Горбаневский, М.В., Караулов, Ю.Н., Шаклеин, В. М. Не говори шершавым языком: О нарушении норм литературной речи в электронных и печатных СМИ. — М., 2000. — 272 с.
  2. Грачев, М. А. Откуда слова «тусовка» и «тусоваться»? // Русский язык в школе. — 1995. — № 3. — С. 84–86.
  3. Ермакова, О.П., Земская, Е.А., Розина, Р. И. Слова, с которыми мы все встречались: Толковый словарь русского общего жаргона. — М., 1999. — 277 с.
  4. Жаргон // Большой Энциклопедический Словарь: [сайт]. — URL: https://www.vedu.ru/bigencdic/21086/ (дата обращения: 20.11.2022).
  5. Клушина, Н. И. Языковые механизмы формирования оценки в СМИ / Г. Я. Солганик. // Публицистика и информация в современном обществе. — М., 2000. — С. 94–106.
  6. Никитина, Т. Г. Так говорит молодежь: Словарь молодежного сленга. — СПб., 1998. — 587 с.
  7. Слова, с которыми мы встречались: Словарь общего жаргона / под ред. Р. И. Розиной, О. П. Ермаковой, Е. А. Земской. — М., 1999. С. 4.
  8. Толковый словарь уголовных жаргонов / под ред. Ю. П. Дубягина и А. Г. Бронникова. — М., 1991. — 208 с.
Основные термины (генерируются автоматически): жаргонная лексика, жаргонизм, Московский комсомолец, общий жаргон, язык СМИ, воровской мир, литературный язык, массовая информация.


Похожие статьи

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей...

Использование жаргонизмов в СМИ вводит своеобразную моду на сленг.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Галина, Э. Ф. Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики.

Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В.

Употребление средствами массовой информации...

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах

информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга) / Э. Ф. Галина.

Литературный язык не может в короткие сроки подстроиться под современные реалии.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной...

Итак, сленгслова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но

чертами сленга являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры.

сленг, слово, язык, компьютерный сленг, литературный язык, разнообразная информация.

В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон, или сленг(от англ. slang — слова...

Сленг и жаргон: проблема терминологической неопределенности

Сленг представляет собой «наиболее подвижный пласт лексики» [5 с. 106].

Так, в XX в. появились термины «общий жаргон» и «общий сленг». Это такой вид жаргона, который стал общеупотребимым, в частности, его используют средства массовой информации.

Отличительная черта сленга и жаргона, в сравнении с литературным языком, заключается в...

Употребление средствами массовой информации...

Галина, Э. Ф. Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга) / Э. Ф. Галина.

Подобным образом формируется язык СМИ, рассчитанный в равной степени на интеллектуального и массового читателя.

Жаргон, арго и сленг: проблемы разграничения

Иначе говоря, жаргонизмы стали проникать и в общеразговорный язык.

Поэтому сленг принадлежит к числу наиболее спорных слоев лексики.

также разграничение сленга и жаргона по тому основанию, что сленг определяется как общий, а жаргон как специальный феномен.

Как отмечает В. А. Хомяков: «Существует «специальный сленг» и «общий сленг».

Сленг в речи современного подростка | Статья в журнале...

Жаргон — это речь, какой — нибудь социальной или иной объединенной общими интересами

Школьный язык — это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения.

Из СМИ. Низкий уровень речевой культуры. Снижение интереса к русской классической литературе.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Понятие и функции сленга | Статья в журнале «Юный ученый»

Общий сленг образуется из различных источников и включает в себя жаргоны, кэнт

1. Компьютерный сленгязык программистов и пользователей интернета и любителей.

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах...

подобный род, литературный язык, молодежный сленг, нелитературная лексика, подобный.

Особенность языка блогосферы на примере публикаций...

Язык новых медиа по-своему обогащает литературный язык своими отступлениями от нормы, наводняющими речь жаргонизмами и иноязычными словами. Стремительно быстро происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка именно в блогосфере.

К вопросу об определении понятия «сленг» | Статья в журнале...

1) Сленг — лексическое явление. 2) Сленг относится к нелитературной лексике.

Следовательно, сленг составляет 10–20 процентов общего лексического запаса.

Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга).

Похожие статьи

Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей...

Использование жаргонизмов в СМИ вводит своеобразную моду на сленг.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Галина, Э. Ф. Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики.

Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В.

Употребление средствами массовой информации...

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах

информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга) / Э. Ф. Галина.

Литературный язык не может в короткие сроки подстроиться под современные реалии.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Влияние интернет-сленга на речевую культуру современной...

Итак, сленгслова, живущие в современном языке полноценной жизнью, но

чертами сленга являются расшатывание норм языка, снижение общей и словесной культуры.

сленг, слово, язык, компьютерный сленг, литературный язык, разнообразная информация.

В современном русском языке выделяют молодёжный жаргон, или сленг(от англ. slang — слова...

Сленг и жаргон: проблема терминологической неопределенности

Сленг представляет собой «наиболее подвижный пласт лексики» [5 с. 106].

Так, в XX в. появились термины «общий жаргон» и «общий сленг». Это такой вид жаргона, который стал общеупотребимым, в частности, его используют средства массовой информации.

Отличительная черта сленга и жаргона, в сравнении с литературным языком, заключается в...

Употребление средствами массовой информации...

Галина, Э. Ф. Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга) / Э. Ф. Галина.

Подобным образом формируется язык СМИ, рассчитанный в равной степени на интеллектуального и массового читателя.

Жаргон, арго и сленг: проблемы разграничения

Иначе говоря, жаргонизмы стали проникать и в общеразговорный язык.

Поэтому сленг принадлежит к числу наиболее спорных слоев лексики.

также разграничение сленга и жаргона по тому основанию, что сленг определяется как общий, а жаргон как специальный феномен.

Как отмечает В. А. Хомяков: «Существует «специальный сленг» и «общий сленг».

Сленг в речи современного подростка | Статья в журнале...

Жаргон — это речь, какой — нибудь социальной или иной объединенной общими интересами

Школьный язык — это возрастной язык, которым владел каждый в пору учения.

Из СМИ. Низкий уровень речевой культуры. Снижение интереса к русской классической литературе.

Ключевые слова: молодёжный сленг, речь студентов, жаргонная лексика, жаргонизмы.

Понятие и функции сленга | Статья в журнале «Юный ученый»

Общий сленг образуется из различных источников и включает в себя жаргоны, кэнт

1. Компьютерный сленгязык программистов и пользователей интернета и любителей.

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах...

подобный род, литературный язык, молодежный сленг, нелитературная лексика, подобный.

Особенность языка блогосферы на примере публикаций...

Язык новых медиа по-своему обогащает литературный язык своими отступлениями от нормы, наводняющими речь жаргонизмами и иноязычными словами. Стремительно быстро происходят активные процессы изменения языковой нормы русского языка именно в блогосфере.

К вопросу об определении понятия «сленг» | Статья в журнале...

1) Сленг — лексическое явление. 2) Сленг относится к нелитературной лексике.

Следовательно, сленг составляет 10–20 процентов общего лексического запаса.

Виноградова Н. В. Компьютерный сленг и литературный язык: проблемы конкуренции / Н. В

Употребление средствами массовой информации нелитературной лексики (на примерах жаргона и сленга).

Задать вопрос