Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 марта, печатный экземпляр отправим 17 марта.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (338) ноябрь 2020 г.

Дата публикации: 23.11.2020

Статья просмотрена: 30 раз

Библиографическое описание:

Лошакова, А. И. Использование жаргонизмов в СМИ как одна из особенностей языка средств массовой информации / А. И. Лошакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 48 (338). — С. 595-597. — URL: https://moluch.ru/archive/338/75541/ (дата обращения: 27.02.2021).



Статья рассматривает лингвистические особенности медиа, которые являются одним из наиболее ярких показателей социальных перемен. Они отражают речевые изменения во всех сферах общественной жизни. Сегодня в средствах массовой информации наблюдается тенденция к увеличению употребления просторечных слов и жаргонизмов, что отражается на качестве современного русского языка в целом.

В статье подробно рассматривается использование жаргонизмов в различных типах продуктов медиа.

Ключевые слова: средства массовой информации, СМИ, речевые изменения, современный литературный язык, жаргонизмы.

Научный интерес к изучению языка средств массовой информации обусловлен в том числе тем, что различные медиа являются крупнейшей площадкой современного речепользования. Язык СМИ не только оказывает существенное влияние на современный русский язык, но и формирует его, способствует изменению литературной нормы, водит в употребление новые единицы.

Т. Г. Добросклонская вводит понятие медиадискурса, который по ее определению является функционально-обусловленным типом дискурса,понимающийся как совокупность речевых практик и продуктов речевой деятельности в сфере массовой коммуникации [22, с. 153].

Изучением языка медиа занимается медиалингвистика — особая отрасль лингвистики.

В современном русском языке все заметнее наблюдается увеличение количества просторечных слов и жаргонизмов. Если раньше подобная лексика использовалась только в общении между близко знакомыми людьми, то сейчас эти слова можно наблюдать в СМИ и рекламе. Через средства массовой информации в речь образованных, интеллигентных людей более «внедряются» жаргонные, разговорные слова. Даже в официальном общении можно встретить слова: тусовка, разборка и т. д.

Использование жаргонизмов в СМИ вводит своеобразную моду на сленг. Люди начинают воспринимать эти слова как языковую норму, не осознавая, что грубые ненормированные слова зачастую могут разрушать и расшатывать русский литературный язык.

Жаргон — речь какой-либо объединенной общими интересами группы, содержащая много отличающихся от общего языка слов и выражений, не вполне понятных окружающим [28, с. 54].

Появление жаргона, связано с желанием носителей языка ярче, выразительнее проявить свое отношение к чему-либо [31: 117]. Зачастую значение единиц жаргонной лексики понятно только узкой группе лиц.

Жаргонная лексика постоянно развивается. В язык постоянно добавляются тысячи новых слов, отражающих действительность. Все они разбиваются по группам и составляют отдельные виды жаргона. Самыми распространенными видами являются: уголовные, молодежные, групповые и профессиональные.

Журналисты вводят жаргонизмы в свою речь с целью достижения большего воздействия на аудиторию. Нередко употребление ненормированной, сниженной лексики позволяет передать отношение говорящего о каком-либо факте, дать оценку или характеристику кому-либо.

В газетных текстах жаргонизмы часто встречаются в прямой речи интервьюированного:

«Вот так меня, обыкновенного человека, законопослушного гражданина, «ломали»…

…Считал, что людям и так по горло хватает чернухи и собственных забот» («Свобода слова», 2008, № 15).

Ломать — «пытать»

Чернуха — «темные дела».

Также жаргонизмы, как и другие языковые средства усиления выразительности речи часто встречаются в заголовках к публикациям.

Иногда стилистика текста имитирует диалектную, упрощенную речь, понятную более широкому кругу аудитории:

Американцы отчего-то расхотели платить по жилищным займам, следовательно, банки испытывают дефицит налички, и занять ее негде («Комсомольская правда», 2008, № 42).

Наличка — жаргон, в значение наличные деньги.

Еще чаще употребление жаргонной лексики встречается в эфирах телепередач и в интернет-сми. Создавая иллюзию неформального общения, авторы стараются быть ближе к аудитории.

Нельзя также недооценивать роль рекламы в распространении жаргонизмов:

– слоган компании LG: «Оторвись по полной!»

– конфеты «М&Мs»: «Суперупаковка — веселая тусовка!»

Говоря о способах словообразования жаргонизмов, отметим, что самым распространенным является прием метафоризации. Новые языковые единицы образовываются на основе образов и аналогий.

Большой пласт жаргонной лексики представляют заимствования.

Некоторые жаргонизмы проникли в литературный язык и закрепилась в нем. Другие же так и остаются инородными элементами в структуре литературного языка. За время существования журналистского жаргона, большинство слов, входящих в его, так и остались в лексике очень узкой группы людей, не получив широкого распространения не только в литературном языке, но и в разговорной лексике.

Литература:

  1. Бахмутова Е. А. Культура речи. Изд.-е 2 испр. И доп. — Казань, изд.-во Казанского ун.-та, 2010.
  2. Белинский В. Г. Полн. собр. соч: В 13 т. М., 2011. Т.9. С. 60.
  3. Бондалетов В. Д. Социальная лингвистика. М.: Просвещение, 1987. Марочкин А. И. Лексико-фразеологические особенности молодежного жаргона:(На материале речи молодежи г.Воронежа). Дис. на соиск. учен. степ. канд. филол. наук. Воронеж, 2008.
  4. Борисова Е. Г. Современный молодёжный жаргон // Русская речь, 1980. № 5. С. 54; Борисова Е. Г. О некоторых особенностях современного молодёжного жаргона // Русский язык в школе, 2009. № 3.
  5. Валиулина Е. Ю. Мой компьютер. Толковый словарь. М., 2009.
  6. Виноградов В. В. Лексикология и лексикография. — М.: Наука,2010.
  7. Виноградов В. В. О языке художественной литературы. М., 2011. С. 174.
  8. Вопросы культуры речи. / Под ред. С. И. Ожегова. — М.: Наука, 2011. — Выпуск 6.
  9. Вопросы лексикологии современного русского языка. / Под ред. Е. И. Диброва. — Ростов н/Дону.: изд.-во Рост. Ун.-та, 2012.
  10. Вопросы стилистики устной и письменной формы речи. / Под ред. О. Б. Сиротинина. — Саратов, изд.-во Саратовского ун.-та, 2013.
  11. Вопросы стилистики устной и письменной формы речи. / Под ред. О. Б. Сиротинина. — Саратов, изд.-во Саратовского ун.-та, 2011.
  12. Воронцова Т. А. Функции арготизмов в публичном дискурсе // Социальные варианты языка 2008. С.103–105.
  13. Гаврилова Г. И., Кузнецова В. В. Английские заимствования в языке СМИ: Молодёжная тематика // Социальные варианты языка — 3. Нижний Новгород 2013. С. 487–493.
  14. Головин Н. Г. Культура речи. — М.: Просвещение, 2014.
  15. Горшков А. И. Русская стилистика. Стилистика текста и функциональная стилистика: учебник для педагогических университетов и гуманитарных ВУЗов М.: Просвещение, 2010
  16. Грачев М. А.Русское арго. Монография. Н. Новгород, 2009.
  17. Грачёв М. А. Ненужные слова в русской речи (Неоправданные заимствования, жаргонизмы и арготизмы) // Очерки по философии культуры. Нижний Новгород, 2011. С. 114.
  18. Грачёв М. А. Ненужные слова в русской речи. С. 112.
  19. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона.
  20. Грачёв М. А. Словарь современного молодёжного жаргона. М., 2008.
  21. Грачёв М. А. Экология языка // Нижний Новгород. — Нижний Новгород, 2009. С. 245–251.
  22. Добросклонская Т. Г. Медиалингвистика: системный подход к изучению языка СМИ. М., 2008.
  23. Добросклонская Т. Г. Методология анализа медиатекста как информационно-коммуникативного продукта // Массово-коммуникационные процессы в современной России. М., 2008. С. 78–92.
  24. Земская Е. А. Русская разговорная речь. / Под ред. М. В. Китайгородской, Е. Н. Ширяева. — М.: Наука, 2009.
  25. Земская Е. А. Словообразование как деятельность. / Под ред. Российской академии Наук. — М.: Наука, 2008.
  26. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. — М.: просвещение, 2009.
  27. Костин А. Ю. К вопросу о степенях инвективизации арготической лексики в нижегородской прессе // Социальные варианты языка... 2010. С. 84–86.
  28. Крысин Л. П. Социолингвистические аспекты изучения современного русского языка. Москва, «Наука», 2011.
  29. Лихачев Д. С. «Письма о добром и прекрасном» — М., 2013. — 373 с.
  30. Лингвистический энциклопедический словарь, Москва «Советская энциклопедия», 2009.
  31. Нормы современного русского словоупотребления. / Под ред. Г. А. Качевской, К. С. Горбачевич. М.-Л.: Наука, 2011.
  32. Розенталь Д. Э., Голуб И. Б., Теленкова М. А. Современный русский язык. М:Айрис-пресс, 2013 (От А до Я); 2010
Основные термины (генерируются автоматически): жаргонная лексика, массовая информация, литературный язык, слово, современный русский язык, жаргонизм, использование жаргонизмов.


Ключевые слова

средства массовой информации, СМИ, жаргонизмы, речевые изменения, современный литературный язык
Задать вопрос