Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 03.12.2022

Статья просмотрена: 27 раз

Библиографическое описание:

Лазебная, С. В. Развитие познавательной деятельности дошкольника через экспериментирование в условиях введения ФГОС ДО / С. В. Лазебная, О. Н. Капустина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 409-411. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97199/ (дата обращения: 27.04.2024).



В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования одним из важнейших направлений развития дошкольника названо познавательное развитие. Для развития интеллектуально-творческого потенциала личности ребенка дошкольника необходимо использование в своей деятельности более эффективных форм и методов развивающего обучения. Одним из таких методов является детское экспериментирование. Использование этого метода пропагандировали такие классики педагогики, как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и многие другие.

Современные исследования, посвященные проблемам приобщения дошкольников к познавательной деятельности, связаны с изучением механизмов экспериментирования, формированием познавательной компетенции ребёнка, восприятием детьми закономерностей и явлений окружающего мира.

Теоретические основы метода детского экспериментирования в дошкольных учреждениях на современном этапе базируются на новых научных подходах, разработанных творческим коллективом специалистов под руководством профессора, академика Академии творческой педагогики Российской академии образования Н. Н. Поддъякова. Основные положения данной деятельности сформулированы следующим образом:

  1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.
  2. В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, новых знаний (познавательная форма экспериментирования), на получение продуктов детского творчества — новых построек, рисунков сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
  3. Детское экспериментирование является стержнем любого процесса детского творчества.
  4. В детском экспериментировании наиболее органично взаимодействуют психические процессы дифференцировании и интеграции при общем доминировании интеграционных процессов.
  5. Деятельность экспериментирования, взятая во всей ее полноте и универсальности, является всеобщим способом функционирования психики.

Основной целью экспериментальной деятельности в дошкольных учреждениях является развитие свободной творческой личности ребенка, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.

Образовательные задачи:

1. Формировать представление о различных сторонах изучаемого объекта его взаимоотношений с другими объектами и средой обитания.

2. Совершенствовать способность детей ставить вопросы и получать на них фактические ответы.

3. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.

Развивающие задачи:

  1. Развивать поисково-познавательную деятельность детей как интеллектуально-личностное, творческое развитие.
  2. Развивать внимание, память, воображение, логическое мышление, речь.

Воспитательные задачи:

  1. Развивать социальные навыки: умение работать в коллективе, договариваться, учитывать мнение партнера, отстаивать свою правоту.
  2. Поддерживать у детей инициативу, сообразительность, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания.

Содержание исследований предполагает формирование следующих представлений: о предметном мире, о геометрических эталонах, о человеке, о приготовлении пищи, о материалах, о природных явлениях, о мире животных и растений.

В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения, классификации и обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи. Следствием является не только ознакомление ребенка с новыми фактами, но и накопление фонда умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.

С появлением ТРИЗ (теории решения избирательных задач) стало возможным массовое обучение детей технологии творчества. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволяет воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество — всем». Экспериментирование тесно связано с данной технологией. Их целью является, с одной стороны, формирование у детей таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, с другой — поисковой активности, стремление к новизне, склонности к творческому воображению. Ведь наши психологические качества определяют легкость и быстроту усвоения информации, понятий, принципов. Систематизация объектов осуществляется с помощью таблицы «Системный оператор».

Системный оператор

6. Надсистема в прошлом

3. Надсистема

9. Надсистема в будущем

4. Система в прошлом

1. Система (выбранный объект, его функция)

7. Система в будущем

5. Части системы в прошлом

2. Подсистема. Части системы

8. Подсистема в будущем

Важное место в ознакомлении детей с материалом предметов занимает процесс освоения действий разного характера (экспериментального, моделирующего, алгоритмического) с использованием косвенных стимуляторов (алгоритмов, моделей, пиктограмм).

Метод моделирования открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в умственном воспитании, в том числе и в развитии связной речи.

В дошкольном обучении применяются разные виды моделей. Прежде всего предметные, в которых воспроизводятся конструктивные особенности, пропорции, взаимосвязь частей каких-либо объектов. Старшим дошкольникам доступны предметно-схематические модели, в которых существенные признаки и связи выражены с помощью предметов-заместителей, графических знаков.

В результате работы ребенок ближе знакомится с природными веществами и их свойствами, учится исследовать, анализировать и сравнивать различные предметы, явления, задавать вопросы, высказывать свои предположения и догадки, а также самостоятельно делать выводы, искать ответы на вопросы.

В этой связи использование в работе новых научных подходов, развивающих у детей познавательный интерес к активному взаимодействию с окружающим миром, являются средством живого, увлекающего ребенка обучения, и как сильный мотив, к интеллектуальному и длительному протеканию познавательной деятельности, и как предпосылки формирования готовности личности к непрерывному обучению.

Таким образом, центральным звеном познавательного развития является детское экспериментирование, активное внедрение которого в практику работы дошкольных учреждений согласуется с положениями ФГОС.

Литература:

  1. Поддъяков Н. Н. Сенсация: открытие новой ведущей деятельности // педагогический вестник. — 1997. — № 1. — С.16.
  2. Исакова Н. В. Развитие познавательных процессов у старших дошкольников через экспериментальную деятельность// С-П.: ДЕТСТВО — ПРЕСС. -2013.
  3. Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание. — 2007. — № 6. — С.13–16.
Основные термины (генерируются автоматически): детское экспериментирование, детское творчество, задача, окружающий мир, познавательная деятельность, познавательное развитие, ребенок, среда обитания, часть системы.


Похожие статьи

Детское экспериментирование как средство развития...

 С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир.

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной

детское экспериментирование есть основа любого процесса детского творчества

– у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного

Развитие познавательной активности детей среднего...

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Цель – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через использование метода экспериментирования. Задачи: - создать развивающую предметно – пространственную среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Развитие познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах...

Роль детского экспериментирования как метод...

Экспериментальная деятельность развивает мыслительные и творческие процессы.

Задача воспитателей — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.

Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение

развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы.

Организация исследовательской деятельности детей...

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает

4. Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности

2. Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с

6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004–56с.

Похожие статьи

Детское экспериментирование как средство развития...

 С момента своего рождения дети стремятся исследовать окружающий их мир.

О том, что детское экспериментирование есть важнейшее средство развития познавательной

детское экспериментирование есть основа любого процесса детского творчества

– у детей развивается речь, так как ребенок формулирует выводы, исходя из увиденного

Развитие познавательной активности детей среднего...

1. Детское экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой наиболее ярко выражены процессы целеобразования, процессы возникновения и развития новых мотивов личности, лежащих в основе самодвижения, саморазвития дошкольников.

Метод экспериментирования, как средство познавательного...

Цель – развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через использование метода экспериментирования. Задачи: - создать развивающую предметно – пространственную среды с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

Развитие познавательной активности детей старшего...

Детское экспериментирование является важнейшим из средств развития познавательной активности детей дошкольного возраста, которое направлено на познание ребенком окружающего мира. Экспериментальная деятельность детей рассматривалась в работах...

Роль детского экспериментирования как метод...

Экспериментальная деятельность развивает мыслительные и творческие процессы.

Задача воспитателей — поддерживать стремление детей к экспериментированию и создавать для него условия.

Детское экспериментирование — особая форма поисковой деятельности, в которой

Детское экспериментирование — стержень любого процесса детского творчества.

Развитие дошкольника в познавательско-исследовательской...

Итак, познавательно-исследовательская деятельность -это активность ребенка, направленная на постижение

развитие познавательной инициативы ребенка (любознательности)

Экспериментированиедеятельность, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании

ребенок, дошкольный возраст, детское экспериментирование, ребенок среднего...

Что значит экспериментирование для дошкольника?

Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования.

Т.е. детское экспериментирование является хорошим средством интеллектуального развития дошкольников.

«Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период

Познание ребёнком окружающего мира обязательно включает познание природы.

Организация исследовательской деятельности детей...

По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты), поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат), решение познавательных задач

Экспериментальная деятельность с детьми дошкольного...

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира.

Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает

4. Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста».

ребенок, окружающий мир, вид деятельности, детское экспериментирование...

Ознакомление детей дошкольного возраста с окружающим...

— способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности

2. Развитие у детей умение пользоваться приборами-помощниками при проведении

В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с

6. Иванова А. И. Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. М., 2004–56с.

Задать вопрос