Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 12 июля, печатный экземпляр отправим 16 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума

Психология
02.12.2022
885
Поделиться
Библиографическое описание
Емельчев, С. С. Психологический феномен межличностных потребностей индивидуума / С. С. Емельчев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 483-486. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97161/.


В статье описывается феномен межличностных потребностей, а также его составляющие — потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации, а также раскрывается характеристика социального поведения людей, формируемое в зависимости от степени описываемых потребностей.

Ключевые слова : межличностная потребность, включенность, аффект, аффилиация, взаимодействие, социальная ориентация, совместимость.

The article describes the phenomenon of interpersonal needs, as well as its components — the need for inclusion, affect and affiliation, and also reveals the characteristics of people's social behavior, which is formed depending on the degree of described needs.

Keywords : interpersonal need, inclusion, affect, affiliation, interaction, social orientation, compatibility.

Социальная направленность человека рождает социальные потребности, межличностная потребность — это потребность человека, заключающаяся в необходимости установить удовлетворяющие его отношения с другими людьми.

Теорию, выделяющую и объясняющую данную потребность предложил В. Шутц, который разрабатывал её в 50–60-е годы ХХ века. В этой теории основной акцент делается на индивидуальные особенности человека, который использует характерный метод социальной ориентации по отношению к лицам, с которыми он взаимодействует, и эта ориентация определяет его межличностное взаимодействие.

Основным термином представленной теории явился термин «потребность». В. Шутцем «потребность» определяется как «некоторое нереализованное человеком условие или ситуация, ведущие к нежелательным для него последствиям» [1].

Теорию Шутца можно представить в положениях, которые имеют свою теоретическую основу, таких положений четыре.

Первое положение выделяет три межличностные потребности, которые присутствуют у всех людей: потребность включения, потребность в контроле и потребность в любви. Если сравнивать межличностные потребности с физиологическими, то они также требуют удовлетворения, но это можно сделать лишь во взаимодействии с социальным окружением личности.

Важна также мера удовлетворения. Если человек не полностью реализует свою потребность или получает ее в избытке, то психическое расстройство может быть результатом нарушения этого баланса, также как болезнь может быть последствием неадекватного удовлетворения биологических потребностей.

Нарушение потребностей не сразу приводят к негативным последствиям, так как человек способен к адаптации на какой-то период времени. Какие способы адаптации сформировались у ребенка в детстве как ответ на дефициты межличностных потребностей, так и будет, чаще всего, человек во взрослом возрасте ориентироваться в межличностных отношениях с социальным окружением.

Второе положение вытекает из первого, как положение «относительной преемственности и непрерывности», которое говорит об определяющей роли детского опыта в развитии личности и применении этого опыта во взрослом возрасте. Чаще всего опыт отношений с родителями или другими значимыми взрослыми, который переносится на другие межличностные контакты, в которых человек ощущает себя в позиции ребенка по отношению к родителям, или наоборот, с позиции родителя к ребенку.

В своей теории В. Шутц описывает главные межличностные потребности — включения, контроля и любви. Включение он понимает, как потребность устанавливать и поддерживать приносящие удовлетворение отношения с другими, т. е. как потребность быть включенным в группу [4].

Шутц утверждает, что в зависимости от степени удовлетворения потребности включения в детстве взрослый человек в межличностных отношениях склонен к проявлению недостаточно социального (undersocial) поведения, сверхсоциального (oversocial) или социального (social) поведения.

Недостаточно социальное поведение имеет своей причиной недостаток включенности ребенка в структуру семьи, второй — опытом чрезмерного включения в нее, а третий тип соответствует адекватной интеграции. Первый тип характеризуется тенденцией к интраверсии, тревожности, уходу от взаимодействия, к сохранению дистанции между собой и другими. Человеку второго, сверхсоциального типа, напротив, свойственно находиться постоянно в поиске контактов. Он шумный, требует внимания, навязывает себя группе, но может войти в группу, используя и более тонкие приемы, например, демонстрируя знание и умение. Третий, социальный тип, по мнению В. Шутца, — беспроблемный в межличностных отношениях. Ему комфортно выстраивать взаимоотношения с другими, но и без общения ему тоже хорошо. У него нет сомнения в своей ценности как партнера по общению.

Межличностная потребность в контроле имеет отношение к так называемому аспекту власти в межличностных отношениях. Такой человек будет демонстрировать диапазон поведения от слишком большой дисциплинированности — до отрицания дисциплины вообще. В. Шутц выделяет три типа поведения индивида в сфере контроля, обозначая их как «отказывающееся», «автократическое» и «демократическое». Первый тип отличается тенденцией к смирению и покорности. «Автократ» характеризуется тенденцией доминировать над другими. «Демократ» является идеальным типом, успешно решая проблемы межличностных отношений в сфере контроля. Он чувствует себя комфортно и в позиции подчиненного, и в позиции доминирования. В. Шутц предположил, что в случае развития патологии в сфере контроля она связана с типичным психопатическим поведением, которое отличается отказом следовать социальным нормам и уважать права других.

Наконец, третья межличностная потребность — «это потребность построения тесных эмоциональных связей в отношениях с другими. Она определяется как потребность нравиться и быть любимым. Выражения потребности любви могут быть позитивными (от аттракции до любви) либо негативными (от легкого неодобрения до ненависти). Соответственно В. Шутц выделяет три типа межличностного поведения: недостаточно личностное (underpersonal) или сверхличностное (overpersonal) поведение, тогда как идеальные отношения в этой сфере приводят результате к личностному (personal) поведению. В первом случае человек имеет тенденцию избегать тесных взаимоотношений. По мнению В. Шутца, основой подобного поведения являются тревога, глубокая озабоченность личности по поводу того, может ли она вызвать истинное расположение к себе, любовь» [4].

При сверхличностном типе поведения, наоборот, человек желает тесных эмоциональных связей и пытается строить именно такие эмоциональные отношения. И первый и второй тип, поведения, по мнению Шутца, имеет одну и ту же тенденцию, в её основе лежит сильная потребность в любви, но при этом испытывают много страха и тревоги быть отвергнутыми объектом любви [1].

Личностный тип поведения характеризуется тем, что человеку вполне комфортно находиться как в близких отношениях, так и в отношениях на расстоянии. У него нет сомнений в своей ценности, а следовательно, нет препятствий в выстраивании близких отношений. В. Шутц предположил, что неврозы — это форма патологии, связанная как раз с характером удовлетворения межличностной потребности в любви.

Третье положение описывает феномен совместимости в межличностных отношениях. О совместимости возможно говорить если два человека могут успешно осуществлять совместную деятельность. В. Шутц предположил три возможных типа совместимости и разработал пути их измерения.

В основу выделения типов положено соотнесение выражаемого (демонстрируемого) личностью поведения и поведения, желаемого ею от других, в каждой из трех сфер межличностных потребностей.

Первый тип совместимости В. Шутц называет совместимостью, основанной на взаимном обмене. Максимум такой совместимости имеет место, когда сумма выражаемого и желаемого поведения у одной личности равна аналогичной сумме у другой личности. А несовместимы две личности оказываются в той мере, в которой они различаются в отношении этой суммы соответственно в области каждой из трех межличностных потребностей.

Второй тип — инициирующая совместимость — обнаруживается, когда проявления контроля, включенности и любви со стороны одного совпадают с потребностями другого. Положительная реализация этого типа возможна, если каждая из сторон, вступающих во взаимодействие, удовлетворена той ролью, которая ей отводится, например, один желает руководить, а другой подчиняться.

Реципрокная совместимость характеризует степень, в которой выражения включения, контроля или любви одной взаимодействующей личности согласуются с желаниями другой в отношении тех же потребностей. В. Шутц специально разработал шкалы и формулы подсчета совместимости, позволяющие вычислять шестнадцать индексов совместимости. Им сформулировано девять теорем совместимости.

Четвертое положение рассматриваемой теории касается группового развития. В. Шутц полагает, что каждая группа в своем становлении проходит соответственно этапы включения, контроля, любви.

Необходимо упомянуть о потребности, связанной с межличностными отношениями (потребностями в любви по Шутцу) — аффилиации.

В психологии аффилиация (аффилиация, англ. affiliation — «соединение, связь» от позднелатинского filialis — «сыновний») — это стремление быть в обществе других людей, потребность человека в создании тёплых, доверительных, эмоционально значимых отношений с другими людьми. Стремление к сближению с людьми, дружба, любовь, общение — всё это попадает под понятие аффилиация.

Генри Мюррей в 1938 году описывал мотив (потребность) аффилиации следующим образом: «Заводить дружбу и испытывать привязанность. Радоваться другим людям и жить вместе с ними. Сотрудничать и общаться с ними. Любить. Присоединяться к группам» [5].

В аффилиации выделяют две стороны, одна из которых связана со стремлением к принятию — позитивная сторона аффилиации, или, собственно, аффилиация, а другая — со страхом отвержения — негативная сторона аффилиации [2]. Причем основой этой потребности считается страх отвержения.

Это утверждение подтверждается наблюдениями, которые говорят, что аффилиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком [3]. Степень выраженности потребности в аффилиации у того или иного человека также, как и описанные выше потребности, в значительной мере определяет тип его межличностного поведения.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что у человека существуют определенные межличностные потребности: потребность во включенности, в аффекте и в аффилиации. Реализация данных потребностей во многом определяется личностными особенностями и прошлым опытом и влияет на его социальное взаимодействие.

Литература:

  1. Андреева Г. М. Зарубежная социальная психология 20 столетия: Теоретические подходы: учеб. пособие для студентов вузов / Г. М. Андреева, Н. Н. Богомолова, Л. А. Петровская. — Москва: Аспект Пресс, 2009. — 286 с.
  2. Ильин Е. П. Психология общения и межличностных отношений / Е. П. Ильин. — Санкт-Петербург: Питер, 2009. — 576 с.
  3. Макклеланд Д. Мотивация человека / Д. Макклеланд. — Санкт-Петербург: Питер, 2007. — 672 с.
  4. Финькевич Л. В. Психодиагностика межличностного взаимодействия: практикум / Л. В. Финькевич. — Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2002. — 43 с.
  5. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность / Х. Хекхаузен. — Санкт-Петербург: Питер, 2003. — 860 с.
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
межличностная потребность
включенность
аффект
аффилиация
взаимодействие
социальная ориентация
совместимость
Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 483-486):
Часть 7 (стр. 465-543)
Расположение в файле:
стр. 465стр. 483-486стр. 543

Молодой учёный