Средовые ресурсы саморазвития личности: прикладной аспект | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 30.11.2022

Статья просмотрена: 48 раз

Библиографическое описание:

Гребешков, В. Е. Средовые ресурсы саморазвития личности: прикладной аспект / В. Е. Гребешков, И. Б. Шуванов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 476-481. — URL: https://moluch.ru/archive/443/97024/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье авторы определяют средовые ресурсы (вид деятельности, направление подготовки) саморазвития личности эмпирическим путем.

Ключевые слова: саморазвитие, средовые ресурсы, вид деятельности, направление подготовки .

В современной психологии личности остается актуальным вопрос относительно саморазвития [1] личности — тех внутренних и внешних ресурсов, которые способствуют поддержанию качества саморазвития [2] и общую готовность личности к постоянному позитивному изменению с целью улучшения качества жизни [3].

В исследовании поставили цель изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности. Для осуществления определения средовых ресурсов саморазвития создали две группы испытуемых на основе результатов психодиагностики саморазвития с помощью методики «Оценка саморазвития (самообразования) В. И. Андреева»: экспериментальная группа с высоким уровнем саморазвития (30 человек) и контрольная группа с низким уровнем саморазвития (30 человек). Группы сравнили между собой по показателям средних значений саморазвития относительно двух средовых факторов: вид деятельности (учебная и профессиональная), направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое).

Сравнили средние значения саморазвития, относительно средовых условий (вид деятельности, направление подготовки) для определения факторов, которые уже определяют наличие саморазвития и слабые факторы, которые являются ресурсами саморазвития личности, результаты сравнения представили на столбчатых гистограммах (Рисунки 3, 6, 9).

В экспериментальной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В экспериментальной группе с высоким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 17 человек, что составило 56,7 %, испытуемых, осуществляющих учебную деятельность — 13 человек, что составляет 43,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 1).

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средового ресурса — вид деятельности

Рис. 1. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средового ресурса — вид деятельности

В контрольной группе испытуемые распределились следующим образом по основанию выделения средового ресурса вид деятельности (учебная/профессиональная). В контрольной группе с низким уровнем саморазвития испытуемых, которые осуществляют профессиональную деятельность — 14 человек, что составило 46,7 %, испытуемых осуществляющих учебную деятельность — 16 человек, что составляет 53,3 % результаты анализа выборки по средовому ресурсу — вид деятельности отобразили на рисунке (Рис. 2).

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — вид деятельности

Рис. 2. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — вид деятельности

Далее в двух группах (экспериментальной, контрольной) осуществили сравнительный анализ средних значений показателя уровня саморазвития среди испытуемых выборки, осуществляющих профессиональную и учебную деятельность, результаты анализа отобразили на столбчатой диаграмме (Рис. 3).

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — ведущий вид деятельности: учебная и профессиональная

Рис. 3. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — ведущий вид деятельности: учебная и профессиональная

Среди испытуемых с высоким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 50,98; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 13,96. Можно сделать вывод, что в экспериментальной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.

Среди испытуемых с низким уровнем саморазвития личности, выполняющих профессиональную деятельность средние значения саморазвития составили — 21,66; средние значения саморазвития у испытуемых, выполняющих учебную деятельность, составили — 19,62. Можно сделать вывод, что в контрольной группе профессиональный вид деятельности является фактором саморазвития. Учебная деятельность является средовым ресурсом.

В двух группах (экспериментальной и контрольной) распределение респондентов по следующему средовому ресурсу — направление подготовки (гуманитарное, инженерно-техническое) осуществилось следующим образом (Рис.4):

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 4. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

— в группе с высоким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 20 человек, что составило 66,7 %; с инженерно-техническим направлением — 10 человек, что составило 33,3 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с высоким уровнем саморазвития отобразили на рис. 4;

— в группе с низким уровнем саморазвития личности испытуемых с гуманитарным направлением — 10 человек, что составило 33,3 %; с инженерно-техническим направлением — 20 человек, что составило 66,7 %. Распределение испытуемых по основанию выделения средового ресурса — направление подготовки в группе с низким уровнем саморазвития отобразили на рис. 5.

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 5. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Далее сравнили средние показатели саморазвития личности относительно направлений подготовки в экспериментальной и контрольной группе. В экспериментальной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 45,5; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 49,4. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом.

В контрольной группе средние значения саморазвития у испытуемых гуманитарного направления — 20; средние значения испытуемых инженерно-технического направления — 22,17. Фактором саморазвития в экспериментальной группе выступило инженерно-техническое направление обучения, а гуманитарное выступило ресурсом. Анализ средних значений относительно направлений подготовки отобразили на рис. 6.

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Рис. 6. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — направление подготовки: гуманитарное и инженерно-техническое

Распределение испытуемых в двух группа по основанию средового ресурса — семейное положение осуществилось следующим образом:

В группе с высоким уровнем саморазвития (экспериментальная группа) испытуемых, у которых есть семья — 17 человек, что составило 56,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 43,3 %. Распределение отобразили на рисунке 7.

Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Рис. 7. Количественное распределение испытуемых с высоким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

В группе с низким уровнем саморазвития (контрольная группа) испытуемых, у которых есть семья — 14 человек, что составило 46,7 %; холостых испытуемых — 13 человек, что составило 53,3 %. Распределение отобразили на рис. 8.

Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Рис. 8. Количественное распределение испытуемых с низким уровнем саморазвития соответственно средовому ресурсу — семейное положение: семейный, холостой

Далее сравнили средние значения саморазвития относительно средового ресурса — семейное положение (есть семья/холост).

В экспериментальной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 49,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 46,8 (средние значения). Семейный статус испытуемых в экспериментальной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).

В контрольной группе среди испытуемых, у которых есть семья, саморазвитие составило 22,85 (средние значения), у холостых испытуемых саморазвитие составило 29,56 (средние значения). Семейный статус испытуемых в контрольной группе выступил фактором саморазвития, а статус «холост» выступает ресурсом саморазвития (Рис. 9).

Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — семейный статус: семейный, холостой

Рис. 9. Сравнение средних значений саморазвития испытуемых соотнесенно со средовым условием — семейный статус: семейный, холостой

Осуществив анализ распределения испытуемых в экспериментальной (с высоким уровнем саморазвития) и контрольной (с низким уровнем саморазвития) группах по основаниям: 1) вид деятельности (учебная/профессиональная); 2) направление подготовки (гуманитарное/инженерно-техническое); 3) семейное положение (семейный/холостой), — установили, что ресурсами (как некоторые потенциальные возможности) саморазвития личности являются учебная деятельность, гуманитарное направление и отсутствие семьи. В исследовании достигли цель — изучить средовые ресурсы, определяющие саморазвитие личности.

Литература:

  1. Байлук, В. В. Профессиональная самореализация личности / В. В. Байлук // Социально-профессиональная мобильность в XXI веке: сборник материалов и докладов Междунар. конф. (29–30 мая 2014 г. Екатеринбург). — Екатеринбург: 2014. — С. 45–56.
  2. Байлук, В. В. Роль самопознания в саморазвитии студентов / В. В. Байлук // Педагогическое образование в России. — 2019. — № 4. — С. 20–35.
  3. Коростелева, Т. В. Личностные ресурсы в управлении качеством жизни молодежи: стратегии, инструменты, измерения / Т. В. Коростелева. — СПб.: Наукоемкие технологии, 2020. — 149 с.
Основные термины (генерируются автоматически): направление подготовки, вид деятельности, экспериментальная группа, контрольная группа, значение саморазвития, ресурс, учебная деятельность, высокий уровень саморазвития, уровень саморазвития, количественное распределение испытуемых.


Ключевые слова

направление подготовки, саморазвитие, вид деятельности, средовые ресурсы

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Саморазвитие личности в подростковом возрасте

В статье автор рассматривает основные факторы, влияющие на процесс саморазвития.

Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента

В статье авторы определяют показатели развития различных направленностей мышления и развития мотивационной сферы студентов академической группы ИЯИЯ-20–1 и выявляют сущность данных показателей как факторов профессионального развития личности студенто...

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Похожие статьи

Исследование проблем мотивации в персональном управлении

В статье рассматриваются теоретические положения мотивационного процесса, его роль на современном этапе развития экономики и бизнеса, излагаются методы исследования управления персоналом.

Мотивация персонала: сущность и значение как функции управления персоналом

В статье рассматриваются состав и структура мотивации, а также стадии процесса формирования мотивации индивида. Обозначены ключевые различия понятий «мотив» и «стимул». Представлены материальные и нематериальные методы мотивации трудовой деятельности...

Саморазвитие личности в подростковом возрасте

В статье автор рассматривает основные факторы, влияющие на процесс саморазвития.

Определение показателей развития видов мышления и показателей развития мотивации как факторов профессионального становления личности студента

В статье авторы определяют показатели развития различных направленностей мышления и развития мотивационной сферы студентов академической группы ИЯИЯ-20–1 и выявляют сущность данных показателей как факторов профессионального развития личности студенто...

Сдвиг парадигмы от «преподавания» к «обучению»

Рассматривается сущность личностно-ориентированного подхода и творческого процесса, которые направлены на совершенствование учебного процесса. Охарактеризованные подходы, способы и приемы также способствуют развитию познавательной деятельности разног...

Технология использования личностно ориентированного обучения в учебном процессе

В статье рассматривается роль личностно-ориентированного обучения в развитии творческой и познавательной деятельности обучающихся, методы, развивающие творческие способности.

Образование как формат самообразования

В данной статье исследуются вопросы, связанные аксиологическими приоритетами современных образовательных процедур. В системе этих приоритетов рассматривается формирование устойчивых навыков и мотивов к самообразованию. Утверждается, что целью подлинн...

Проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза

В статье рассматриваются теоретические подходы к изучению мотивации обучения студентов в вузе, структура профессиональной мотивации учения. Экспериментально исследуется проблема формирования профессиональной мотивации студентов педагогического вуза.

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Задать вопрос