Данная статья посвящена проблемам, которые возникают еще на этапе обучения квалифицированных сотрудников ФСИН России. Рассмотрена возможность внедрения технического оснащения аудиторий для огневой подготовки курсантов образовательных организаций. Приведен пример использования такой техники в Пермском институте ФСИН России. А также рассмотрены положительные черты проведения занятий по огневой подготовке с проектированием жизненных ситуаций, возможных при осуществлении своей служебной деятельности в учреждениях и органах ФСИН России.
Ключевые слова: технические средства, огневая подготовка, образовательные организации ФСИН России, курсанты, сотрудники ФСИН России.
В течении всего времени службы сотрудники Федеральной службы исполнения наказаний (далее — ФСИН) проходят различную подготовку, направленную на поддержание их формы и навыков. Огневая и физическая подготовка являются одними из основных. Нельзя не отметить, что еще на этапе обучения в образовательных организациях ФСИН России важно разработать такой план обучения, с помощью которого можно максимально проработать навыки будущих сотрудников. Нами будет затронута именно огневая подготовка сотрудников в период обучения их в образовательных организациях ФСИН России.
В первую очередь, хотелось бы ответить на вопрос — зачем же уделять такое большое внимание огневой подготовке при обучении? Законодательство Российской Федерации делает большой акцент на возможности применения сотрудниками огнестрельного оружия. Данное положение прописано в Законе РФ от 21.07.1993 г. № 5473–1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», в нем также указаны основания использования огнестрельного оружия и прописан порядок его применения. Неспроста законодательство устанавливает возможность применения огнестрельного оружия сотрудниками ФСИН России, это говорит о том, что необходимость применения в нем все-таки есть. Обращаясь к статистическим данным, можно заметить, что по сравнению с 2020 годом число нападений, а также угроз применения насилия в отношении сотрудников ФСИН увеличилось на 16 %, что также сопутствовало применению в отношении спецконтингента огнестрельного оружия [1]. Именно поэтому огневой подготовке следует уделять значительное внимание при обучении курсантов образовательных организаций.
Изначально важно понять, каким образом необходимо проводить занятия для наиболее эффективного обучения. Большинство курсантов на дисциплине по огневой подготовке боятся производить выстрел, испытывают стресс и тревогу. И эта большая проблема, ведь в реальных жизненных ситуациях они просто не смогут принять оперативное решение. На наш взгляд, в данной ситуации необходимо подготовить комплекс мер, направленный на выявление, в первую очередь, проблем, в связи с которыми курсант не может попасть в цель и попросту боится. А уже затем повышать навык курсантов, ставив их в ситуацию, максимально приближенную к реальности.
Основная проблема — это отсутствие навыка стрельбы. Поступая в образовательные организации, многие курсанты впервые в жизни держат в руках боевое оружие, а уж тем более производят выстрел. Для этого, по нашему мнению, важным решением было бы внедрение технических средств и дополнительного оборудования для наиболее эффективного проведения занятий.
Данные средства позволят начинающим курсантам отработать технику стрельбы, не бояться оружия и производить выстрел точно в цель. А шумовое сопровождение создаст атмосферу стрельбы из боевого оружия, тем самым курсанты смогут привыкнуть к громкому выстрелу.
Также важно отметить, что обучение могут проходить также сотрудники ФСИН при первоначальной подготовке, для них технические средства помогут повысить навык и приблизить к реальной ситуации из жизни.
Например, Пермский институт ФСИН России практикует использование технического оснащения для занятий по огневой подготовке. В нем используются прожекторы, шумовое сопровождение и ситуативная обстановка. Так при стрельбе путем прожекторов происходит ситуация побега осужденного из-под охраны, показаны ограждения, сам осужденный и обстановка вокруг. Сотруднику или курсанту, осуществляющему выстрел необходимо пресечь данное преступление [2, с. 62]. Из этого следует, что у сотрудников при такой подготовке есть алгоритм действий, которые ему необходимо выполнить. В жизни может произойти абсолютно любая ситуация, которая требует решения буквально в долю секунды, сотрудник, незнающий как поступить, находящийся в ступоре, может лишиться собственной жизни, а также подвергнуть опасности других лиц. Данные занятия позволят сотруднику практически по-настоящему прочувствовать всю ситуацию, происходящую вокруг. Мы убеждены, что именно при такой подготовке сотрудник будет знать, как поступить, и почти наверняка поступит в точности правильно.
Домрачёва Е. Ю., Иляхина О. Ю., Караулова Е. А. В своих трудах приводят различные технические средства, например, лазерный стрелковый тир «Рубин», «СКАТТ». С помощью данных средств курсант или слушатель с каждым разом все больше уверен в своих действиях, в связи с этим повышается количество пробоин в мишенях и сокращается время выполнения упражнения [3, с. 45].
В заключении хотелось бы отметить, что именно благодаря подготовке еще в период обучения сотрудник должен получить все необходимые знания и навыки. Причем не только навык стрельбы по мишеням, но и стрельбы в экстремальных ситуациях, по движущимся мишеням и стрельбы в ситуациях, приближенных к реальности. Что касается последнего, на наш взгляд, в образовательный процесс просто необходимо внедрить технические средства, включающие в себя оснащение для отдельной аудитории с шумовыми установками, прожекторами, проекторами и лазерным оружием, для получения наиболее эффективного навыка стрельбы в жизненных ситуациях, как, например при побеге осужденных, нападения на сотрудника и тому подобное.
Литература:
- Состояние преступности в Российской Федерации за январь-декабрь 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации. Режим доступа: https://media.mvd.ru/files/application/2315310 (дата обращения: 10.11.2022).
- Солоницин Роман Аркадьевич Эффективность методики повышения огневой подготовленности курсантов Пермского института ФСИН России направленными физическими нагрузками // Пенитенциарная наука. 2011. № 14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-metodiki-povysheniya-ognevoy-podgotovlennosti-kursantov-permskogo-instituta-fsin-rossii-napravlennymi-fizicheskimi (дата обращения: 12.11.2022).
- Домрачёва Екатерина Юрьевна, Иляхина Оксана Юрьевна, Караулова Екатерина Алексеевна Применение современных технических средств при проведении занятий по огневой подготовки курсантов и слушателей образовательных организаций МВД // Эпоха науки. 2020. № 22. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-sovremennyh-tehnicheskih-sredstv-pri-provedenii-zanyatiy-po-ognevoy-podgotovki-kursantov-i-slushateley-obrazovatelnyh (дата обращения: 13.11.2022).