Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №48 (443) декабрь 2022 г.

Дата публикации: 28.11.2022

Статья просмотрена: 247 раз

Библиографическое описание:

Печенкина, Д. Ю. Проблема необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный» / Д. Ю. Печенкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 48 (443). — С. 379-382. — URL: https://moluch.ru/archive/443/96944/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье автор рассматривает проблему необходимости просвещения общества в пьесе Вольтера «Простодушный», раскрывает причины написания такого произведения и раскрывает актуальность вышеуказанной проблемы на сегодняшний день.

Ключевые слова: Вольтер, «Простодушный», просвещение, биография, проблема.

Введение

Франсуа Мари Вольтер (1694–1778) относится к французскому Просвещению. Специфика данного периода заключалась в следующем. Родиной Просвещения была Англия XVII в. (идеи Гоббса, Локка, которые затем получили свое распространение на территории Франции). Представители Просвещения разрушали устоявшиеся идеи о человеке, мире, Боге. Просветители активно пропагандировали и критиковали действия буржуазии. Главной проблематикой была социальная (труды Вольтера, Руссо, Дидро, Гольдбаха и т. д.): отстаивание свободы, прогресса общества, выступление против предрассудков и стереотипов, которые тормозят развитие общества и человека. Активно пропагандировался не только прогресс, но еще и наука. Религия была подвержена жесткой критике. Главными направлениями периода были: деистическое (куда вошел Вольтер), атеистическо-материалистическое и утопическо-социалистическое [5, с.151–152].

Вольтер (настоящая фамилия — Аруэ) родился в Париже в семье нотариуса. Он окончил иезуитский колледж, но затем отказался от карьеры судьи вопреки воле отца. После чего с успехом дебютировал в качестве драматурга. Какое-то время мыслитель находился при дворе Людовика XV, а через какое-то время — Фридриха II. Надеялся стать советником просвещенного монарха, что так и не удалось осуществить. На закате жизни находился в Ферне (возле Швейцарии), где проживал конец жизни. Дважды за жизнь оказывался в Бастилии. В число главных трудов вошли следующие: «Метафизический трактат» (1734), «Философский словарь» (1764), «Основы философии Ньютона» (1740) [3, с.355].

Мыслитель относится к основоположникам Просвещения. Мыслитель является одним из крупнейших философов-просветителей XVIII века, писатель, правозащитник, романист, поэт, драматург. Вольтера относят к деистическому направлению. Мыслитель был сторонником эмпиризма, разделял взгляды Локка. Бог для Вольтера — перводвигатель, законодатель природы. Вольтер уверен, что логически доказать бытие Бога невозможно. Но при этом обосновывает необходимость Бога для решения вопросов нравственно-этического характера. Социально-философские взгляды мыслителя сводятся к утверждению им неотчуждаемых естественных прав: собственности, свободы, равенства. Вольтер выделяет кроме естественных законов также позитивные законы, которые проистекают из злой природы человека. С помощью позитивных законов гарантируются естественные права человека. Вольтер подвергал активной критике церковь и клерков, используя против них аргументы логики, а также сарказм. Из данной критики проистекает лозунг: «Раздавите гадину» [8, с.141–142]. Мыслитель занимался пропагандой вольнодумства (по этой причине вольтерьянство приравнивается к вольнодумству), ратовал за политическую, религиозную, идеологическую толерантность [1, с.65].

В своей работе мне бы хотелось проанализировать проблему необходимости просвещения, которая присутствует в пьесе Вольтера «Простодушный».

Основная часть

Я думаю, что одна из проблем, которая представлена в пьесе Вольтера — проблема необходимости просвещения (предполагающего процесс развития общества и науки, борьбу с суевериями и предрассудками), которая подтверждается взглядом «естественного человека» на европейское общество со всеми его недостатками.

Для начала стоит уточнить, что представляет собой естественный человек. «Естественный человек» и «естественное состояние» — понятия, которые пришли еще из философии Локка, чьи взгляды Вольтер берет в качестве образца.

Естественный человек живет в гармонии с собой, с природой, со всем миром.

Если пытаться понять, что представляет собой естественный человек именно во взглядах Вольтера, то мы будет говорить о положительных чертах: стремлении к свободе, толерантности (в том числе и в вопросах веры, что также отчетливо подтверждается в книге), умениям быть честным и открытым, искренне любить.

Вспомним, что представляет собой естественное состояние у Локка. Локк подразумевал естественное состояние как состояние «чистой» свободы, отсутствия какого-либо превосходства одного человека над другим, разумное следование естественным законам. Локк был уверен, что в естественном состоянии люди живут в соответствии с разумом, «без обычного превосходства одних над другими и с правом судить друг друга» [4, с.157].

Вольтер также видит те же плюсы естественного состояния, которые приписаны и герою пьесы.

Но при этом стоит понимать, что, смотря на европейское общество глазами «естественного человека», Вольтер вовсе не выступает против цивилизации (ступень культуры, которая следует за варварством; она создает важную предпосылку культуры [5, с.353]) и развития. Наоборот, он выступает за прогресс и развитие. Но взгляд естественного человека необходим для того, чтобы подметить все существующие недостатки европейского общества 18 века.

В «Простодушном» мы отчетливо видим, как герой умело подмечает, что в цивилизационном мире есть свои прелести. Например, умение ценить и помнить свою историю: «Мне кажется, что народы долгое время были такими, как я, что лишь очень поздно они достигли образованности, что в продолжение многих веков их занимал только текущий день, прошедшее же очень мало, а будущее было совсем безразлично. Я обошел всю Канаду, углублялся в эту страну на пятьсот — шестьсот лье и не набрел ни на один памятник прошлого: никто не знает, что делал его прадед. Не таково ли естественное состояние человека» [2, с.527].

Простодушный уверен, что вместе с цивилизацией человек в целом стал более развитый, чем человек, живущий вдали от цивилизации: «Порода, населяющая этот материк, более развита, на мой взгляд, чем та, которая населяет Новый Свет. Уже в течение нескольких столетий расширяет она пределы своего бытия с помощью искусств и наук» [2, с.527].

Герой восхищается всеми достижениями науки, он желает знать о мире как можно больше, он впечатлен всеми достижениями науки: «Простодушный вычертил небесные полушария; его восхищало это величавое зрелище» [2, с.527].

Герой отмечает тот факт, что те народы, который изначально пошли по более развитому пути, более истинны и достоверны в своих высказываниях и мнениях, а европейцы, которые только стоят в начале своего развития, приписывают себе нечто несуществующее, отходят от истины: «В самом деле, если их летописи насчитывают не менее четырех тысячелетий, стало быть, этот народ около пятидесяти веков назад уже был един и процветал. В древней истории Китая особенно поражает меня то обстоятельство, что почти все в ней правдоподобно и естественно, что в ней нет ничего чудесного. Почему же все прочие народы приписывают себе сказочное происхождение?» [2, с.528].

Живой ум героя позволяет ему увидеть не только плюсы цивилизации, но и недостатки, которые процветают в обществе. Европейцы, которые относительно недавно начали свое развитие (что следует из цитат, где происходит сравнение китайской и европейской цивилизаций), пошли по пути умножения недостатков. Они насильно обращают в религию, всем заведует папа, чиновники, прикрываясь благими порывами, позволяют себе вершить судьбы, используя других людей, представления о свободе начали искажаться, а многие литературные источники пишутся в таком ключе, который удобен лишь самим авторам и некоторым отдельно взятым личностям: «И такие-то вот люди издают эдикты?» [2, с.528].

Герой недоумевает, почему, используя прелести цивилизационного развития (наука, искусство), европейский человек не пошел в своем развитии дальше, а предпочел строить то общество, которое будет удобно для отдельно взятых людей, где религия и власть используются не по прямому назначению (просвещать, оберегать), а для того, чтобы оказывать давление и воздействие на массы.

Вольтер демонстрирует, что даже образование иногда может принести ложные знания, преумножить предрассудки и исказить истину, если оно включило в себя предрассудки и суеверия. Гордон искренне недоумевает, почему он сам не смог понять, как искусственно созданная «шелуха» и «налет» смогли затмить его взор, который изначально устремлен к истине: «Как! — думал он, — я потратил пятьдесят лет на свое образование, но боюсь, что этот полудикий мальчик далеко превосходит меня своим прирожденным здравым смыслом. Страшно подумать, но, кажется, я укреплял только предрассудки, а он внемлет одному лишь голосу природы» [2, с.528].

То есть, в своей повести Вольтер выступает вовсе не против цивилизации, а, наоборот. Он искренне уверен в необходимости дальнейшего развития и просвещения. А европейский народ, пройдя лишь небольшой путь, предпочел остановиться в своем развитии.

Вольтер против использования религии и мощи властей в качестве рычагов давления. Кроме того, он против искажения понятий нравственности, морали и духовности, которые являются (по мнению Вольтера) частью естественного человека, и которых лишился европейский цивилизованный (пока не до конца) человек, что также можно увидеть в произведении. Необходимо синтезировать дальнейшее цивилизационное развитие вместе с положительными для естественного человека качествами.

Сам Вольтер выступает за свободу (религии, мнения в любой области, выбора в любом начинании и творческой и научной деятельности) и просвещение народа. Свобода как самостоятельность выбора в любых начинаниях, поступках, мировоззренческих позициях, видится Вольтером одним из главных условий дальнейшего развития и построения более цивилизационного общества.

Заключение

Таким образом, одной из центральных проблем философской повести «Простодушный» является проблема просвещения европейской цивилизации, которая, несмотря на начало своего успешного развития, предпочла затормозить данный процесс, остановившись, блуждая во многих вопросах «впотьмах», смиряясь с ситуацией негативного влияния религии, отсутствия свободы во многих жизненно важных вопросах, негативным воздействием со стороны власти.

Вольтер пропагандировал дальнейшее развитие, пытался наглядно продемонстрировать все недостатки европейского общества, начиная с того, что «папа решает все», заканчивая тем, что многие моральные и нравственные качества попросту потеряны в свете процветания всех недостатков.

В творческой деятельности Вольтера можно увидеть все черты эпохи Просвещения. Мыслитель демонстрирует, каким должен быть просветитель. Если судить по повести, то можно сформировать следующие черты человека новой эпохи: живой ум, прямолинейность, активность в вопросе поиска истины, стремление узнать о мире как можно больше, свобода от предрассудков, способность мыслить нестандартным образом, умение освободиться от навязанных идей.

И именно на фоне данных плюсов наиболее контрастно выделяется европейский человек 18 века, со всеми своими недостатками, моральным несовершенством, потерей ориентиров в дальнейшем развитии.

Думаю, что актуальность просвещения является весьма актуальной задачей и для любого современного общества.

В любом обществе всегда могут найтись какие-то пережитки прошлого. Науку и развитие может тормозить власть и церковь.

Нельзя сказать, что в настоящее время весьма остро стоит подобная проблема. В сегодняшнем мире церковь больше не играет центральную роль во всех жизненных аспектах человека и общества. Но всегда остаются какие-то предрассудки, которые могут застопорить процесс развития. Кроме того, для современного человека также до сих пор остается важным стремление поиска истины, особенно в вопросах науки и прогресса.

На примере того, как герой искренне недоумевает, что происходит во взаимоотношениях католиков и гугенотов, когда просит объяснить, чем же обусловлен тот факт, что король так легко отказывается от тех «сердец», которые могли бы любить его, можно высказать мнение о том, что такое может встречаться и сегодня. А Вольтер успел высказать актуальность проблем, связанных с враждебно противостоящими концессиями, еще три века назад. Мыслитель уже тогда наглядно продемонстрировал, насколько человечество может быть разъединено таким образом.

Также всегда будут оставаться актуальными многие нравственные качества, которые наглядно демонстрирует «естественный» человек в пьесе. Вольтер пытался показать, что зло коренится вовсе не в науке, культуре и прогрессе, а в качествах самих людей, которые теряют всякие моральные принципы.

Не стоит забывать и о проблеме саморазвития, постоянного движения вперед, которое должно быть приоритетным для каждого человека. Это можно прочесть в словах: «Чтение возвышает душу, а просвещенный друг доставляет ей утешение» [2, с.527].

Таким образом, пьеса Вольтера является не только отражением недостатков общества того времени, она призвана людей пересмотреть свои взгляды по многим вопросам, осознать, что в действительности представляет опасность (не развитие, а моральные качества человека). Мыслитель учит человека всегда развиваться, не останавливаться на достигнутом, но при этом сохранять свою человечность, открытость, моральные принципы, уважать чужую свободу и достоинство, уметь делать правильный выбор, формировать свои собственные взгляды, отличая их от навязанных мнений и идей.

Литература:

  1. Балашов Л. Е. Философия: Учебник (систематический курс). — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2019. — 625 с.
  2. Вольтер Франсуа-Мари Аруэ. Простодушный // Философские повести: перевод с французского / Вольтер. — М.: Издательство «Э». — 2016. — 672 с. (С. 488–566)
  3. История философии: Учебник для вузов / Под ред. В. В. Васильева, А. А. Кротова и Д. В. Бугая. — М.: Академический Проект: 2005. — 680 с.
  4. Локк Дж. Два трактата о правлении. — Сочинения в 3-х томах: Т. 3. — М.: Мысль, 1988. — 668 с. — С.135–406.
  5. Руденко А. М. Философия в схемах и таблицах: учеб. пособие / А. М. Руденко. — Изд. 4-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2019. — 282 с.
  6. Сабиров В. Ш. Основы философии: учебник / В. Ш. Сабиров, О. С. Соина. — 3-е изд., стер. — М.: ФЛИНТА, 2018. — 344 с.
  7. Филаретов Н. И. О значении гипотезы о «Естественном состоянии» в политических учениях XVII-XVIII вв // Актуальные проблемы российского права. 2009. № 2. — С. 36–42.
  8. Философия: учебник / под ред. проф. А. Н. Чумакова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2018. — 459 с.
  9. Философская энциклопедия. Естественный человек. [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: https://terme.ru/termin/estestvennyi-chelovek.html#:~:text=Естественный %20человек. %20- %20гуманистическое %20представление,существование %20(экзистенция) %2C %20но %20не %20сущность (Дата обращения: 30.03.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): естественный человек, дальнейшее развитие, европейское общество, естественное состояние, мыслитель, развитие, достижение науки, европейская цивилизация, европейский человек, какое-то время.


Ключевые слова

проблема, просвещение, биография, Вольтер, «Простодушный»

Похожие статьи

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Рахматуллин, Р. Ю. Развитие естественных наук в Новое время / Р. Ю

 Развитие естественных наук вНовое время. Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор

Во-вторых, согласно его мнению, регулирующим фактором является естественный отбор

Р. Ю., Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской...

Основные принципы методологии формирования...

Исходя из хадиса «Лучший человек тот, который приносит людям добро», по видению Абая

Во времена Абая и в нынешнее время очень много людей, стремящихся к образованию и

А.Кунанбаев как передовой образованный человек в своем обществе узнавал очень много

во всех направлениях человеческой цивилизации, в том числе и с информационным развитием.

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма...

Соответственно, и «Кризис европейского человечества…» заканчивается словами о том, что

базис для наук» [15, с. 9], однако дальнейшая история развития науки описывается так: «в

В свете этого не выглядит преувеличением мысль М. Фуко: «естественные науки, до некоторой

12. Слинин, Я. А. Кризис европейского человечества: в чем он состоит и какие средства...

Античная наука | Статья в сборнике международной научной...

Математические достижения Архимеда относятся к области математического анализа.

К сожалению, эта его гипотеза не получила поддержки и дальнейшее развитие астрономии

«Наука в истории общества». Гайденко П.П. «История новоевропейской философии в её связи с наукой».

О влиянии философских концепций на развитие научного знания». Пер. с франц.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

...нашей планеты о том, что происходит с человеческой цивилизацией и какие последствия ждут ее.

что развитие всех социально-исторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй же допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному и

европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

Современное образование и наука: основные направления...

...и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта / Н. В

Поэтому, неслучайно, в своё время, К. Поппер указывал не необходимость роста науки и ее

Но не существует ли опасность того, что развитие науки закончится тогда, когда она

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе.

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

Ключевые слова: новое время, философско-правовые идеи, человек, общество

Государство призвано обеспечить господство правовых норм и достижение общей пользы.

Томас Гоббс был первым мыслителем, который противопоставил состояние естественное состоянию гражданскому.

В естественном состоянии люди имеют равные права и равную власть.

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей

Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без

Последствия влияния развития НТП на людей в разных сферах жизни.

Техническая цивилизация стремится к тому, чтобы человек стал его частью и перестал быть личностью.

Компьютер оказывает пагубное воздействие на здоровье и психику людей, дальнейшее...

Вклад ученых в развитие психологической науки

В феодальную эпоху развития психологии как науки резко замедлилось, но не прекратилось.

Психология изучает закономерности проявления и развития психики человека.

В дальнейшем развитие психологии происходило через труды Б. М. Бетерёва и И. П. Павлова

Психология тесно связана как с общественными, так и естественными науками как: История...

Похожие статьи

Развитие естественных наук в Новое время | Статья в журнале...

Библиографическое описание: Рахматуллин, Р. Ю. Развитие естественных наук в Новое время / Р. Ю

 Развитие естественных наук вНовое время. Рахматуллин Рафаэль Юсупович, доктор

Во-вторых, согласно его мнению, регулирующим фактором является естественный отбор

Р. Ю., Семенова Э. Р. Генезис эпистемологического конструктивизма в европейской...

Основные принципы методологии формирования...

Исходя из хадиса «Лучший человек тот, который приносит людям добро», по видению Абая

Во времена Абая и в нынешнее время очень много людей, стремящихся к образованию и

А.Кунанбаев как передовой образованный человек в своем обществе узнавал очень много

во всех направлениях человеческой цивилизации, в том числе и с информационным развитием.

К вопросу критического осмысления идей европоцентризма...

Соответственно, и «Кризис европейского человечества…» заканчивается словами о том, что

базис для наук» [15, с. 9], однако дальнейшая история развития науки описывается так: «в

В свете этого не выглядит преувеличением мысль М. Фуко: «естественные науки, до некоторой

12. Слинин, Я. А. Кризис европейского человечества: в чем он состоит и какие средства...

Античная наука | Статья в сборнике международной научной...

Математические достижения Архимеда относятся к области математического анализа.

К сожалению, эта его гипотеза не получила поддержки и дальнейшее развитие астрономии

«Наука в истории общества». Гайденко П.П. «История новоевропейской философии в её связи с наукой».

О влиянии философских концепций на развитие научного знания». Пер. с франц.

Историко-философские подходы в развитии парадигмы...

...нашей планеты о том, что происходит с человеческой цивилизацией и какие последствия ждут ее.

что развитие всех социально-исторических организмов идет по одним и тем же законам. Второй же допускает, что развитие разных обществ может идти совершенно по-разному и

европейские страны как бы задают цель и идеал общественного развития вообще.

Современное образование и наука: основные направления...

...и наука: основные направления и концепции развития в контексте европейского опыта / Н. В

Поэтому, неслучайно, в своё время, К. Поппер указывал не необходимость роста науки и ее

Но не существует ли опасность того, что развитие науки закончится тогда, когда она

Известно, что Болонский процесс был принят для улучшения образования и науки в Европе.

Правовые идеи в философии нового времени | Статья в журнале...

Ключевые слова: новое время, философско-правовые идеи, человек, общество

Государство призвано обеспечить господство правовых норм и достижение общей пользы.

Томас Гоббс был первым мыслителем, который противопоставил состояние естественное состоянию гражданскому.

В естественном состоянии люди имеют равные права и равную власть.

Влияние развития техники и технологий на жизнь людей

Прогресс современного общества нельзя представить без развития науки и техники, без

Последствия влияния развития НТП на людей в разных сферах жизни.

Техническая цивилизация стремится к тому, чтобы человек стал его частью и перестал быть личностью.

Компьютер оказывает пагубное воздействие на здоровье и психику людей, дальнейшее...

Вклад ученых в развитие психологической науки

В феодальную эпоху развития психологии как науки резко замедлилось, но не прекратилось.

Психология изучает закономерности проявления и развития психики человека.

В дальнейшем развитие психологии происходило через труды Б. М. Бетерёва и И. П. Павлова

Психология тесно связана как с общественными, так и естественными науками как: История...

Задать вопрос