Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.11.2022

Статья просмотрена: 1753 раза

Библиографическое описание:

Бражник, А. М. Характеристика особенностей детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья / А. М. Бражник. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 479-482. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96874/ (дата обращения: 27.04.2024).



В статье рассматриваются особенности детей-инвалидов и детей с ОВЗ. Определяются основные понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ», выявляются отличительные особенности между ними. Автором представлены теоретические данные классификации категорий детей с нарушениями в развитии.

Ключевые слова: ребенок-инвалид, ребенок с ОВЗ, нарушения слуха, речи, нарушения зрения, нарушение опорно-двигательного аппарата, ЗПР, нарушения интеллектуального развития.

В настоящее время в мире растет число детей с инвалидностью и ОВЗ. Анализируя результаты последних лет, стоит отметить их значительное увеличение по данным Росстата, что делает категорию особенно уязвимой [2].

Понятия «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» не тождественные понятия. Общим в этих понятиях является наличие нарушения в здоровье ребенка, отклонение от общественной нормы. Различным становится то, что ребенок-инвалид является лицом с ограниченными возможностями здоровья, а ребенок с ОВЗ не всегда имеет статус инвалида. Другим различием становится то, что в термине «ребенок-инвалид» подчеркивается факт отклонения, в то время как в определении «ребенок с ОВЗ» фигурирует понятие «особенность развития» [2].

С помощью специализированного ППМС-центра происходит диагностика и определение особенностей нарушения, которые устанавливаются специалистами (психологом, медицинским работником и т. д.). По категории нарушения выделяются следующие группы детей: с нарушением слуха, речи; с нарушением зрения; с нарушением опорно-двигательного аппарата; с ЗПР; с нарушением интеллектуального развития; с РАС и СДВГ; с комплексными нарушениями в развитии [4]. Рассмотрим категории детей более подробно.

К первой категории относятся глухие дети, которые подразделяются на ранооглохших и подзнооглохших. Дети с данным нарушением имеют трудности с восприятием речи, ее овладением. При их обучении следует опираться на сохранные функции. Мыслительные процессы напрямую связаны с образами и реализацией действий. У детей имеются проблемы в установлении причинно-следственных связей, а также в определении свойств предметов. Они быстро устают, их внимание рассеянно, имеют трудности с запоминанием и владеют низким объемом памяти. Речь развита слабо, имеются проблемы в произношении и небольшой словарный запас. Общение сопряжено с жестами. Самооценка заниженная.

Ко второй категории относятся слабослышащие дети, которые имеют нарушение слуха и связанное с этим речевое недоразвитие. В зависимости от времени потери слуха различается степень развития умственных процессов. Информация, получаемая детьми в процессе слушания, имеет искаженную форму, поэтому рекомендуется сочетать с визуальными методами подачи информации. Имеются сложности в устойчивости внимания, им требуется развитие визуальной памяти. Самооценка завышена из-за получаемой похвалы за любой успех. К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искаженное восприятие на слух;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с речевым формированием;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К третьей и четвертой категории относятся дети с нарушением зрения. К ним относятся незрячие дети (в том числе слепорожденные и ослепшие до 3-х лет, слабовидящие и поздноослепшие, с косоглазием и амблиопией). У таких детей идет опора на слух и тактильность. Основными проблемами является сложность в восприятии расстояния, нахождения в пространствe. Речь отстает в развитии по времени, слова не всегда соответствуют предмету, присутствует ограниченность словаря. Внимание и сосредоточенность у детей нарушены. Общение сопряжено с совместными занятиями [5].

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искаженное зрительного восприятия;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с ориентировкой в пространстве;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К пятой категории относятся дети с нарушением речи. В данную категорию включаются неговорящие дети, а также дети, имеющие нарушения фонетико-фонематического недоразвития речи, а также имеющие нарушения произносительной стороны речи (алалия, афазия, дизартрия, ринолалия). Так же у данной категории детей присутствуют нарушения письменной речи (дисграфия, дислесия).

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— эмоциональная неустойчивость;

— высокая утомляемость, низкая работоспособность;

— ограниченность в коммуникациях;

— повышенная расторможенность;

— особенности развития памяти, внимания, мышления.

К шестой категории относятся дети с нарушением опорно-двигательного аппарата: дети с ДЦП, врожденными и приобретенными деформациями ОПА, вялыми параличами верхних и нижних конечностей, парезами и парапарезами нижних и верхних конечностей. Имеются проблемы не только с движением, но и со зрением, тактильным восприятием. Дети опираются на вербальный тип мышления, имеются проблемы с абстрактным мышлением, а также с речью и слухом.

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— искажение зрительного и кинестетического восприятия;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с ориентировкой в пространстве;

— нарушение координации и походки.

К седьмой категории относятся дети с задержкой психического развития. Для них присуще более медленное развитие интеллекта, искажение в развитии и усвоении знаний. Существуют трудности со словесно-логическим мышлением, анализом и обобщением информации, речью и т. д.

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— отставание в развитии психики;

— импульсивность, инфантилизм;

— ограниченность в коммуникациях;

— проблемы с познавательными процессами

— стремление к постоянной смене деятельности;

— ограниченность знаний об окружающем мире.

К восьмой категории относятся дети с интеллектуальной недостаточностью. К специфическим особенностям данной категории относится низкий уровень мышления, определенный уровень возможностями речью, но с грамматическими и фонетическими ошибками, имеют возможность научится чтению, счету, письму. Основным направлением обучения является трудовое [1].

К основным особенностям развития психики ребенка с данным нарушением относятся:

— патология в формировании личности;

— низкий интерес к познанию;

— ограниченность в коммуникациях;

— задержка в психофизическом развитии;

— проблемы с артикуляцией и фонематическим слухом.

Опираясь на сложность и многоаспектность проблем детей с ОВЗ, рассматривая их потребности и нужды, следует отметить, что таким детям требуется особый подход и профессиональная помощь со стороны различных специалистов. Например, образовательная, медицинская, комплексная помощь, но оказываемая помощь всегда имеет адресный характер.

Другой значимой особенностью является то, что в силу специфики развития, дети с ОВЗ не в состоянии вести полноценный и насыщенный образ жизни, в связи с чем могут быть не принятыми в среде сверстников. Следствием может быть появление социальной депривации по причине того, что дети часто пребывают в санаториях, стационарах, где возможности общения ограничены. Все это провоцирует задержку развития коммуникативных навыков, а также низкий социальный опыт, что формирует недостаточно адекватное представление об окружающем мире у ребенка с ОВЗ.

Отношение общества к детям и подросткам с различными нарушениями влияет на формирование их личности. В обществе, где дети с ОВЗ хотят самоутвердится, происходит отвержение, что негативно отражается на личности, ведя к ее деформации, моральной неустойчивости и опустошенности. Однако в случае принятия обществом, личность ребенка с ОВЗ может развиваться более гармонично. Сложным периодом для любого ребенка с ОВЗ становится тот период, когда он начинает осознавать, что явно отличается от других людей. Снижение психологического напряжения возможно в случае, если общество не акцентирует внимание на различиях ребенка с ОВЗ и его сверстниках. Но в случае негативного влияния и отношения общества к такому ребенку, появляется вполне определенный конфликт, последствия которого — непредсказуемы [3].

Таким образом, общим в понятии «ребенок-инвалид» и «ребенок с ОВЗ» является наличие значительной патологии или заболевания, которое предполагает нарушение возможностей ребенка. Различие между детьми с ОВЗ и детьми-инвалидами заключается в наличии или же отсутствии установленной группы инвалидности, т. к. инвалидность является не только медицинским понятием, но и юридическим термином. На основании вышесказанного отметим, что ребенок-инвалид — это лицо с ОВЗ, однако ребенок с ОВЗ — не всегда является инвалидом.

Дети с ОВЗ — это дети, имеющие физические и / или психические особенности, обусловленные врожденными или приобретёнными заболеваниями, или травмами, которые препятствуют нормальной жизнедеятельности.

Наличие инвалидности ведет к ограничению жизнедеятельности, к социальной дезадаптации по причине нарушения в развитии, к ограничениям в передвижении, в самообслуживания, общении, трудовой деятельности. Все это создает социальные барьеры для детей и их семей. При этом, при использовании комплексных форм социальной адаптации и реабилитации с использованием различных средств, происходит предупреждение или ослабление ограничений, а также создаются основы развития устойчивой личности, способной к успешной интеграции в общество.

Литература:

  1. День инвалидов. — URL: http://library.kspu.ru/jirbis2/images/Vistavki/2020/Den-invalidov.pdf (дата обращения: 06.08.2022)
  2. Положение инвалидов. — URL: https://rosstat.gov.ru/folder/13964 (дата обращения: 06.08.2022)
  3. Психологические особенности детей с ОВЗ. — URL: https://resurs-yar.ru/files/opit/261113/1.pdf (дата обращения: 06.08.2022).
  4. Ростовых Е. И. Психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья // Материалы V Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». — URL: https://scienceforum.ru/2013/article/2013008464 (дата обращения: 06.08.2022).
  5. Характеристика особенностей людей с инвалидностью и способов организации сопровождения, общения и взаимодействия https://selwinski-gymnasium.ru/wp-content/uploads/2018/04/harakteriskika-detej-s-ovz.pdf. — URL: (дата обращения: 06.08.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, основная особенность развития психики ребенка, формирование личности, данные, категория, нарушение зрения, нарушение слуха, опорно-двигательный аппарат, особенность развития памяти.


Похожие статьи

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Нарушение памяти диагностировано у 102 (91,1 %) пациентов, память не нарушена у 10 (8,9 %) детей.

Суммарные данные, касающиеся нарушений кратковременной памяти у больных с

Рис. 1. Нарушения кратковременной памяти у больных с различными двигательными

6. Кисилевская, Н. А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

...коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления.

Таким образом, при коррекции психического развития ребенка должны применяться

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального

По данным клинико-психологических исследований отклоняющего развития, за последние...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми...

Большой интерес представляют исследования особенностей развития здоровых детей и детей с

утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушения одного из

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная...

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным...

...двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.).

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на

Таким образом, дети со сложными нарушениями развития — это достаточно редкая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, сложный дефект...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка.

Таким образом, в исследованиях обычно выделяют детей с нарушениями [4]: - зрения; - слуха; - опорно-двигательного аппарата

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, память, слово, зрение

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

Вышеописанные особенности развития детей с множественными нарушениями следует учитывать при формировании индивидуальных программ развития, определения методов и приемов, темпа коррекционно-педагогического воздействия для успешной абилитации.

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

Проблема нарушений речевой функции, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в результате травмы головного мозга, нарушений мозгового кровообращения (инсульт), нейроинфекций, в настоящее время недостаточно изучена.

Воспитание детей с особенностями психического развития

Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые

Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная

У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания...

Похожие статьи

Когнитивные нарушения и их взаимосвязь с двигательными...

Нарушение памяти диагностировано у 102 (91,1 %) пациентов, память не нарушена у 10 (8,9 %) детей.

Суммарные данные, касающиеся нарушений кратковременной памяти у больных с

Рис. 1. Нарушения кратковременной памяти у больных с различными двигательными

6. Кисилевская, Н. А. Особенности психомоторного развития детей раннего возраста с детским...

Метод нейропсихологической коррекции детей с ограниченными...

...коррекции детей с отклонениями в развитии разделяются на два основных направления.

Таким образом, при коррекции психического развития ребенка должны применяться

Методы коррекции 3-го функционального блока мозга направлены на формирование оптимального

По данным клинико-психологических исследований отклоняющего развития, за последние...

Теоретический анализ проблемы изучения детей с особыми...

Большой интерес представляют исследования особенностей развития здоровых детей и детей с

утверждение о системности строения психики человека, в силу чего нарушения одного из

ребенок, нарушение, сложный дефект, сложное нарушение развития, психическое

ребенок, нарушение, часть детей, обучение детей, социальное взаимодействие, сенсорная...

Психолого-педагогическая характеристика детей со сложным...

...двух или более психофизических нарушений (зрения, слуха, речи, умственного развития и др.).

В зависимости от структуры нарушения дети с сочетанными нарушениями разделяются на

Таким образом, дети со сложными нарушениями развития — это достаточно редкая

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, нарушение, сложный дефект...

«Норма» и «патология развития» — клинико-педагогический подход

В статье рассматриваются особенности понятий «норма» и «патология» применительно к психофизиологическому развитию ребенка.

Таким образом, в исследованиях обычно выделяют детей с нарушениями [4]: - зрения; - слуха; - опорно-двигательного аппарата

Особенности памяти у дошкольников, имеющих нарушения...

Дети с нарушениями зрения познают мир в большей степени через слух и осязание.

Большое значение для развития психики имеет время наступления слепоты.

Основные термины (генерируются автоматически): нарушение зрения, ребенок, память, слово, зрение

нарушение зрения, зрительное восприятие, ребенок, функция, острота зрения, пол зрения...

Особенности развития детей с тяжёлыми множественными...

Вышеописанные особенности развития детей с множественными нарушениями следует учитывать при формировании индивидуальных программ развития, определения методов и приемов, темпа коррекционно-педагогического воздействия для успешной абилитации.

Проблемы восприятия речи у детей с последствиями очаговых...

Проблема нарушений речевой функции, в частности, фонематического слуха и фонематического восприятия у детей в результате травмы головного мозга, нарушений мозгового кровообращения (инсульт), нейроинфекций, в настоящее время недостаточно изучена.

Воспитание детей с особенностями психического развития

Подана характеристика индивидуальных особенностей различных групп детей, которые

Итак, детям с особенностями психофизического развития, обучающимся в дошкольном

У ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата может наблюдаться частичная

У ребенка с нарушениями речи может отмечаться незначительное нарушение памяти, внимания...

Задать вопрос