Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.11.2022

Статья просмотрена: 109 раз

Библиографическое описание:

Киямова, П. А. Симулякры и технология виртуализации в информационном обществе / П. А. Киямова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 522-525. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96755/ (дата обращения: 04.05.2024).



В статье мы подробно рассмотрели основные характеристики понятий «информационное пространство» и «сикуляр». Также нами были изучена взаимосвязь сикуляров и виртуального пространства. Выделены проблема субъективности, заключающаяся в слиянии в виртуальной реальности субъекта и симулякра.

Ключевые слова: симулякры, информационное пространство, виртуальное пространство, виртуальная реальность.

In the article we examined in detail the main characteristics of the concepts of «information space» and «sicular». We have also studied the relationship between the skulars and the virtual space. The problem of subjectivity, which consists in merging the subject and the simulacrum in virtual reality, is highlighted.

Keywords: simulacra, information space, virtual space, virtual reality.

Развитие информационных технологий способствуют созданию особых форм идентичности. В настоящее время информационное пространство сильно изменилось по сравнению с тем, что было 20 лет назад. Сейчас широкое распространение получили технологии виртуальной реальности, которые связаны с погружением человека в виртуальную реальность.

Сам термин «виртуальная реальность» получил широкое распространение благодаря Джарону Ланье, который его использовал для обозначения нового компьютерного продукта в 1984 году.

Теория симулякров описывает философию «виртуальной реальности». Данная философия сформировалась благодаря таким ученым как Жан Бодрийяр и Жиль Делез. Но прежде, чем приступить к изучению их взглядов, необходимо понять смысловое значение понятия «симулякр», который меняется в зависимости от репрезентативной и нерепрезентативной модели применения. Согласно репрезентативной модели, симулякр является копией копии, который претендует на оригинал. Платон понимал под симулякром знак, который искажает прототип. Но так как истинность определяется сходством или несходством со своей идей, то симулякр является подделкой. Платон был первым, кто задумался о природе странных субъектов. Философ говорил, что симулякр — это бесконечный процесс, где симулякр-фантазм порождает серию других. Из этого следует, что симулякр является искусственно-негативной сущностью, которая «насмехается» над действительностью [5, с. 89].

Делезе считал, что симулякр является не просто копией копии, а это фантасмагорический образ, который лишен подобия. Все схожие черты с оригиналом только во внешности, но, в сущности, можно увидеть серьезные расхождения.

Жан Бодияр считал, что симулякр начинается с утопии основного принципа репрезентации. Философ говорил, что симулякр относится только к собственной реальности, и ни к какой другой. Его основная функция — это отображать действительность. Большое внимание Бодрийяр сосредоточил свое внимание на социальных аспектах данного феномена. Симулякр замкнут сам на себе, в нем отсутствует «глубинная реальность». Он содержит в себе только обыскусствленную среду обитания [2, с. 54].

Данный процесс мы можем рассмотреть на 4 стадиях развития рекламы. В начале реклама содержит в себе информацию, целью которой является продажа товара.

Потом реклама создает определенные образы вещи, наделяет ее качествами, которые в начале их не было. Эти вещи превращаются в некоторый символ, который находит отклик у покупателей. Именно так формируются торговые марки. Цена формируется исходя из виртуального образа стоимости. Получается, что уже на данном этапе реклама превращается в симулякр, в котором присутствует не только информация о товаре, но и его качества [3, c.134].

Трансформация рекламы на данном этапе не заканчивается. Реклама приобретает определенный онтологический статус и становится самоценной. Теперь клиенты оцениваются рекламу не с точки зрения информации, а как самостоятельное художественное произведение.

Изучив теории Делеза и Бодрийяра, мы можем сделать вывод, что симулякр — это определенный знак, который обладает собственной сущностью и творящий собственную реальность.

Таким образом, виртуальная реальность — это организованное пространство симулякров, которые фиксируют не сходство, а различия с референтной реальностью.

Также симулякры являются источников целостности, стабильности и завершенности. Как виртуальные объекты симулякры присутствуют в разных сторонах экономической и социальной жизни. Они также могут быть эффективным средством влияния на ход исторических действий. Можно, например, вспомнить «Велесовую книгу», «Константинов двор» и др. В настоящее время симулякры стали характеристикой информационного общества и во многом определяют его специфический постмодернистский облик. Благодаря информационному обществу утвердилась виртуальная реальность как общественно значимый и востребованный феномен.

В настоящее время современные технические разработки позволяют достичь полного погружения в виртуальную реальность. Когда человек входит в киберпространство, то он чувствует не просто, что его окружают нереальные ландшафты, а что он становится телом — симулякром. Данный факт выходит за пределы технологического плана и несет в себе большие последствия как для самого человека, так и для общества. Человек в виртуальной реальности начинает ощущать специфические возможности и обретает новый телесный образ [6, c. 87].

Также симулякры проникли и в науку. Блоггер А. Невеев опубликовал остроумною статью «Симулякр, или как продать дырку от бублика?». В ней автор рассуждает о том, что в науке достаточно много пустых понятий, которые заполнили научный дискурс, но при этом они вытеснили значимые проблемы. Исследователь описывает генезис лженауки тем, что еще в детстве сформировалась вера человека в то, что, если есть слово, то существует и предмет. Человеку намного легче воспринимать мир через предметы, чем недифференцированное поле. И когда создается симулякр, то нужно добиться того, чтобы в сознании человека реальным стало то, чего на самом деле нет. Но здесь нужно найти слово, с которым оно будет связано. Поэтому любая лженаука обладает большим количеством, словом, вот только за ними ничего нет. Получается, что человек окружен красивыми словами, а для симулякринга лучше, чтобы они были абстрактными, например «синергия», «аспект», «энергия» и добавить к ним приставки «пост», «нано», «био». Ум человека забит этими словами, вот только он никак не может разобраться, к чему они ему. Следует отметить, что часто инновационные теории пользуются государственной поддержкой в виде финансирования. Например, в 1987 году было издано Постановление СССР о всемерном развитии «спинорных» технологий и «биоэнергетики». Больше сотни людей из оборонных предприятий были вовлечены в эту деятельность. При Государственном комитете по науке и технике был создан «Центр нетрадиционных технологий», который потом был расформирован спустя 4 года. Академик Российской академии естественных наук (РАЕН) (кстати, эта академия также является примером симулякра в науке) А. Е. Акимов и по сей день обещает Минобороны РФ создать торсионные линии связи для передачи информации (Александров, Электронный ресурс) [1, c. 8].

Следует отметить, что научные симулякры порождают симулякры коммерческие. Так создают новые технологии и продукты, например «инновационные вагоны», «косметика с живыми молекулами», «нанопрокладки» и многое другое.

Бюрократическим структурам также не чуждо использовать понятийный аппарат симулякров.

Вместо программы развития мы слышим «дорожная карта», вместо проблем — «вызовы», вместо новых продуктов — «инновационные». Вообще, что такое инновация? Может смысл употребления подобных терминов — есть попытка обозначить то, чего нет и не будет, потому что не может быть? Копии отсутствующих оригиналов, слова, прикрывающие утрату смысла, знаки, скрывающие, что их нет, оказываются весьма эффективными средствами для постановки заведомо нерешаемых задач и ухода от их решения. В результате мы получаем мир, описанный Ж. Бодрийяром, где вещи, знаки, действия освобождаются от своих идей и концепций, от сущности и ценности, от происхождения и предназначения, вступая на путь бесконечного самовоспроизводства. Все сущее продолжает функционировать, тогда как смысл существования давно исчез. Оно продолжает функционировать при полном безразличии к собственному содержанию.

Исходя из приведенного анализа по возможным вариантам виртуального выстраивания реальности, мы можем сказать, что в социокультурном пространстве процессы симуляции обладают большим значением. Так как в виртуализированном обществе присутствует симулятивная действительность, то мы можем говорить об утрате устойчивости социальных структур и нестабильности социального бытия.

Таким образом, по мере своего совершенствования и вплетения в культурно-исторический контекст, цифровые технологии приобретают виртуальный характер и начинают симулировать реальность. Если изучать влияние виртуального пространства на жизнь человека, надо понимать, что информационные технологии стали той платформой, на которой базируются данные технологии.

Литература:

  1. Александров Е. Б. Проблемы экспансии лженауки // «В защиту науки». — 2006. — Бюллетень № 1.- С. 8–16.
  2. Бодрийяр Ж. Эстетика иллюзий, эстетика утраты иллюзий // Элементы. — 2000. — № 9. — С. 90–94.
  3. Емелин В. А. Симулякры: виртуальная реальность и инновации // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. — 2009. — № 2. — С. 133–142.
  4. Емелин В. А. Симулякры и технологии виртуализации в информационном обществе// Национальный психологический журнал. — 2016. — № 5. — С. 54–66.
  5. Платон. Софист // Собрание сочинений. В 4тт. -Т. 2. — Москва, 1993. — 400 с.
  6. Хайдеггер М. Пролегомены к истории понятия времени. — Томск, 1998. — 250 с.
Основные термины (генерируются автоматически): виртуальная реальность, виртуальное пространство, информационное общество, информационное пространство, копия копии, наука, реклама, слово, собственная реальность, широкое распространение.


Похожие статьи

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

В XXI веке все больше и больше развиваются компьютерные технологии, на их пути практически отсутствуют препятствия. В развитии компьютеризации, вторжения сети Интернет, возникает новейший вид реальности — «виртуальная реальность», которая является искусственной.

Основные подходы к определению категории«виртуальная...»

Ключевые слова: виртуальная реальность, онтология виртуальности, виртуализация общества.

Под виртуальной реальностью он понимает «кибернетическое пространство, созданное

автономность: внутри виртуальной реальности течет свое собственное время, с точки зрения

– 220 с. Воронов А.И. Философский анализ понятия «Виртуальная реальность».

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: постмодернизм, информационные технологии, виртуальная реальность

Виртуальную реальность порождают информационные технологии, окружающие человека.

Человек в виртуальном мире уже живет во имя новых ценностей общества потребления.

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир...

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Концепция информационного общества. Автор: Арефьев Богдан Алексеевич.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России.

общество, развитие общества, сфера услуг, широкое распространение, теоретическое знание, информационный сектор.

информационные технологии, виртуальная реальность...

Анализируется роль в информации в формировании такого феномена как «виртуальная реальность». Ключевые слова: информация, субстанция, информационное общество, пространство, время, виртуальная реальность.

Технология виртуальной реальности | Статья в журнале...

Ключевые слова : виртуальная реальность, очки виртуальной реальности, дополненная реальность, смешанная реальность, медицина, военные, тренировки. In this article, we will consider Virtual Reality Technology. This article describes the history of creating virtual reality.

Право в условиях цифровой реальности | Статья в журнале...

3) возникающих по причине реализации человеческих прав в виртуальном пространстве, в том числе

Существенно меняется форма права в условиях виртуальной реальности.

В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства.

 Ключевые слова: виртуальное право, виртуальная собственность, игровые объекты.

Медиа: определения, функции и основные этапы

Ключевые слова: медиа, массовая информация, реальность, история. Слово «медиа» (medium) в переводе с латинского обозначает середину, посредничество.

Есть мнение, что массмедиа создаёт свою реальность, которая отличается от реальности, в которой мы живём.

− Медиа второй степени, которые поддерживают общение в пространстве и времени...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Популярность и доступность интернет-пространства стремительно выросли, что привело к

Как подчеркивает Я. Н. Засурский, Интернет «создаёт новую реальность, которую считают

Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой

Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том...

Похожие статьи

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет

В XXI веке все больше и больше развиваются компьютерные технологии, на их пути практически отсутствуют препятствия. В развитии компьютеризации, вторжения сети Интернет, возникает новейший вид реальности — «виртуальная реальность», которая является искусственной.

Основные подходы к определению категории«виртуальная...»

Ключевые слова: виртуальная реальность, онтология виртуальности, виртуализация общества.

Под виртуальной реальностью он понимает «кибернетическое пространство, созданное

автономность: внутри виртуальной реальности течет свое собственное время, с точки зрения

– 220 с. Воронов А.И. Философский анализ понятия «Виртуальная реальность».

Человек в виртуальном мире | Статья в журнале...

Ключевые слова: постмодернизм, информационные технологии, виртуальная реальность

Виртуальную реальность порождают информационные технологии, окружающие человека.

Человек в виртуальном мире уже живет во имя новых ценностей общества потребления.

виртуальная реальность, виртуальная личность, виртуальное пространство, свобода, мир...

Информатизация как основополагающий фактор развития общества

Концепция информационного общества. Автор: Арефьев Богдан Алексеевич.

Виртуальная реальность общества посредством сети Интернет.

В Концепции формирования и развития единого информационного пространства России.

общество, развитие общества, сфера услуг, широкое распространение, теоретическое знание, информационный сектор.

информационные технологии, виртуальная реальность...

Анализируется роль в информации в формировании такого феномена как «виртуальная реальность». Ключевые слова: информация, субстанция, информационное общество, пространство, время, виртуальная реальность.

Технология виртуальной реальности | Статья в журнале...

Ключевые слова : виртуальная реальность, очки виртуальной реальности, дополненная реальность, смешанная реальность, медицина, военные, тренировки. In this article, we will consider Virtual Reality Technology. This article describes the history of creating virtual reality.

Право в условиях цифровой реальности | Статья в журнале...

3) возникающих по причине реализации человеческих прав в виртуальном пространстве, в том числе

Существенно меняется форма права в условиях виртуальной реальности.

В статье обозначаются понятия информационного общества и информационного пространства.

 Ключевые слова: виртуальное право, виртуальная собственность, игровые объекты.

Медиа: определения, функции и основные этапы

Ключевые слова: медиа, массовая информация, реальность, история. Слово «медиа» (medium) в переводе с латинского обозначает середину, посредничество.

Есть мнение, что массмедиа создаёт свою реальность, которая отличается от реальности, в которой мы живём.

− Медиа второй степени, которые поддерживают общение в пространстве и времени...

Коммуникативная специфика интернет-пространства

Популярность и доступность интернет-пространства стремительно выросли, что привело к

Как подчеркивает Я. Н. Засурский, Интернет «создаёт новую реальность, которую считают

Засурский Я. Н. Информационное общество, интернет и новые средства массовой

Виртуальная реальность может взаимодействовать со всеми другими реальностями, в том...

Задать вопрос