Медиа: определения, функции и основные этапы | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Культурология

Опубликовано в Молодой учёный №18 (308) май 2020 г.

Дата публикации: 01.05.2020

Статья просмотрена: 11650 раз

Библиографическое описание:

Кузнецов, А. А. Медиа: определения, функции и основные этапы / А. А. Кузнецов, З. Н. Сазонова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 539-542. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69476/ (дата обращения: 20.04.2024).



Данная работа посвящена изучению понятия «медиа» и его основным характеристикам. В работе представлены взгляды учёных, основные виды и функции медиа, а также главные этапы развития.

Ключевые слова: медиа, массовая информация, реальность, история.

Слово «медиа» (medium) в переводе с латинского обозначает середину, посредничество. Изначально термин «медиа» использовался в 20 веке для обозначения массовой культуры.

Определений и характеристик медиа очень много. Известный канадский учёный Маршалл Маклюэн в своей книге «Понимание медиа: внешние расширения человека» к понятию медиа относил любые расширения человеческой личности: предметы быта, одежду, различные виды коммуникации, увлечения и так далее. «…личностные и социальные последствия любого средства коммуникации — то есть любого нашего расширения вовне — вытекают из нового масштаба, привносимого каждым таким расширением, или новой технологией, в наши дела» [4, c. 6]. Масс-медиа он относит к развлекательным средствам коммуникации.

За рубежом массмедиа обозначает определённую форму коммуникации для массы людей, которая ориентирована на передачу определённой информации. К ним относятся телевидение, радио, пресса, кино. Со временем сюда включили неинституционализированные формы общения (блоги, социальные сети, Интернет). Благодаря массмедиа люди могут узнавать о своём обществе и идеи других людей.

В России понятие массмедиа объединяет средства массовой информации и средства массовой коммуникации.

Есть мнение, что массмедиа создаёт свою реальность, которая отличается от реальности, в которой мы живём. Славой Жижек в своей работе «Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия» считает, что медиа порождает виртуальную реальность, где человек сам становится продуктом новых медиа и где им проще управлять. «Однако на более глубинном уровне новые масс-медиа радикально лишают субъекта знания того, чего он на самом деле хочет. С ним обращаются как с недееспособным, которому следует без конца подсказывать, чего он сам желает, в чем нуждается, подталкивать к выбору» [2].

Жан Бодрийяр в книге «Общество потребления. Его мифы и структуры» отмечает, что массмедиа подаёт различные факты в форме универсального происшествия. «Она вся целиком актуализована, то есть драматизирована в форме зрелища, и вся целиком деактуализована, то есть взята на дистанции ввиду посредничества коммуникации и сведена к знакам» [1, c.15].

Клаус Брун Йенсен в своей книге «Справочник медиа и исследование коммуникации» выделяет три прототипа медиа:

− Медиа первой степени, позволяющие людям ясно понимать реальность для определенной цели и взаимодействовать с другими в общении по этому поводу. Сюда можно отнести вербальный язык, но дополнительно могут включать в себя песню и другое музыкальное выражение, танец, драму, живопись и творчество в целом.

− Медиа второй степени, которые поддерживают общение в пространстве и времени, независимо от присутствия и количества участников. Например, печатные станки, радио, кино и телевидение.

− Медиа третьей степени, которые объединяют предыдущие формы взаимодействия на цифровой основе. Главный пример — компьютер.

«Каждый из этих типов медиа способствует социальному структурированию определенным образом, и они делают это, участвуя в производстве и распространении в обществе значения, которое накапливается как культура» [3, c. 4].

Условно все массмедиа можно разделить на несколько видов:

  1. Аудиальные.
  2. Печатные.
  3. Визуальные.
  4. Аудиовизуальные.

Наиболее популярной и интенсивной по распространению информации являются аудиовизуальные медиа, позволяющие человеку комплексно освоить окружающий мир.

Несомненно, медиа имеют и свои функции:

  1. Информационная, призванная накапливать и распространять информацию. Благодаря новым технология роль данной функции усилилась.
  2. Коммуникативная, позволяющая передавать и обмениваться различной информацией.
  3. Идеологическая, отвечающая за социализацию личности и освоению определённого опыта, знаний, норм и традиций.
  4. Развлекательная, помогающая людям разрядиться и отдохнуть физически и психологически.
  5. Креативная, расширяющая познание о мире с разных точек зрения, адаптирующая человека к окружающей среде.
  6. Интеграционная, позволяющая объединять государства, страны и народы, помогающая взаимопониманию разных культур и традиций.
  7. Посредническая, устанавливающая контакты между различными социальными группами. Сюда же можно отнести управленческую функцию, где медиа выступает посредником между социумом и властью.

Одним из ранних видов медиа можно считать наскальную живопись. Изображения представляли собой репрезентацию определённых сцен, объектов и животных. Они мало помогали в общении, так как могли неправильно восприниматься. Поэтому на ранних этапах использование медиа в качестве коммуникации было затруднено, так как не было определённых стандартов кодирования и декодирования сообщения. Одними из первых, кто создал систему упрощения изображения, были египтяне. Именно благодаря их иероглифам изображения превратились в набор символов, с помощью которых они могли общаться. Впоследствии символизацией изображений стали заниматься другие страны — например, Китай и Япония. Однако символов-изображений было очень много, поэтому многие народы, и, кстати, египтяне в первую очередь, отправились по пути превращения символов из обозначения целых понятий к обозначению слогов, а потом и букв.

Медиа носители играли и до сих пор играют огромную роль в развитии государств. Многие даже считают, что медиа являются отдельной ветвью власти, так как именно через неё ведётся контроль над людьми. Если обратиться к истории Средневековья, то можно увидеть, что большой властью обладали не только феодалы, стоявшие во главе государства, но и церковь. Церковь являлась источником просвещения. Производство книг сосредотачивалось под контролем церкви. В России церковная цензура сохранялась до времён правления Петра Первого. Благодаря университетам, которые должны были обеспечить своих учеников литературой, создаются различные книжные лавки.

До изобретения печатного станка Иоганном Гутенбергом книги писались от руки и не существовало одинаковых копий. Каждая книга была индивидуальной. Книгопечатание способствовало распространению книг среди масс. Благодаря массовому тиражированию, спрос на книги возрастал, многие могли себе позволить их приобрести. Цитирования из других произведений формировали дополнительный спрос. В связи с большим оборотом тиражей исправлять ошибки в книгах было достаточно проблематично. Поэтому вводится определённая структура книги. Сюда можно отнести указание страниц, деление на главы. Также типографы вкладывали в свои книги небольшие листочки, которые называются эррата. На этих листочках люди могли указывать найденные ошибки и отправлять их в типографию для исправления. Также изменилось и содержание книг. Если ранее они были посвящены в основном церковной тематике, то теперь спектр тем расширился. Появляются книги, посвящённые различным наукам.

Техническая революция дала толчок развитию средствам массовой коммуникации. Сначала появляется телеграф, который мог передавать сообщения на большие дистанции. Он использовался в основном для военных целей и жёстко контролировался государством. Следующим этапом развития способов передачи информации становится появление электрических телеграфов. Благодаря Морзе вырабатывается единый язык кодирования и декодирования информации по новому устройству. После 1848 г. телеграф используется для передачи биржевой информации. С течением времени появляется всё больше носителей медиа информации: газеты, журналы, радио, кино, телевидение, интернет.

Ганс Магнус Энценсбергер в своей книге «Индустрия сознания. Элементы теории медиа» подмечает, что с появлением электронных медиа и их развитием влияние на все сферы человеческой жизни увеличилось. Медиа нового времени находят новые связи между собой, но при этом сохраняют связь с медиа предыдущих поколений. Главными плюсами новых медиа являются их мобильность и массовость. «Впервые в истории медиа делают возможным массовое участие в общественном, управляемом самим обществом продуктивном процессе, практические средства реализации которого находятся в руках тех же масс» [5, c. 13].

История развития медиа довольно обширна. В течение долгого времени они формировались и видоизменялись. Сегодня медиа являются неотъемлемой частью жизни людей. До сих пор не существует единого понятия и мнения насчёт медиа. Одни считают, что благодаря им люди могут получать необходимую информацию, общаться и отдыхать; другие ссылаются на отрицательные стороны такие, как формирование мифов, стереотипов, подача ложной информации и манипуляция сознанием. Однако люди со временем начинают адаптироваться и уже не просто воспринимают готовую информацию, но и отсеивают ненужное.

Литература:

1. Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры / Пер. с фр. Е. А. Самарской. — М.; Республика; Культурная революция, 2006. — 269 с.

2. Жижек С. Киберпространство, или Невыносимая замкнутость бытия. [Эл.ресурс] // Искусство кино, 1998, № 2. URL: https://old.kinoart.ru/archive/1998/02/n2-article19

3. Йенсен К. Справочник медиа и исследование коммуникации. «Раутледж», 2002. — 325с.

4. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева. — М.; «КАНОН-пресс-Ц», «Кучково поле», 2003. — 464с.

5. Энценсбергер Х. М. Индустрия сознания. Элементы теории медиа — «Ад Маргинем Пресс», 1970. — 38 с.

Основные термины (генерируются автоматически): медиа, книга, массмедиа, массовая информация, массовая коммуникация, Россия.


Похожие статьи

Новые медиа как средства массовой информации

Альтернативой традиционных СМИ становятся новые медиа — блоги и социальные сети.

СМИ в России, как и все медиа за рубежом, находятся в процессе трансформации, которая носит.

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями...

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса...

Реклама в mass media как средство коммуникации

В статье рассматривается взаимодействие рекламы со средствами массовой информации. Рассматривается история становления рекламы и ее связь с развитием экономики страны. Устанавливается, что реклама имеет не только экономическую и социальную силу, но является...

Специфика источника, сообщений и каналов массовой...

Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и

Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс...

Средства массовой информации как компонент...

массовая информация, Москва, формирование, электронная пресса, мировая война, массовая коммуникация, массовая аудитория, критическое мышление

массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие...

Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная...

Если передачу массовой информации осуществляет СМИ, то тогда речь заходит уже о более конкретном направлении — медиакоммуникации.

Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс...

Медиатекст как новая форма интернет коммуникации

Ключевые слова: медиатекст, медиакоммуникация, средства массовой информации, электронные СМИ, PR-текст, информационное пространство

Именно средства массовой коммуникации (СМИ) и журналистика оказывают мощное воздействие на широкую аудиторию.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

3) массовая информация представлена масс-медиа; 4) социальные отношения агентов медиа-пространства, то есть те, кто связаны с производством, а также. Репрезентативность по существу это отражение реальности в масс-медиа, хотя этот взгляд и подвергается...

Ambient media как новый вид СМИ: к вопросу об истории

А «массовая информация», которую они доносят до потребителей — как правило, рекламного характера.

Ambient media — реклама в городской или офисной среде. Размещение информации в неожиданных или необычных местах.

Похожие статьи

Новые медиа как средства массовой информации

Альтернативой традиционных СМИ становятся новые медиа — блоги и социальные сети.

СМИ в России, как и все медиа за рубежом, находятся в процессе трансформации, которая носит.

Статья посвящена коммуникации средств массовой информации с потребителями...

Понятие «медиа»: критический анализ | Статья в журнале...

Медиа (англ. «media») — это средства информирования и коммуникации субъекта (субъектов) с другим субъектом (другими субъектами) общения и взаимодействия, являющиеся источниками и носителями информации, то есть берущие на себя функцию передачи, переноса...

Реклама в mass media как средство коммуникации

В статье рассматривается взаимодействие рекламы со средствами массовой информации. Рассматривается история становления рекламы и ее связь с развитием экономики страны. Устанавливается, что реклама имеет не только экономическую и социальную силу, но является...

Специфика источника, сообщений и каналов массовой...

Средства массовой коммуникации, информации и пропаганды — как проводник манипулятивных методик воздействия на подсознание и

Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс...

Средства массовой информации как компонент...

массовая информация, Москва, формирование, электронная пресса, мировая война, массовая коммуникация, массовая аудитория, критическое мышление

массовая информация, массовая коммуникация, средство, гражданское общество, диалоговое взаимодействие...

Коммуникация как ключевое понятие медиа: современная...

Если передачу массовой информации осуществляет СМИ, то тогда речь заходит уже о более конкретном направлении — медиакоммуникации.

Массовая коммуникация — это исторически сложившийся и развивающийся во времени технически опосредованный процесс...

Медиатекст как новая форма интернет коммуникации

Ключевые слова: медиатекст, медиакоммуникация, средства массовой информации, электронные СМИ, PR-текст, информационное пространство

Именно средства массовой коммуникации (СМИ) и журналистика оказывают мощное воздействие на широкую аудиторию.

Теория Уолтера Липпмана и ее отражение в современной...

3) массовая информация представлена масс-медиа; 4) социальные отношения агентов медиа-пространства, то есть те, кто связаны с производством, а также. Репрезентативность по существу это отражение реальности в масс-медиа, хотя этот взгляд и подвергается...

Ambient media как новый вид СМИ: к вопросу об истории

А «массовая информация», которую они доносят до потребителей — как правило, рекламного характера.

Ambient media — реклама в городской или офисной среде. Размещение информации в неожиданных или необычных местах.

Задать вопрос