Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 18 мая, печатный экземпляр отправим 22 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №47 (442) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 24.11.2022

Статья просмотрена: 28 раз

Библиографическое описание:

Кунгуров, А. Н. Проблемы применения ответственности за нарушение налогового законодательства в РФ / А. Н. Кунгуров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 47 (442). — С. 242-244. — URL: https://moluch.ru/archive/442/96689/ (дата обращения: 06.05.2024).



В статье анализируются статистические данные за 2019–2021 гг. Исследование выявило, что за данный период количество проверок уменьшилось, снизилось количество выявленных нарушений. Изучение судебной практики по налоговым нарушениям организациями. Формируя доказательную базу, налоговые органы по делам о налоговых спорах, сталкиваются со сложностями.

Ключевые слова : налоговые правонарушения, юридическая ответственность, камеральные проверки, выездные проверки, налоговая политика.

Соотношение минимальное количество проверок и максимально качественное, целесообразное их проведение с наибольшей экономической эффективностью, характеризуется возникающими проблемами при инспектировании Федеральной налоговой службой. Государственная политика на сегодняшний день ориентирована на снижение организационно-проверочных мероприятий, нагрузки на предприятия и индивидуальных предпринимателей, в частности, со стороны Федеральной налоговой службы.

Выборочный налоговый надзор для устойчивой экономической безопасности страны необходим, поскольку, выполняя функцию сбора информации об исполнении обязательств налогоплательщика, существует задача своевременного обнаружения недобросовестных плательщиков налогов, уклоняющихся и избегающих, осуществления своих обязательств перед налоговыми службами и помогает выявлять и предотвращать моменты неисполнения налогового нормотворчества.

Одной из разновидностей налогового надзора предстают проверки (камеральные и выездные). При помощи материалов статистики можно наблюдать, сколько нарушений, совершается в налоговой сфере, и обращаться к конкретной информации при определении стратегии страны в области налогов и финансов.

У налоговых органов нет возможности осуществлять выездную проверку каждого хозяйствующего субъекта. Для этого используются данные камеральных проверок, чтобы определить необходимость выездной проверки в отношении предпринимателя.

Для определения показателей, характеризующих количество и качество налоговых проверок в Российской Федерации, использовались данные статистики, которые расположены на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

Рассмотрим количество камеральных проверок, проведенных за 2019–2021 годы в РФ и из них выявившиеся нарушения: за 2019 год: 62802102 проверки — 2447597 нарушений; в 2020 год: 61490 686 проверки — 2383741 нарушение; и 2021 год: 58 894309 проверки — 2975430 нарушений. При соотношении 2021 год к 2019 году количество камеральных проверок снизилось на 6,2 %, но увеличилось число обнаруженных нарушений на 21,6 %. [4]

Индивидуальных предпринимателей налоговые органы проверяют реже, чем организации. За три года в динамике прослеживается тенденция снижения количества проверок в отношении индивидуальных предпринимателей и увеличении количества проверок в отношении организаций.

За исследуемый период (2019–2021 гг.) количество проверок уменьшилось, но увеличилось количество выявленных нарушений. Изучив, все вышеперечисленное, пришли к заключению, что индивидуальных предпринимателей налоговые органы проверяют реже, чем организации. [4]

Неизбежность наказания при нарушении налогового законодательства постоянно прослеживается преимущественно в юридической науке и определениях судов.

Благодаря судебной практике, можно обнаружить недостатки закона, дополнить пробелы законодательства, обратив внимание законодателя на юридическую грамотность принимаемых законодательных актов.

Динамично развивающаяся сфера налоговых правоотношений и правоприменительная практика представляет несомненный интерес для системы арбитражного судопроизводства.

Ранее Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации были вынесены постановления ВАС РФ, написаны информационные письма, рассмотрены спорные моменты, по предоставлению налоговых деклараций, уплаты платежей по налогам, сроки взыскания налоговых санкций и юридическая ответственность.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за преступное деяние» рекомендует судам использовать в своей работе, для цели единообразного подхода судами к правовым нормам устанавливающие преступные деяния, сопряжённые с уходом или занижением налогов, сборов и страховых взносов, обязательных к уплате субъектом, связанным с неверным расчетом, задержкой или неуплате по счетам бюджетной классификации налоговой инспекции, сокрытие электронных денежных средств, корпоративного электронного средства платежа в эквиваленте единице российского рубля, не представление достоверной информации о наличии собственного имущества у организации или индивидуального предпринимателя, реализация которых способна покрыть образовавшуюся задолженность по недоимкам налогов, сборов, страховых взносов. [2]

Формируя доказательную базу, налоговые органы по делам о налоговых спорах, сталкиваются со сложностями в порядке формирования доказательной базы и отсутствием единообразных подходов к применению отдельных материально-правовых норм в налоговой сфере.

Подтверждение фактов нарушения норм налогового права и лица виновного в его совершении, сбор и представление доказательств, поручена налоговым органам на основании общих процессуальных правил и специальными нормами материального права, закрепленных шестым пунктом сто восьмой статьи НК РФ — общим порядком о привлечения к ответственности. [1]

Примером служит то, что Межрайонной инспекцией ФНС РФ № 20 по Самарской области опираясь на результаты сверенных сведений содержащихся в представленной ООО «ИнфраНефтеГазСервис» уточненной декларации по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2019 года (УНД по НДС, корректировка № 7), вынесено решение налогового органа, в соответствии с которым обществу до начислен НДС в размере 43120,017 тыс. рублей, начислены пени по налогу в размере 5932,736 тыс. рублей, общество признано виновным в нарушении, подпадающего под пункт 3 статьи 122 кодекса РФ в виде минимального наказания из расчета 17248,007 тыс. руб. По результатам принятого Решения доначисления составили — 66300,760 тыс. рублей. Общество с ограниченной ответственностью обратилось с апелляционной жалобой в УФНС России по Самарской области (далее — УФНС России), но УФНС России приняло решение, которым решило апелляционную жалобу ООО «ИнфраНефтеГазСервис» на решение инспекции ФНС России оставить без удовлетворения.

Налоговый орган убедил суд апелляционной инстанции в полноте своих доказательств. [3]

Можно сделать вывод, что применение налогового законодательства и существующих мер ответственности к организациям, делающим попытки обойти его, необходимо дальнейшее совершенствование законодательных норм путем внесения изменений, исключения неоднозначного толкования.

Оперативно выявлять фирмы-однодневки, ужесточить ответственность за осуществление налоговых нарушений, в частности мошенничество, наладить взаимодействие с Федеральной таможенной службой в сфере экономической безопасности и банками.

Литература:

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.06.2022)
  2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 ноября 2019 года № 48 «О практике применения судами законодательства об ответственности за преступное деяние» Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
  3. Решение Арбитражного Суда Самарской области от 15.10.2021 № А55–22978/2021 //https:/sudact.ru/arbitral/doc
  4. Отчеты о результатах осуществления налогового и иных видов контроля // Федеральная налоговая служба: официальный сайт. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn42/related_activities/statistics_and_analytics/forms/
  5. Тазетдинова, Л. В. Анализ налоговых проверок в Российской Федерации / Л. В. Тазетдинова. — Текст: непосредственный // Исследования молодых ученых: материалы XX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2021 г.). — Казань: Молодой ученый, 2021. — С. 27–31. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/394/16493/ (дата обращения: 22.11.2022).
Основные термины (генерируются автоматически): проверка, доказательная база, нарушение, Россия, РФ, Федеральная налоговая служба, выездная проверка, налоговая сфера, налоговое законодательство, судебная практика.


Похожие статьи

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.

Ключевые слова:налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки

Сведения об организации и проведении выездных проверок за 2012–2013 гг. в таблице 2.

В результате к концу 2014 года ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России будет в полном объеме...

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок...

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

Анализ выездных налоговых проверок: пути... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Черникова, С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути

Процедура проверки подробно рассматривается Письме ФНС России от 25.07.2013 N

На сайте ФНС РФ запущен сервис по проверке контрагентов через ИНН/ОРГН, либо

Очень важно совершенствовать законодательство, регулирующее проведение выездных проверок.

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

...день является большое количество проверок со стороны Федеральной налоговой службы (далее — ФНС).

Одной из форм налогового контроля являются проверки (камеральные и выездные).

Количество камеральных проверок, проведенных в России в 2018–2020 гг. [2].

Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2018–2020 гг. [2].

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Налоговые органы проводят два вида проверок — камеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК

Камеральная проверка, наоборот, в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового...

Злоупотребление и превышение пределов дозволенных прав...

В 2017 году в августе месяце вступила в силу статья 54.1 Налогового Кодекса РФ

Однако и судебные решения и введенная в 2017 году статья 54.1 в Налоговый Кодекс

Статья 31 Налогового Кодекса Российской Федерации дает право налоговому органу при

Налоговое право России: учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев,В. А. Парыгина.

Выездная налоговая проверка как эффективный способ...

Выездная налоговая проверка регулируется ст. 89 Налогового кодекса Российской

Приостановление налоговой проверки регламентирует п.9 ст.89 Налогового кодекса РФ.

Этот порядок устанавливается ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ [1]. Это связано с тем, что

Налоговый орган составляет акт даже в том случае, если нарушения выявлены не были.

Налоговый контроль как инструмент выявления...

Глава 16 НК РФ закрепляет следующие виды налоговых правонарушений

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Количество выездных налоговых проверок ФНС России по группам налогоплательщиков за 2017–2019 гг.

Проблемы правового регулирования налогового контроля

 В статье рассматриваются статьи налогового кодекса Российской Федерации и иные

– если нет признаков нарушения законодательства РФ в части налогов и сборов, которые

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ продолжительность налоговой проверки составляет 2 месяца, в

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)" (утв.

Похожие статьи

Выездные налоговые проверки и их роль в системе налогового...

Эти проверки являются основной и наиболее эффективной формой налогового контроля.

Ключевые слова:налоговая система, налоговый контроль, выездные налоговые проверки

Сведения об организации и проведении выездных проверок за 2012–2013 гг. в таблице 2.

В результате к концу 2014 года ФКУ «Налог-Сервис» ФНС России будет в полном объеме...

Правовое регулирование осуществления налоговых проверок...

Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика, но в том случае, если налогоплательщик не может предоставить помещение для проведения выездной проверки, она проводится по месту нахождения налогового органа.

Анализ выездных налоговых проверок: пути... | Молодой ученый

Библиографическое описание: Черникова, С. В. Анализ выездных налоговых проверок: пути

Процедура проверки подробно рассматривается Письме ФНС России от 25.07.2013 N

На сайте ФНС РФ запущен сервис по проверке контрагентов через ИНН/ОРГН, либо

Очень важно совершенствовать законодательство, регулирующее проведение выездных проверок.

Анализ налоговых проверок в Российской Федерации

...день является большое количество проверок со стороны Федеральной налоговой службы (далее — ФНС).

Одной из форм налогового контроля являются проверки (камеральные и выездные).

Количество камеральных проверок, проведенных в России в 2018–2020 гг. [2].

Количество выездных проверок, проведенных в России, в 2018–2020 гг. [2].

Выездные и камеральные налоговые проверки: сравнительный...

Налоговые органы проводят два вида проверок — камеральные и выездные (ч.1 ст.87 НК

Камеральная проверка, наоборот, в большинстве случаев проводится в налоговом органе.

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на

Выездная налоговая проверка ориентирована на выявление тех нарушений налогового...

Злоупотребление и превышение пределов дозволенных прав...

В 2017 году в августе месяце вступила в силу статья 54.1 Налогового Кодекса РФ

Однако и судебные решения и введенная в 2017 году статья 54.1 в Налоговый Кодекс

Статья 31 Налогового Кодекса Российской Федерации дает право налоговому органу при

Налоговое право России: учебник для академического бакалавриата / А. А. Тедеев,В. А. Парыгина.

Выездная налоговая проверка как эффективный способ...

Выездная налоговая проверка регулируется ст. 89 Налогового кодекса Российской

Приостановление налоговой проверки регламентирует п.9 ст.89 Налогового кодекса РФ.

Этот порядок устанавливается ст. 93.1 Налогового Кодекса РФ [1]. Это связано с тем, что

Налоговый орган составляет акт даже в том случае, если нарушения выявлены не были.

Налоговый контроль как инструмент выявления...

Глава 16 НК РФ закрепляет следующие виды налоговых правонарушений

Так, из доклада руководителя Федеральной налоговой службы России Егорова Д. В. об

Количество проведенных налоговых проверок по Российской Федерации за 2017–2019 гг.

Количество выездных налоговых проверок ФНС России по группам налогоплательщиков за 2017–2019 гг.

Проблемы правового регулирования налогового контроля

 В статье рассматриваются статьи налогового кодекса Российской Федерации и иные

– если нет признаков нарушения законодательства РФ в части налогов и сборов, которые

В соответствии с п. 6 ст. 89 НК РФ продолжительность налоговой проверки составляет 2 месяца, в

Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2020)" (утв.

Задать вопрос