Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 5 июля, печатный экземпляр отправим 9 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме

Научный руководитель
Информационные технологии
19.11.2022
324
Поделиться
Библиографическое описание
Заболотский, И. А. Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме / И. А. Заболотский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96510/.



В статье описана разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, разработка системы моделирования.

Для разработки, наладки и обслуживания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей необходимы специалисты, подготовка которых занимает длительное время. Одним из наиболее эффективных методов обучения является обучение, предполагающее работу с реальным оборудованием, однако использование реального двигателя внутреннего сгорания (ДВС) требует специально оборудованной лаборатории, что связано с высокой теплоотдачей работы ДВС, ядовитыми выхлопными газами, а также вибрациями и шумом [1]. Кроме того, весогабаритные характеристики реальных ДВС не всегда позволяют беспрепятственно транспортировать и устанавливать их. Существующие в области автомобилестроения специальные системы, моделирующие работу ДВС, чаще всего принадлежат заводам — производителям ДВС, и они чрезвычайно дороги. Для начальной подготовки, в том числе школах, необходимо наглядно показывать работу ДВС в рабочем режиме, в то время как сейчас на уроках физики изучают лишь основы перехода топлива в работу в ДВС.

Разработанная система предназначена для наглядной демонстрации, как меняются мощность, крутящий момент и обороты их пикового момента. В дальнейшем данная программа может быть использована не только для того, чтобы обучить будущих автомехаников особенностям строения ДВС и познакомить с процессами, происходящих в ДВС, тех, кто изучает автомобилестроение, но и для подбора оптимальных параметров при разработке ДВС под определенные задачи.

В программе отображается блок ДВС. Количество цилиндров, высота цилиндра и их диаметр зависят от заданных параметров, которые могут быть изменены во время выполнения программы.

Для расчета крутящего момента [3, 4] была использована формула 1.1:

(1.1)

где P — эффективное давление, D — диаметр цилиндра, i — количество цилиндров, t — количество тактов и M — крутящий момент.

Для получения эффективного давления, необходимого для получения крутящего момента, используется уравнение Клапейрона — Менделеева (1.2):

(1.2)

где P — давление, V — объем, m — масса топлива, M — молярная масса топлива, R — универсальная газовая постоянная, T — температура сгорания).

Программа разработана на языке программирования C++. Для рендера сгенерированной трехмерной модели двигателя внутреннего сгорания используется графический двигатель собственной разработки с применением библиотеки OpenGL, для рендера интерфейса используется ImGUI.

Скриншот программы

Рис. 1. Скриншот программы

В окне Engine Parameters заданы следующие параметры:

— cylinders count — количество цилиндров;

— bore — диаметр цилиндра;

— stroke — длина цилиндра;

— compression — степень сжатия;

— fuelcount — масса сгораемого топлива;

— fuel M молярная масса топлива;

— burn Temperature — температура сгораемого топлива;

— 2 tacts — выбор количества тактов, если отметить — двухтактный, если нет — четырехтактный;

— interface Colour — цвет интерфейса;

— engine Colour — цвет трехмерной модели двигателя.

В этом же окне программа выводит значения: CVolume(Cylinder Volume — объем цилиндра, AVolume(Average Volume — объем двигателя), Pressure — эффективное давление, MaxTorque и MaxPower — пиковые значения крутящего момента и мощности. В окне Engine Plot — отображается график зависимости крутящего момента и мощности от количества оборотов двигателя (красная линия–мощность, синяя линия — крутящий момент). Нажав на кнопку P, можно сделать скриншот программы, который сохранится в корневой папке программы в формате.bmp.

На рисунке 2 показана часть кода программы — функция, отвечающая за генерацию и рендер [6] цилиндра в окне программы.

Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

Рис. 2. Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

С помощью формул тригонометрии (Рис. 2), можно построить круг (входящий параметр sizezoom — диаметр круга), задав два круга с помощью массивов структур vertexn (являющимися координатами позиции вершины в трехмерном пространстве). Также можно построить между ними прямоугольники (функция renderPolygon, принимающая на вход 4 трехмерных координаты), состоящие из двух треугольников, тем самым на экране будет выведен трехмерный цилиндр (параметр length — его высота). Также в функции renderCylinder мы можем указать, нужно ли создавать верхнюю или нижнюю грань цилиндра (переменные типа bool top и down). Входящий параметр c функции renderCylinder отвечает за центральную точку в трехмерном пространстве, где будет происходить генерация цилиндра.

На данный момент расчет происходит в упрощенном режиме (не учитываются углы впуска/выпуска распределительных валов, угол опережения зажигания и т. п.), но в дальнейшем эти параметры будут учитываться при расчете. Трехмерная модель двигателя будет иметь большее количество полигонов, чтобы быть больше похожей на блок реального двигателя внутреннего сгорания.

Литература:

1. Палагута К. А., Тройков С. М. Полунатурное моделирование электронной системы управления двигателем внутреннего сгорания (ЭСУ ДВС). Надежность и качество: труды международного симпозиума, 2010.

2. Johnson Bruce. Professional Visual Studio 2017. John Wiley & Sons, Inc., 2018.

3. Луканин. В. Н. Том 1. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов, 2005.

4. Луканин. В. Н. Том 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС, 2005.

5. Боресков. А. В. Программирование компьютерной графики, 2019.

Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт
и справку о публикации.
Опубликовать статью

Молодой учёный