Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 19.11.2022

Статья просмотрена: 284 раза

Библиографическое описание:

Заболотский, И. А. Разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания в рабочем режиме / И. А. Заболотский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 6-8. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96510/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье описана разработка системы моделирования двигателя внутреннего сгорания.

Ключевые слова: двигатель внутреннего сгорания, разработка системы моделирования.

Для разработки, наладки и обслуживания двигателей внутреннего сгорания (ДВС) автомобилей необходимы специалисты, подготовка которых занимает длительное время. Одним из наиболее эффективных методов обучения является обучение, предполагающее работу с реальным оборудованием, однако использование реального двигателя внутреннего сгорания (ДВС) требует специально оборудованной лаборатории, что связано с высокой теплоотдачей работы ДВС, ядовитыми выхлопными газами, а также вибрациями и шумом [1]. Кроме того, весогабаритные характеристики реальных ДВС не всегда позволяют беспрепятственно транспортировать и устанавливать их. Существующие в области автомобилестроения специальные системы, моделирующие работу ДВС, чаще всего принадлежат заводам — производителям ДВС, и они чрезвычайно дороги. Для начальной подготовки, в том числе школах, необходимо наглядно показывать работу ДВС в рабочем режиме, в то время как сейчас на уроках физики изучают лишь основы перехода топлива в работу в ДВС.

Разработанная система предназначена для наглядной демонстрации, как меняются мощность, крутящий момент и обороты их пикового момента. В дальнейшем данная программа может быть использована не только для того, чтобы обучить будущих автомехаников особенностям строения ДВС и познакомить с процессами, происходящих в ДВС, тех, кто изучает автомобилестроение, но и для подбора оптимальных параметров при разработке ДВС под определенные задачи.

В программе отображается блок ДВС. Количество цилиндров, высота цилиндра и их диаметр зависят от заданных параметров, которые могут быть изменены во время выполнения программы.

Для расчета крутящего момента [3, 4] была использована формула 1.1:

(1.1)

где P — эффективное давление, D — диаметр цилиндра, i — количество цилиндров, t — количество тактов и M — крутящий момент.

Для получения эффективного давления, необходимого для получения крутящего момента, используется уравнение Клапейрона — Менделеева (1.2):

(1.2)

где P — давление, V — объем, m — масса топлива, M — молярная масса топлива, R — универсальная газовая постоянная, T — температура сгорания).

Программа разработана на языке программирования C++. Для рендера сгенерированной трехмерной модели двигателя внутреннего сгорания используется графический двигатель собственной разработки с применением библиотеки OpenGL, для рендера интерфейса используется ImGUI.

Скриншот программы

Рис. 1. Скриншот программы

В окне Engine Parameters заданы следующие параметры:

— cylinders count — количество цилиндров;

— bore — диаметр цилиндра;

— stroke — длина цилиндра;

— compression — степень сжатия;

— fuelcount — масса сгораемого топлива;

— fuel M молярная масса топлива;

— burn Temperature — температура сгораемого топлива;

— 2 tacts — выбор количества тактов, если отметить — двухтактный, если нет — четырехтактный;

— interface Colour — цвет интерфейса;

— engine Colour — цвет трехмерной модели двигателя.

В этом же окне программа выводит значения: CVolume(Cylinder Volume — объем цилиндра, AVolume(Average Volume — объем двигателя), Pressure — эффективное давление, MaxTorque и MaxPower — пиковые значения крутящего момента и мощности. В окне Engine Plot — отображается график зависимости крутящего момента и мощности от количества оборотов двигателя (красная линия–мощность, синяя линия — крутящий момент). Нажав на кнопку P, можно сделать скриншот программы, который сохранится в корневой папке программы в формате.bmp.

На рисунке 2 показана часть кода программы — функция, отвечающая за генерацию и рендер [6] цилиндра в окне программы.

Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

Рис. 2. Фрагмент программы для генерации 3D моделей цилиндров

С помощью формул тригонометрии (Рис. 2), можно построить круг (входящий параметр sizezoom — диаметр круга), задав два круга с помощью массивов структур vertexn (являющимися координатами позиции вершины в трехмерном пространстве). Также можно построить между ними прямоугольники (функция renderPolygon, принимающая на вход 4 трехмерных координаты), состоящие из двух треугольников, тем самым на экране будет выведен трехмерный цилиндр (параметр length — его высота). Также в функции renderCylinder мы можем указать, нужно ли создавать верхнюю или нижнюю грань цилиндра (переменные типа bool top и down). Входящий параметр c функции renderCylinder отвечает за центральную точку в трехмерном пространстве, где будет происходить генерация цилиндра.

На данный момент расчет происходит в упрощенном режиме (не учитываются углы впуска/выпуска распределительных валов, угол опережения зажигания и т. п.), но в дальнейшем эти параметры будут учитываться при расчете. Трехмерная модель двигателя будет иметь большее количество полигонов, чтобы быть больше похожей на блок реального двигателя внутреннего сгорания.

Литература:

1. Палагута К. А., Тройков С. М. Полунатурное моделирование электронной системы управления двигателем внутреннего сгорания (ЭСУ ДВС). Надежность и качество: труды международного симпозиума, 2010.

2. Johnson Bruce. Professional Visual Studio 2017. John Wiley & Sons, Inc., 2018.

3. Луканин. В. Н. Том 1. Двигатели внутреннего сгорания. Теория рабочих процессов, 2005.

4. Луканин. В. Н. Том 3. Компьютерный практикум. Моделирование процессов в ДВС, 2005.

5. Боресков. А. В. Программирование компьютерной графики, 2019.

Основные термины (генерируются автоматически): крутящий момент, внутреннее сгорание, эффективное давление, диаметр цилиндра, молярная масса топлива, реальный двигатель, сгораемое топливо, скриншот программы, трехмерная модель двигателя, трехмерное пространство.


Похожие статьи

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего сгорания с использованием систем трехмерного моделирования

Проблематика разработки системы моделирования двигателя внутреннего сгорания на языке программирования C++

В статье описана проблематика разработки системы моделирования двигателя внутреннего сгорания.

Математическое моделирование процесса технической эксплуатации автономных локомотивов

В статье рассматривается математическое моделирование процесса технической эксплуатации дизельного локомотива, учитывающее изменение внешних условий, техническое состояние, режимы работы дизель-генераторных установок в реальных условиях эксплуатации ...

Обзор расчетных методов исследования качества распыливания топлива дизельной форсункой и анализ факторов, влияющих на качество распыливания

В настоящей статье приводится обзор расчетных методов исследования качества распыливания топлива дизельной форсункой (моделей впрыска и распыливания), а также анализ на основе выбранных моделей факторов, влияющих на качество распыливания.

Проблематика программирования анимации 3D-объектов с графической библиотекой OpenGL

В статье описана проблематика разработки системы анимации для демонстрации процессов в двигателе внутреннего сгорания.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Разработка газотурбинного двигателя в плоскости системной инженерии

В статье представлены некоторые возможности развития существующей системы разработки газотурбинного двигателя (ГТД) с помощью системно-инженерного подхода. Выявлены наиболее важные параметры, влияющие на сроки и стоимость разработки авиадвигателя.

Результаты исследований на пневмотестере

В статье рассматриваются некоторые результаты проведения исследований зависимости компрессии в цилиндрах ДВС от износа гильз двигателя.

Система управления расходованием топлива

В статье рассмотрен принцип построения системы управления расходованием топлива, её основные функции, приведены основные задачи терминального управления расходованием топлива.

Похожие статьи

Описание конструкции и процессов в двигателе внутреннего сгорания с использованием систем трехмерного моделирования

Проблематика разработки системы моделирования двигателя внутреннего сгорания на языке программирования C++

В статье описана проблематика разработки системы моделирования двигателя внутреннего сгорания.

Математическое моделирование процесса технической эксплуатации автономных локомотивов

В статье рассматривается математическое моделирование процесса технической эксплуатации дизельного локомотива, учитывающее изменение внешних условий, техническое состояние, режимы работы дизель-генераторных установок в реальных условиях эксплуатации ...

Обзор расчетных методов исследования качества распыливания топлива дизельной форсункой и анализ факторов, влияющих на качество распыливания

В настоящей статье приводится обзор расчетных методов исследования качества распыливания топлива дизельной форсункой (моделей впрыска и распыливания), а также анализ на основе выбранных моделей факторов, влияющих на качество распыливания.

Проблематика программирования анимации 3D-объектов с графической библиотекой OpenGL

В статье описана проблематика разработки системы анимации для демонстрации процессов в двигателе внутреннего сгорания.

Обзор методов и средств для создания системы измерения угла отклонения аэродинамических поверхностей самолета

В статье приводится обзор современных методов оценки геометрических параметров аэродинамических поверхностей самолета. Предлагаются и оцениваются возможные реализации систем измерения угла отклонения руля высоты и выбирается наиболее оптимальный. Пре...

Особенности обучения конструированию и моделированию технических устройств в системе начального профессионального образования

В статье определены методические особенности обучения учащихся конструированию и моделированию технических устройств (на примере разработки конструкции печи на отработанном масле).

Разработка газотурбинного двигателя в плоскости системной инженерии

В статье представлены некоторые возможности развития существующей системы разработки газотурбинного двигателя (ГТД) с помощью системно-инженерного подхода. Выявлены наиболее важные параметры, влияющие на сроки и стоимость разработки авиадвигателя.

Результаты исследований на пневмотестере

В статье рассматриваются некоторые результаты проведения исследований зависимости компрессии в цилиндрах ДВС от износа гильз двигателя.

Система управления расходованием топлива

В статье рассмотрен принцип построения системы управления расходованием топлива, её основные функции, приведены основные задачи терминального управления расходованием топлива.

Задать вопрос