Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 2 ноября, печатный экземпляр отправим 6 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №2 (82) январь-2 2015 г.

Дата публикации: 07.01.2015

Статья просмотрена: 537 раз

Библиографическое описание:

Данилов, О. Е. Подготовка и осуществление компьютерной визуализации в процессе создания учебной модели / О. Е. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 2 (82). — С. 45-48. — URL: https://moluch.ru/archive/82/14904/ (дата обращения: 19.10.2024).

В статье рассматривается специфический вид информационной модели — учебная компьютерная модель. Перечислены наиболее важные части такой модели. Кратко описана технология осуществления визуализации объекта изучения с помощью OpenGL.

Ключевые слова:вычислительный эксперимент, компьютерная визуализация, компьютерное моделирование, нитяной маятник, бифилярный подвес, модель, учебная модель, учебные компьютерные модели, OpenGL.

 

Информационная модель — это, в той или иной форме, описание объекта моделирования [4; с. 7]. Особый вид таких моделей — это учебные информационные модели, то есть такие, которые предназначены для обучения. Так как в настоящее время, особенно в физике, широкое применение получило компьютерное моделирование, которое позволяет автоматизировать сам процесс моделирования, то можно говорить о внедрении в процесс обучения учебных компьютерных моделей. Вычислительный эксперимент (эксперимент с использованием компьютерных моделей объектов) может заменить в случае необходимости натурный эксперимент [6; 7]. Часто в таких моделях реализована компьютерная визуализация [2]. Она предполагает отражение свойств изучаемого объекта с помощью внешних чувственно воспринимаемых образов, формирование понятий в сознании обучающихся и формирование у них эмпирического мышления [8; 9]. Это отражение внешних, воспринимаемых обучающимся свойств, осуществляется, как правило, с помощью особого визуального представления — образной модели. Кроме того, считается, что понимание физического явления возникает тогда, когда человек может построить для этого явления адекватную математическую модель [3]. Учебная компьютерная модель (фактически — компьютерная программа) является частью человеко-машинной системы, с помощью которой осуществляется процесс обучения. В этом случае важным является то, каким образом осуществляется информационное взаимодействие внутри этой системы. В настоящее время оно чаще всего осуществляется посредством графического интерфейса данного компьютерного приложения. Таким образом, важными частями учебной компьютерной модели являются образная модель, математическая модель и пользовательский интерфейс (рис. 1) [5].

Рис. 1. Составные части учебной компьютерной модели

 

В этой статье мы рассмотрим только процесс создания образной модели, то есть той части учебной компьютерной модели, которая непосредственно отвечает за визуализацию объекта изучения. Кроме того, мы ограничимся только случаем, когда моделируется поведение объекта реального мира, который обучающийся может видеть в природе (исключаются визуализации, предполагающие изображение абстрактных объектов, реально в природе не существующих и являющихся модельным представлением в сознании человека). Наиболее оправданным с точки зрения наглядности в данной ситуации будет трехмерное образное представление объекта изучения, так как в случае необходимости его можно свести к двумерному представлению. Будем считать, что объект изучения может двигаться в пространстве. Иными словами, его движение и будет являться предметом учебного исследования. Демонстрация движения в этом случае осуществляется с помощью анимации — специального метода, предполагающего создание серии изображений объекта изучения в отдельных фазах его движения, с помощью которого во время показа их на экране у обучающегося возникает впечатление движения объекта.

Перечислим этапы подготовки к визуализации анимированной трехмерной сцены [10, с. 17]:

-          геометрическое моделирование сцены, создание объектов и их пространственная привязка;

-          топологическая привязка объектов, создание кинематической схемы, определение изменения характеристик объектов с течением времени для анимации;

-          задание физических свойств объектов, наложение текстур, задание отражения, прозрачности и других свойств;

-          определение физических свойств среды, настройка атмосферных и гравитационных эффектов;

-          расстановка и настройка источников света, выбор точек наблюдения, установка камер;

-          выбор модели освещения, визуализация (рендеринг).

Рассмотрим процесс подготовки и осуществления компьютерной визуализации на примере нитяного маятника, представляющего собой груз, подвешенный на бифилярном подвесе (рис. 2). Такой маятник при определенных условиях можно считать математическим.

Рис. 2. Математический маятник — тело на бифилярном подвесе

 

Как правило, мы создаем образные 3D-модели в обучающих программах с помощью библиотеки OpenGL, которая является частью операционной системы. Это означает, что приложение, использующее OpenGL, не нуждается в дополнительных программах, кроме стандартных, содержащихся на любом компьютере с установленной операционной системой Windows [11, с. 7]. Создаваемые нами приложения являются многооконными (рис. 3). Одно окно специально отводится для визуализации объекта изучения [1].

Визуальный образ моделируемого маятника состоит из шара и двух линий, обозначающих подвес. Подвес крепится к цилиндру небольшого диаметра. Так как решалась задача, в которой длина подвеса маятника могла изменяться, на экране присутствует еще один цилиндр, обозначающий планку, ограничивающую движение верней части подвеса (рис. 3). Кроме того, изображаются дополнительные линии, с помощью которых легче анализировать движение маятника: линия, обозначающая равновесное положение маятника, и перпендикулярная ей линия, соответствующая верхним точкам подвеса маятника. Таким образом, визуальный образ состоит из линий и графических примитивов двух типов: двух цилиндров и одного шара. Можно усложнить визуальную картину, если добавить в нее транспортир (диск) с нанесенными на него метками (линиями) (рис. 3). Также в программе можно предоставить пользователю возможность масштабирования изображения маятника и перенос точки наблюдения за его движением. Часто мы повышаем качество компьютерных образов и получаем некоторые специальные эффекты, используя наложение текстур на графические примитивы и добавление источников света, хотя это можно не считать обязательным требованием к виду образной модели.

Рис. 3. Окна приложения, моделирующего движение математического маятника

 

В заключении отметим, что OpenGL, позволяет достаточно легко рисовать трехмерные объекты, при этом от создателя такой графики иногда даже не требуется знаний формул транспонирования матриц. Мы имеем большой опыт создания учебных компьютерных моделей с использованием технологии OpenGL. Технология используется уже достаточно давно, тем не менее программы, написанные еще во времена массового использования Windows XP, могут быть использованы до сих пор на современных операционных системах Windows 7 и 8.1.

 

Литература:

 

1.                  Данилов О. Е. Дизайн компьютерных приложений для визуализации информации об учебных компьютерных моделях / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 13. — С. 26–36.

2.                  Данилов О. Е. Изучение интерференции с помощью компьютерного моделирования / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 9. — С. 50–58.

3.                  Данилов О. Е. Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 17–24.

4.                  Данилов О. Е. Компьютерное моделирование колебательного движения. Численные методы решения задач: учебно-методическое пособие / О. Е. Данилов, А. Ю. Трефилова. — Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т, 2012. — 36 с.

5.                  Данилов О. Е. Обучение компьютерному моделированию на примере создания компьютерной модели кругового математического маятника / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 10. — С. 80–87.

6.                  Данилов О. Е. Применение имитационного моделирования механических взаимодействий при обучении физике / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2014. — № 5. — С. 97–103.

7.                  Данилов О. Е. Сочетание натурного и вычислительного экспериментов в обучении физике / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 19. — С. 10–11.

8.                  Данилов О. Е. Учебная компьютерная модель физического маятника / О. Е. Данилов // Молодой ученый. — 2014. — № 15. — С. 49–52.

9.                  Данилов О. Е. Формирование умения проводить теоретическое исследование при изучении распределения физической величины в пространстве с помощью компьютерной модели / О. Е. Данилов // Дистанционное и виртуальное обучение. — 2013. — № 7. — С. 84–94.

10.              Крапивенко А. В. Технологии мультимедиа и восприятие ощущений: учебное пособие / А. В. Крапивенко. — М.: Бином. Лаборатория знаний, 2012. — 271 с.

11.              Краснов М. В. OpenGL. Графика в проектах Delphi. — СПб.: БХВ-Петербург, 2004. — 352 с.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная компьютерная модель, образная модель, бифилярный подвес, компьютерная визуализация, модель, визуальный образ, Информационная модель, компьютерное моделирование, математический маятник, наложение текстур.


Похожие статьи

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Учебное моделирование явлений самодиффузии и диффузии в газах с помощью симулятора Algodoo

В статье приводится пример использования учебного моделирования в обучении физике. Моделирование явлений самодиффузии и диффузии осуществляется в физическом симуляторе Algodoo.

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Разработка обучающих программ с помощью инструментов для создания компьютерных игр

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на компьютерные игры. Для создания таких приложений предлагается использовать программу TGF (The Games Factory). Описан процесс подготовки к созданию обучающего приложения-игры....

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников

В статье приводятся примеры дидактических моделей. Особое внимание уделяется мультимедийным дидактическим моделям обучения, для реализации которых в обучении используется компьютерная техника. На базе компьютера могут создаваться особые дидактические...

Разработка компьютерной модели управления монитором

В статье дается описание разработки компьютерной модели на основе теории автоматов, этапов решения поставленной задачи и пути ее реализации в программной среде Borland Delphi. В компьютерной программной модели применяется switch-технология.

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной программы

В статье приведены общие и специфические свойства двух видов деятельности учащихся — исследовательской и проектной. Рассмотрена возможность создания учащимися компьютерных обучающих программ по физике в рамках их проектной деятельности. В качестве пр...

Похожие статьи

Учебная компьютерная модель пружинного маятника

В статье приведен пример учебной компьютерной модели, предоставляющей обучающимся возможность иcследовать вертикальный пружинный маятник с помощью вычислительного эксперимента.

Применение учебной компьютерной модели двойного математического маятника в обучении физике

В статье приводится описание функций учителя, которые он осуществляет при использовании компьютерных моделей в процессе обучения физике. Рассмотрено, как это происходит, на примере использования компьютерной модели двойного математического маятника.

Учебные компьютерные модели маятников

В статье рассматриваются учебные компьютерные программы как один из распространенных видов учебных моделей. В качестве примера приводятся программы, моделирующие движение маятников.

Учебное моделирование явлений самодиффузии и диффузии в газах с помощью симулятора Algodoo

В статье приводится пример использования учебного моделирования в обучении физике. Моделирование явлений самодиффузии и диффузии осуществляется в физическом симуляторе Algodoo.

Демонстрация явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели

В статье кратко описана методика учебного исследования явления интерференции волн от двух точечных источников с помощью компьютерной модели данного явления. Компьютерную программу, моделирующую интерференцию, предлагается использовать для объяснения ...

Разработка обучающих программ с помощью инструментов для создания компьютерных игр

Статья посвящена решению проблемы создания обучающих приложений, похожих на компьютерные игры. Для создания таких приложений предлагается использовать программу TGF (The Games Factory). Описан процесс подготовки к созданию обучающего приложения-игры....

Использование компьютерной модели математического маятника при изучении механических колебаний в курсе физики

В статье описана компьютерная программа, моделирующая движение кругового математического маятника. Кратко изложена методика применения этой программы для изучения механических колебаний в курсе физики.

Учебная компьютерная модель системы двух связанных математических маятников

В статье приводятся примеры дидактических моделей. Особое внимание уделяется мультимедийным дидактическим моделям обучения, для реализации которых в обучении используется компьютерная техника. На базе компьютера могут создаваться особые дидактические...

Разработка компьютерной модели управления монитором

В статье дается описание разработки компьютерной модели на основе теории автоматов, этапов решения поставленной задачи и пути ее реализации в программной среде Borland Delphi. В компьютерной программной модели применяется switch-технология.

Учебный проект по созданию моделирующей компьютерной программы

В статье приведены общие и специфические свойства двух видов деятельности учащихся — исследовательской и проектной. Рассмотрена возможность создания учащимися компьютерных обучающих программ по физике в рамках их проектной деятельности. В качестве пр...

Задать вопрос