Влияние сна на здоровье детей дошкольного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №46 (441) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.11.2022

Статья просмотрена: 94 раза

Библиографическое описание:

Павлова, С. В. Влияние сна на здоровье детей дошкольного возраста / С. В. Павлова, Т. М. Брыткова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 46 (441). — С. 126-127. — URL: https://moluch.ru/archive/441/96434/ (дата обращения: 27.04.2024).



Сон — это чудо матери природы, вкуснейшее из блюд в земном пиру.

Уильям Шекспир.

Важное значение для организма имеет сон. Лишение человека сна пагубно отражается на его здоровье. Сон возобновляет работоспособность клеток мозга. Они накапливают необходимую энергию, тем самым готовят человека к активной дневной деятельности.

Во время сна в организме человека происходят активные, жизненно важные процессы.

Во сне, как известно, даже мы, взрослые, проводим не менее трети своей жизни. А маленькие дети — значительно больше. Сон очень важен для организма, так же как правильное питание, как закаливание.

Поэтому этой части нашей жизни необходимо уделять большое внимание и заботиться о том, чтобы сон был здоровым и правильным. От того, как наш организм отдохнёт ночью зависит, как он будет функционировать днём.

Крепкий сон — это залог здоровья. Нарушение сна ведёт к ухудшению психического и физического состояния человека. Как взрослый, так и ребёнок может быть раздражительным, сонливым. Нарушается память, концентрация внимания, снижается работоспособность.

Самая лучшая профилактика нарушения сна у детей — это, конечно, соблюдение правильного режима дня. Необходимо ложиться спать в одно и то же время в соответствии с возрастом. Перед сном не рекомендуется играть в подвижные игры, сидеть за компьютером, играть в игровые приставки. Лучше всего почитать книгу. Для хорошего сна необходимо проветрить комнату, убрать лишнее освещение, музыку, исключить негативные эмоции.

Ребёнок с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказаться идти спать, когда наступило время. Утром ребёнок просыпается бодрым и весёлым. Все конфликтные ситуации, связанные с режимом исключены.

Все живое на земле в своем развитии подчиняется строго определённым ритмам. Смена дня и ночи, времён года, цветение, плодоношение, увядания и отдых растений и пр. Человек — такая же часть живой природы, ему тоже физиологически свойственны определённые биоритмы. Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы. Регулярно повторяющиеся действия запоминаются клетками головного мозга, вырабатываются чередующиеся в определённом порядке условные рефлексы. Тогда переход от одного вида деятельности к другому осуществляется автоматически. А ведь это очень важно для сохранения здоровья, особенно психического, как ребёнка, так и родителей.

Каждый родитель, желающий воспитать своего ребёнка здоровым, должен чётко себе представлять, что для того, чтобы сон детей был полноценным, необходимо создать благоприятные условия для него.

Прежде всего каждый ребёнок с рождения должен иметь отдельную кровать. Спать с родителями, братьями, сёстрами нельзя, так как они во сне будут тревожить друг друга и нарушать полноценность сна. При этом возникают условия и для передачи инфекции.

Кровать должна располагаться подальше от батарей центрального отопления. Матрац, на котором спит ребёнок, должен быть жёстким, а подушка не из пуха, а из мягкого пера или другого гипоаллергенного материала. Постельное белье следует менять не реже одного раза в восемь дней. Спать детям лучше в пижамах. Ни в коем случае не нужно кутать ребёнка, накрывать несколькими одеял, так как он будет перегреваться, а во сне раскрываться и охлаждаться.

Температура в комнате должна быть не более 18 градусов. Зимой ребёнка нужно укрывать тонким шерстяным одеялом с пододеяльником. Летом в жаркие дни лучше спать под простыней, а весной и осенью — под байковым или тонким ватным одеялом. Иногда можно видеть ребёнка, который спит, закрывшись одеялом с головой. Ни в коем случае нельзя этого допускать, так как затрудняется поступление свежего воздуха и ребёнку приходится вдыхать собственные испарения.

Перед сном помещение должно быть проветрено, так как свежий и прохладный воздух способствует быстрому засыпанию и спокойному крепкому сну.

Для ребенка очень важен и дневной сон.

От рождения до 6 лет организм физически не приспособлен целый день бодрствовать. Нервной системе малыша нужно давать отдыхать и ненадолго ограничивать поток входящей информации. Залог хорошего дневного сна — это режим.

В детских дошкольных учреждениях режим осуществляется полностью. Но дома он далеко не всегда соблюдается. К сожалению, многие дети не хотят укладываться спать днем. А родителям или некогда, или просто не хочется возиться с капризным ребенком. Не ленитесь укладывать малыша спать, этим вы мешаете собственному ребенку нормально развиваться.

Учёные-медики, психологи, педагоги отмечают, что период адаптации к детскому дошкольному учреждению требует от ребёнка большого нервно-эмоционального напряжения. Ему предстоит приспосабливаться к незнакомым людям, к детскому коллективу, а также к групповым помещениям, где поначалу его ждёт много трудностей. Неожиданно оказавшись в новой обстановке, ребёнок проявляет недовольство, страх, протест.

Это естественная защитная реакция неустойчивой нервной системы ребёнка.

Чтобы облегчить малышу период адаптации к посещению дошкольного учреждения, большое значение имеет эмоциональный настрой. И в этом детям должны помочь родители. Нужно говорить с малышом о предстоящем событии как о радостном, интересном: там будет много игрушек, много детей, тебе там будет хорошо, тебя будет ждать добрая воспитательница и т. д.

Много лет работая в детском саду, мы поняли, что самое главное, суметь заинтересовать ребёнка, дать возможность ощутить радость от того, что здесь его любят и ждут.

Сначала знакомим детей с помещениями группы. Групповая комната привлекает многообразием игрушек, игровых уголков и пр. А вот спальня…

Это «волшебная» комната! Чтобы не наступило разочарование, на первых самых трудных порах, сначала спокойно мы предлагаем посмотреть «волшебную» комнату и познакомиться со своей кроваткой.

Двери в спальню у нас украшены шторами. На шторах двухсторонняя аппликация из ткани: с одной стороны солнце, цветы, бабочки — это день, с другой стороны месяц и звезды — это ночь.

Привлекает детей «волшебный» мешочек, в котором живут «сонные» игрушки. Дети достают из «волшебного» мешочка игрушку, проходят к своей кроватке и укладывают её спать. Малыши с радостью ложатся в кровать с игрушкой и, конечно же, засыпают.

Дети, посещающее детский сад, довольно быстро свыкаются с тем, что «тихий час» для них обязателен.

Некоторые дети старшего дошкольного возраста перестают спать днём. Но тем не менее обязательно нужно организовать дневной отдых ребёнка, он должен спокойно полежать, лучше с закрытыми глазами, в своей постели.

В выходные дни так же необходимо соблюдение режима дня. Мы заметили, что в большинстве семей нет традиции укладывать детей спать днем дома. Вот и получается, что дети отдыхают от «детсадовского» режима. Это отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник. Чувствуется, что малыш приходит в детский сад вялым, сонливым, капризным, склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни.

Мы убедились в том, что сон имеет большое значение для здоровья и развития ребёнка.

Во время сна:

— происходит рост и развитие организма;

— развивается головной мозг;

— развивается внимание и память;

— восстанавливается координация движений;

— восстанавливаются силы и энергия;

— снимается эмоциональное напряжение;

— укрепляется иммунитет.

Поэтому одним из обязательных условий для воспитания здорового ребёнка является создание условий здорового полноценного сна, который должен быть оптимальным по качеству и продолжительности, что обеспечит нормальное развитие нервной системы и других систем растущего организма.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, день, детский сад, сон, вид деятельности, время сна, головной мозг, кой случай, нарушение сна, нервная система.


Похожие статьи

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

У ребёнка центральная нервная система находится на начальной стадии формирования.

Ребёнок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к

нарушения сна; — упорные срыгивания; — изменение мышечного тонуса

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем.

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

...при синдроме ESES (электрический эпилептический статус медленноволнового сна) / И. В. Буфетова.

когнитивный регресс, синдром Пенелопы, электрический эпилептический статус сна, детский возраст.

Однако, будучи верной женой, Пенелопа каждую ночь распускала то, что пряла за день.

В мышлении — нарушение поисковой стратегии при выполнении заданий.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

В настоящее время редкая семья знает, что возраст до 1 года — это период, когда общение

на основе созревания нервной системы ребёнка и, в первую очередь, его головного мозга.

Второй период (2–3 месяца), всего было обследовано в этом периоде 21(18,7 %) ребенок из

Этот период характеризуется установлением ритма сна и бодрствования, а также удлинения...

Организация режима дня в дошкольном образовательном...

Сон обеспечивает нормальную деятельность коры головного мозга, имеющей свой

Предел деятельности клеток коры головного мозга у детей невелик вследствие слабого развития

Во время НОД дошкольники быстро утомляются, особенно в таких видах деятельности, когда

Кроме того, своевременное включение в выполнение детской деятельности активного отдыха...

Исследование сна у старшеклассников | Статья в журнале...

Полноценный сон является одним из важнейших факторов поддержания здоровья человека.

По результатам анкетирования, продолжительность сна в рабочие дни в среднем на 3 час.

Возможно, недостаток сна и свободного времени связан с неправильным его планированием.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, сон, час, день...

Характеристика эпилептической энцефалопатии без судорожных...

ЭЭГ сна: с 1 стадии nREM — сна БС в пределах мозга периодически регистрируются

Также на ЭЭГ во 2 стадии медленоволнового сна регистрируется генерализованная

В некоторых случаях «сонные веретена» гиперсинхронны амплитудой до 120мкВ и представлены в передних отделах (40 %).

Современные принципы лечения эпилептической энцефалопатии у детей.

Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»

С тех пор, как мальчик начал ходить в детский сад, его стало очень сложно уложить спать.

Он хорошо говорил, но когда пошел в детский сад, спустя какое-то время, говорить и общаться

– проблемы со сном (симптоматика зависит от нервной системы ребенка — поверхностный

– Особенности нервной системы ребенка. Если ребенок изначально ослаблен, незрел в...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая. 1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду

– Снижение аппетита (или отказ от еды в ДОО); – Нарушение сна

Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени (8–10 мин), однако оказывает огромное

В процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем.

По данным многих ученых-физиологов, образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.

После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика.

Похожие статьи

«Незрелость» нервной системы у ребёнка дошкольного возраста

У ребёнка центральная нервная система находится на начальной стадии формирования.

Ребёнок беспокойный, быстро утомляется, теряет интерес к любой деятельности, не понимает обращенные к

нарушения сна; — упорные срыгивания; — изменение мышечного тонуса

У детей с последствиями перинатального поражения головного мозга в более старшем.

Нейропсихологические нарушения при синдроме ESES...

...при синдроме ESES (электрический эпилептический статус медленноволнового сна) / И. В. Буфетова.

когнитивный регресс, синдром Пенелопы, электрический эпилептический статус сна, детский возраст.

Однако, будучи верной женой, Пенелопа каждую ночь распускала то, что пряла за день.

В мышлении — нарушение поисковой стратегии при выполнении заданий.

Развитие психики детей первого года жизни | Статья в журнале...

В настоящее время редкая семья знает, что возраст до 1 года — это период, когда общение

на основе созревания нервной системы ребёнка и, в первую очередь, его головного мозга.

Второй период (2–3 месяца), всего было обследовано в этом периоде 21(18,7 %) ребенок из

Этот период характеризуется установлением ритма сна и бодрствования, а также удлинения...

Организация режима дня в дошкольном образовательном...

Сон обеспечивает нормальную деятельность коры головного мозга, имеющей свой

Предел деятельности клеток коры головного мозга у детей невелик вследствие слабого развития

Во время НОД дошкольники быстро утомляются, особенно в таких видах деятельности, когда

Кроме того, своевременное включение в выполнение детской деятельности активного отдыха...

Исследование сна у старшеклассников | Статья в журнале...

Полноценный сон является одним из важнейших факторов поддержания здоровья человека.

По результатам анкетирования, продолжительность сна в рабочие дни в среднем на 3 час.

Возможно, недостаток сна и свободного времени связан с неправильным его планированием.

Основные термины (генерируются автоматически): учебная деятельность, сон, час, день...

Характеристика эпилептической энцефалопатии без судорожных...

ЭЭГ сна: с 1 стадии nREM — сна БС в пределах мозга периодически регистрируются

Также на ЭЭГ во 2 стадии медленоволнового сна регистрируется генерализованная

В некоторых случаях «сонные веретена» гиперсинхронны амплитудой до 120мкВ и представлены в передних отделах (40 %).

Современные принципы лечения эпилептической энцефалопатии у детей.

Деловая игра для воспитателей «Адаптация к детскому саду»

С тех пор, как мальчик начал ходить в детский сад, его стало очень сложно уложить спать.

Он хорошо говорил, но когда пошел в детский сад, спустя какое-то время, говорить и общаться

– проблемы со сном (симптоматика зависит от нервной системы ребенка — поверхностный

– Особенности нервной системы ребенка. Если ребенок изначально ослаблен, незрел в...

Адаптация детей к ДОО | Статья в журнале «Молодой ученый»

Проблема адаптации детей к детскому саду является актуальной на сегодняшний день, хотя она не является новой.

Можно разделить на три вида: легкая, средняя, тяжелая. 1. Легкая адаптация — ребенок чувствует в саду

– Снижение аппетита (или отказ от еды в ДОО); – Нарушение сна

Есть такие дети, первое время ходят в детский сад с удовольствием.

Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня...

Утренняя гимнастика хотя и непродолжительна по времени (8–10 мин), однако оказывает огромное

В процессе занятий у детей возникают сдвиги в ряде функциональных систем.

По данным многих ученых-физиологов, образовательная деятельность требует от детей большого нервного напряжения.

После дневного сна в дошкольном учреждении проводится гимнастика.

Задать вопрос