В статье рассматривается вопрос формирования инклюзивной компетентности учителя иностранного языка, чтобы организовать их работу в условиях инклюзивного образования.
Ключевые слова: учитель, организационная деятельность, инклюзивное образование, дети с ОВЗ, педагогическая готовность.
Одной из самых тревожных тенденций современного общества является рост числа детей с проблемами здоровья, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). На сегодняшний день основным направлением в реализации образования детей с ОВЗ является инклюзивное образование. Основной цель подхода — направление детей с любым дефектом или одаренностью на обучение в школы по месту жительства. Там они знакомятся со своими сверстниками, становятся частью команды и получают необходимые знания.
На данном этапе российское образование стремится к внедрению инклюзивного образования в общеобразовательные учреждения. Однако на реализацию этой идеи уйдет много времени, так как школы еще не готовы принимать детей с ограниченными возможностями. Однако на данный момент есть определенные аспекты, которые являются препятствиями для создания «образования без границ». Основной проблемой является недостаточная подготовленность педагогов к работе в рамках инклюзивного образования. Для предотвращения этой проблемы создаются курсы повышения квалификации, проводятся мастер-классы, практикуется сотрудничество педагогов и специалистов: психологов, логопедов.
Что касается самой системы образования, то в штате должны быть специалисты, деятельность которых направлена на непосредственную помощь в социализации и скорейшем усвоении знаний детьми с особыми потребностями. При этом количество последних должно быть небольшим, чтобы преподаватели имели возможность обеспечить качественный обмен знаниями и выстроить индивидуальные траектории обучения для каждого ученика.
Сторонниками инклюзии являются многие. В это число входит автор научных статей по инклюзивному образованию В. В. Коркунов, который считает, что аномальные дети получают больше внешних стимулов для развития при совместном обучении, чем при раздельном. Данное положение является одним из определяющих при создании инклюзивных образовательных учреждений. Однако, помимо вышеперечисленных, есть и ряд других преимуществ так называемого «включения».
Прежде всего, это реализация принципов демократического государства, то есть реализация на практике равного доступа всех детей к образованию, преодоление дискриминации и избавление от стереотипного представления о детях с особыми образовательными потребностями.
Однако основным препятствием для обучения детей с ОВЗ в общеобразовательных школах является психологический барьер. Российское общество не привыкло к тому, чтобы здоровые дети и дети с ограниченными возможностями обучались вместе. Внедрение инклюзивного образования возможно только при соблюдении принципов демократизации и отсутствии дискриминации по какому-либо признаку. Такой процесс представляет собой огромную работу, осуществление которой требует тесного взаимодействия педагогического сообщества и родительских коллективов, в результате чего неизбежно их сплочение в целях обеспечения наилучших условий для воспитания и содержания детей.
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в общеобразовательной школе ставит перед педагогами сложную задачу по обеспечению грамотной подачи учебного материала детям с ОВЗ. Особенно остро эта проблема стоит перед учителями иностранных языков. Это объясняется тем, что изучение иностранного языка является сложным процессом для здоровых школьников, не говоря уже о детях с особыми потребностями.
Работа в среде инклюзивного образования требует от учителя иностранного языка не только смены профессиональных приоритетов, но и изменения стиля работы. Обучение детей в инклюзивном классе требует от учителя профессионального и личного опыта. Выносливость, готовность решать проблемы, ускоренное построение индивидуальной образовательной траектории не только для детей с ОВЗ и здоровых детей, но и направленное на самообразование.
Помимо повышения квалификации по программам, непосредственно связанным с педагогической работой в инклюзивном классе, еще одним из требований к учителю иностранного языка является использование в обучении школьников различных эффективных образовательных технологий, позволяющих сделать работу на уроке иностранного языка интересно всем ученикам.
Одной из них может быть технология «мозгового штурма». Зная, что в заданиях, заложенных в данной технологии, нет неправильных ответов, учащиеся не боятся ошибиться, а равные возможности для выражения своих мыслей и идей на иностранном языке позволяют включить каждого ребенка в процесс обучения.
Литература:
1. Алехина С. В. Инклюзивное образование: история и современность: учебно-методическое пособие. — М.: Первое сентября, 2013. — 33 с.
2. Васильева Е. А. Особенности обучения английскому языку детей с ОВЗ (ДИК) // Английский язык в школе. — 2017. — № 2 (58). — С. 18–23.
3. Гаирбекова К. Ю. Игровые интерактивные технологии как средство обучения русскому языку как иностранному // Рефлексия. 2018. № 5. С. 39–43.
4. Кузьмина О. С. Проблемы подготовки учителей к работе в условиях инклюзивного образования. Обзор педагогических исследований // Педагогические науки. — 2016. — № 4 (46). — С. 71–74.
5. Четверикова Т. Ю. Теоретическая готовность педагогов к работе в условиях инклюзивного образования // В мире научных открытий. — 2014. — № 5–1(53). — С. 475–485.