Автор: Бреев Алексей Владимирович

Рубрика: Государство и право

Опубликовано в Молодой учёный №9 (44) сентябрь 2012 г.

Статья просмотрена: 697 раз

Библиографическое описание:

Бреев А. В. Проблемы нормативно-правового регулирования воздушного терроризма в России // Молодой ученый. — 2012. — №9. — С. 202-204.

Терроризм относится к числу самых опасных и труднопрогнозируемых явлений современности, которое приобретает все более разнообразные формы и угрожающие масштабы. Террористические акты чаще всего приносят массовые человеческие жертвы, влекут разрушение материальных и духовных ценностей, не поддающихся порой восстановлению, сеют вражду между государствами, провоцируют войны, недоверие и ненависть между социальными и национальными группами, которые иногда невозможно преодолеть в течение жизни целого поколения.

Терроризм постепенно приобретает характер одной из глобальных проблем человечества, так как посягает на наиболее значимые государственные и общечеловеческие ценности. Поэтому современная политика борьбы с терроризмом заставляют по новому оценивать вопросы национальной безопасности и международного сотрудничества в этой сфере.

Одним из самых опасных видов терроризма является воздушный терроризм. Его опасность заключается в том, что закрытое пространство воздушного судна не позволяет проводить немедленные операции по освобождению заложников.

Понятие «воздушный терроризм» до сих пор в российской правовой науке не разработано. В связи с этим можно предложить свою трактовку «воздушного терроризма»: противоправные действия (захват или угон, взрыв воздушного судна, вывод из строя аэронавигационного оборудования, средств обеспечения воздушных сообщений), повлекшие за собой несчастные случаи с людьми, материальный ущерб либо создавшие угрозу наступления таких последствий в области гражданской или военной авиации с целью принуждения власти к выполнению требований об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов, получение выкупа и с др. целями.

Рассматривая проблему возникновения воздушного терроризма, мы остановились на двух ключевых моментах:

Во-первых, угон самолетов с пассажирами на борту и последующим выдвижением политических или иных требований в обмен на жизнь заложников может быть основан на идеологических мотивах террористов.

Во-вторых, использование самолетов как оружия, когда угрозе уничтожения подвергаются важные объекты государства – это отличная разрушительная ударная сила.

Целью угона воздушного транспорта и захвата заложников на его борту является паника у органов власти и населения, а использование самолетов как оружия – это, прежде всего, причинение крупного материального ущерба. Не исключаются и версия терактов рекламного характера со стороны «начинающих» террористических или экстремистских организаций, демонстрирующих свое существование и состоятельность.

Рассматривая историю проявления данного вида терроризма можно остановиться на том, что первая попытка захвата воздушного транспорта произошла 25 октября 1958 года в период существования СССР. Это была попытка захвата двумя преступниками самолета Ан-2 в аэропорту Новые Кресты (в Якутии).

В дальнейшем масштабы воздушного терроризма росли. В еще период существования СССР произошло 283 случая актов терроризма с воздушным транспортом: 15 попыток захвата, 5 случаев угона воздушного судна за границу и 263 случая угроз в адрес гражданской авиации.

После распада СССР ситуация стала еще острее, число террористических актов удвоилось по сравнению с советским периодом. С 2000-х годов тенденция к росту терроризма в воздухе пошла на убыль.

Рассмотрев терминологию и историю такого противоправного деяния как воздушный терроризм, обратимся к нормативному регулированию борьбы с ним и проблемам в этой области.

В Конституции РФ нет прямого регулирования борьбы с воздушным терроризмом. Зато она ставит по свою охрану следующие объекты террористической активности, которые могут стать таковыми при захвате воздушного судна:

  1. жизнь человека и гражданина (статья 20);

  2. здоровье человека и гражданина (часть 2 статья 21): никто не должен подвергаться насилию[1,ст.21];

  3. свободу человека и гражданина (статья 22).

Уголовный кодекс РФ уже более четко регулирует данную проблему. На нее в первую очередь направлены сразу 2 статьи:

  1. Ст. 206 (Захват заложника) – при угоне судна обычный метод достижения своих целей террористами.

  2. Ст. 211 (Угон судна воздушного…) – предусматривает и сам угон, и захват в целях судна в целях его угона.

Единственная проблема состоит в том, что ответственность за 2 эти преступления разная (минимум за угон – «лишение свободы на срок от четырех до восьми лет с ограничением свободы на срок до одного года либо без такового» [2,ст.211], а минимум за захват заложника – «лишение свободы на срок от пяти до десяти лет» [2,ст.206]), а порой определить присутствовал или нет захват заложников при угоне воздушного судна – сложно, так как если требования относительно находящихся на борту людей не выдвигались, то значит это простой угон этого вида транспорта и не более того? Вот тут для принятия решения о назначении наказания наступает сложная ситуация. В связи с этим мы считаем, что необходимо внести корректировки в статью 211 и указать, что если при угоне воздушного судна на борту присутствуют люди, то это автоматически считается захватом заложников.

Обращаясь к специализированным нормативно-правовым актам, остановимся на ФЗ от 25 июля 1998 г. N 130-ФЗ « О борьбе с терроризмом» и ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму».

Рассматривая оба эти закона можно сказать, что конкретно к воздушному терроризму более современным и актуальным является все-таки ФЗ «О противодействии терроризму», которым был издан позже, но, тем не менее, ФЗ «О борьбе с терроризмом» остается базовым законом в системе правового обеспечения борьбы с терроризмом для правоохранительных и силовых органов РФ.

Неотъемлемым плюсом ФЗ «О противодействии терроризму» являются два важных аспекта по борьбе с воздушным терроризмом: определение возмещения вреда, причиненного в результате террористического акта и принципы противодействия терроризму.

Первый аспект состоит в том, что для такого специфического вида терроризма особое значение имеет то, как и в каких размерах возмещается вред причиненных при захвате воздушного судна или вред, причиненный использованием воздушного судна. Согласно части 1 ст. 18 ФЗ «О противодействии терроризму» материальный вред возмещается государством в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а компенсация морального вреда, причиненного в результате террористического акта, осуществляется за счет лиц, его совершивших[3,ст.7].

Второй аспект заключается в том, что у террористов при захвате воздушного судна может быть, как мы писали выше, цель принуждения власти к выполнению требований об освобождении из заключения и свободном выезде из страны своих единомышленников, а также демонстрация несогласия или осуждения тех или иных политических оппонентов. В связи с этим особое значение приобретает принцип недопустимости политических уступок террористам, закрепленный в ст. 2 ФЗ «О противодействии терроризму».

Но, несмотря на два этих плюса главный минус все-таки заключается в том, что в ст. 7 ФЗ от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» не определены границы применения оружия и боевой техники ВС РФ. Допустим воздушное судно не реагирует на радиокоманды наземных пунктов управления прекратить нарушение правил использования воздушного пространства Российской Федерации и (или) на радиокоманды и визуальные сигналы поднятых на его перехват летательных аппаратов ВС РФ либо отказывается подчиниться радиокомандам и визуальным сигналам без объяснения причин, а также исчерпаны все обусловленные сложившимися обстоятельствами меры, необходимые для его посадки, и существует реальная опасность гибели людей либо наступления экологической катастрофы – это повод уничтожения воздушного судна? В этой связи мы считаем эту норму аморальной и противоречащей принципу, закрепленному в ст. 20 Конституции РФ, согласно которому: «каждый имеет право на жизнь»[1,ст.20]. Так почему это право нарушается у людей, находящихся на борту воздушного судна, которое намереваются сбить? В этом и есть противоречие закона и здравого смысла.

Нормативно-правовыми актами специализированного характера в качестве правовых международных мер по борьбе с терроризмом являются, прежде всего, такие «воздушные» конвенции, как:

  1. Конвенция о преступлениях и некоторых других актах, совершаемых на борту воздушных судов (1963 г.):

«Плюсы»: четко определена юрисдикция договаривающихся государств, права и обязанности государств, полномочия командира воздушного судна.

«Минусы»: нет указания на то, что является необоснованной задержкой воздушного судна, пассажиров, экипажа или груза.

  1. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.) [4,с.10]:

«Плюсы»: есть ясное и точное определение того, что будет являться преступлением с воздушным судном, а, следовательно, какие действия будут иметь террористический характер.

  1. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (1971 г.):

«Плюсы»: определение преступления с воздушным судном, которое было дано в Конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (1970г.) здесь имеет более развернутый вариант и учитывает все возможные случаи.

«Минусы»: Конвенция не применяется к воздушным судам, занятым на военной, таможенной и полицейской службах.

Таким образом, дав анализ и отечественному законодательству и международному, можно сделать вывод: пробелы имеются как в отечественном законодательстве, так и в международных актах. Антитеррористическое законодательство, созданное в последние годы, нуждается в дальнейшем совершенствовании. Международные действия против терроризма могут быть эффективными, если они пользуются максимальной поддержкой государств на основе тесного сотрудничества на глобальном, региональном и двустороннем уровнях. Наиболее эффективным способом борьбы с политическим терроризмом является использование международных и государственных правовых институтов. Существующие международные договоры по борьбе с политическим терроризмом являются основой международного сотрудничества по его противодействию. Борьба против воздушного терроризма будет иметь эффективный характер только тогда, когда будут скорректированы проблемы во всех нормативно-правовых, актах, которые мы указали выше.


Литература:

  1. Конституция Российской Федерации (с изм. от 30 декабря 2008 года)// Российская газета. - 2009.- №4831

  2. Уголовный Кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (с изм. от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ) // Собрание законодательства Российской Федерации.- 1996.- №25

  3. Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. от 8 ноября 2011 г. N 309-ФЗ) // Российская газета. - 2006.- №4014

  4. Афанасьев Н. Н. Международно-правовая база борьбы с терроризмом./Н. Н. Афанасьев//Закон и право. -2001. - № 4. - С. 8 – 13


Основные термины (генерируются автоматически): воздушного судна, воздушного судна, «О противодействии терроризму», ФЗ «О противодействии, захвате воздушного судна, «О противодействии терроризму», воздушного терроризма, 35-ФЗ «О противодействии, угоне воздушного судна, Российской Федерации, захвате воздушного судна, правового регулирования, угона воздушного, взрыв воздушного судна, пространство воздушного судна, угона воздушного судна, борту воздушного судна, воздушного транспорта, возникновения воздушного терроризма, уничтожения воздушного судна.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос