Темперамент служебных собак и его особенности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Прочее

Опубликовано в Молодой учёный №44 (439) ноябрь 2022 г.

Дата публикации: 02.11.2022

Статья просмотрена: 569 раз

Библиографическое описание:

Дрозда, Т. А. Темперамент служебных собак и его особенности / Т. А. Дрозда. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 44 (439). — С. 391-394. — URL: https://moluch.ru/archive/439/95936/ (дата обращения: 17.12.2024).



Данная статья посвящена вопросу темперамента и его особенностей у служебных собак. Тема темперамента служебных животных не теряет своей актуальности и по сей день, изучение данного вопроса дает возможность подойти к более качественному подбору рабочего поголовья служебных собак для работы по различным направлениям в органах внутренних дел.

Ключевые слова: темперамент, собака, агрессия, злобность, недоверчивость, робость, генетическая нестабильность нервной системы.

Определение темперамента и контроль за ним начинается с рождения щенка и длится до его полного созревания. Мы можем оценить его, когда собака полностью сформируется, только тогда мы сможем окончательно судить о собаке в целом. Наши наблюдения за развивающимся щенком — это всего лишь определение того потенциала, который в нем заложен и который может не реализоваться у взрослой собаки, что в свою очередь не позволяет нам прийти к окончательному выводу.

Что такое темперамент? Среди собаковладельцев существует огромное множество кинологических концептов, обычно неверно интерпретируемых и не для каждого понятных, и «темперамент» не исключение. В словаре Уэбстера есть такое понятие — «темперамент, как взаимосвязь психологических воздействий, выявляющихся в индивидуальном поведении и мышлении». Основополагающей сентенцией служит «совокупность психологических свойств», иными словами, взаимосвязанных элементов поведения, обособление которых и формирует темперамент. При выборе щенка для нас должно представлять интерес не само поведение собаки, а черты проявления её психологических и умственных особенностей, благодаря которым порода считается уникальной в своем роде.

Давайте рассмотрим следующее истолкование концепта «темперамент», данное в том же словаре Уэбстера: «темперамент породы — это взаимосвязь психологических свойств, реализующихся только в ней и отзывающихся ее предназначению». Иначе говоря — это ее индивидуальный тип поведения. В темпераменте собаки заключаются следующие объединения:

Нрав — неотъемлемая часть психотипа, вернее взаимоотношение собаки и человека. К нему можно приравнять трусливость, враждебность, подозрительность, доброжелательность, отстранённость и т. д.

Характер — универсальная особенность породы, ее «марка», как, скажем, усердие бульдога, непосредственность кокер-спаниеля, заносчивость афгана и т. п. Это господствующие психологические характерности или взаимосвязь психологических и физических свойств, отождествляющиеся с данной породой. Уникальность (сущность) — это поведение определённой собаки, реализующееся в тонкостях ее мировоззрения, физической деятельности и в отношении к чему-либо. Взаимная коммуникативная реакция и делает ее уникальной, одной-единственной в своем роде. Две собаки одной и той же породы могут иметь идентичный темперамент (нередко так оно и есть), но в каждой из них прячется индивидуальность. Многие стандарты разнообразных служебных пород собак, как правило, должны отвечать следующим критериям: «энергичность, настороженность, решительность, недоверчивость, бесстрашие, преданность и послушание», без каких-либо признаков робости или излишней, неадекватной злобности. Давайте подробнее их рассмотрим:

1) энергичность — под ней понимается ранг активности собаки (от среднего до сверхвысокого), ленивая она или летаргичная (заторможенная);

2) настороженность — это отношение собаки к окружению (безразличие или, наоборот, повышенный энтузиазм) ее «взгляд» на новые события;

3) напористость — насколько у собаки отражено стремление добиться своего, идет ли она к цели упорно или запросто сдается;

4) подозрительность — возможность собаки привлекать для охраны те или другие, а вероятно, и все свои ощущения, включая чутье, осязание и слух; стремительно распознавать мельчайшие ухудшения вокруг себя;

5) бесстрашие — реакция собаки на новую или неизвестную для нее обстановку (враждебность, недоумение или страх), то есть возникновение у собаки собственного «я»;

6) верность — достаточно ли собака привязана к вам, верит и уважает, сможет ли бросить вас ради другого человека, если тот ее подзовет, или она несомненно примкнула к «вашей стае»;

7) послушание — достигается путем продолжительных тренировок, но в конкретном прецеденте речь идет о возможности собаки к обучению, иначе говоря, о том, достаточно ли легко она уясняет новый навык и импонирует ли ей сам процесс дрессировки.

Идеальная служебная собака должна обладать всеми этими качествами, однако, чтобы иметь рабочего компаньона или собаку-телохранителя, животному необходимо иметь не только эти качества, но и перечень последующих:

1) относительная самостоятельность — собака, применяемая для обороны, не может быть психически или душевно зависимой, она должна смело работать самостоятельно, временами вдали от кинолога; разумеется, если собака будет совершенно независимой, она станет бесконтрольной на подобии упрямого или глупого животного, а нам это абсолютно не нужно;

2) драчливость — это больше чем бесстрашие, собака не должна избегать или уходить от драки и яростно вступать в бой, если ее к этому вынудят; бесстрашная собака никого не боится, и она должна сражаться до конца, даже если у нее будет возможность слинять. Из всего вышеизложенного получается темперамент идеальной рабочей собаки, кроме того, что собака не должна быть ни робкой, ни злобной. Злобность — это неспровоцированная агрессия. Собака, жаждущая цапнуть без повода, характеризуется злобной. Что же такое агрессия, и какие ее виды существуют:

а) агрессия — это регулирующее поведение, применяемое собакой для упразднения досаждающих раздражителей из ее непосредственного окружения;

б) агрессия — это многофункциональное поведение для саморегулирования всевозможных трудностей и недопонимания в обыденной жизни собаки.

Из агрессивного поведения нельзя исключать и сам темперамент животного. Темперамент зависит от породы, породной принадлежности собаки, ее предназначения, условий содержания, воспитания и выращивания. Также у служебных собак просто обязана отсутствовать робость. Под робостью понимаются такие ситуации, когда собака увёртывается от подхода или прикосновения других людей, шарахается от них, страшится, когда к ней приближаются сзади, паникует от внезапных и странных звуков, а под злобностью — когда собака набрасывается, или пытается напасть на иного человека или даже на своего хозяина.

Как такое может случиться? Объяснение требует трактования робости, как проявления нарушения поведения. Что это? Чем спровоцировано? Как воздействует на собаку? И что в таком случае может сделать кинолог?

Если разбираться шире, робость — это поведение тотального избегания, характеризующееся в страхе или стремлении удрать от любой необычной ситуации «внезапного видоизменения в окружающей обстановке». Это может быть нечаянное телодвижение стоящего поблизости человека, взмах полотенца, появление сзади или спереди чужого человека, выхлоп автотранспорта, внезапно выскочивший из дома ребенок и т. п. Классической реакцией робкой собаки будет стремительный рывок в сторону, отскок на безопасное расстояние, чтобы напугавший ее раздражитель очутился вне границы досягаемости.

Первые признаки порождения робости можно заметить уже в очень раннем возрасте щенка, чаще всего это шесть — восемь недель. Это генетическое нарушение, выражающееся в нестабильности нервной системы. Вызывающие ее генетические факторы неизвестны. Робкий щенок может родиться в психически полноценном помете от совершенно нормальных и здоровых родителей. В этом случае вы никак не сумеете воздействовать на его поведение и как-то исправить его. Такой щенок не поддается дрессировке, и из него не получится настоящей служебной, рабочей собаки. Поэтому такие щенки должны подлежать выбраковке.

Ещё один тип робости объясняется влиянием окружающей среды на щенка в возрасте от семи до четырнадцати недель:

1) в жизни щенков имеются два критических периода социализации: семь — двенадцать недель и двенадцать — шестнадцать недель, при которых они нуждаются в человеческом общении и взаимодействии. При отсутствии первого, но прохождении второго этапа щенок, в крайнем случае, может привыкнуть лишь к своему владельцу, но не более того;

2) при прохождении второго этапа «установления дисциплины и главенства со стороны человека» щенки будут добродушными, но наименее дрессируемыми;

3) при отсутствии надлежащего общения и внимания со стороны человека, в оба эти периода щенки будут бояться всех людей, включая и своего хозяина.

К большому сожалению, если робость служебной собаки связана с пунктами один и/или три, то ее практически невозможно устранить, а пункт три абсолютно не поддается коррекции. Собаку, чья робость объясняется пунктом один, еще можно как-то контролировать, но сделать ее по-настоящему счастливой возможно, лишь в одном случае — поселить вместе с кинологом на необитаемом острове. Что касается пункта номер два, то он вполне приемлем, если вам требуется глупая, необучаемая, неуправляемая собака, с отсутствием послушания и дисциплины.

Кроме того, у собак существует травматическая робость, связанная с психологической или физически перенесенной травмой. Все это сказывается на психике животного, но этот тип робости устраним.

Пути устранения вышеперечисленных типов робости

Генетическая нестабильность нервной системы: щенки с генетическими, неврологическими нарушениями, выявляющимися в гиперчувствительности ко всем раздражителям и ответной реакции их избегания, подлежат выбраковке.

Недоверчивость — такую собаку можно научить оборонять свою территорию и нейтрально относится к сторонним раздражителям, но она никогда не будет коммуникабельной, так как свойственной чертой такой собаки является почти маниакальная привязанность по отношению к своему кинологу, она послушна и дрессируема. Обучение ее таким навыкам, как послушание не представляет особых сложностей. Если это ваша собака, не позволяйте посторонним подходить и сразу касаться ее. Попросите их выждать время, пока собака сама не подойдет к ним, и только после этого осторожными и плавными движениями они могут ее огладить. Признав чужого человека и сдружившись с ним, собака всегда будет относиться к нему приветливо и безмятежно. Он больше не будет для нее чужим.

Отсутствие первичной социализации это вполне нормальная собака во всех отношениях, но сконфуженно чувствующая себя с людьми, потому как не была воспитана общению с ними. Вероятно, она будет приветливой и ощущать себя рядом с другой собакой более раскованной. Наличие второй собаки, более общительной может повлиять на ее отношение к посторонним, первая собака может подойти к пришедшему гостю и по истечению времени даже сдружиться с ним. Успех в переобучении таких собак обусловливается тем, насколько рано оно начато: в четырехмесячном возрасте, скорее всего, это удастся. Огромную помощь может оказать ей пример второй, дружелюбной, смелой и раскрепощенной собаки, когда такой собаки нет, не отчаивайтесь. Если ваша собака изо дня в день будет находиться в кругу людей, которые будут ее попросту не замечать и не проявлять никакого интереса — это значительно улучшит ситуацию. Дома, на работе, на улице, в поездках собака должна быть окутана дружелюбно настроенными людьми и как можно больше контактировать со своим владельцем. Уделите особое внимание дрессировке по послушанию, сопровождая бесконечными похвалами и поощрениями при каждом правильно выполненном приеме, чтобы закрепить у собаки уверенность в себе.

Травма. Лучший способ справиться с робостью, вызванной травмой — это воспроизвести ситуацию, вызвавшую психический срыв, но с положительной концовкой, дабы сформировать у собаки приятные эмоции. Именно вы должны стать генератором лучших идей, как этого добиться. Повторяйте эти действия до тех пор, пока негативные эмоции не уступят место позитивным и не сотрутся из памяти собаки. И прежде всего вам стоит набраться терпения.

Вывод. На поведение собаки оказывают влияние не только наследственность, но и воздействие окружающей среды, роль которых немаловажна. Независимо от этого, тестирование и мониторинг надлежащего темперамента у собак, имеет весомую актуальность, как для заводчиков, так и для дрессировщиков. Это позволит отличить врожденные нарушения поведения от приобретенных и сделать более точный анализ действий конкретной собаки.

Литература:

  1. Джоанна Уокер. Доберман-Пинчер. Переводчик: А. Савинов. Жанр: Кинологическая литература. Издательство: Центрполиграф, 2002.
  2. Гук В. А. Основы служебной кинологии: учебное пособие / В. А. Гук, А. А. Катриченко. — Уфа, 2008.
  3. Мазовер А. П., Крушинский Л. В., Израилевич И. Е. и др. Служебная собака. Можайск: изд. ВАП, 1994.
  4. Арасланов Ф. С. и др. Дрессировка служебных собак. Алма-Ата: Кайнар, 1987.
  5. Семеченко С. В., Дегтярь А. С. Служебное собаководство СПб: Издательство «Лань», 2018.
  6. Никольская А. В. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак / А. В. Никольская. — М.: ООО «Аквариум-Принт», 2008.
Основные термины (генерируются автоматически): собака, нервная система, робость, темперамент, ваша собака, возможность собаки, генетическая нестабильность, окружающая среда, тип робости, чужой человек.


Ключевые слова

темперамент, агрессия, робость, собака, злобность, недоверчивость, генетическая нестабильность нервной системы

Похожие статьи

Особенности совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем профессиональной деятельности

Данная статья посвящена исследованию особенностей совладающего поведения сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности. Полученные экспериментальным путем данные могут быть использованы для организации профил...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Особенности стрессов сотрудников в организациях с определенным типом корпоративной культуры

В работе рассматриваются подходы к понятию корпоративной культуры в психологии. Изучается понятие стресса у сотрудников в организациях. А также особенности стрессов сотрудников в организациях с определенным типом корпоративной культуры.

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Похожие статьи

Особенности совладающего поведения у сотрудников правоохранительных органов с разным стажем профессиональной деятельности

Данная статья посвящена исследованию особенностей совладающего поведения сотрудников правоохранительных органов с различным стажем профессиональной деятельности. Полученные экспериментальным путем данные могут быть использованы для организации профил...

Исследование особенностей эмоциональных состояний школьников и студентов

В данной статье рассматриваются особенности эмоциональных состояний школьников и студентов, дается классификация эмоциональных состояний и роли эмоций в жизни человека. В статье опубликованы результаты исследования, проведенные среди старшеклассников...

Исследование самооценки в зависимости от гендерных особенностей у младших подростков

В статье рассматривается проявление гендерных особенностей самооценки у младших подростков. Описывается важность изучения темы для дальнейшей эффективной работы педагога-психолога с детьми младшего подросткового возраста, для облегчения адаптационног...

Проблема исследования раннего развития детей

Данная статья посвящена теме раскрытия и изучения одной из актуальных проблем современных родителей. Это раннее развитие детей. Статья раскрывает особенности различий между развитием и обучением, а также раскрывает позитивные и негативные стороны уси...

Педагогические условия патриотического воспитания младшего школьника

В данной статье рассматривается проблема патриотического воспитания младших школьников, анализируются теоретические основы данного процесса и проводится опытно-экспериментальная работа по его реализации. Исследование включает в себя первичную диагнос...

Тревожность младших школьников в учебном процессе

Статья посвящена особенностям тревожности младших школьников. Осуществлен теоретический анализ проблемы тревожности учащихся начальной школы. Проанализированы различные подходы к определению сущности таких понятий, как тревожность, страх младших школ...

Влияние стресса на профессиональное здоровье военнослужащих: актуальные вопросы теории

В статье анализируются понятие стресса и его влияния на человека, рассматриваются понятие и структура профессионального здоровья в общетеоретическом понимании. Отмечаются виды прохождения военной службы, особенности влияния стресса на военнослужащих ...

Особенности стрессов сотрудников в организациях с определенным типом корпоративной культуры

В работе рассматриваются подходы к понятию корпоративной культуры в психологии. Изучается понятие стресса у сотрудников в организациях. А также особенности стрессов сотрудников в организациях с определенным типом корпоративной культуры.

Проявление уровня тревожности в подростковом возрасте в зависимости от типа темперамента

В статье рассматриваются такие понятия как тревожность, темперамент. Дается краткое пояснение типов темперамента и их проявления. Представлена краткая характеристика основных понятий, связанных с проблематикой тревоги. Показано, каким образом влияют ...

К проблеме агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста

В статье раскрыта актуальность, названы некоторые методы и методики исследования агрессивного поведения детей старшего дошкольного возраста, обсуждены его результаты.

Задать вопрос