Обзор и анализ тенденций развития теорий горя за рубежом | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 829 раз

Библиографическое описание:

Чувичкина, Н. В. Обзор и анализ тенденций развития теорий горя за рубежом / Н. В. Чувичкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 287-289. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95844/ (дата обращения: 15.11.2024).



Горе — это нормальная, хоть и болезненная, реакция на потерю. Большинство людей переживших утрату находят в себе силы вернуться к обычной жизни, но часть людей испытывает трудности с адаптацией, чаще всего их переживания являются интенсивными, длительными и истощающими. Такие люди часто испытывают потребность в психологическом сопровождении. В статье дан обзор существующих зарубежных теорий горя. Задачей является создание методических ориентиров, которые можно использовать для оценки протекания горевания и планирования интервенций в консультативном процессе.

Ключевые слова : утрата, теории горя, переживание горя, психологическое консультирование, задачи горя, стили и стадии горевания.

Смерть и переживание потери близкого человека всегда были актуальны для человечества, каждый человек имеет опыт горевания, но начало научного исследование горевания связывают с именем Зигмунда Фрейда и его работой «Печаль и меланхолия», вышедшей в 1917 году. Фрейд считал горе особенным психическим состоянием, отличным от депрессии и ввел понятие «работа горя», которое состоит в постепенном освобождении «Я» от поглощенности утраченным объектом любви. Суть переживания он находил в высвобождении либидо из утраченного объекта через душевную боль, и возможности перенести энергию либидо на новый объект и выстроить новую жизнь [7].

Э. Линдеманн в работе «Клиника острого горя» (1944) не противоречил Фрейду и трактовал работу горя как выход из зависимости от умершего с последующей адаптацией к внешнему миру, в котором больше нет объекта зависимости и создание новых отношений [4]. Он изучал реакции людей в состоянии переживания потери, в котором острое горе воспринималось как определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, описал симптомы нормального горя.

Он первым выделил и охарактеризовал стадии проживания утраты: шок, протест и тоска, дезорганизация и страдание, отделение и организация.

В дальнейших теориях проживания утраты выделение стадий занимает центральное место. В зарубежных источниках выделяли и описывали стадии: Дж. Боулби [8], Колин Паркс, Элизабет Кюблер-Росс, Дж. Поллок (1961), Дж. Тэйтелбаум (1980), В. Волкан (1981), Горовитц (1986), Шпигель (1978), Э. Пренд (1997), Б. Дейтс (2000), Крайтэк (2002) и др.

В общих чертах можно выделить основные стадии, упоминаемые большинством авторов:

  1. Шок — состояние оглушенности, эмоции «заморожены».
  2. Поиск/отрицание — ощущение присутствия умершего, отрицание утраты.
  3. Протест/гнев/вина — злость и вина, направленная на себя и других, протест против смерти.
  4. Острое горе — отчаяние, страдание, депрессия, дезорганизация, душевная боль, потеря смысла жизни.
  5. Принятие/адаптация — жизнь постепенно входит в свою колею, находятся новые смыслы и цели.

Т. A. Rando кроме фаз: избегание, отстраненность, конфронтация, принятие и восстановление, сформулировала «шесть процессов траура», которые необходимо выполнять на протяжении всех фаз скорби: осознайте потерю, реагируйте на разлуку, вспомните и заново переживите, откажитесь от старых привязанностей, приспосабливайтесь, реинвестируйте. [10].

Уильям Уорден сформулировал четыре задачи горя:

Первая задача — принять реальность и значимость потери.

Вторая задача — справиться с болью, что означает проработку целого ряда различных эмоций.

Третья задача — приспособиться к среде, в которой больше нет умершего, сформировать новую идентичность, переформулировать мир своих представлений.

Суть четвертой задачи — найти подходящую эмоциональную связь с человеком, который умер, позволяя нам продолжать жить [3].

В современных зарубежных теориях о переживании горя, все чаще встречается точка зрения, предполагающая, что горе проживается индивидуально. Многие авторы выделяют и описывают факторы, от которых зависит индивидуальный способ реагирования на потерю, это личностные особенности, культура, жизненный опыт, личный опыт скорби, которые будут влиять на стиль, время и глубину переживания.

Другие зарубежные авторы, такие как J. H. Lord, D. G. Myers, S. Roos, H. I. Smith, C. Staudacher, S. J. Zeitlin. Не фокусируясь на фазах и стадиях рассматривают как отличается переживание траура при различных объектах потери: ребенка, любимого человека (супруга), родителя, друга, брата или сестры, домашнего животного и суицид [2].

Терри Мартин (T. L. Martin) и Кеннет Дока (K. J. Doka) ввели понятие «индивидуального стиля горевания» В определении этих стилей ведущую роль играют когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии используемые в проживании потери. Они выделили 3 стиля:

Интуитивный стиль — аффективный способ переживания горя. Чаще используется женщинами. Скорбящий часто выражает бурно свои эмоции, остро переживает утрату, ищет социальной поддержки, желает разделить утрату с близкими.

Инструментальный стиль : когнитивно-поведенческий способ переживания горя. Чаще используется мужчинами. Человек переживающий утрату не показывает другим свои эмоции, контролирует проявления своих чувств. Ему проще совладать с горем выполняя какие-либо действия, заботясь о других или погружаясь в работу.

Смешанный стиль : содержит в себе проявления предыдущих стилей.

Если скорбящий выбирает не подходящую ему модель скорби, которая не согласуется с его собственным чувством идентичности, то можно говорить о сложном горе, а реакции на утрату определяются как диссонирующие [39].

«Двухканальная модель тяжелой утраты» Саймона Рубина (1981 г.).

Эта модель изучает проживание процесса утраты в долгосрочной перспективе, исследуя скорость и качество приспособления к потере. Рубин выделил 2 трека (направления), в которых происходит работа скорби.

Первый трек описывает биопсихосоциальное проживание горя. Здесь исследуются чувства и эмоции, психологические и соматические реакции, способность справиться с тяжелой жизненной ситуацией, межличностные отношения, возможность выполнять повседневные обязанности.

Второй трек рассматривает отношения между горюющим и умершим. Прохождение этого этапа оценивается качеством транформации отношений с умершим [5].

Модель преодоления трудностей с двойным процессом (DPM) Маргарет Стребе и Хенке Шута, определяет два типа стрессоров, ориентированных на утрату и восстановление. Она предполагает, что адаптивное совладание состоит из конфронтации — избегания потерь и стрессоров восстановления, то есть необходимость дозирования скорби. DPM утверждает, что «избегать, отрицать или подавлять» определенные аспекты горя — это не только нормально, но и здоровая и важная часть горя.

Ориентация на потери . В этом процессе человек встречается с сильной тоской, раздражительностью, отчаянием, тревогой, виной и депрессией. Люди, связанные с умершим, должны замечать и приспосабливаться к различным изменениям в жизни, которые несет утрата.

Ориентация на восстановление . предполагает сосредоточение внимания на новых ролях и повседневных обязанностях. Здесь происходит принятие горя, смена картины будущего, которая стала не актуальной после утраты близкого человека, появляются новые смыслы, трансформируются отношения с ушедшим из внешних на внутренние.

Люди переключаются между этими процессами, когда они горюют [6].

Четыре траектории горя Бонанно (2002 г.)

Бонанно утверждает, что сопротивляемость и устойчивость является естественной реакцией на воздействие травматических событий. Поскольку выражение скорби может проявляться по-разному, в том числе нелогично, отсутствие симптомов горя или травмы — это нормальный результат. По данным Bonano лишь 16 % скорбящих проходит через процесс патологического горевания. Он описал четыре наиболее распространенные траектории горя или возможной травмы.

Устойчивость : способность человека поддерживать относительно стабильное психологическое и физическое функционирование, а также генерировать переживания и положительные эмоции.

Восстановление : Даже если состояние отклоняется от нормального, то продолжается оно ограниченное времени, а затем постепенно возвращается к привычному уровню каким оно было до травматической ситуации.

Хроническая дисфункция : переживание горя, сложности в психической и физической сфере, отсутствие адаптации продолжаются длительное время.

Отсроченное горе : с течением времени симптомы скорби не уменьшаются, а прогрессируют [1].

Заключение

В ранних теориях прослеживается идея западной медицинской модели, ориентированной на выявление нормы и патологии, затем формируются новые взгляды, которые постепенно переориентируются на индивидуальный опыт переживания потери, что ближе к психологической модели, когда реакция воспринимается не патологической, но влияющей на функционирование и качество жизни горюющего.

Для специалистов, работающих с темой утрат, важно видеть картину горевания с разных сторон, находить персонифицированный подход к каждому клиенту, в этом может помочь разнообразие взглядов, существующих в настоящее время.

Литература:

  1. Бонанно, Джордж А. «Потеря, травма и человеческая жизнестойкость: недооценили ли мы способность человека к процветанию после крайне неблагоприятных событий?». Американский психолог. 59 (1): 20–8. Дои:10.1037 / 0003–066X.59.1.20. PMID 14736317. 2004 г.
  2. Бурина Е. А. Основные подходы к изучению утраты / Интерактивная наука, Чебоксары, 2016. № 6. С. 54–56.
  3. Ворден Вильям. Консультирование и терапия горя. Пособие для специалистов в области психического здоровья. — М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020.- 330 с.
  4. Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993, с. 224–232.
  5. Рубин, Саймон Шимшон (1999). «Двухканальная модель тяжелой утраты: обзор, ретроспектива и перспектива». Исследования смерти. 23 (8): 681–714. CiteSeerX 10.1.1.462.2673. DOI: 10.1080 / 074811899200731. PMID 10848088
  6. Стробе, Маргарет, Шут, Хенк (1999). «Модель двойного процесса преодоления тяжелой утраты: обоснование и описание». Исследования смерти. 23 (3): 197–224. DOI: 10.1080 / 074811899201046. PMID10848151.
  7. Фрейд, 3. Печаль и меланхолия / пер. с англ. / 3. Фрейд // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 203–211.
  8. Bowlby, J. Processes of mourning. International Journal of Psychoanalysis, 42, 1961, p. 317–339.
  9. Grieving Beyond Gender: Understanding the Ways Men and Women Mourn, by K. J. Doka & T. L. Martin. New York, NY: Routledge, 2010, 258 p.
  10. Rando T. A. Treatment of Complicated Mourning. Research Press, 1993–751 p.
Основные термины (генерируются автоматически): DPM, переживание горя, утрата, близкий человек, гора, душевная боль, задача, задача горя, потеря, стиль.


Ключевые слова

психологическое консультирование, утрата, теории горя, переживание горя, задачи горя, стили и стадии горевания

Похожие статьи

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Формирование компонента самостоятельного обучения для курса английского языка

Английский язык играет важную роль во всем мире, что делает важным изучение английского языка для участия и общения в нашем глобализированном веке. Адекватные навыки владения иностранным языком важны для повседневной жизни и могут даже повысить произ...

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя

Появление ребенка с ОВЗ становится крайне интенсивным опытом для семьи. Горе является естественной и здоровой реакцией человека, но родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничение ребенка, и им может понадобиться терапевтическая помощь. ...

Интерес как психологический фактор успешного владения русским языком в иранской аудитории

Обучение всем предметам и можно сказать вообще обучение — многоаспектная деятельность, в процее которого преподаватель сталкивается с многими проблемами. Когда речь идет об обучении иностранных языков проблемы повышеются поскольку роль преподавателя ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Похожие статьи

Профилактика буллинга

Данная работа посвящена изучению проблемы буллинга и предоставления способов предотвращения этого явления в школе или иных учреждений. Целевая аудитория: родители, дети, педагоги, и те, кому пришлось столкнуть с проблемой буллинга и издевательствами ...

Арт-терапия как способ формирования отдельных компонентов психологического здоровья (на примере голосовой терапии)

Арт-терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами и педагогами. Методы арт-терапии универсальны и могут быть адаптированы к различным задачам: от решения проблем социальной и психологиче...

Особенности копинг-поведения в подростковом возрасте

Социально-экономические трансформации, происходящие в российском обществе, обостряют проблему адаптации к условиям личностно-средового взаимодействия, в том числе и для подростков. Для преодоления создавшихся трудностей подросткам необходимо задейств...

Психосоматика у подростков: современные методы работы с психосоматическими расстройствами

В статье рассматривается проблема психосоматики и ее влияние на адаптацию личности к окружающему миру. Значительное внимание уделено проблеме психосоматических расстройств у подростков, поскольку в этом возрасте они встречаются особенно часто. Целью ...

Теоретические основы проблемы адаптации учащихся в средней школе

Адаптация учащихся в средней школе является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Каждый год тысячи детей переходят из начальной школы в новую, более сложную и требующую большей самостоятельности и ответственности среду обуче...

Дискурсивные стратегии и практики в социальной рекламе здоровья и здорового образа жизни (на материале рекламных кампаний в США)

В информационную эпоху социальная реклама повсеместно используется в качестве вспомогательного инструмента для решения общественных проблем — обладая потенциалом широкого охвата масс, она имеет возможность изменить взгляды людей на тот или иной вопро...

Формирование компонента самостоятельного обучения для курса английского языка

Английский язык играет важную роль во всем мире, что делает важным изучение английского языка для участия и общения в нашем глобализированном веке. Адекватные навыки владения иностранным языком важны для повседневной жизни и могут даже повысить произ...

Особенности процесса психотерапии семей с детьми, имеющими особенности развития, в контексте работы горя

Появление ребенка с ОВЗ становится крайне интенсивным опытом для семьи. Горе является естественной и здоровой реакцией человека, но родители иногда реагируют слишком неадекватно на ограничение ребенка, и им может понадобиться терапевтическая помощь. ...

Интерес как психологический фактор успешного владения русским языком в иранской аудитории

Обучение всем предметам и можно сказать вообще обучение — многоаспектная деятельность, в процее которого преподаватель сталкивается с многими проблемами. Когда речь идет об обучении иностранных языков проблемы повышеются поскольку роль преподавателя ...

Игротерапия в работе с тревожными детьми с ОВЗ

Данная статья рассматривает применение игровой терапии в работе с тревожными детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Авторы обосновывают необходимость использования игровых методик в психологической работе с данными детьми, так как игра ...

Задать вопрос