Горе — это нормальная, хоть и болезненная, реакция на потерю. Большинство людей переживших утрату находят в себе силы вернуться к обычной жизни, но часть людей испытывает трудности с адаптацией, чаще всего их переживания являются интенсивными, длительными и истощающими. Такие люди часто испытывают потребность в психологическом сопровождении. В статье дан обзор существующих зарубежных теорий горя. Задачей является создание методических ориентиров, которые можно использовать для оценки протекания горевания и планирования интервенций в консультативном процессе.
Ключевые слова : утрата, теории горя, переживание горя, психологическое консультирование, задачи горя, стили и стадии горевания.
Смерть и переживание потери близкого человека всегда были актуальны для человечества, каждый человек имеет опыт горевания, но начало научного исследование горевания связывают с именем Зигмунда Фрейда и его работой «Печаль и меланхолия», вышедшей в 1917 году. Фрейд считал горе особенным психическим состоянием, отличным от депрессии и ввел понятие «работа горя», которое состоит в постепенном освобождении «Я» от поглощенности утраченным объектом любви. Суть переживания он находил в высвобождении либидо из утраченного объекта через душевную боль, и возможности перенести энергию либидо на новый объект и выстроить новую жизнь [7].
Э. Линдеманн в работе «Клиника острого горя» (1944) не противоречил Фрейду и трактовал работу горя как выход из зависимости от умершего с последующей адаптацией к внешнему миру, в котором больше нет объекта зависимости и создание новых отношений [4]. Он изучал реакции людей в состоянии переживания потери, в котором острое горе воспринималось как определенный синдром с психологической и соматической симптоматикой, описал симптомы нормального горя.
Он первым выделил и охарактеризовал стадии проживания утраты: шок, протест и тоска, дезорганизация и страдание, отделение и организация.
В дальнейших теориях проживания утраты выделение стадий занимает центральное место. В зарубежных источниках выделяли и описывали стадии: Дж. Боулби [8], Колин Паркс, Элизабет Кюблер-Росс, Дж. Поллок (1961), Дж. Тэйтелбаум (1980), В. Волкан (1981), Горовитц (1986), Шпигель (1978), Э. Пренд (1997), Б. Дейтс (2000), Крайтэк (2002) и др.
В общих чертах можно выделить основные стадии, упоминаемые большинством авторов:
- Шок — состояние оглушенности, эмоции «заморожены».
- Поиск/отрицание — ощущение присутствия умершего, отрицание утраты.
- Протест/гнев/вина — злость и вина, направленная на себя и других, протест против смерти.
- Острое горе — отчаяние, страдание, депрессия, дезорганизация, душевная боль, потеря смысла жизни.
- Принятие/адаптация — жизнь постепенно входит в свою колею, находятся новые смыслы и цели.
Т. A. Rando кроме фаз: избегание, отстраненность, конфронтация, принятие и восстановление, сформулировала «шесть процессов траура», которые необходимо выполнять на протяжении всех фаз скорби: осознайте потерю, реагируйте на разлуку, вспомните и заново переживите, откажитесь от старых привязанностей, приспосабливайтесь, реинвестируйте. [10].
Уильям Уорден сформулировал четыре задачи горя:
Первая задача — принять реальность и значимость потери.
Вторая задача — справиться с болью, что означает проработку целого ряда различных эмоций.
Третья задача — приспособиться к среде, в которой больше нет умершего, сформировать новую идентичность, переформулировать мир своих представлений.
Суть четвертой задачи — найти подходящую эмоциональную связь с человеком, который умер, позволяя нам продолжать жить [3].
В современных зарубежных теориях о переживании горя, все чаще встречается точка зрения, предполагающая, что горе проживается индивидуально. Многие авторы выделяют и описывают факторы, от которых зависит индивидуальный способ реагирования на потерю, это личностные особенности, культура, жизненный опыт, личный опыт скорби, которые будут влиять на стиль, время и глубину переживания.
Другие зарубежные авторы, такие как J. H. Lord, D. G. Myers, S. Roos, H. I. Smith, C. Staudacher, S. J. Zeitlin. Не фокусируясь на фазах и стадиях рассматривают как отличается переживание траура при различных объектах потери: ребенка, любимого человека (супруга), родителя, друга, брата или сестры, домашнего животного и суицид [2].
Терри Мартин (T. L. Martin) и Кеннет Дока (K. J. Doka) ввели понятие «индивидуального стиля горевания» В определении этих стилей ведущую роль играют когнитивные, поведенческие и эмоциональные стратегии используемые в проживании потери. Они выделили 3 стиля:
Интуитивный стиль — аффективный способ переживания горя. Чаще используется женщинами. Скорбящий часто выражает бурно свои эмоции, остро переживает утрату, ищет социальной поддержки, желает разделить утрату с близкими.
Инструментальный стиль : когнитивно-поведенческий способ переживания горя. Чаще используется мужчинами. Человек переживающий утрату не показывает другим свои эмоции, контролирует проявления своих чувств. Ему проще совладать с горем выполняя какие-либо действия, заботясь о других или погружаясь в работу.
Смешанный стиль : содержит в себе проявления предыдущих стилей.
Если скорбящий выбирает не подходящую ему модель скорби, которая не согласуется с его собственным чувством идентичности, то можно говорить о сложном горе, а реакции на утрату определяются как диссонирующие [39].
«Двухканальная модель тяжелой утраты» Саймона Рубина (1981 г.).
Эта модель изучает проживание процесса утраты в долгосрочной перспективе, исследуя скорость и качество приспособления к потере. Рубин выделил 2 трека (направления), в которых происходит работа скорби.
Первый трек описывает биопсихосоциальное проживание горя. Здесь исследуются чувства и эмоции, психологические и соматические реакции, способность справиться с тяжелой жизненной ситуацией, межличностные отношения, возможность выполнять повседневные обязанности.
Второй трек рассматривает отношения между горюющим и умершим. Прохождение этого этапа оценивается качеством транформации отношений с умершим [5].
Модель преодоления трудностей с двойным процессом (DPM) Маргарет Стребе и Хенке Шута, определяет два типа стрессоров, ориентированных на утрату и восстановление. Она предполагает, что адаптивное совладание состоит из конфронтации — избегания потерь и стрессоров восстановления, то есть необходимость дозирования скорби. DPM утверждает, что «избегать, отрицать или подавлять» определенные аспекты горя — это не только нормально, но и здоровая и важная часть горя.
Ориентация на потери . В этом процессе человек встречается с сильной тоской, раздражительностью, отчаянием, тревогой, виной и депрессией. Люди, связанные с умершим, должны замечать и приспосабливаться к различным изменениям в жизни, которые несет утрата.
Ориентация на восстановление . предполагает сосредоточение внимания на новых ролях и повседневных обязанностях. Здесь происходит принятие горя, смена картины будущего, которая стала не актуальной после утраты близкого человека, появляются новые смыслы, трансформируются отношения с ушедшим из внешних на внутренние.
Люди переключаются между этими процессами, когда они горюют [6].
Четыре траектории горя Бонанно (2002 г.)
Бонанно утверждает, что сопротивляемость и устойчивость является естественной реакцией на воздействие травматических событий. Поскольку выражение скорби может проявляться по-разному, в том числе нелогично, отсутствие симптомов горя или травмы — это нормальный результат. По данным Bonano лишь 16 % скорбящих проходит через процесс патологического горевания. Он описал четыре наиболее распространенные траектории горя или возможной травмы.
Устойчивость : способность человека поддерживать относительно стабильное психологическое и физическое функционирование, а также генерировать переживания и положительные эмоции.
Восстановление : Даже если состояние отклоняется от нормального, то продолжается оно ограниченное времени, а затем постепенно возвращается к привычному уровню каким оно было до травматической ситуации.
Хроническая дисфункция : переживание горя, сложности в психической и физической сфере, отсутствие адаптации продолжаются длительное время.
Отсроченное горе : с течением времени симптомы скорби не уменьшаются, а прогрессируют [1].
Заключение
В ранних теориях прослеживается идея западной медицинской модели, ориентированной на выявление нормы и патологии, затем формируются новые взгляды, которые постепенно переориентируются на индивидуальный опыт переживания потери, что ближе к психологической модели, когда реакция воспринимается не патологической, но влияющей на функционирование и качество жизни горюющего.
Для специалистов, работающих с темой утрат, важно видеть картину горевания с разных сторон, находить персонифицированный подход к каждому клиенту, в этом может помочь разнообразие взглядов, существующих в настоящее время.
Литература:
- Бонанно, Джордж А. «Потеря, травма и человеческая жизнестойкость: недооценили ли мы способность человека к процветанию после крайне неблагоприятных событий?». Американский психолог. 59 (1): 20–8. Дои:10.1037 / 0003–066X.59.1.20. PMID 14736317. 2004 г.
- Бурина Е. А. Основные подходы к изучению утраты / Интерактивная наука, Чебоксары, 2016. № 6. С. 54–56.
- Ворден Вильям. Консультирование и терапия горя. Пособие для специалистов в области психического здоровья. — М.: Центр психологического консультирования и психотерапии, 2020.- 330 с.
- Линдеманн Э. Клиника острого горя / Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер. М.: Изд-во МГУ, 1993, с. 224–232.
- Рубин, Саймон Шимшон (1999). «Двухканальная модель тяжелой утраты: обзор, ретроспектива и перспектива». Исследования смерти. 23 (8): 681–714. CiteSeerX 10.1.1.462.2673. DOI: 10.1080 / 074811899200731. PMID 10848088
- Стробе, Маргарет, Шут, Хенк (1999). «Модель двойного процесса преодоления тяжелой утраты: обоснование и описание». Исследования смерти. 23 (3): 197–224. DOI: 10.1080 / 074811899201046. PMID10848151.
- Фрейд, 3. Печаль и меланхолия / пер. с англ. / 3. Фрейд // Психология эмоций. Тексты. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. — С. 203–211.
- Bowlby, J. Processes of mourning. International Journal of Psychoanalysis, 42, 1961, p. 317–339.
- Grieving Beyond Gender: Understanding the Ways Men and Women Mourn, by K. J. Doka & T. L. Martin. New York, NY: Routledge, 2010, 258 p.
- Rando T. A. Treatment of Complicated Mourning. Research Press, 1993–751 p.