Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 01.11.2022

Статья просмотрена: 303 раза

Библиографическое описание:

Ахраменко, Е. В. Обучение чтению на уроке английского языка в средней школе / Е. В. Ахраменко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 295-297. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95838/ (дата обращения: 26.04.2024).



В статье рассматривается чтение как вид речевой деятельности. Особое внимание уделяется видам чтения, а также этапам работы с текстом для чтения на уроке английского языка. Приводятся примеры упражнений в обучении различным видам чтения.

Ключевые слова: чтение, рецепция, речевая деятельность, виды чтения, прогнозирование, интерпретация.

Обучение чтению — одна из важнейших задач средней школы, поскольку чтение обеспечивает реализацию общения в письменной форме посредством восприятия и понимания письменного текста. Чтение способствует развитию познавательной деятельности и интеллекта учащихся.

Чтение — рецептивный вид речевой деятельности, поскольку связан с восприятием (рецепцией) речевых сообщений. Чтение как «процесс восприятия и активной переработки информации, графически закодированной по системе того или иного языка, представляет собой сложную аналитико-синтетическую деятельность, складывающуюся из восприятия и понимания текста, причем самое совершенное (зрелое) чтение характеризуется слиянием этих двух процессов и концентрацией внимания на смысловой стороне содержания» [1, с. 224].

Обучение чтению в средней школе организуется на основе специальных принципов (С. К. Фоломкина) [2, с. 125]:

  1. Обучение чтению должно представлять собой обучение речевой деятельности.
  2. Чтение рассматривается как познавательный процесс.
  3. Обучение чтению должно опираться на опыт чтения на родном языке.
  4. Обучение чтению предусматривает овладение определенным языковым материалом.
  5. Обучение чтению должно включать не только рецепцию, но и репродуктивную деятельность учащихся.
  6. Владение чтением требует высокой автоматизации операций, обеспечивающих ее процессуальную сторону.

Чтение может использоваться как средство и как цель обучения. Чтение как средство обучения обеспечивает лучшее понимание и запоминание языкового материала, а также способствует формированию умений в других видах речевой деятельности. Чтение как цель обучения предполагает извлечение информации из письменных источников и обучение четырем видам чтения: изучающему, ознакомительному, просмотровому и поисковому.

Рассмотрим цели каждого вида чтения.

Цель изучающего вида чтения — максимально точное и полное понимание всей содержащейся информации и критическое ее осмысление.

Цель ознакомительного чтения — извлечь основную информацию, выяснить какие вопросы и каким образом решаются в тексте.

Цель просмотрового чтения — получение общего представления о читаемом материале, теме сообщения.

Цель поискового чтения — извлечение из текста заданной информации, быстрое нахождение в тексте вполне определенных данных (фактов, указаний, цифровых показателей и т. д.).

Работа с текстом для чтения на уроке английского языка реализуется посредством целенаправленных упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах.

Цель предтекстового этапа — создание интереса и мотивации к работе с текстом, прогнозирование содержания текста с опорой на заголовок, рисунки; снятие языковых и смысловых трудностей; формулировка предтекстовых заданий .

Текстовый этап направлен на решение коммуникативной задачи, сформулированной на предтекстовом этапе. Первое чтение текста связано с пониманием основной информации: определение темы текста, поиск отдельных фактов. Повторное чтение связано с пониманием деталей, конкретных положений, их оценкой.

Цель послетекстового этапа — проверка понимания в соответствии с заданиями предтекстового этапа, обобщение и интерпретация полученной информации.

Приведем примерный перечень упражнений на предтекстовом, текстовом и послетекстовом этапах в обучении различным видам чтения учащихся средней школы [3, с. 114; 4, с. 94–147].

Предтекстовый этап

Изучающее чтение:

– заполните пропуски в предложении из ряда предложенных слов;

– прочтите предложение (абзац) и найдите слова, подтверждающие, что речь идет о …;

– прочтите абзац (предложение). Скажите, по какому слову можно определить, что речь идет о …;

– прочитайте вслух только те части предложений, которые отвечают на вопрос учителя.

Ознакомительное чтение:

– прочитайте опорные слова и словосочетания из текста и назовите его тему;

– подчеркните в тексте слова, наиболее четко и лаконично выражающие главную мысль автора;

– определите по формальным признакам, какой частью речи являются выделенные слова;

– прочтите предложения и постарайтесь понять их смысл, не обращая внимания на определения (обстоятельства времени, образа действия, места), выраженные незнакомыми словами.

Просмотровое чтение:

– просмотрите выделенные в тексте слова. Охарактеризуйте текст;

– прочтите заглавие и скажите, в чем, по вашему мнению, состоит основное содержание текста;

– найдите в данном номере газеты краткое информационное сообщение. Скажите, какое событие описывается в нем;

– прочтите первые предложения абзацев и назовите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте.

Поисковое чтение:

– опираясь на термины, отражающие искомую информацию, найдите нужную вам информацию в тексте;

– найдите в конце вводного раздела статьи перечень вопросов, освещаемых в ней;

– найдите в конце каждого раздела (параграфа) указания на проблематику следующего;

– опираясь на соответствующие термины и средства межфразовой связи, найдите авторские выводы по интересующему вопросу.

Текстовый этап

Изучающее чтение:

– прочтите абзацы текста, найдите в них ключевые предложения;

– прочтите текст и завершите заполнение его схемы;

– ответьте на вопросы;

– отметьте места, раскрывающие разные аспекты проблемы.

Ознакомительное чтение:

– выберите правильный ответ из нескольких данных;

– прочитайте текст и назовите два основных вопроса, которые обсуждаются в нем;

– прочтите текст, с тем чтобы ответить на вопросы по основному содержанию текста;

– составьте из абзацев связный текст.

Просмотровое чтение:

– определите в статье место, где говорится о теме;

– распределите заглавия по указанным темам;

– в ряду заглавий подчеркните то, которое взято из сообщения о …;

– просмотрите выделенные в тексте слова (слова, данные перед текстом). Предположите, о чем идет речь в тексте.

Поисковое чтение:

– прочтите первое предложение (первый абзац), определите вопросы, которые будут рассматриваться в тексте;

– просмотрите текст, найдите его фрагмент, который представляет для вас особый интерес, и объясните, почему;

– просмотрите текст и скажите, для какой категории читателей он может представлять интерес и почему;

– укажите в тексте абзацы, в которых содержатся данные о ….

Послетекстовый этап

Изучающее чтение:

– расположите предложения в той последовательности, в которой они даны в тексте;

– выразите главную мысль текста, объясните его заглавие;

– выразите свое отношение к прочитанному;

– скажите, какое заглавие можно дать тексту еще, и объясните, почему вы так считаете.

Ознакомительное чтение:

– прочтите текст и выразите свое согласие (несогласие) с приведенными ниже утверждениями из текста;

ответьте на вопросы к тексту;

– выберите из предложенных ниже предложений основное коммуникативное намерение автора текста;

– что было в тексте для вас особенно интересным и почему;

– выразите свое отношение к прочитанному.

Просмотровое чтение:

– скажите, какие вопросы рассматриваются в тексте;

– скажите, какая проблема вытекает из содержания текста;

– подтвердите точку зрения, изложенную в тексте, используя собственный пример;

– выскажите мнение о прочитанном, сообщите известные вам дополнительные сведения. Приведите примеры, факты, подобные описываемым в статье.

Поисковое чтение:

– зачитайте вслух из текста факты, которые относятся к теме …;

– подчеркните в тексте определение (формулировку проблемы; термин, обозначающий …);

– назовите заглавие текста, в котором вы нашли интересующую вас информацию;

– выпишите из текста факты, которые могли бы служить иллюстрацией к тезису ….

Таким образом, обучение чтению как виду речевой деятельности способствует формированию коммуникативных умений учащихся средней школы.

Литература:

  1. Гальскова Н. Д., Гез Н. И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика. — М., 2004. — 336 с.
  2. Методика преподавания иностранных языков: общий курс / А. Н. Шамов. — М., 2008. — 253 с.
  3. Методика преподавания иностранного языка: учеб. пособие / Т. П. Леонтьева. — Мн., 2015. — 239 с.
  4. Настольная книга преподавателя иностранного языка: Справ. пособие / Е. А. Маслыко и др. — Мн., 1996. — 522 с.
Основные термины (генерируются автоматически): текст, чтение, речевая деятельность, вид чтения, обучение, ознакомительное чтение, поисковое чтение, предложение, просмотровое чтение, текст слова.


Похожие статьи

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое

Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия).

Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации). Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых critical reading.

Обучение изучающему чтению | Статья в сборнике... | «Молодой

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

иностранный язык, материал, текст, вид чтения, чтение, речевая деятельность, аутентичный

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово

вид чтения, чтение, понимание, текст, умение, иностранный язык, учебный процесс, общий охват содержания...

Чтение как один из основных видов речевой деятельности

Изучающее чтение начинается с беглого просмотра всего текста, чтения заглавия, первого и

Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык.

Иногда просмотровое чтение называют чтение с охватом общего содержания.

с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение) [8].

вид чтения, текст, речевая деятельность, содержание текста...

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее); ‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое). Ну и, конечно, упражнения для каждого вида чтения выбираются с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку

Ситуации чтения обычно делят на два вида: 1) на ситуации, когда студенты должны получить только информацию, содержащуюся в тексте; 2) на ситуации, когда вместе с получением информации, они должны довести этот текст до других.

Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов...

- чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности с целью извлечения необходимой информации из текста, при этом в зависимости от

Темп ознакомительного чтения — 180 слов в минуту.

Темп изучающего чтения составляет 50–60 слов в минуту [3;с.108].

Поисковое чтение — выборочное понимание интересующей информации из текста.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

[1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая задача, которую должен...

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Для выработки эффективных технологий обучения чтению нам необходимо провести глубокий анализ существующих теорий, рассмотреть понятие, цели данного вида речевой деятельности, критически переосмыслить существующие классификация видов чтения.

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на...

Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык. Чтение является одним из видов речевой деятельности. С психологической точки зрения процесс чтения включает перцептивную, мыслительную и мнемическую деятельность.

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение...

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Похожие статьи

Выбор видов чтения на уроках русского языка в основной школе

Ключевые слова: русский язык, основная школа, выбор вида чтения, поисковое

Поисковое (чтение с выборочным извлечением информации: даты, цифры, имена, названия).

Изучающее (чтение с полным пониманием текста, с извлечением полной информации). Западные педагоги выделяют ряд других видов чтения, среди которых critical reading.

Обучение изучающему чтению | Статья в сборнике... | «Молодой

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку.

иностранный язык, материал, текст, вид чтения, чтение, речевая деятельность, аутентичный

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение, содержание текста, чтение, слово

вид чтения, чтение, понимание, текст, умение, иностранный язык, учебный процесс, общий охват содержания...

Чтение как один из основных видов речевой деятельности

Изучающее чтение начинается с беглого просмотра всего текста, чтения заглавия, первого и

Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык.

Иногда просмотровое чтение называют чтение с охватом общего содержания.

с извлечением необходимой, значимой информации (поисково-просмотровое чтение) [8].

вид чтения, текст, речевая деятельность, содержание текста...

чтение с целью детального понимания прочитанного (изучающее); ‒ чтение с целью извлечения конкретной информации (поисковое). Ну и, конечно, упражнения для каждого вида чтения выбираются с учётом возрастных и психологических особенностей учащихся.

Обучение чтению текстов на занятиях по иностранному языку

Ситуации чтения обычно делят на два вида: 1) на ситуации, когда студенты должны получить только информацию, содержащуюся в тексте; 2) на ситуации, когда вместе с получением информации, они должны довести этот текст до других.

Из опыта работы по совершенствованию методики чтения текстов...

- чтение выступает как самостоятельный вид речевой деятельности с целью извлечения необходимой информации из текста, при этом в зависимости от

Темп ознакомительного чтения — 180 слов в минуту.

Темп изучающего чтения составляет 50–60 слов в минуту [3;с.108].

Поисковое чтение — выборочное понимание интересующей информации из текста.

Обучение чтению как способ развития речевых умений...

[1] Сформированный навык чтения включает в себя, как минимум, два основных компонента: 1) технику чтения (правильное и быстрое восприятие и озвучивание слов)

Один из главных критериев уровня навыка чтения — полнота понимания текста.

Таким образом, обучение чтению как одному из видов речевой деятельности — важнейшая задача, которую должен...

Анализ современных теорий обучения чтению на иностранном...

Для выработки эффективных технологий обучения чтению нам необходимо провести глубокий анализ существующих теорий, рассмотреть понятие, цели данного вида речевой деятельности, критически переосмыслить существующие классификация видов чтения.

Этапы процесса обучения чтению и виды чтения на...

Ключевые слова: чтение, процесс обучения, семантизация, перевод, иностранный язык. Чтение является одним из видов речевой деятельности. С психологической точки зрения процесс чтения включает перцептивную, мыслительную и мнемическую деятельность.

просмотровое чтение, вид чтения, текст, смысловое чтение...

В настоящее время наибольшее распространение получила классификация видов чтения по степени проникновения в текст, предлагаемая С. Х. Фоломкиной, которая делит учебное чтение на изучающее, ознакомительное, просмотровое и поисковое.

Задать вопрос