Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Социология

Опубликовано в Молодой учёный №43 (438) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 28.10.2022

Статья просмотрена: 318 раз

Библиографическое описание:

Турецкая, А. С. Подростки с ограниченными возможностями здоровья как социально уязвимая категория / А. С. Турецкая. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 43 (438). — С. 291-294. — URL: https://moluch.ru/archive/438/95819/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор характеризует проблемы социальной интеграции подростков с ограниченными возможностями здоровья и проводит анализ причин и факторов социальной эксклюзии подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Ключевые слова: подростки с ограниченными возможностями здоровья, подростки с ОВЗ, социальная эксклюзия, социальная интеграция.

Одним из приоритетных направлений государственной политики Российской Федерации является развитие системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов [1] (в том числе детей и подростков с ОВЗ), в рамках которой признается особая роль медицинской реабилитации данной категории граждан. В связи с отказом от сугубо медицинского подхода к пониманию ограниченных возможностей, особое значение приобретает понятие социальной интеграции лиц с ОВЗ, а также рассмотрение проблем, связанных с данным явлением общественной жизни, поиск мер, позволяющих значительно повысить уровень и качество социальной интеграции подростков с ОВЗ.

Понятие «интеграция» изначально широко применялось в естественнонаучных дисциплинах, таких как физика, биология, где оно означает процесс, в ходе которого отдельные самостоятельные (дифференцированные) части связываются в одно целое. Позже понятие «интеграции» было заимствовано социальными науками, суть явления осталась прежней, однако в контексте социологических наук под дифференцированными частями понимаются отдельные личности, а под целым — само общество.

Среди многообразия попыток осмыслить и дать определение понятию социальная интеграция, одной из наиболее удачных является определение, предложенное доктором социологических наук, В.С Ткаченко, который предлагает рассматривать социальную интеграцию как «целенаправленный процесс передачи обществом социального опыта с учётом особенностей и потребностей детей-инвалидов, в результате которого происходит включение их во все социальные системы, структуры, социумы и связи, предназначенные для здоровых детей». [2]

Социальная интеграция подростков с ОВЗ должна рассматриваться как комплексное общественное явление, поскольку способы и приемы социальной интеграции различны и во многом определяются особенностями подростка. Определена классификация различных по содержанию методик включения подростка с ограниченными возможностями здоровья в общество: временная, частичная и полная интеграция. [3]

Социальная интеграция человека представляет собой длительный процесс, протекающий в течение всей его жизни. Он сопровождается сменой статусов, социальных ролей, сменой мест жительства, работы, учебы и пр. С годами требования общества к уровню освоенных правил и социальных норм возрастают, а сами нормы и правила усложняются. Социальная интеграция подростков с ОВЗ характеризуется определенными трудностями, которые объясняются наличием у такого подростка особенностей, способных помешать усвоению норм и правил поведения, отсутствием примеров со стороны взрослых, невозможности совместного общения в реальных ситуациях.

В современной России используется подход к восприятию инвалидности с точки зрения социального понимания проблемы. Но несмотря на это, достаточно большое количество подростков с ОВЗ воспитываются и получают образование в специализированных учреждениях. В данных учреждениях предполагается постоянное проживание воспитанников на его территории, из-за чего происходит ограничение круга лиц, с которыми происходит регулярное взаимодействие. Это приводит к сильному сужению сферы общения подростка. Кроме того, воспитанники подобных учреждений обладают низким уровнем навыков самостоятельной жизни ввиду их неучастия в бытовых делах, непривлечения к труду и строго определенного распорядка дня. Также стоит отметить отсутствие навыков обращения с денежными средствами, опыта участия в мелких бытовых сделках (например, покупка продуктов питания, одежды, обуви). Таким образом, у подростка нет возможности примерить на себя и освоить многие социальные роли, в связи с чем усложняется усвоение функций и сущности различных социальных ролей, а также механизмов их использования. Такое поведение в повседневной жизни в условиях общества усиливает и без того явное отличие подростка с ОВЗ от общности нормотипичных людей, что может негативно отразиться на процессе интеграции.

Одной из важных проблем в процессе социальной интеграции является недостаточный уровень доступности социально значимых объектов для лиц с ОВЗ. Это связано с зачастую формальным характером реализации мероприятий, направленных на обеспечение безбарьерной среды для лиц с ОВЗ.

Неготовность некоторых членов общества к проявлению толерантности и принятию идеи «равных возможностей» является важной проблемой в процессе социальной интеграции подростков с ОВЗ. Процесс социализации и социальной интеграции предполагает активное взаимодействие как минимум двух сторон, но на сегодняшний день в сознании российского общества до конца не сформировалась готовность к активному взаимодействию с людьми, имеющими ОВЗ.

Главной проблемой социальной интеграции подростков с ОВЗ является их социальная эксклюзия.

Феномен «социальной эксклюзии» изучал английский социолог Э.Гидденс, который под этим явлением понимал «механизм, который отделяет определенные группы людей от главного социального потока». [4] Э.Гидденс разделял эксклюзию на добровольную и вынужденную. Эксклюзия подростков с ОВЗ относится к вынужденной, так как данная категория граждан отделена от социального потока вопреки своему желанию.

Классифицирование форм социальной эксклюзии происходит по множеству параметров. [5] В аспекте проблем детской и подростковой инвалидности и образовательной эксклюзии детей и подростков с ОВЗ сведем данную классификацию в таблице 1.

Таблица 1

Классификация форм социальной эксклюзии

Параметры

Формы

по происхождению

врожденная

приобретенная

по сфере проявления

экономическая

социальная

культурная

политическая

по периоду проявления

временная

периодическая

циклическая

постоянная

по степени управляемости

управляемая

частично управляемая

неуправляемая

Выделяют несколько основных причин и факторов социально эксклюзии подростков с ОВЗ, которые препятствуют или исключают возможность качественного удовлетворения потребностей морального или материального характера подростков с ОВЗ, по причине установления некоторыми членами общества искусственных ограничений. К ним относятся физические ограничения, низкий уровень доходов семей с подростками с ОВЗ, барьеры пространственно-средового характера, информационный, эмоциональный и коммуникационный барьер.

Проблема социальной эксклюзии становится все более актуальной, так как в современных условиях имеет место исключение из жизни социума лиц с ОВЗ, проблемы такой категории граждан или факт их сущетсвования зачастую игнорируются.

Социальные нормы должны быть направлены не на исключение и отторжение индивидов, которые отличаются от нормотипичных граждан, а на принятие и понимание особых потребностей такой категории лиц.

Литература:

  1. Об утверждении Концепции развития в Российской Федерации системы комплексной реабилитации и абилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов, на период до 2025 года: Распоряжение Правительства Российской Федерации № 3711-р, 18 декабря 2011 [Электронный ресурс] URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_405017/ (дата обращения: 10.08.2022).
  2. Ткаченко В. С. Интеграция в российском обществе людей с инвалидностью: автореф. дис. д. соц. наук. — М., 2007. — 56 с.
  3. Малофеев Н. Н. Становление и развитие государственной системы социального образования в России: дис. д. пед. наук. — М., 1996. — 63 с.
  4. Астоянц М. С. Социальное сиротство: условия, механизмы и динамика эксклюзии: социокультурная интерпретация: автореф. дис. канд. социол. наук. — Ростов-на-Дону, 2007. — 43 с.
  5. Мельниченко А. А., Гулий Р. М. Социальная эксклюзия: вопросы методологии и использования в сфере государственного управления // Вопросы теории и методологии управления. — 2012. — № 4. — С. 13–15.
Основные термины (генерируются автоматически): социальная интеграция, социальная интеграция подростков, ограниченная возможность здоровья, категория граждан, подросток, активное взаимодействие, проблема, член общества.


Ключевые слова

социальная интеграция, подростки с ограниченными возможностями здоровья, подростки с ОВЗ, социальная эксклюзия

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Проблема интеграции детей и подростков с нарушением развития и, в частности

Подростки с ОВЗ, относящиеся к определенной категории нарушений

Рис 1. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.

Спортивное — на сохранение, укрепление и развития физического и психического здоровья.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростковый возраст, взаимоотношения, социум.

Данной категорией отдается предпочтение более компетентным членам группы

Из рисунка 3 видно, что для 15 % (2 чел.) подростков в их классе выражена высокая степень

Для разрешения выявленных трудностей в социальном взаимодействии подростков в условиях...

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и

Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии

Основная проблема социализации детей с ОВЗ — это отклонения от нормального становления личности.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе

 Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в

– стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли

6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха».

Социальная интеграция детей с проблемами в развитии...

В этой статье мы хотим представить наш опыт социальной интеграции детей-инвалидов в

«Люблю тебя, мой край родной» рассматривается проблема социальной интеграции детей в общество.

" Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Литературный квест как технология взаимодействия с подростками в детской библиотеке.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной

Организация привлечения школьников к активной социальной жизни в настоящее время

Этот показатель говорит о том, что, к сожалению, процесс взаимодействия между

Но, несмотря на определенные проблемы, необходимо помнить, что социально-активную...

Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ...

 Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая

Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом.

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ...

В исследовании приняли участие 15 подростков с ОВЗ и 15 условно здоровых подростков в

У подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков были

То есть в случае, если в отношениях с учителями присутствует страх, проблемы, то это снижает

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире | Молодой ученый

Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится

На сегодняшний день можно Осадчих А. И в работе «Проблемы инвалидности в России.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

— М., 1969. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.

Похожие статьи

Психолого-педагогическое сопровождение подростков...

Проблема интеграции детей и подростков с нарушением развития и, в частности

Подростки с ОВЗ, относящиеся к определенной категории нарушений

Рис 1. Программа психолого-педагогического сопровождения подростков с ОВЗ в условиях интегрированного обучения.

Спортивное — на сохранение, укрепление и развития физического и психического здоровья.

Социальное взаимодействие подростков в условиях сельской...

Ключевые слова: социальное взаимодействие, подростковый возраст, взаимоотношения, социум.

Данной категорией отдается предпочтение более компетентным членам группы

Из рисунка 3 видно, что для 15 % (2 чел.) подростков в их классе выражена высокая степень

Для разрешения выявленных трудностей в социальном взаимодействии подростков в условиях...

Адаптация лиц с ограниченными возможностями здоровья...

В современном российском обществе углубляется социальное расслоение, что находит отражение и

Эта гарантия дается всем гражданам, независимо от состояния их здоровья.

Проблемы здоровья детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения

У детей с ограниченными возможностями здоровья часто проявляется тенденция к изоляции...

Особенности социализации детей школьного возраста с ОВЗ

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья представляет собой

Здесь различают следующие категории детей с нарушениями в развитии

Основная проблема социализации детей с ОВЗ — это отклонения от нормального становления личности.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Социализация детей с нарушением слуха в современном обществе

 Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) заключается в

– стремление к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества.

Социализация детей с ОВЗ заключается в интеграции таких детей в общество, чтобы они могли

6. «Социальная адаптация и интеграция детей с нарушениями слуха».

Социальная интеграция детей с проблемами в развитии...

В этой статье мы хотим представить наш опыт социальной интеграции детей-инвалидов в

«Люблю тебя, мой край родной» рассматривается проблема социальной интеграции детей в общество.

" Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».

Литературный квест как технология взаимодействия с подростками в детской библиотеке.

Проблема организации привлечения школьников к активной...

Исходя из этого, социальная субъектность подростков и молодежи, как самой активной, мобильной

Организация привлечения школьников к активной социальной жизни в настоящее время

Этот показатель говорит о том, что, к сожалению, процесс взаимодействия между

Но, несмотря на определенные проблемы, необходимо помнить, что социально-активную...

Проблема социальной адаптации молодых людей с ОВЗ...

 Статья посвящена проблеме социальной адаптации молодых людей с ОВЗ и здоровых

В связи с этим возникает необходимость поиска новых путей интеграции в социум.

Ключевые слова: адаптивная физическая культура, ограниченная возможность здоровья, физическая

Укрепление здоровья молодежи играет важную роль в жизни общества и государства в целом.

Особенности психологической адаптации подростков с ОВЗ...

В исследовании приняли участие 15 подростков с ОВЗ и 15 условно здоровых подростков в

У подростков с ограниченными возможностями и условно здоровых подростков были

То есть в случае, если в отношениях с учителями присутствует страх, проблемы, то это снижает

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

Адаптация детей-инвалидов в современном мире | Молодой ученый

Социальная адаптация — инвалидов в современном обществе с каждым годом становится

На сегодняшний день можно Осадчих А. И в работе «Проблемы инвалидности в России.

Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.

— М., 1969. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков — патопсихология.

Задать вопрос