В статье рассматриваются коммуникации в сфере здравоохранения и их влияние на формирование у населения приверженности к здоровому образу жизни.
Ключевые слова: здравоохранение, коммуникации в сфере здравоохранения, медицинская грамотность, общественное здоровье.
В настоящее время у населения имеется высокий уровень факторов, провоцирующих рискованное поведение (табакокурение, употребление алкоголя и прием психоактивных веществ). В связи с этим возникает острая необходимость в формировании у населения осознанного отношения к своему здоровью.
Мировой опыт свидетельствует тому, что увеличение числа граждан, приверженных здоровому образу жизни, создание для этого необходимых условий, а также коррекция поведенческих факторов риска приводят к существенному снижению индивидуального и популяционного риска хронических неинфекционных заболеваний. Вклад информационно-просветительских и профилактических мероприятий, направленных на уменьшение распространенности факторов риска развития болезней, обуславливает высокую долю успеха в снижении смертности населения.
Согласно Указу Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [1] в качестве одной из приоритетных национальных целей указано «сохранение населения, здоровье и благополучие людей». В частности, требуется «обеспечение устойчивого роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет, увеличение доли граждан, систематически занимающихся физической культурой и спортом, до 70 процентов».
В целях исполнения данного Указа Минздрав России разработал национальный проект «Здравоохранение», стартовавший в декабре 2018 года.
Приоритетными задачами данного проекта являются сохранение и укрепление здоровья населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности и смертности.
Для выполнения поставленных задач необходимо сформировать у населения приверженность к ведению здорового образа жизни и воспитать ответственное отношение к здоровью, изменить устоявшиеся поведенческие проблемы в отношении профилактики факторов риска развития хронических неинфекционных заболеваний.
Здоровый образ жизни — это категория общего понятия «образа жизни», включающего в себя благоприятные условия жизнедеятельности человека, уровень культуры и гигиенических навыков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье, предупреждать развитие его нарушений и поддерживать оптимальное качество жизни.
Коммуникации в сфере здравоохранения направлены на формирование приверженности населения к ведению активного и здорового образа жизни, а также на профилактику заболеваний, в том числе социально-значимых (перечень социально-значимых заболеваний утвержден постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 года № 715) [2].
Основная цель коммуникаций в сфере здравоохранения — привлечение внимания населения к проблемам сохранения и укрепления своего здоровья, а также повышение уровня информированности и медицинской грамотности населения в вопросах профилактики и раннего выявления заболеваний.
Повышение уровня медицинской грамотности населения — одна из важнейших задач коммуникаций в сфере здравоохранения. Понятие медицинской грамотности стоит понимать как уровень владения человека навыками и знаниями, необходимыми для понимания информации, связанной со здоровьем [3]. Медицинская грамотность дает возможность населению, будущим пациентам, верно трактовать свои симптомы, способствует своевременному обращению людей к медицинским специалистам, а также влияет на понимание базовых навыков оказания первой помощи, в том числе самопомощи.
Важно обучить людей осознанному подходу к своему здоровью, воспитать персональную ответственность, популяризировать ценности физической активности и спорта, являющихся залогом крепкого здоровья и активного долголетия. Необходимо транслировать в массы достоверную информацию, в том числе в социальных сетях, а также мотивировать население к ведению здорового образа жизни, отказу от вредных привычек. Необходимо, чтобы о безопасности и здоровье думали не только медицинские работники, но и все гражданское общество.
В период пандемии новой коронавирусной инфекции люди столкнулись с большими психоэмоциональными потрясениями и в большей степени осознали важность ответственного отношения к своему здоровью, у общества появился запрос на получение грамотной информации о профилактике заболеваний.
Одной из успешных форм коммуникаций в сфере здравоохранения является проведение тематических массовых акций для населения, в рамках которых реализуются информационно-просветительские и профилактические мероприятия в офлайн и онлайн форматах. Кандидат социологических наук Л. А. Часовская отмечает тот факт, что человеку сложно в одиночку справиться с потоком поступающей из разных точек и из разных источников (далеко не всегда достоверных) неконтролируемой информации, поэтому на помощь должны приходить социально-значимые проекты [4].
В Москве проводится информационно-коммуникационная кампания по формированию приверженности населения к ведению здорового образа жизни — разнообразные тематические флешмобы, школы здоровья, оздоровительные забеги, лекции, вебинары и интерактивные викторины, повышающие медицинскую грамотность населения и мотивирующие граждан к ведению здорового образа жизни. Для привлечения внимания москвичей к важности укрепления собственного здоровья совместно с волонтерскими движениями и социально ориентированными некоммерческими организациями реализуются различные проекты, посвященные общественному здоровью.
Коммуникация в сфере здравоохранения подразумевает под собой тиражирование информации о здоровье доступным и понятным для общественности языком. Начиная с 2020 года, в период пандемии новой коронавирусной инфекции, большинство коммуникаций перешли в онлайн формат, что позволило осуществлять коммуникацию с населением на качественно ином уровне и существенно увеличило долю охваченного информацией населения.
Согласно открытым данным, размещенным на официальном сайте Департамента здравоохранения города Москвы, в 2018 году охват населения, принявшего участие в информационно-просветительских мероприятиях, проводимых в рамках информационной кампании «Дни здоровья столицы», составил около 300,5 тыс. человек [5]. В 2021 году охват населения составил около 1,6 млн. человек. Во многом эта цифра изменилась за счет массового перехода коммуникаций с населением в онлайн формат.
Эффективность коммуникаций в сфере здравоохранения также можно оценить по увеличению доли граждан, ежегодно проходящих профилактические медицинские осмотры. В 2021 году охват граждан профилактическими осмотрами увеличился на 34,7 % [6].
Коммуникация с населением является одним из ключевых инструментов в достижении поставленных целей, так как информированность населения является одним из ключевых показателей эффективности просветительской и профилактической работы.
Литература:
- Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // С. 2
- Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 715
- «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих»
- Сырцова Л. Е., Абросимова Ю. Е., Лопатина М. В. Грамотность в вопросах здоровья: содержание понятия //Профилактическая медицина. — 2016. — Т. 19. — №. 2. — С. 58–63.
- Часовская Л. А., Корносова О. Б., Формирование лояльности к бренду через управление медиаконтентом, научно-образовательный журнал Student № 12/2022
- Официальный сайт Департамента здравоохранения города Москвы, страница «Дни здоровья столицы». Ссылка: https://mosgorzdrav.ru/ru-RU/citizens/lifestyle-new.html
- Итоги реализации национального проекта «Здравоохранение», опубликованные на официальном сайте Минздрава РФ 26 января 2022 г. Ссылка: https://minzdrav.gov.ru/poleznye-resursy/natsproektzdravoohranenie/itogi-realizatsii-natsionalnogo-proekta-zdravoohranenie