Факторы и условия развития территории Александровского муниципального округа Пермского края | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 21.10.2022

Статья просмотрена: 33 раза

Библиографическое описание:

Лаврова, О. Э. Факторы и условия развития территории Александровского муниципального округа Пермского края / О. Э. Лаврова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 305-309. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95598/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается охарактеризовать факторы и условия развития конкретного муниципального образования.

Ключевые слова: Александровский муниципальный округ, социальная инфраструктура, человеческий капитал, создание условий, природа. территория

Перспективы развития любой территории в первую очередь обусловлены базовыми факторами, которые формируют преимущества или барьеры её пространственного развития. В «новой» экономической географии выделяют две группы таких факторов.

Факторы «первой природы».Кфакторам первой природы относятся:

1) природно-сырьевые:

— обеспеченность природными ресурсами, которые востребованы рынком (минеральными, земельными, лесными, водными);

— климат и экологичность.

2) геоэкономические:

— географическое положение территории, развитость транспортной инфраструктуры, в том числе положение на путях глобальной (региональной) торговли, соседское положение с другими территориями, обладающими потенциалом развития.

Факторы «второй природы».Кфакторам второй природы относятся:

— агломерационный эффект и высокая плотность населения, дающие экономию на масштабе;

— развитая инфраструктура, сокращающая экономическое расстояние (этот фактор для России особенно важен из-за протяженности ее территории);

— человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения);

— институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, росту мобильности населения, распространения инноваций [1]. .

Более детально факторы второй природы можно структурировать следующим образом:

1) инфраструктурные:

— развитие инженерной и дорожно-транспортной инфраструктуры;

— доступность и стоимость коммунальных и бытовых услуг.

2) экономические:

— особенности экономической специализации конкретного муниципалитета;

— производственный потенциал:

— финансовый потенциал;

— трудовые ресурсы;

— предпринимательская активность и другие экономические факторы;

— платёжеспособность населения.

3) социальные:

— развитость сферы общественных (социальных) услуг;

— общественная безопасность и экология;

— социальная дифференциация и другие социальные факторы.

4) управленческие:

качество муниципального управления, в том числе муниципальной собственностью;

— налоговый потенциал и бюджет;

— нормативно-правовое обеспечение;

— институциональная инфраструктура поддержки предпринимательства;

— уровень сформированности местного гражданского сообщества;

— бюрократические барьеры и другие административные факторы.

Как отмечают эксперты, все эти факторы воздействуют на развитие регионов и городов России, хотя в разных сочетаниях и в разной степени. Особенностью регионального развития в нашей стране является повышенная роль факторов «первой природы», прежде всего обеспеченности минеральными ресурсами, наиболее востребованными глобальным рынком (нефть, газ, металлы). Факторы «второй природы», как и фактор географического положения, сегодня в большинстве случаев работают как барьеры развития.

В свою очередь, факторы «второй природы» в зависимости от происходящих изменений и их динамики подразделяются на две группы:

1) медленно изменяемые факторы:

— развитие транспортной и инженерной инфраструктуры (дороги, газо- и нефтепроводы, линии электропередач, средства связи и коммуникаций, источники водо-, теплоснабжения, очистные сооружения и утилизации отходов);

— ресурсный (производственный) потенциал;

— объекты социальной инфраструктуры;

— интеллектуальный потенциал территории (квалификация рабочей силы, наличие образовательных и научных центров).

2) быстро изменяемые факторы:

— местное законодательство (система нормативных правовых актов, регулирующих инвестиционную деятельность на территории муниципального образования);

— политика органов власти и управления в отношении инвесторов (создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, механизма привлечения инвесторов, формы государственной поддержки предпринимателей в приоритетных направлениях деятельности, информационная открытость муниципалитета и доступность данных об инвестиционном потенциале территории для широкого круга заинтересованных инвесторов).

Сегодня основными драйверами развития для Александровского муниципального округа являются факторы «второй природы», которые по срокам реализации и потенциалу отдачи могут быть сгруппированы следующим образом:

1) управленческие:

— актуализация документов стратегического планирования с учетом сложившейся ситуации и трендов социально-экономического развития района, первоочередных инвестиционных проектов;

— вхождение в приоритетную федеральную программу «Комплексное развитие моногородов» (далее Программа развития моногородов) с целью обеспечить координацию усилий всех заинтересованных сторон, федеральных и региональных мер поддержки, а также вовлечение общественности;

— разработка программы развития (включающей меры по диверсификации экономики, улучшению городской среды, развитию человеческого капитала. Определяющей инвестпроекты для реализации с участием Фонда развития моногородов. Разработка муниципальной программы поддержки малого и среднего бизнеса, предусматривающей меры поддержки, запланированных в рамках приоритетных проектов в таких областях, как здравоохранение, образование, безопасные и качественные дороги, качественные услуги ЖКХ. Формирование и проведение обучения управленческой команды по реализации Программы развития);

— разработка системы показателей эффективности ( деятельности муниципальных предприятий и учреждений, использования муниципальной собственности);

— совершенствование политики органов местного самоуправления (далее-ОМС) в отношении создания привлекательных условий для внутренних и внешних инвесторов (создание инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и, механизма привлечения инвесторов, формы государственной поддержки предпринимателей в приоритетных направлениях деятельности, информационная открытость муниципалитета и доступность данных об инвестиционном потенциале территории для широкого круга заинтересованных инвесторов);

— повышение полноты реализации налогового потенциала территории.

2) инфраструктурные:

— определение приоритетных направлений развития инфраструктурной сферы и благоустройства (наружное освещение, ливневая канализация, видеонаблюдение, санитарная очистка территории, ритуальные услуги) в разрезе населенных пунктов и по источникам финансирования (бюджет, ГМЧП, частный бизнес, самообложение);

— включение в комплексные программы развития объектов коммунальной и дорожной инфраструктуры населенных пунктов проектов, обеспечивающих повышения качества оказываемых услуг и их доступность за счет энергосбережения, энергоэффективности, альтернативности;

— обеспечение защиты коммунальной инфраструктуры г. Александровска от угрозы банкротства балансодержателя.

3) экономические:

— определение приоритетов и формирование совместно с профильными отраслевыми министерствами Пермского края программ развития бизнесов на территории;

— создание условий для развития субъектов малого предпринимательства [2] путем выделения в рамках Стратегии следующих целевых групп (секторов) малых и средних предприятий:

а) массовый сектор предприятия, которые, как правило, специализируются на осуществлении торговых операций, предоставлении услуг гражданам, производстве и реализации сельскохозяйственной продукции и, таким образом, играют ключевую роль в обеспечении занятости, повышении качества и уровня комфорта среды для проживания;

б) высокотехнологичный сектор экспортно ориентированные предприятия, предприятия в сферах обрабатывающего производства и предоставления услуг, быстрорастущие предприятия, которые обеспечивают внедрение инноваций и решают задачи по диверсификации экономики и повышению ее конкурентоспособности;

— установление взаимодействия с федеральной структурой поддержки субъектов малого предпринимательства АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства», Фондом развития промышленности;

— поддержка развития СМСП в высокотехнологичных секторах экономики за счет организации взаимодействия с Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, АО «Российская венчурная компания», Фондом развития интернет-инициатив, Фондом инфраструктурных и образовательных программ;

— развитие франчайзинга, снижающего риски начинающих предпринимателей в сфере услуг и торговли, поддержка франшиз;

— расширение доступа малых и средних предприятий к закупкам товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд и к закупкам товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

— поддержка малых и средних предприятий в области социального предпринимательства;

— разработка предложений о создании территорий опережающего социально-экономического развития на территориях монопрофильных муниципальных образований Российской Федерации (моногородов), в которых имеются риски ухудшения социально-экономического положения;

— углубление экономической диверсификации, повышение интенсивности, производительности и эффективности хозяйствования в «традиционных» для района отраслях экономики, поиск новых «точек роста» с учетом повышения мобильности инвестиций для обеспечения перехода территории от депрессивного типа к развивающемуся;

— повышение качества трудовых ресурсов и создание условий для самореализации человеческого капитала;

— создание условий для повышения предпринимательской и гражданской (социальной) активности населения в целом и молодежи, в частности.

4) социальные:

— развитие кооперации в сфере социальной инфраструктуры с соседними территориями (образование, здравоохранение);

— дальнейшее развитие сферы общественных (социальных) услуг с приоритетом в образовательной сфере и сфере здравоохранения;

— обеспечение полноты реализации стандартов государственной социальной услуги для населения территории;

— снижение социальной дифференциации и развитие системы социальной поддержки людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Результатом реализации позитивного влияния указанных факторов станет стабилизация социально-экономического положения Александровского муниципального округа, создание привлекательных, комфортных условий деятельности для малого бизнеса, для привлечения потенциальных инвесторов, что повлечет за собой создание новых рабочих мест, а также сохранение качества жизни на территории, что является основной характеристикой её конкурентоспособности.

Таким образом, воздействуя на изменяемые факторы, можно повлиять на общий инвестиционный потенциал территории. Более того, неблагоприятные неизменяемые факторы вовсе не означают того, что территория не может стать привлекательной.

Инвестиционная привлекательность независима от значения неизменных факторов в том случае, если изменяемые улучшаются.

Александровский муниципальный округ является ярко выраженной территорией моногородов со всем комплексом проблем обеспечения его устойчивого социально-экономического развития. Причем на фоне «относительно стабильного» функционирования двух моногородов (Яйва, Всеволодо-Вильва), проблемы обостряются в административном центре округа г. Александровске.

Основным направлением обеспечения конкурентоспособности территории в этой ситуации является, с одной стороны, кооперация и интеграция предприятий Александровского муниципального округа в корпоративные (сетевые) вертикально интегрированные структуры, с другой стороны, развитие собственного производства продукции с высокой добавленной стоимостью на базе малого и среднего предпринимательства, использующего местные сырьевые и трудовые ресурсы.

Дополнительным импульсом развития и более эффективного использования ресурсов Александровского муниципального округа должен стать положительный эффект потенциала межмуниципального сотрудничества. Находясь на стыке двух локальных систем расселения БСА и Кизеловская ЛСР Александровский муниципальный округ «обречен» ориентироваться на формируемый ими спрос на его ресурсы развития «первой» и «второй» природы. Исторически транспортная сеть позволяет округу тесно взаимодействовать с центрами экономического развития Березниковским и Губахинским городскими округами.

Соответственно, можно сделать вывод о том, что многие перспективные проекты развития Александровского муниципального округа могут быть наиболее эффективно реализованы в рамках интеграционных процессов: выполнения межмуниципальных проектов и развития отношений субподряда и субконтрактинга.

В условиях текущего снижения объёмов выпуска из-за падения спроса и нехватки оборотного капитала на ОАО «Александровский машиностроительный завод», опора на малый и средний бизнес дает Александровскому муниципальному округу определенные конкурентные преимущества с учетом высокой гибкости и адаптивности малого предпринимательства. В первую очередь, это касается создания условий для ускорения процесса диффузии инноваций в производственной сфере, среди предпринимателей. Надо понимать, что с точки зрения генерации и распространения инноваций и нововведений Александровский муниципальный округ в настоящий момент находится на периферии этих процессов.

Следует отметить потенциальную возможность сохранения центра компетенций в области машиностроения и развитие ОАО «Александровский машиностроительный завод» в рамках действующего производства и планируемых инвестпроектов при условии обеспечения тесного сотрудничества с профильными потребителями его продукции АО «МХК «ЕвроХим» и ПАО «Уралкалий».

На текущий момент Александровский муниципальный округ отличается:

— ухудшением экономической ситуации и риском потери специализации в сфере машиностроения и химического производства;

— граничным расположением между двумя центрами экономического притяжения;

— снижением качества человеческого потенциала и депопуляцией населения;

— недостаточностью мотивации субъектов малого предпринимательства для организации и развития собственного дела в связи с трудностями выхода на новые и существующие рынки;

— негативной динамикой в сфере ЖКХ и социальной сфере.

Александровский муниципальный округ характеризуется преобладанием депрессивных тенденций.

Однако в существующем положении округа есть и некоторые положительные конкурентные преимущества. В целом, к основным конкурентным преимуществам Александровского муниципального округа можно отнести:

— геоэкономическое положение на стыке двух локальных систем расселения и на путях региональной торговли;

— развитая транспортная сеть (электрифицированная железнодорожная магистраль Чусовская-Соликамск, региональная автодорога Кунгур-Соликамск);

— компактное расположение основных населенных пунктов на ведущих транспортных магистралях территории;

— земельные ресурсы, обеспечивающие потребности развития промышленности, строительства жилья (МКД и ИЖС) и социальной инфраструктуры;

— потенциал минерально-сырьевой базы для отрасли производства строительных и отделочных материалов, лесопереработки, химического производства, рыбоводства и переработки дикоросов;

— туристско-рекреационный потенциал, имеющий хорошо выраженную территориальную специализацию.

Выгодное геоэкономическое положение Александровского муниципального округа создает условия для развития функций, связанных с реализацией интересов муниципалитетов соседей по Березниковско-Соликамской агломерации и городского округа Губаха и иных потенциальных партнеров. Острым остается вопрос сохранения кадрового и технологического потенциала Александровского машиностроительного завода, решение которого предполагает как стабилизацию текущей деятельности ОАО «Александровский машиностроительный завод», так и развитие новых инвестиционных проектов.

Литература:

  1. Зубаревич Н. Социально-экономическое развитие регионов России к 2020 г. Режим доступа: http: // russia-2020.org/2010/08/23/soc-ec-development-of-rus-regions /
  2. Стратегия развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года.
Основные термины (генерируются автоматически): Александровский муниципальный округ, создание условий, природа, социальная инфраструктура, человеческий капитал, малое предпринимательство, округ, среднее, территория, муниципальная собственность.


Похожие статьи

Особенности развития инфраструктуры муниципального...

Процесс развития и формирования инфраструктуры муниципального образования в качестве

3. Петрищева И. В. Концепция устойчивого развития малого предпринимательства в современных

Социальная инфраструктура является достаточно емким рынком рабочей силы.

муниципальное образование, социальная инфраструктура, Ульяновск, территория...

Роль малого и среднего предпринимательства...

...и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.

а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.

Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при...

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

В муниципальной программе поддержки малого предпринимательства определяются

представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Создание в каждом муниципальном образовании совета по поддержке малого бизнеса.

Маркварт Э. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

...порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка

При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.

уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; “цена” рабочей силы

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

...уровень созданных условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2.

местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года, км.

и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тысяч рублей.

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

В. Г. Игнатов трактует понятие муниципальной собственности «как систему отношений по

 возникновение и развитие хозяйствующих субъектов различных форм собственности

 обеспечение развития и содержания инженерной инфраструктуры города и т. д.

развития рыночной инфраструктуры, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

Значение социальной инфраструктуры для...

В статье рассмотрено значение социальной инфраструктуры для региональной экономики и страны в целом.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от

социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

[3, c.150] Мы считаем, что данный подход вполне правомерен, так как на территории

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований и др.

средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим

Социально-экономическое развитие муниципальных...

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципальных

собой важнейшее условие для сохранения муниципалитета как единой системы.

муниципалитета, а также создание условий для обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан.

(включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с...

Похожие статьи

Особенности развития инфраструктуры муниципального...

Процесс развития и формирования инфраструктуры муниципального образования в качестве

3. Петрищева И. В. Концепция устойчивого развития малого предпринимательства в современных

Социальная инфраструктура является достаточно емким рынком рабочей силы.

муниципальное образование, социальная инфраструктура, Ульяновск, территория...

Роль малого и среднего предпринимательства...

...и среднего предпринимательства в социально-экономическом развитии территории.

а также поступлением инвестиций в основной капитал малых форм хозяйствования.

Развитие малого и среднего предпринимательства в регионах значимо по следующим факторам.

Взаимодействие федеральных органов власти и органов муниципальной власти при...

Роль органов местного самоуправления в развитии субъектов...

В муниципальной программе поддержки малого предпринимательства определяются

представительства и магазины, создают собственные банки и социальные объекты для своих служащих.

Создание в каждом муниципальном образовании совета по поддержке малого бизнеса.

Маркварт Э. Формы, условия и порядок поддержки субъектов малого и среднего...

Особенности инвестиционной деятельности муниципальных...

...порядка на территории муниципального района муниципальной милицией

13) создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка

При решение этих вопросов МО интенсивно взаимодействует с частным капиталом.

уровень развития производственной и социальной инфраструктуры; “цена” рабочей силы

Оценка инвестиционного потенциала муниципального образования

...уровень созданных условий для развития малого и среднего бизнеса, индивидуальных

Общая площадь жилых помещений, приходящаяся в среднем на одного жителя, м2.

местного значения, находящихся в собственности муниципальных образований на конец года, км.

и услуг собственными силами (без субъектов малого предпринимательства), тысяч рублей.

Понятие муниципальной собственности | Статья в журнале...

В. Г. Игнатов трактует понятие муниципальной собственности «как систему отношений по

 возникновение и развитие хозяйствующих субъектов различных форм собственности

 обеспечение развития и содержания инженерной инфраструктуры города и т. д.

развития рыночной инфраструктуры, создание условий для развития малого и среднего бизнеса.

Значение социальной инфраструктуры для...

В статье рассмотрено значение социальной инфраструктуры для региональной экономики и страны в целом.

Ключевые слова: социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

Возможности социальной инфраструктуры в создании этих условий зависят от

социальная инфраструктура, человеческие ресурсы, социальный капитал.

К вопросу о роли местных бюджетов в социально-экономическом...

[3, c.150] Мы считаем, что данный подход вполне правомерен, так как на территории

– регулирование планировки и застройки территорий муниципальных образований и др.

средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Роль местных бюджетов в социально-экономическом развитии районов характеризуется следующим

Социально-экономическое развитие муниципальных...

Ключевые слова: стратегия социально-экономического развития муниципальных

собой важнейшее условие для сохранения муниципалитета как единой системы.

муниципалитета, а также создание условий для обеспечения достойного уровня и качества жизни граждан.

(включая духовную) и экономической сфер на территории муниципального образования, с...

Задать вопрос