Проблемы освещения федеральных законов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №42 (437) октябрь 2022 г.

Дата публикации: 20.10.2022

Статья просмотрена: 22 раза

Библиографическое описание:

Курманаева, А. И. Проблемы освещения федеральных законов / А. И. Курманаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 42 (437). — С. 125-127. — URL: https://moluch.ru/archive/437/95574/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье рассматриваются проблемы освещения и понимания гражданами федеральных законов и иных правовых актов.

Ключевые слова: закон, правовой акт, общество, государство.

The article deals with the problems of coverage and understanding of federal laws and other legal acts by citizens.

Keywords: law, legal act, society, state.

Современные законы имеют особенность транслироваться в массы на сложном, бюрократическом языке. Как правило, человек узнаёт новостную и интересующую его информацию из сми-источников. Для отслеживания актуальной информации касательно появления новых законов, комментариев Правительства и иных правовых актов граждане могут использовать официальный сайт Правительства Российской Федерации, официальный интернет- портал правовой информации, входящий в государственную систему правовой информации (ГСПИ), а также путём просмотра прямых эфиров выступлений Президента и депутатов Государственной Думы по телевидению и интернету.

Нужно учитывать, что, читая информацию не из официальных источников, то есть не изучая непосредственно само постановление/ указ Президента РФ, пользователь читает интерпретацию текста медиа-изданием, от чего может потеряться основная мысль, изложенная в содержимом закона. Не новость, что в интернете сегодня огромное количество информации, так называемого «информационного шума», большая часть которого не стоит внимания. Важно обращаться к официально публикуемой информации и формировать собственное мнение, не опираясь на чужое переосмысление.

Как правило, специалисты отдельных отраслей знакомы с системообразующими правовыми актами их профиля деятельности. Поэтому изменения или дополнения, которые со временем может претерпевать закон, будут понятны человеку, им интересующимся. Человеку, не изучающему вопросы конкретной отрасли, отдельные правовые акты могут показаться непонятыми, их идеи долгоплановыми и трудноосуществимыми. Интерес большинства граждан к повестке снижается также, поскольку отсутствует понимание процессов её реализации. Возникает вопрос: что делать человеку, который интересуется новыми постановлениями государства и в целом причинами их появления, но не знакомым с применением этих законов на практике? Как сделать закон понятным обычному гражданину?

Изучая аналитический отчёт исследовательской группы ЦИРКОН 2011 г. можно заключить, что большинство россиян находят деятельность власти неочевидной, требующей разъяснений. Проводился опрос на тему того, каких качеств больше всего не хватает современной российской власти [1, с.117], ответы были следующие: «забота о народе» (44 %), «неподкупность» (36 %), «законность» (30 %), «честность» (25 %) и «справедливость» (18 %).

Дифференциация в ответах различных социально-демографических групп наблюдалась несущественная. Можно отметить, что при ответе на вопрос о наименее важных качествах власти, с точки зрения идеальной модели, респонденты выбирали те, на которые российская власть делала особый упор при формировании собственного имиджа через СМИ, а именно: доброта, сила. Не стоит оценивать этот показатель, как отчуждённость российского гражданина к этим качествам. Напротив, чаще всего наименее важным человек может признать уже присутствующий в его жизни фактор, то есть оставить его незамеченным. В том же опросе 10 % респондентов выбирали «честность», «ответственность», «законность», — это показатель того, что граждане не находят этих качеств у власти, о чём уже было упомянуто ранее. Наиболее важными же российский гражданин считает потребность в прозрачности, присутствует необходимость в усилении открытости госслужащих перед вышестоящими органами и народом, в справедливости, и заботе о народе.

В 2019 г. аналитический центр Левада проводил опрос среди населения касательно качеств, характеризующих современную и советскую власть [2]. Данные приведены в таблице 1.

Таблица 1

Семантические доминанты восприятия власти

(Рассчитываются как сумма всех полученных ответов за 1998–2019 годы, деленная на количество проведенных опросов)

Прежняя, советская

Нынешняя, современная

близкая народу, людям (30)

бюрократичная (27)

сильная, прочная (26)

законная (25)

«своя», привычная (21)

авторитетная, уважаемая (20)

справедливая (18)

криминальная, коррумпированная (46)

далекая от народа, чужая (31)

бюрократичная (28)

непоследовательная (18)

недальновидная (17)

слабая, беспомощная (15)

паразитическая (13)

Источник: составлено автором по [2]

Из отчёта следует, что отношение к власти кардинально отличается в зависимости от исторического периода. Если в Советском Союзе людям была близка идеология коммунизма, власть воспринималась как опора человеку, признавался её авторитет, то из опроса 2019 года стало ясно, что преимущественно власть воспринимают, как коррумпированную, далёкую от народа. Такие показатели не сильно разнятся с отчётом от ЦИРКОН 2011 года. Современные решения Правительства не находят отклик в обществе, их действия оцениваются как непоследовательные и недальновидные. Соответственно, и вникать в повестку современных законов не возникает желания.

Патерналистские установки в обществе указывают на инертный характер сознания, приверженность старым моделям поведения и мышления [3, 213]. Люди ожидают от правительства разъяснений и напутствий. Однако, также присутствует и недоверие общества к властным структурам, случаи коррумпированности управленческих органов. Всё это в совокупности негативно настраивает граждан к своему Правительству. В правовой культуре россиян отсутствует юридический стержень, что рождает пассивное отношение к изучению новых правовых актов, а значит, и отсутствию интереса к своей правовой позиции. Российский гражданин просто не верит в осуществление и правомерную реализацию закона, в реальную возможность отстаивать свои права. При создании соответствующих условий для осуществления порядка, в сознании граждан также проснётся интерес к изучению правил, регулирующих права и свободу человека [4, 70].

Законы не воспринимаются населением, как призыв к действию. Скорее, это некий фактор, необходимый в обществе, но исполнение которого люди не находят обязательным. Это говорит о том, что человек не вовлечен в коммуникацию с правительством. Что является этому причиной? Отсутствие слаженных каналов коммуникации, неэффективная обратная связь? Отсутствие интереса к деятельности государства со стороны населения?

По мнению Французского политолога Д. Кола одна из главных проблем российского общества кроется в отсутствии правовой культуры, которая рассматривает договор как основу регулирования [5, 314]. Действительно, лишь осознавая степень влияния законодательства над обществом в целом, можно понять степень его воздействия на отдельно взятого индивида. Политическую систему можно считать эффективной, когда есть обратная связь между государством и обществом. Правительство прислушивается к проблемам и вопросам граждан и может предложить их решение. Так, страну можно воспринимать в качестве единого, слаженного организма, каналы которого взаимосвязаны. От общества же ожидается политическое содействие. Но для того, чтобы добиться таких результатов, граждане должны быть подкреплены в вопросах, обсуждаемых Правительством, должны чувствовать себя причастными к их решению. Это подразумевает понимание социально-экономических, политических факторов, определяющих общий уровень культуры в обществе.

Можно сказать, что в обществе отсутствует культура платить налоги. Как правило, государственный бюджет формируется из налоговых поступлений, граждане вправе требовать от государства прозрачности бюджетных правоотношений, понимания, на что расходуются его средства. Добившись этого, можно требовать от общества больших инициатив в обсуждении и реализации новых путей решения существующих в стране проблем.

При изучении медийных аспектов освещения законодательной практики в сфере государственной молодёжной политики уделяется особое внимание способам донесения информации через СМИ [6]. В ней авторами предлагаются решения, в которых основная задача — сделать доносимую информацию понятной для читателя. Одна из проблем, обозначенная авторами, заключается в том, что не все граждане РФ имеют доступ к СМИ, конкретно жители небольших поселений и городов с малым населением. Решением может послужить расширение перечня общероссийских обязательных общедоступных теле- и радиоканалов и выпуск соответствующего федерального закона.

Суммируя вышесказанное, разумно заключить, что для понимания новых Правительственных постановлений, законов и иных правовых актов, необходимо чувство сопричастности человека к государству. Проблемы социального, политического, экономического и культурного характера должны непосредственно волновать каждого человека и вовлекать его в процесс их решения. Интерес граждан к повестке закона снижается из-за его непонимания и некачественного исполнения, соответственно, для реализации и осуществления закона должна повыситься ответственность госслужащих перед вышестоящими органами и народом, усилиться контроль за соблюдением и реализацией законов. Общество же, в свою очередь, должно осознанно подходить к вопросам и повесткам, встающим на обсуждение, чаще вступать в коммуникацию с государством.

Литература:

1. Качества власти. Восприятие и представления населения / И. В. Задорин, А. А. Комисаров, Е. В. Халкина [и др.]. // Полития. — 2011. — № 4. — С. 112–135.

2. Образы власти, советской и нынешней. — Текст: электронный // Левада-центр: [www.levada.ru]. — URL: https://www.levada.ru/2019/08/05/obrazy-vlasti-sovetskoj-i-nyneshnej/ (дата обращения: 18.09.2022).

3. Нефедова, М. С. Проблемы развития правовой культуры в условиях формирующегося гражданского общества современной России / М. С. Нефедова. // Мир науки, культуры, образования. — 2010. — № 5 (24). — С. 213–215.

4. Аринин, А. Н. Права и свободы человека и эффективное развитие России / А. Н. Аринин. // Общественные науки и современность. — 2002. — № 1. — С. 68–79.

5. Кола, Д. Политическая социология / Д. Кола. — Москва: М.: Весь мир; ИНФРА-М., 2001. — 405 c.

6. Патюкова, Р. В. Медийные аспекты освещения законодательной практики в сфере государственной молодежной политики / Р. В. Патюкова, А. Н. Минская. // Вестник АГУ. — 2017. — № 4 (207). — С. 177–181.

Основные термины (генерируются автоматически): общество, российский гражданин, акт, гражданин, качество, народ, опрос, отсутствие интереса, правовая информация, решение.


Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в формировании демократического правового государства.

Право публичного лица на неприкосновенность частной жизни

Видится, что определение термина «публичный интерес» имеет решающее значение для отрасли конституционного права, так как является фактором, ограничивающим базовое конституционное право человека и гражданина — право на неприкосновенность частной жизни.

Юридические основы системы прав и свобод человека...

– законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев

– каждый гражданин имеет право на самостоятельную защиту личных прав и свобод [1]

Специально защитой прав и свобод граждан и интересов общества и государства от

Наибольшее количество решений, принятых Конституционным Судом, посвящены защите прав...

Права человека | Статья в сборнике международной научной...

Гражданин может проголосовать, явившись на выборы, т.е. совершить волевой акт и тем

Возможно по причине отсутствия того кандидата, за которого он бы проголосовал, либо по

4) Африканская хартия прав человека и народов принятая 26 июня 1981(региональный

Существование прав человека в нормативно-правовых актах не всегда гарантировало их...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Одним из неотъемлемых признаков такого типа государства является гражданское общество.

Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения проблем, как в

6) отсутствие твердого экономического фундамента для гражданских обществ

4) деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании.

настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина...

Конституционно-правовой статус человека и гражданина можно определить как

1) выступают в качестве самостоятельных элементов конституционно-правового статуса личности

Ключевые слова: Российская Федерация, правовой статус личности, Конституция РФ, гражданин...

Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской.

Необходимость повышения правового сознания граждан

...при всех данных нарушениях является отсутствие у граждан знаний нормативно-правовых актов.

К большому сожалению, причинами повышения правового сознания граждан являются и

Облегчить доступ граждан к нормативным правовым актам.

западной Европы и Америки, правовая просвещенность граждан Российской Федерации низкая.

Реализация конституционного права граждан на определение...

Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из. Особая вера в право всех народов на самоопределение возникла после второй мировой.

А что касается гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, то эта.

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Похожие статьи

Права и свободы граждан как критерий формирования...

В настоящее время изменения экономико-социального и политического уровня становления нашего общества говорят об избрании института защиты прав и свобод человека и гражданина в качестве основной тенденции в формировании демократического правового государства.

Право публичного лица на неприкосновенность частной жизни

Видится, что определение термина «публичный интерес» имеет решающее значение для отрасли конституционного права, так как является фактором, ограничивающим базовое конституционное право человека и гражданина — право на неприкосновенность частной жизни.

Юридические основы системы прав и свобод человека...

– законы и другие нормативно-правовые акты не имеют обратного действия во времени, кроме случаев

– каждый гражданин имеет право на самостоятельную защиту личных прав и свобод [1]

Специально защитой прав и свобод граждан и интересов общества и государства от

Наибольшее количество решений, принятых Конституционным Судом, посвящены защите прав...

Права человека | Статья в сборнике международной научной...

Гражданин может проголосовать, явившись на выборы, т.е. совершить волевой акт и тем

Возможно по причине отсутствия того кандидата, за которого он бы проголосовал, либо по

4) Африканская хартия прав человека и народов принятая 26 июня 1981(региональный

Существование прав человека в нормативно-правовых актах не всегда гарантировало их...

Гражданское общество современной России | Статья в сборнике...

Одним из неотъемлемых признаков такого типа государства является гражданское общество.

Гражданское общество невозможно без чувства ответственности населения за решения проблем, как в

6) отсутствие твердого экономического фундамента для гражданских обществ

4) деятельность средств массовой информации в условиях свободы и плюрализма

Проблемы социальной защиты населения | Статья в журнале...

Они проводятся в соответствии с законодательными и правовыми актами страны [4].

Второй задачей является обеспечение потребности граждан в социальном обслуживании.

настроя у населения, а также отсутствие у некоторых граждан заинтересованности в улучшении собственного

В-девятых, обеспечение доступности и качества лекарственных препаратов.

Конституционно-правовой статус человека и гражданина...

Конституционно-правовой статус человека и гражданина можно определить как

1) выступают в качестве самостоятельных элементов конституционно-правового статуса личности

Ключевые слова: Российская Федерация, правовой статус личности, Конституция РФ, гражданин...

Эбзеев Б. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской.

Необходимость повышения правового сознания граждан

...при всех данных нарушениях является отсутствие у граждан знаний нормативно-правовых актов.

К большому сожалению, причинами повышения правового сознания граждан являются и

Облегчить доступ граждан к нормативным правовым актам.

западной Европы и Америки, правовая просвещенность граждан Российской Федерации низкая.

Реализация конституционного права граждан на определение...

Так вот, если гражданин какого-либо другого государства приедет в Бельгию, то никто из. Особая вера в право всех народов на самоопределение возникла после второй мировой.

А что касается гарантий прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации, то эта.

гражданское общество, правовое государство, свобода человека, государство, местное...

Задать вопрос