Рассматриваются особенности принятия участия сотрудников Федеральной противопожарной службы (ФПС) Российской Федерации (РФ) в рассмотрении дел об административных правонарушениях в арбитражных судах.
Ключевые слова: административные правонарушения, арбитражный суд, федеральная противопожарная служба.
Сотрудники ФПС при осуществлении своей деятельности участвуют в арбитражных судах и судах общей юрисдикции, с целью обеспечить защиту интересов МЧС России. Количество обжалованных дел ежегодно растет. Это обусловлено тем, что повышается юридическая грамотность граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, защищающих свои права и интересы, при осуществлении в отношении их надзорных мероприятий. Помимо этого, штрафы за нарушение обязательных требований законодательства возрастают, что так же способствует обращению заинтересованных лиц в суд.
Защита прав юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора, осуществляется в административном или судебном порядке в соответствии с законодательством РФ. Нормативные правовые акты органов государственного надзора, нарушающие права и законные интересы юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и не соответствующие законодательству РФ, могут быть признаны недействительными полностью или частично, в том числе в судебном порядке.
Одной из инстанций, куда вправе обратиться заинтересованные лица за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов является арбитражный суд.
Правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется на основании Конституции РФ [1] и федеральным конституционным законом, путем решения экономических споров и рассмотрения иных дел, отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом РФ (АПК РФ) [2] и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.
Арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 3 статьи 30.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) [3] постановление по делу об административном правонарушении, совершенном юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из части 1 статьи 27 АПК РФ следует, что арбитражному суду подведомственны дела по экономическим спорам и другие дела, относящиеся к предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 3 части 1 статьи 29 АПК РФ предусмотрено, что арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об административных правонарушениях, если федеральным законом их разбирательство отнесено к компетенции арбитражного суда.
В пункте 10 раздела VI «Обзора судебной практики Верховного Суда РФ», утвержденного 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда РФ (далее — ВС РФ) [4] указано следующее: «для отнесения дел об обжаловании постановлений административных органов о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности к компетенции арбитражных судов законодатель в данной норме установил необходимость в каждом конкретном случае учитывать следующие критерии:
1) административное правонарушение совершено определенным в КоАП РФ субъектом (юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выступающим участником хозяйственного оборота;
2) административное правонарушение совершено этим лицом в процессе осуществления им предпринимательской или иной экономической деятельности, то есть административное правонарушение связано с осуществлением такой деятельности и выражается в несоблюдении законодательства, нормативных правовых актов, регулирующих отношения в том числе в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и устанавливающих правила, запреты, ограничения и административную ответственность в этой сфере для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Таким образом, обязательными критериями отнесения дела к подведомственности арбитражного суда являются субъектный состав его участников и характер спора, возникший из правоотношений при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности.
В системе ФПС выполнять производство по делам об административных правонарушениях, и принимать меры по предотвращению таких административных правонарушений имеют право должностные лица органов государственного пожарного надзора.
Должностные лица, осуществляющие федеральный государственный пожарный надзор вправе:
- Рассматривать протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.24, 6.25, 8.32, 8.32.3, 11.16, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44–14.46, частями 1–4 статьи 14.46.2, статьей 20.4 КоАП РФ.
- Составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьями частью 1 статьи 14.34; частью 5 статьи 14.46.2; частью 1 статьи 19.4; частями 12–15 статьи 19.5; статьями 19.6, 19.7, 19.13, 19,33 КоАП РФ.
Должностное лицо, по результатам рассмотрения дела об административном правонарушении выносит постановление о назначении административного наказания. При этом разъясняет, право на обжалование постановления по делу об административном правонарушении.
Постановления по делу об административном правонарушении может быть обжаловано:
1) вынесенное судьей — в вышестоящий суд;
2) вынесенное коллегиальным органом — в районный суд по месту нахождения коллегиального органа;
3) вынесенное должностным лицом — в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела;
4) вынесенное иным органом, созданным в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, — в районный суд по месту рассмотрения дела.
Постановление по делу об административном правонарушении, связанном с осуществлением предпринимательской или иной экономической деятельности юридическим лицом или лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, обжалуется в арбитражный суд в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством.
Из этого следует, что постановления ФПС могут быть обжалованы в арбитражный суд лишь по статьям 14 главы «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности» КоАП РФ. Однако имеет место быть практика, когда арбитражный суд принимает к рассмотрению дела об административных правонарушениях, не связанных с экономической деятельностью. В этом случае должностным лицам ФПС необходимо действовать в соответствии с АПК РФ. В первую очередь в отзыве сослаться на пункт 33 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении КоАП РФ» в котором разъяснено, что жалобы юридических лиц или лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, на постановление о привлечении к административной ответственности, исходя из положений, закрепленных в части 3 статьи 30.1 КоАП РФ и пункте 3 части 1 статьи 29 АПК РФ, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции, если юридическое лицо или индивидуальный предприниматель привлечены к административной ответственности не в связи с осуществлением указанными лицами предпринимательской и иной экономической деятельности. Например, когда объективная сторона совершенного ими административного правонарушения выражается в действиях (бездействии), направленных на нарушение или невыполнение норм действующего законодательства в области безопасности дорожного движения, пожарной безопасности, законодательства о труде и охране труда. В случае если суд первой инстанции при принятии решения не учет данные доводы, необходимо обжаловать решение, направив апелляционную жалобу в вышестоящий суд в установленные сроки.
Подводя итог, можно сделать вывод, что сотрудникам ФПС, необходимо изучать судебную практику, правильно применять законы и иные нормативно правовые акты, грамотно высказывать свои доводы и соображения в судах, быть независимым, подчиняться Конституции Российской Федерации.
Литература:
- Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 дек.1993 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31. Ст. 4398
- Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ//
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 N 195-ФЗ //
- Обзор судебной практики Верховного Суда РФ», утвержден 24.12.2014 Президиумом Верховного Суда РФ //