Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 26.09.2022

Статья просмотрена: 5266 раз

Библиографическое описание:

Гражданкина, К. С. Факты, не подлежащие доказыванию в гражданском процессе / К. С. Гражданкина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 99-101. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95105/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье раскрыты обстоятельства, которые признаются при рассмотрении гражданского дела, не нуждающиеся в доказывании. Они признаются судом без применения специальных процедур доказывания. Их установление учитывается при принятии решения по делу.

Ключевые слова: доказывание, предмет, общеизвестные, преюдициально установленные, приговор, решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда.

Действующее процессуальное законодательство придает важную роль доказыванию. По общему правилу обстоятельства, имеющие значение для дела, подлежат доказыванию. В соответствии со статьей 55 ГПК, доказывание по гражданскому делу представляет собой сбор юридических фактов и анализ обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, и иные обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела. Эти обстоятельства именуются предметом доказывания.

В любом гражданском деле не обойтись без доказательственных фактов, представляющих собой такие обстоятельства, которые, будучи установленными в суде, позволяют прийти к выводу о наличии или отсутствии юридически значимых фактов. Например, по делу о признании гражданина отцом ребенка ответчик может представить документ о невозможности иметь детей ввиду перенесенного заболевания. Он и будет основанием для принятия решения по делу.

Суд, определяя предмет доказывания по конкретному делу, не связан полностью фактами, указанными сторонами. В теории и практике гражданского процесса имеется примерный комплекс фактов, которые могут быть предоставлены сторонами.

Статья 61 ГПК устанавливает исключения из общего правила, указывая две категории фактов, не подлежащих доказыванию: общеизвестные (factum notorium) и преюдициально установленные (factum praejudicialis). Указанные факты исключают необходимость их обоснования участниками спора и исследования судом. Они принимаются судом без специального обоснования сторонами.

Понятие «общеизвестные факты» и их роль в доказывании отражено ч. 1 ст. 61 ГПК РФ, согласно которой обстоятельства, признанные судом общеизвестными, не нуждаются в доказывании. В. Б. Юзефович, отдавая исключительный приоритет субъективному признаку в понятии общеизвестности, прямо подчеркивал решающую роль суда: «...под общеизвестным должен пониматься тот имеющий широкую известность факт, от доказывания которого суд по признаку общеизвестности освобождает». [1]

Общеизвестный факт признается законом основанием для освобождения сторон от доказывания, так как это обстоятельство истинно и широко известно. Осведомленность только судьи о каком-либо факте не является основанием для признания факта общеизвестным. Истинность обстоятельства выступает причиной, а его широкая известность — следствием, а не наоборот. Например, общеизвестным фактом суд признал дату установления запрета на авиасообщения с зарубежными странами в связи с началом распространения коронавирусной инфекции. Признание этого факта было необходимым для решения спора между туристом и туристической компанией. [2]

Приняв факт общеизвестности, суд обязан указать в решении не только на то, какие обстоятельства он считает общеизвестными, но и почему он так считает. Для этого суд должен обозначить тот способ проверки, которым он пользовался, и, соответственно, источники таких сведений. Это не только отведет от суда подозрение в использовании фактической информации, не являющейся общеизвестной и полученной внепроцессуальным путем, но и даст возможность суду второй инстанции эффективно провести проверку утверждения об общеизвестности конкретного обстоятельства, что особенно важно в отношении локальных фактов. [3]

Часть 2 ст. 61 ГПК РФ определяют правило, согласно которому факты и обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом суда, не требуют повторного доказывания при условии, что в рассматриваемом деле участвуют те же лица, в отношении которых вынесено вступившее в законную силу решение суда — правило преюдециальности.

Преюдиция как неотъемлемая часть процесса доказывания присутствует в гражданском процессе. Ее можно признать результатом доказательственной деятельности суда и лиц, участвующих в деле.

В силу преюдиции обстоятельства, установленные судом при разрешении гражданского дела, являются обязательными для суда, который рассматривает другое дело с участием тех же лиц. Поэтому эти обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию. Таким образом, обязательность установленных судом обстоятельств в ч. 2 ст. 61 ГПК РФ должна подразумеваться, ибо иное не соответствовало бы самой сути преюдиции.

Цель применения преюдиции в гражданском процессе состоит в обеспечении стабильности судебных актов, так как обстоятельства, единожды установленные во вступившем в законную силу судебном акте, не могут передоказываться или опровергаться при рассмотрении взаимосвязанных дел при наличии в совокупности объективных и субъективных пределов преюдиции. [4]

Преюдициальность определяется объективными и субъективными критериями в совокупности, отсутствие какого-либо из них лишает судебный акт данного свойства.

Объективные критерии касаются обстоятельств, установленных вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному делу. По общему правилу все обстоятельства, установленные судом, обладают преюдициальностью. Необходимо, чтобы в определенной части обстоятельства, устанавливаемые судом, совпадали с обстоятельствами, установленными вступившим в законную силу судебным актом.

Субъективный фактор указывает на состав лиц, участвующих в деле, данные лица должны совпадать в предыдущем деле, по которому вступил в законную силу судебный акт, и в рассматриваемом деле. Часть 2 ст. 61 ГПК РФ закрепляет действие преюдициальности судебных актов, принятых судом той же подсистемы, при рассмотрении дела, в котором участвуют те же лица. Данные нормы предполагают распространение преюдициальности только в том случае, если те же лица, которые участвуют в производстве по данному делу, также принимали участие в производстве по предыдущему. [5]

ГПК РФ не случайно указывает именно на судебный акт как основание применения правила преюдициальности. К судебным актам в данном случае относятся любые решения, постановления, определения. Судебные акты, принятые судами первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций разных ветвей судебной системы, а также в порядке пересмотра по новым и вновь открывшимся обстоятельствам, могут признаваться преюдициальными, если они приняты по ранее рассмотренному судом делу, вступили в законную силу, а также имеют отношение к лицам, участвующим в деле.

Интересен вопрос о преюдициальности приговора для гражданских процессуальных отношений и арбитражных решений для гражданского дела. В ГПК РФ установлено правило о преюдициальности постановлений суда по уголовному делу и арбитражным процессуальным отношениям. В статье 61 ГПК РФ установлено, что приговор и постановления суда актуальны для суда общей юрисдикции только по вопросам о том, имели ли место определенные действия и совершены ли они этим лицом.

Конституционный Суд РФ не раз отмечал, что «отказ в возбуждении уголовного дела или его прекращение в связи с освобождением лица от уголовной ответственности и наказания по нереабилитирующему основанию не влекут признание лица виновным или невиновным в совершении преступления. Принимаемое в таких случаях процессуальное решение не подменяет собой приговор суда и по своему содержанию и правовым последствиям не является актом, которым устанавливается виновность подозреваемого или обвиняемого (подсудимого) в том смысле, как это предусмотрено статьей 49 Конституции Российской Федерации. Подобного рода решения констатируют отказ от дальнейшего доказывания виновности лица несмотря на то, что основания для осуществления в отношении него уголовного преследования сохраняются». [6]

Действительно, имеются основания утверждать, что постановление суда о прекращении производства по уголовному делу по нереабилитирующему основанию «предполагает основанную на материалах расследования констатацию того, что лицо совершило деяние, содержащее все признаки состава преступления». [7] Однако неокончательный характер выводов, содержащихся в таком судебном решении, не позволяет ставить знак равенства между этой констатацией и окончательным установлением обстоятельств, а за самими выводами о совершении деяния признавать преюдициальное значение.

Именно поэтому Конституционный Суд РФ, а также арбитражные суды и суды общей юрисдикции в большинстве случаев толковали действующие положения ч. 4 ст. 61 ГПК РФ (о преюдициальности приговора) буквально, не признавая за судебными постановлениями о прекращении производства по уголовному делу преюдициального значения. В то же время, поскольку полностью пренебрегать выводами, содержащимися в таких постановлениях, также было бы неверным, суды принимали эти постановления в качестве письменных доказательств и давали им соответствующую оценку.

Представляется, что сложившаяся судебная практика вполне разумна. С одной стороны, постановление, содержащее неокончательные выводы, не является преюдициальным, не имеет для суда заранее установленной силы и подлежит оценке наряду с другими доказательствами. С другой стороны, риск вынесения противоречащих друг другу актов сводится к минимуму. Суд в случае несогласия с выводами судебного постановления должен привести соответствующие доводы, почему им были отданы предпочтения иным доказательствам, а не судебному постановлению.

По этой причине закрепление нормы о преюдициальности иных, кроме приговора, судебных постановлений по уголовному делу в ГПК РФ не имеет под собой достаточных оснований. Предлагается данную норму из ГПК РФ удалить.

Таким образом, в некоторых случаях участники рассмотрения дела в суде освобождаются от доказывания. Одним из таких случаев является установление общеизвестных фактов. Они могут носить как общероссийских, так и локальный характер. Они должны быть хорошо известны судье и участникам слушаний. Другим обстоятельством, освобождающим от доказывания, являются обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу (преюдициальные факты), суда общей юрисдикции и приговора суда не доказываются вновь при рассмотрении судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Литература:

  1. Юзефович В. Б. Доказательства и доказывание в арбитражном процессе: анализ правоприменительной практики. Выводы судебного юриста. — М.:Инфотропик Медиа, 2012. — 120 с.
  2. Решение Мытищинского городского суда Московской области № 2–5147/2020 2–5147/2020~М-3007/2020 М-3007/2020 от 28 сентября 2020 г. по делу № 2–5147/2020 [Электронный ресурс]: Судебные и нормативные акты РФ. — Режим доступа: https://sudact.ru// (дата обращения 15.09.2022).
  3. Ильин А. В. Установление судами первой и апелляционной инстанций общеизвестности обстоятельства /А. В. Ильин // Закон. — 2017. — № 7. — С. 137–145.
  4. Чушенко Д. Н. Развитие института преюдиции в отечественном законодательстве /Д. Н. Чушенко // Северо-Кавказский юридический вестник. — 2015. — № 4. — С. 101–108.
  5. Мацкевич П. Н. Преюдиция в гражданском и административном судопроизводстве России: дисс. канд.юрид.наук. — М., 2017. — 219 с.
  6. По делу о проверке конституционности положений пункта 3 части первой статьи 24, пункта 1 статьи 254 и части восьмой статьи 302 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобой граждан В. Ю. Глазкова и В. Н. Степанова: постановление Конституционного Суда РФ от 2 марта 2017 г. № 4-П // Собрание законодательства РФ. — 2017. — № 11. — Ст. 1621.
  7. Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Соколовой Ольги Семеновны на нарушение ее конституционных прав пунктом 3 части первой и частью второй статьи 27, статьями 212 и 213 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и частью первой статьи 71 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации: определение Конституционного Суда РФ от 15 июля 2008 г. № 501-О-О // Конституционное правосудие в странах СНГ и Балтии. — 2008. — № 21.
Основные термины (генерируются автоматически): РФ, законная сила, суд, судебный акт, обстоятельство, дело, доказывание, общая юрисдикция, уголовное дело, факт.


Ключевые слова

доказывание, приговор, предмет, общеизвестные, преюдициально установленные, решение суда общей юрисдикции, арбитражного суда

Похожие статьи

К вопросу о применении в гражданском судопроизводстве концепции бесспорных обстоятельств

Настоящая статья посвящена концепции бесспорных обстоятельств в гражданском процессе, как одному из инструментов современного цивилистического судопроизводства. В статье исследуются общеизвестные, преюдициальные, признанные и подтвержденные нотариусо...

Принципы и классификация выводов эксперта как участника уголовного судопроизводства

В представленной статье анализируются основания классификации выводов эксперта. Выделены принципы, на которых должно базироваться заключение эксперта. Обоснован вывод, согласно которому заключение эксперта обладает относимостью, если оно устанавливае...

Проблемы процессуальной модели признания доказательств подложными (фальсифицированными)

Цивилистический процесс, в отличие от процесса публичного, не требует от суда обязательного и полного установления по рассматриваемому делу объективной истины: достаточным, в силу частного характера спорных отношений, считается соблюдение принципа со...

Обстоятельства, подлежащие доказыванию в уголовном процессе

В статье анализируется институт доказывания в уголовном процессе, рассмотрены основные особенности доказывания и установления (выявления) обстоятельств регламентированных ст. 73 УПК РФ.

Правовые особенности доказательств в гражданском судопроизводстве при признании гражданина умершим

Статья посвящена правовым особенностям судебных доказательств, необходимых для констатации юридической смерти (признания гражданина умершим) в гражданском судопроизводстве Российской Федерации

Особенности участия прокурора в стадии судебного разбирательства

В статье автор определяет особенности участия прокурора в стадии судебного разбирательства, реализацию его полномочий и цели при поддержании государственного обвинения.

Предмет доказывания в гражданском процессе

В статье рассматривается сущность предмета доказывания в гражданском процессе. Излагаются точки зрения специалистов, указываются признаки предмета доказывания.

Юридическая сила доказательств, полученных с нарушением закона

В статье автор рассматривает вопрос о юридической силы доказательств, полученных с нарушением закона, в гражданском процессе.

Сущность, понятие, значение пределов доказывания, их соотношение с предметом и целью доказывания по уголовным делам

Основания прекращения производства по гражданскому делу

В статье изучены основания прекращения производства по делу, поставлена проблематика применения отдельных оснований судами, а также предложены пути решения проблем, возникающие при решении процессуальных вопросов в этой сфере

Похожие статьи

К вопросу о применении в гражданском судопроизводстве концепции бесспорных обстоятельств

Настоящая статья посвящена концепции бесспорных обстоятельств в гражданском процессе, как одному из инструментов современного цивилистического судопроизводства. В статье исследуются общеизвестные, преюдициальные, признанные и подтвержденные нотариусо...

Принципы и классификация выводов эксперта как участника уголовного судопроизводства

В представленной статье анализируются основания классификации выводов эксперта. Выделены принципы, на которых должно базироваться заключение эксперта. Обоснован вывод, согласно которому заключение эксперта обладает относимостью, если оно устанавливае...

Проблемы процессуальной модели признания доказательств подложными (фальсифицированными)

Цивилистический процесс, в отличие от процесса публичного, не требует от суда обязательного и полного установления по рассматриваемому делу объективной истины: достаточным, в силу частного характера спорных отношений, считается соблюдение принципа со...

Обстоятельства, подлежащие доказыванию в уголовном процессе

В статье анализируется институт доказывания в уголовном процессе, рассмотрены основные особенности доказывания и установления (выявления) обстоятельств регламентированных ст. 73 УПК РФ.

Правовые особенности доказательств в гражданском судопроизводстве при признании гражданина умершим

Статья посвящена правовым особенностям судебных доказательств, необходимых для констатации юридической смерти (признания гражданина умершим) в гражданском судопроизводстве Российской Федерации

Особенности участия прокурора в стадии судебного разбирательства

В статье автор определяет особенности участия прокурора в стадии судебного разбирательства, реализацию его полномочий и цели при поддержании государственного обвинения.

Предмет доказывания в гражданском процессе

В статье рассматривается сущность предмета доказывания в гражданском процессе. Излагаются точки зрения специалистов, указываются признаки предмета доказывания.

Юридическая сила доказательств, полученных с нарушением закона

В статье автор рассматривает вопрос о юридической силы доказательств, полученных с нарушением закона, в гражданском процессе.

Сущность, понятие, значение пределов доказывания, их соотношение с предметом и целью доказывания по уголовным делам

Основания прекращения производства по гражданскому делу

В статье изучены основания прекращения производства по делу, поставлена проблематика применения отдельных оснований судами, а также предложены пути решения проблем, возникающие при решении процессуальных вопросов в этой сфере

Задать вопрос