Диагностика предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 14 декабря, печатный экземпляр отправим 18 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №37 (432) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 18.09.2022

Статья просмотрена: 178 раз

Библиографическое описание:

Полетаева, И. А. Диагностика предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения / И. А. Полетаева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 37 (432). — С. 184-185. — URL: https://moluch.ru/archive/432/94867/ (дата обращения: 01.12.2024).



Представляю вашему вниманию вопрос диагностики предметных знаний по биологии в условиях реализации ФГОС третьего поколения. Так как система оценивания в рамках новых стандартов — отражение поставленных им задач, а задачами являются создание единого образовательного пространства и преемственность, то и диагностика предметных знаний будет встроена в их достижение. Так как методологические основы расположены в рамках системно-деятельностного подхода, новые ФГОС в системе диагностики: детализируют требования к результатам освоения учащимися программ ООО; прописана процедура оценки качества образования (ВПР, РДР и т. д.); сделан акцент на развитие метапредметных и личностных навыков; подробно указан перечень предметных и межпредметных навыков, которыми должен обладать ученик в рамках каждой дисциплины (уметь доказать, интерпретировать, оперировать понятиями, решать задачи);расписан формат работы в рамках каждого предмета для развития этих навыков (проведение лабораторных работ, внеурочной деятельности и т. д.);зафиксированы контрольные точки с конкретными результатами учеников.

Актуальные ФГОС фокусируются на практических навыках детей: они должны понимать, как связаны предметы и как помогают в реальной жизни.

Среди критериев оценивания особо отметим такие как вариативность, связь с развитием личностных и метапредметных, практических умений.

Элементами системы мониторинга и оценки качества преподавания предмета являются:

– всероссийские проверочные работы,

– региональные проверочные работы,

– национальные исследования качества образования,

– международные исследования,

– региональные исследования по модели PISA, — ЕГЭ, — ОГЭ.

Система диагностики по предмету также включает:

– процедуру оценки функциональной грамотности, метапредметных в совокупности и личных навыков, а также

– результаты учеников в развитии кругозора.

Так как элементами системы мониторинга и оценки качества преподавания предмета являются все указанные выше процедуры, то в оценивании по урокам должна прослеживаться одна общая линия преемственности и соответствия заданий и критериев. Основываясь на опыте собственного преподавания, экспертной оценке результатов предметных знаний — отмечу основные аспекты на конкретных примерах. Например, для выполнения задания по анатомии- 8 класс + ОГЭ, ЕГЭ, 9, 11 классы необходимо действовать по алгоритму, понимая термины и сопоставляя их с процессами физиологии. Кроме того, оценивание идёт строго по критериям — 2 балла- верно, 1 ошибка- 1 балл, 2я ошибка- 0. Научившись отрабатывать сложные вопросы в формате подобных тестов, ученик лёгкие, базовые понятия начинает использовать на уровне качественного владения знаниями по предмету. Практико-ориентированные диагностики применимы не только в курсе анатомии 8 класса, но и при решении вопросов систематики растений в 6 классе. Тут видим и примеры применения культурных растений, и полное описание капусты и её сортов, как ботаническое, так и бытовое использование понятия. А вот задания на экологию и селекцию оценивают как ученики применяют данные умения с 6 по 11 класс и актуальны на всех уровнях диагностик внешней аттестации- от ВПР до ЕГЭ. На уроках зоологии В 7 классе активно выстроено развитие самостоятельных практических навыков в теме одомашнивание животных- при этом отлично встраивается работа с представлением материала, вопросами к классу –происходит обобщение и экологизация темы. В вопросах диагностик занимает весомое место практическое применение знаний. Усложнение оценивания происходит и потому, что рисунки процессов и сложное выстраивание в систему (таблицы, схемы, рисунки)-практически объединяют все знания и кроме отработки оценки простых названий и терминов включают анализ, обобщение, соответствие, практическое значение, а не выявив причинно-следственные связи сложно получить максимальный балл, хотя на «узнавании» процесса по рисунку- возможен минимальный.

Итак, резюмирую: для качественной диагностики предметных знаний по биологии в условиях обновлённых ФГОС необходимо использовать тесты и задания, отрабатывающие взаимосвязи между предметами в биологии ботаника-зоология-анатомия-цитология-экология-генетика и прочие; целесообразно использовать на уроках тексты из других предметных областей, описывающие место и роль естественнонаучных знаний в жизни, технике, сбережении здоровья человека и окружающей среды.

Наиболее подходят для этого проблемное обучение, метод проектов, кейс-технология, технологии развития критического мышления.

В оценивании по предмету выполненные работы в данных методиках имеют преимуществ.

Критерии оценивания должны быть понятны ученику; в групповой работе и при анализе результата ученик должен уметь самостоятельно оценивать свой результат.

Литература:

  1. http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027?index=0&rangeSize=1 — Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  2. https://fgos.ru/ — тексты ФГОС всех ступеней
  3. Муштавинская И. В. Путеводитель по ФГОС основного и среднего общего образования: Методическое пособие. Санкт-Петербург: КАРО, 2018
  4. http://edsoo.ru — сайт, сопровождающий введение и апробацию Рабочих программ ФГОС
  5. https://edu.gov.ru/ — сайт Минпросвещения России
  6. http://edu53.ru/np-includes/upload/2021/09/21/16562.pdf — Изменения в новых ФГОС НОО и ООО
  7. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/fgos-2020
  8. https://rg.ru/2021/07/12/chemu-budut-uchit-v-shkole-s-1-sentiabria-2022-goda.html
Основные термины (генерируются автоматически): знание, PISA, класс, критерий оценивания, оценка качества преподавания предмета, предмет, элемент системы мониторинга.


Похожие статьи

Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Похожие статьи

Алгоритмизация процесса обучения математике детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС

Развитие коммуникативных навыков на уроках математики в рамках ФГОС

Диагностический потенциал технологии решения проектных задач в 1–4 классах в условиях реализации ФГОС

Методические аспекты эстетического воспитания на уроках литературы и музыки в условиях реализации ФГОС

Формирование ключевых компетенций на уроках истории и обществознания с использованием современных образовательных технологий

Технология работы с родителями детей с ОВЗ в условиях отдельной образовательной организации

Учебное сотрудничество на уроках математики в условиях перехода на ФГОС

Педагогическое сопровождение профессиональной социализации в условиях ССУЗов

Интеграция образовательных областей в образовательной деятельности с детьми в условиях реализации ФГОС

Информационные компетенции на уроках математики и возможности овладения ими с помощью средств ИКТ

Задать вопрос