Акустический дискомфорт малого города и разработка рекомендаций по его оптимизации | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Шматова, А. С. Акустический дискомфорт малого города и разработка рекомендаций по его оптимизации / А. С. Шматова, А. В. Городков, К. А. Пущиенко, С. Г. Парфенов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 8-10. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94839/ (дата обращения: 26.04.2024).



Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспорт. По различным литературным данным, он является причиной от 80 до 90 % основных причин акустического загрязнения в городах. Наибольшие значения уровня шума, достигающие в дневное время 70–80 дБА, фиксируются в жилой застройке, примыкающей к высокоинтенсивным транспортным магистралям.

Один из основных источников шума в городе — автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Наибольшие уровни шума 90–95 дБ отмечаются на магистральных улицах городов со средней интенсивностью движения 2–3 тыс. и более транспортных единиц в час.

Уровень уличных шумов обуславливается интенсивностью, скоростью и характером (составом) транспортного потока [1]. Кроме того, он зависит от планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и таких элементов благоустройства, как покрытие проезжей части и наличие зелёных насаждений. Каждый из этих факторов способен изменить уровень транспортного шума в пределах до 10 дБ.

За последнее время средний уровень шума, производимый транспортом, увеличился на 12–14 дБ. Вот почему проблема борьбы с шумом в городе приобретает всё большую остроту.

Продолжительность периода измерения шумовых характеристик автотранспортного потока, в состав которого могут входить автотранспортные средства различного вида (в частности, легковые и грузовые автомобили, общественный транспорт), зависит от интенсивности движения потока.

Интенсивность движения Q, авт/ч, определяется по формуле:

Q = , (1)

где N — число транспортных средств, прошедших через сечение дороги, авт.;

t — время измерения, ч.

Интенсивность движения — случайная величина, зависящая от многих факторов и изменяющаяся в пространстве и во времени.

Для магистральных улиц с N> 1000 продолжительность измерений составляет 10 мин, с N от 500 до 1000–20 мин, с N менее 500 автомобилей в час — 30 мин. Интервал между отсчетами уровней звука составляет 1–2 сек, поэтому одновременно с измерениями уровней звука фиксируют интенсивность движения. Достаточно подсчитать автотранспорт в течение 30 минут с последующим пересчетом за 1 ч.

Измерения велись два раза в месяц на выбранном участке с регистрацией состава и скоростного режима потока автотранспортных средств. На рисунке 1 представлена эпюра интенсивности движения автотранспортного потока по выбранным наиболее характерным элементам улично-дорожной сети г. Клинцы Брянской области по часам суток.

Эпюра интенсивности движения автотранспорта по ул. Октябрьской

Рис. 1. Эпюра интенсивности движения автотранспорта по ул. Октябрьской

Проведенный анализ показал, что пиковый период приходится на утреннее время — 400–600 автомобилей, 900–1000 автомобилей — в вечернее время.

Протокол измерения уровней звука

  1. Объект: ул. Октябрьская, г. Клинцы.
  2. Дата и время проведения измерений: 06.08.2022 г., 12.00.
  3. Аппаратура: шумомер марки АТТ-9000, 2-й класс точности.
  4. Интервал между отсчетами: 2 сек.
  5. Формула определения эквивалентного уровня звука: L экв =L A +∆L, дБА.

Таблица 1

Преобразованная форма таблицы

Номер класса

Границы класса, дБ А

Количество отсчетов в классе

Время воздействия уровней звука класса, %

Частный индекс

I

II

III

IV

V

VI

VII

VIII

IX

48–52

53–57

58–62

63–67

68–72

73–77

78–82

83–87

88–92

1

24

62

132

178

99

15

3

4

0,2

4,6

12

25,5

34,4

19,1

2,8

0,6

0,8

28

2280

17500

132000

528000

878000

444000

2620000

1110000

Всего

518

100

5731808

Как видно из таблицы, для каждого класса звуков (под номерами I– IX) было определено время их воздействия в процентах. После чего, по таблице 2 [2] находили частные индексы. Так, если в границах класса I (48– 52 дБА) всего один отсчет, то по таблице 2 [2] частный индекс составит 28. Подобным образом определяем остальные частные индексы для других классов. Затем все частные индексы суммируются, получили число 5731808.

Сумма частных индексов для точки составила 5731808. С помощью полученного числа по таблице 3 [2] определили величину ΔL, равную 67 дБ.

Следовательно, в условиях сложившейся застройки необходимы дополнительные конструктивные мероприятия, т. к. проникающий шум в примагистральных домах будет превышать, величину 40 дБ.

Мероприятия по снижению шума в городской застройке и в зданиях необходимо предусматривать в проектах по планировке, застройке, озеленению и благоустройству на всех стадиях проектирования. Причем в условиях города Клинцы, в создавшихся условиях возможно лишь применять архитектурно-планировочные методы борьбы с шумом лишь на стадии проектирования жилых районов и микрорайонов — решение планировочной и объемно-планировочной композиции застройки и благоустройства, эффективно использующие шумозащитные качества городской среды.

Литература:

  1. Федеральный закон Российской Федерации «Об охране атмосферного воздуха»: — Санкт-Петербург, ДЕАН, 2012 г.- 32 с.
  2. ГОСТ 23337–78*. Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий [Текст].- Введ. 1979.01.07.- М.: Изд-во стандартов, 1982.- 16 с.
Основные термины (генерируются автоматически): интенсивность движения, Клинцы, III, VII, VIII, автомобильный транспорт, автотранспортный поток, акустическое загрязнение, граница класса, частный индекс.


Похожие статьи

Оценка выбросов автомобильного транспорта на примере...

(1/час) — фактическая наибольшая интенсивность движения, т. е. количество автомобилей каждой из К групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения

Влияние автотранспорта на окружающую среду | Молодой ученый

Загрязнение автомобильным транспортом приводит к появлению кратко- и долгосрочных эффектов на окружающую среду.

Загрязнение автомобильным транспортом оказывает воздействие по нескольким направлениям: ‒ глобальное потепление

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха...

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по

Библиографическое описание: Ким, А. О. Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха на магистралях / А. О. Ким, А...

Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути...

 Рассматривается экологическая проблематика автомобильного транспорта

Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на

выделение скоростных дорог безостановочного движения и полос движения общественного транспорта.

Натурные исследования акустического режима жилой застройки...

Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспорт.

На рисунках представлены эпюры интенсивности движения автотранспортного потока по выбранным

Уровень интенсивности движения автотранспорта г. Трубчевск.

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние...

Автотранспорт — один из основных источников загрязнения атмосферного воздуха

Для проведения натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортного потока

Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязнение атмосферного воздуха...

Определение содержания концентрации угарного газа вблизи...

Результаты наблюдений за интенсивностью движения автомобилей и составом транспортного потока оформляются в виде таблицы 1. В наших исследованиях мы проводили работу по определению содержания концентрации угарного газа вблизи автомобильных дорог.

Мониторинг атмосферного воздуха города Казани в период...

 В настоящее время проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах является очень

Загрязнение воздуха выбросами отработавших газов транспорта и их опасность для здоровья

интенсивностью движения транспортных потоков; – характером их движения

Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным...

 В работе проведена классификация опасных грузов, отмечена специфика перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ, сделан анализ происшествий с участием опасных грузов.

Похожие статьи

Оценка выбросов автомобильного транспорта на примере...

(1/час) — фактическая наибольшая интенсивность движения, т. е. количество автомобилей каждой из К групп, проходящих через фиксированное сечение выбранного участка автомагистрали в единицу времени в обоих направлениях по всем полосам движения

Влияние автотранспорта на окружающую среду | Молодой ученый

Загрязнение автомобильным транспортом приводит к появлению кратко- и долгосрочных эффектов на окружающую среду.

Загрязнение автомобильным транспортом оказывает воздействие по нескольким направлениям: ‒ глобальное потепление

Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха...

Проведены исследования акустического воздействия и химического загрязнения атмосферного воздуха, вызванное движением транспорта по

Библиографическое описание: Ким, А. О. Акустическое воздействие и загрязнение атмосферного воздуха на магистралях / А. О. Ким, А...

Экологические проблемы автомобильного транспорта и пути...

 Рассматривается экологическая проблематика автомобильного транспорта

Наиболее значимые факторы отрицательного влияния автомобильного транспорта на

выделение скоростных дорог безостановочного движения и полос движения общественного транспорта.

Натурные исследования акустического режима жилой застройки...

Основным источником акустического загрязнения в городах является автомобильный транспорт.

На рисунках представлены эпюры интенсивности движения автотранспортного потока по выбранным

Уровень интенсивности движения автотранспорта г. Трубчевск.

Изучение влияния автомобильного транспорта на состояние...

Автотранспорт — один из основных источников загрязнения атмосферного воздуха

Для проведения натурных обследований структуры и интенсивности автотранспортного потока

Ключевые слова: автомобильный транспорт, загрязнение атмосферного воздуха...

Определение содержания концентрации угарного газа вблизи...

Результаты наблюдений за интенсивностью движения автомобилей и составом транспортного потока оформляются в виде таблицы 1. В наших исследованиях мы проводили работу по определению содержания концентрации угарного газа вблизи автомобильных дорог.

Мониторинг атмосферного воздуха города Казани в период...

 В настоящее время проблема загрязнения атмосферного воздуха в крупных городах является очень

Загрязнение воздуха выбросами отработавших газов транспорта и их опасность для здоровья

интенсивностью движения транспортных потоков; – характером их движения

Анализ состояния перевозок опасных грузов автомобильным...

 В работе проведена классификация опасных грузов, отмечена специфика перевозок опасных грузов автомобильным транспортом в РФ, сделан анализ происшествий с участием опасных грузов.

Задать вопрос