Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 08.09.2022

Статья просмотрена: 159 раз

Библиографическое описание:

Арбузов, А. В. Особенности осуществления защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг / А. В. Арбузов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 73-75. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94784/ (дата обращения: 03.05.2024).



В статье автор пытается определить существующие особенности защиты прав потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Ключевые слова: защита прав, потребитель, жилищно-коммунальные услуги, качество обслуживания населения.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ управление многоквартирным домом должно обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных ст. 157.2 Жилищного кодекса РФ, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг. Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами [1].

Повышение тарифов на коммунальные услуги, произошедшие за последние годы, не отразилось на уровне и качестве обслуживания населения. По-прежнему допускаются факты подачи холодной и горячей воды с перебоями, нарушения в работе систем теплоснабжения и других коммунальных услуг без корректировки в сторону снижения платежей, что в условиях действующего законодательства о защите прав потребителей является глубоким противоречием между увеличивающимися размерами платежей за жилье и коммунальные услуги и качеством обслуживания населения. Уровень информированности населения об ответственности организаций, предоставляющих коммунальные услуги, и своих правах, предусмотренных в Законе РФ «О защите прав потребителей», невысок [2].

Распоряжениеv Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1837-р утверждена Стратегия государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года.

Для развития рыночной конъюнктуры, обеспечивающей потребителям больший выбор при более низких ценах, предлагается содействовать обеспечению всеобщего доступа к коммунальным услугам, а также разрабатывать, осуществлять и укреплять национальную политику, направленную на совершенствование норм и положений, касающихся информирования потребителей данных услуг, урегулирования споров между потребителями и поставщиками коммунальных услуг [3].

Проанализировав подраздел 4.3.1. Жилищно-коммунальные услуги Государственного доклада «Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году», можно выделить ряд следующих ключевых моментов [4].

В 2021 жилищное законодательство претерпело ряд следующих изменений.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2021 г. № 1670 «Об утверждении общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора)» были установлены новые правила контроля и надзора, которые с 20 октября 2021 г. вступили в законную силу.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2022 г. № 92 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг и содержания общего имущества в многоквартирном доме» внесены изменения в постановления Правительства Российской Федерации:

— от 13 августа 2006 г. № 491 «Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и Правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность»;

— от 6 мая 2011 г. № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»;

— от 14 февраля 2012 г. № 124 «О правилах, обязательных при заключении договоров снабжения коммунальными ресурсами».

В частности, указанными изменениями установлено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, определяется как произведение тарифа (цены) для потребителей, установленного ресурсоснабжающей организацией, и объема коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании и содержании общего имущества, приходящегося на каждое жилое и нежилое помещение. При этом размер расходов на коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, включается в плату за содержание жилого помещения для каждого жилого и нежилого помещения в многоквартирном доме. Также предусмотрено, что размер платы за коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества, отражается в платежном документе отдельной строкой по каждому виду коммунальных ресурсов, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

По результатам проведенных проверок в рамках федерального государственного контроля (надзора) в области защиты прав потребителей в сфере услуг жилищно-коммунального хозяйства по фактам выявленных нарушений обязательных требований должностными лицами Роспотребнадзора в 2021 году составлено 1 219 протоколов об административном правонарушении (в 2020 г. — 775 протоколов).

В 2021 г. вынесено 934 постановления по делам об административных правонарушениях (в 2020 г. — 856 постановлений) о привлечении к административной ответственности в виде предупреждения или административного штрафа на общую сумму 15 124,5 тыс. руб. (в 2020 г. — 933,4 тыс. руб., в 2019 г. — 16 517,4 тыс. руб.).

Государственное регулирование сферы ЖКХ распределено между уполномоченными органами (органы прокуратуры; Роспотребнадзор; Государственная жилищная инспекция; органы местного самоуправления; суды), в связи с чем контроль (надзор) имеет многосторонний характер, при этом существует следующая проблема.

Вышеуказанные органы реагируют на обращения граждан и принимают меры в отношении фактов выявленных нарушений. Однако в ряде случаев штрафы являются незначительными и не достигают поставленной задачи, поскольку потребитель в сфере ЖКХ обращается за защитой своих прав с той целью, чтобы нарушения были устранены (соответствие температуры горячей воды установленному нормативу, правильное начисление жилищно-коммунальных услуг и т. п.), а не с целью наложения на исполнителя услуг ЖКХ штрафа.

Описанная ситуация порождает следующие проблемы. Управляющая компания, заплатив штраф, может и не устранить все нарушения, поскольку размер штрафа, предусмотренный административным законодательством, изначально не стимулирует хозяйствующих субъектов придерживаться линии соблюдения прав потребителей.

В результате игнорирования факта необходимости устранения нарушений со стороны исполнителя потребители вынуждены обращаться в суд, при положительном решении которого, получив исполнительный лист, потребитель сможет обязать исполнителя устранить нарушения в сфере защиты прав потребителей.

Литература:

1. Амелин Р. В., Колоколов А. В., Колоколова М. Д., Липатов Э. Г., Свечникова И. В., Чаннов С. Е. Постатейный комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть первая: комментарий к главам 1–14 КоАП РФ (под общ. ред. Л. В. Чистяковой). — ИД «ГроссМедиа»: РОСБУХ, 2019 г.

2. Письмо ГКАП РФ от 11 декабря 1996 г. № НФ/5278 О практике внедрения результатов исследования рынка жилищно-коммунальных услуг в регионах.

3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28.08.2017 № 1837-р «Об утверждении Стратегии государственной политики Российской Федерации в области защиты прав потребителей на период до 2030 года».

4. Защита прав потребителей в Российской Федерации в 2021 году: Государственный доклад. — М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2022. 340 с.

Основные термины (генерируются автоматически): общее имущество, Российская Федерация, многоквартирный дом, потребитель, услуга, качество обслуживания населения, постановление Правительства, содержание, горячая вода, жилое помещение.


Похожие статьи

Некоторые актуальные вопросы содержания общего имущества...

Вопросы содержания и использования общедомового имущества многоквартирных домов вызывают интерес у большинства населения Российской Федерации, так как не малая часть проживает именно в многоквартирных домах. В данной статье рассматривается два...

Общее имущество многоквартирного дома как юридический...

Занковский С. С. Общее имущество в многоквартирном доме: проблемы судебной

общее имущество, недвижимое имущество, Российская Федерация, многоквартирный дом

жилая недвижимость, многоквартирный дом, инженерное оборудование, общее пользование...

Правовое регулирование порядка предоставления...

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с Правилами

О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307...

Правовые основы взаимодействия собственников помещений...

Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в...

Понятие и виды коммунальных услуг | Статья в журнале...

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке

Общее имущество многоквартирного дома как юридический... общее имущество, дом, помещение

Если имущество является общим, то это означает, что и бремя содержания...

О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при...

установленном Правительствам Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти Российской

Также департамент РТ осуществляет регулирование тарифов на коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, тепловая...

О способах судебной защиты права общей долевой собственности...

общее имущество, дом, помещение, многоквартирный дом, РФ, земельный участок, жилое помещение, обслуживание, оборудование

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме...

Правовое регулирование управления многоквартирным домом

Под управлением многоквартирным домом понимается деятельность, которая должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования...

Качество услуг обслуживающей организации...

общего имущества в многоквартирном доме, управление многоквартирным домом.

Качество — обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования

Неоднозначное отношение к качеству может быть объяснено различным содержанием в...

Похожие статьи

Некоторые актуальные вопросы содержания общего имущества...

Вопросы содержания и использования общедомового имущества многоквартирных домов вызывают интерес у большинства населения Российской Федерации, так как не малая часть проживает именно в многоквартирных домах. В данной статье рассматривается два...

Общее имущество многоквартирного дома как юридический...

Занковский С. С. Общее имущество в многоквартирном доме: проблемы судебной

общее имущество, недвижимое имущество, Российская Федерация, многоквартирный дом

жилая недвижимость, многоквартирный дом, инженерное оборудование, общее пользование...

Правовое регулирование порядка предоставления...

О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений в многоквартирных домах и жилых домов (вместе с Правилами

О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам: Постановление Правительства РФ от 23 мая 2006 г. № 307...

Правовые основы взаимодействия собственников помещений...

Об утверждении Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме и правил изменения размера платы за содержание жилого помещения в случае оказания услуг и выполнения работ по управлению, содержанию и ремонту общего имущества в...

Понятие и виды коммунальных услуг | Статья в журнале...

Постановление Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 г. № 307 «О порядке

Общее имущество многоквартирного дома как юридический... общее имущество, дом, помещение

Если имущество является общим, то это означает, что и бремя содержания...

О тарифах на коммунальные ресурсы, потребляемые при...

установленном Правительствам Российской Федерации, по тарифам, установленным органами государственной власти Российской

Также департамент РТ осуществляет регулирование тарифов на коммунальные ресурсы (холодная вода, горячая вода, тепловая...

О способах судебной защиты права общей долевой собственности...

общее имущество, дом, помещение, многоквартирный дом, РФ, земельный участок, жилое помещение, обслуживание, оборудование

Доля в праве общей собственности на общее имущество в многоквартирном доме собственника помещения в этом доме...

Правовое регулирование управления многоквартирным домом

Под управлением многоквартирным домом понимается деятельность, которая должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования...

Качество услуг обслуживающей организации...

общего имущества в многоквартирном доме, управление многоквартирным домом.

Качество — обобщенные комплексные характеристики рыночного исследования

Неоднозначное отношение к качеству может быть объяснено различным содержанием в...

Задать вопрос