Система сертификации «Сделано в Арктике» как элемент креативной экономики в условиях Арктики | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №36 (431) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 06.09.2022

Статья просмотрена: 1166 раз

Библиографическое описание:

Милославский, В. Г. Система сертификации «Сделано в Арктике» как элемент креативной экономики в условиях Арктики / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 36 (431). — С. 29-35. — URL: https://moluch.ru/archive/431/94730/ (дата обращения: 17.12.2024).



Введение

Интеллектуальная (креативная) экономика, как с теоретической, так и с практической точки зрения имеет значение для повышения конкурентоспособности государства в современных глобальных процессах. Инвестиционная привлекательность территорий, развитие инфраструктуры, повышение качества жизни населения — это те направления развития, на которых сосредоточено внимание органов власти всех уровней, некоммерческих организаций, средств массовой информации. Глобальность конкуренции государства определяется суммой конкурентоспособности экономики, уровнем развития социальных институтов, новых технологий и отдельно взятого гражданина. Интеллектуальная (креативная) экономика в современных трансформационных процессах цифровизации разворачивает ряд перспективных направлений для достижения отраслевого лидерства на международной арене. Особую актуальность эти процессы приобретают в условиях Арктики, которая всё более активно возвращается в международную и федеральную повестку последнее десятилетие. В рамках обострения геополитической борьбы за использование ресурсов, вновь обостряется интерес к Арктике и арктическому региону как таковому, отмечается на уровне первых лиц российского государства [13].

Так, в своем выступлении на пленарном заседании XI форума общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Президент Российской Федерации В. В. Путин отметил необходимость цифровизации экономики, укрепление защиты прав на интеллектуальную собственности и повышение количества регистраций патентов в Российской Федерации [14].

Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко назаседании Совета по вопросам интеллектуальной собственности при СФ на тему «Региональные бренды как важнейший инструмент социально-экономического развития субъектов РФ», отметила, что за последние годы более чем из трети субъектов Федерации не подавалось ни одной заявки на регистрацию. «Эти регионы просто упускают серьезные возможности для стимулирования своего экономического развития. Ведь по экспертным оценкам, выпуск продукции с уже зарегистрированным наименованием места происхождения может в ближайшие восемь лет принести регионам не менее пятисот миллиардов рублей. Такой суммой вряд ли стоит пренебрегать», — добавила глава СФ [15].

Вступают в силу изменения в Гражданский кодекс РФ, который наряду с действовавшими правилами регистрации товарных знаков, получили расширение с правом регистрации на самозанятых, что значительно, по нашему мнению расширит доступ населения к возможностям правоохраной деятельность и нового витка развития интеллектуальной собственности и элементов интеллектуальной экономики на государственном уровне (Федеральный закон от 28 июня 2022 г. N 193-ФЗ «О внесении изменений в часть четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации» вступает в силу с 29 мая 2023 г.) [16].

Концептуальная основа проекта

Команда проекта считает, что новое время требует новых подходов и форм работы. Необходимость использования новых подходов вызвана изменением экономических процессов, оптимизацией бюджетов всех уровней, усложнение социальных связей, переоценка ценности качества жизни населения и социальной инфраструктуры. Проект по созданию системы сертификации «Сделано в Арктике» имеет для нашей проектной группы глубокое концептуальное основание, прежде всего как элемент креативной (интеллектуальной) экономики. Речь идет не о создании коммерческого продукта, а о создании модели и механизма на основе интеллектуальной (креативной) экономики в условиях реальной Арктики. Внутренняя концептуальная основа система создавалась с января 2017 года. Концептуальным ядром проекта является идея и её апробация — возможно ли в Арктике, без создания производства создать интеллектуальный продукт, способного стать локомотивом экономического роста территории. Стоимость реального производства на арктических территориях может превышать в сравнении с открытием в крупных городах 5-ти кратную разницу. В связи этим реализуются преимущественно сырьевые или имиджевые проекты и связанная с ними инфраструктура. Россия фокусирует внимание на тех рынках, которые дают возможность созданию отраслей нового технологического уклада, значимых с точки зрения обеспечения национальной безопасности и высокого уровня жизни граждан. Данная концепция нашла отражение в ряде исследований советских и российских экономистов в 80-е, 90-е годы. Одним из значимых вкладов с точки зрения экономической теории, а в частности ускоренного перехода между технологическими укладами мы считаем многочисленные работы и интервью Сергея Юрьевича Глазьева, Министра по интеграции и макроэкономике ЕЭК, бывшего советника Президента России, доктора экономических наук, академика РАН [17]. Для качественного роста экономики необходимо наличие технологий, которые позволяют максимально точно оценить текущее состояние рынков и отраслей, а также эффективно прогнозировать их развитие и обеспечить быстрое реагирование на изменения в конъюнктуре национальных и мировых рынков.

В интеллектуальной экономике, автор идеи, может стать, получателем интеллектуальной ренты, не покидая населенный пункт, где проживает, то появляется новый финансовый поток, что крайней важно в условиях финансовой ограниченности малонаселенных сельских поселений. При целенаправленном обучении этим технологиям населения, создания инфраструктуры и необходимой поддержки в малых населенных пунктах, возможно оживить экономическую активность, создать новые источники дополнительного (даже пассивного) дохода, при сохранении традиционного образа жизни. Такой подход мог бы стать новой экономической парадигмой, о чем мы ранее говорили [18].

Акцент на формирование элементов интеллектуальной экономики в отдаленных арктических поселениях является в нашем подходе целенаправленным. Во-первых, это связано с тем, что именно в отдаленных территорий, придуманное и созданное руками (предметы быта, искусства, материальная традиция) являются благом общественным и широко недооценённым. Общественное благо в такой интерпретации является продуктом, созданным на основе технологий передающихся локально на территории из поколения в поколение, которые, как правило передаются и потребляются также локально и, как правило бесплатно. Такие потенциально коммерциализируемые изобретения в связи с отдаленностью территории, просто остаются незамеченными, а местное население не рассматривает потенциал регистрации РИД в связи с отсутствием соответствующих навыков. Рыночную стоимость таких уникальных изобретений, необходимых предметов быта невозможно оценить. Рыночную стоимость, создание нового продукта, его коммерциализацию и сбыт для повышения дохода населения, возможно оценить в случаи регистрации результата интеллектуальной деятельности. Данное направление в рамках деятельности команды проекта предусмотрено в рамках создания региональных фондом поддержки интеллектуальной экономики и технологических инициатив.

Процесс создания систем сертификации «Сделано в Арктике»: история вопроса и перспектива применения

Проект «Сделано в Арктике неоднократно обсуждался на разных уровнях в разных субъектах Российский Федерации. Мы переходим в цифровую эпоху, где расстояния и климат с одной стороны менее значимы, с другой — имеют прямой экономический эффект. Главным вопросом остается скорость проводимых мероприятий креативными командами по обеспечению правоохраной работы по отношению к любой идее, проекту, концепции. При грамотном построении имиджевой и брендинговой стратегии территорий или надрегиональных брендов, с обязательным использованием правовой охраны, можно сформировать новые несырьевые точки роста через интеллектуальную экономику (например, потенциальный бренд «Полюс холода»). Развитие интеллектуальной экономики и Арктики можно обозначить как тренд предстоящего десятилетия.

Команда проекта, прежде всего, смогла структурировать проект, построить алгоритмы сертификации и пройти оформление правовой защиты, сформировать концептуальную основу проекта. Именно это позволило занять лидирующую позицию при конкуренции с проектными командами с других регионов.

Подготовительный этап и проработка проекта проходила в три этапа, с января 2017 года в поселке Тикси, на берегу Моря Лаптевых. При построении концепции и формирования продукта была выдвинута теория и проектная идея. Так, с точки зрения теоретического вопроса, который стал отправной точкой создания продукта «Можно ли развивать арктическую территорию (на примере поселка Тикси) без создания дорогостоящей материальной базы в любой отрасли экономики?», «Если да, то каким способом и с помощью каких механизмов это возможно?», «Возможно ли создать нематериальный актив, который станет экономическим локомотивом для привлечения материальных (производящих или эксплуатирующийся) на дотационную территорию, с развитых или развивающихся территорий?», «Каким способом построить нематериальный актив, который способен привлекать заинтересованные стороны и инвесторов, как обеспечить экономический рост территории?». Таким образом, команда приступила к созданию концепции, проработки этапов реализации проекта, а также исходя из ресурсов, поэтапно переходила к обеспечению правовой защиты создаваемого нематериального продукта.

Проект уникален подходом к правовой защите, с использованием тройной защиты Результатов интеллектуальной деятельности (РИД):

1) Депонирование РИД в «Едином депозитарии результатов интеллектуальной деятельности»; № 219.017.C6D8 Знак качества «Сделано в Арктике», № 219.017.E497 Система сертификации Знак качества «Сделано в Арктике»

2) Регистрация алгоритмов, правил, знаков и сертификатов Системы в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) свидетельство № РОСС RU.З2564.04СДЛ0 «Сделано в Арктике»

3) Регистрация знаков системы и наименований в Федеральной служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) заявка 2021751643 «Сделано в Арктике»

Такая защита позволяет обезопасить систему от потенциального создания аналогов на разных площадках, а с учетом технической сложности проработки систем на разных уровнях защиты и правил применения законодательства в сфере защиты прав интеллектуальной собственности, наше решение о такой схеме защиты повышает её правовую безопасность, в том числе через контроль наименований суббрендов.

Системы сертификации характеризуется следующими основаниями:

Первое это интеллектуальный продукт, который создан в реальных условиях Арктики : климатических, географических, инфраструктурных, технологических и иных ограничений. Проект должен показать интеллектуальную историю успеха в Арктике (поселок Тикси Булунского района Республики Саха (Якутия), что это возможно и достижимо в любых условиях. Когда Система сформирована и зарегистрирована (а далее через процесс автоматизации алгоритмов управления по некоторым типам товаров) продукт (Система) обходит все вышеупомянутые арктические ограничения.

Второе — выступает звеном формирования коммерческого продукта на основе интеллектуальной деятельности для формирования новых финансовых потоков через не связанных с сырьевой (добывающей) экономикой , например в дотационный Булунский район, а далее в опорные районы Системы. Т. е. финансовые потоки генерируются через обладание исключительным авторским правом (РИД) с привязкой юридического на территорию, без разворачивания дорогостоящих производственных мощностей и поиска рынка сбыта материального продукта, что в суровых условиях Крайнего Севера (логистика, климат, отдаленность, инфраструктура) затруднительно.

Третье нематериальный (интеллектуальный) продукт способен формировать материальную инфраструктуру под свою эксплуатацию (на примере проекта «Проверено в Арктике» . А именно: испытательные полигоны разного назначения (в том числе по декарбонизации и экологической повестке), специализированные лаборатории, блочно-модульные здания для проживания экспертов, инвесторов и партнеров; гаражные комплексы для проведения проверки техники и технических работ и т. д., создаст рабочие места.

Четвертое — при проведении испытаний техники (в рамках эксплуатации знака системы «Проверено в Арктике»), конструкций и изобретений одним из элементов проведения проверки является гражданское использование. Таким образом, по согласованию с компанией, можно получить технику на реальные полевые испытания, которая будет выполнять социальные функции для граждан (к примеру, новые типы строительства домов, автомобили, устройства) что приведет к повышению качества жизни населения. К примеру, тестирование лакокрасочных покрытий за счет средств Заказчика (инвестора) способно без дополнительного финансирования со стороны государственных и муниципальных бюджетов преобразовать внешний вид поселения , через эксплуатацию нематериального актива.

Проект поддерживается органами власти разного уровня и является победителем федеральных конкурсов:

  1. Постоянным представительством Республики Саха (Якутия) при Президенте Российской Федерации (№ 24/02/2–855) от 14.04.2022), в том числе в информационной повестке [19];
  2. Министерством по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) (№ 20/1325 от 25.04.2022);
  3. Северным форумом (01–3955 от 26.08.2022);
  4. Инфраструктурным инвестором на строительство пилотного научного (испытательного) центра в поселке Тикси на 9 млн. руб. (ООО «ПСИ» № 126 от 27.04.2021)
  5. Проект вышел в финал конкурса Совета Федерации «Россия — 2035» по итогам 2020 года (в составе 4 проектов от Якутии), и занял второе место в номинации «Эссе» во Всероссийском конкурсе молодежных проектов стратегий социально-экономического развития «Россия-2035».
  6. Проект «Сделано в Арктике» стал победителем всероссийского конкурса «Моя страна — моя Россия» в номинации «Интеллектуальная собственность моей страны», занявшего 3 место, отобранного из более 93 тысяч человек предложивших проекты развития российских регионов в XIX сезоне конкурса. Победителей огласили на площадке Петербургского международного экономического форума. В экспертном пуле принял участие руководитель Роспатента [20].
  7. Обеспечивается информационное освещение проекта на федеральных новостных агентствах [21].
  8. Проект приглашен для участия в Восточном экономическом форуме 5–8 сентября 2022 года (б/н, Советник Президента Российской Федерации, ответственный секретарь Организационного комитета ВЭФ А. Кобяков) в рамках Форума креативного бизнеса [22].

Командой проекта разработан и утвержден Алгоритм обработки заявки на прохождение сертификации качества товаров и услуг. Правила работы Системы и алгоритм прошли государственную регистрацию в Федеральном агентстве по техническому регулированию и метрологии — свидетельство № РОСС RU.З2564.04СДЛ0 «Сделано в Арктике».

Перспектива развития и потенциал проекта

— Пилотная стадия проекта пройдет в Арктической зоне Республики Саха (Якутия). В составе Арктической зоны 13 районов Республики Саха (Якутия): Абыйский, Аллаиховский, Анабарский национальный (долгано-эвенкийский), Булунский, Верхнеколымский, Верхоянский, Жиганский национальный эвенкийский, Момский, Нижнеколымский, Оленекский эвенкийский национальный, Среднеколымский, Усть-Янский и Эвено-Бытантайский национальный. Площадь территории Якутской Арктики составляет более половины всей территории республики.

— Опорными участниками 2-го этапа проекта станут 9 регионов Российской Федерации, согласно Указу Президента Российской Федерации от 2 мая 2014 года № 296 «О сухопутных территориях Арктической зоны Российской Федерации».

— В рамках второго этапа в регионах будут созданы или аккредитованы органы сертификации в Системе «Сделано в Арктике». Это создаст новые логистические цепочки и кооперации между предпринимателями, в том числе с участием или доверительным управлением бренда в регионах присутствия крупнейших организаций: ТПП, РСПП, Деловая Россия, Опора России, крупных организаций обществ потребителей. Курирование управления брендом будет передаваться от организации патентодержателя в адрес регионального профильного ведомства (министерств или комитетов по экономическим вопросам) и его практическое управление в адрес общественных организаций через сублицензионные права.

— Консолидация предпринимательства АЗ Российской Федерации и создание единого бренда узнаваемой арктической продукции поспособствует выходу предпринимателей на рынки в другие субъекты Российской Федерации из Арктической зоны, в том числе посредством создания единого маркетплейса предпринимателей, прошедших сертификацию в Системе.

— В каждом регионе присутствия будет создан региональный фонд содействия развития интеллектуальной собственности и проектной деятельности, который будет поддерживать проекты инновационной направленности, технологические инициативы, инициативы по регистрации интеллектуальной собственности, проекты в области позитивного социального воздействия. Источником финансирования поддержки проектов станет деятельности системы сертификации «Сделано в Арктике». Таким образом, финансовые средства организаций из регионов, прошедших сертификацию, будут перенаправляться на поддержку проектов в этих регионов, что поспособствует оживлению экономики, самореализацию населения, создаст дополнительные инновационные точки роста в регионах.

Таким образов в области развития и расширения проекта учитывается:

1) Баланс интересов между патентодержателем и региональным развитием и группами интересов (акторы предпринимательской активности и инновационного развития)

2) Перевод системы сертификации на региональное саморегулирование и контроль через создание единого стандарта управления качества и алгоритма получения сертификата.

3) Заинтересованность во внедрении сертификации со стороны региональных общественных организаций и региональных органов власти.

4) Снятие конфликтного потенциала в межрегиональной повестке, что станет значимым фактором при геополитическом позиционировании российской Арктики и выход арктических предпринимателей на международные рынки.

5) Через грантовое софинансирование со стороны патентодержателя Системы региональных проектов, инициатив в области интеллектуальной и технологической экономики создаст новые точки экономического роста.

6) Самофинансирование проекта для его развития и поддержки создаваемой сопутствующей материальной и цифровой инфраструктуры, включая региональное присутствие.

Во-первых, для команды является приоритетом в проекте именно интеллектуальный компонент и его практическое применение как апробация модели развития территории через несырьевые элементы экономики. Во-вторых, для нас приоритет создать историю успеха именно интеллектуального продукта в Арктике с учетом ограничений — интернет, климат, география, логистика, финансы — где достаточно сложно создавать интеллектуальный продукт. Если мы сможем на практике показать и доказать, что это возможно в Арктике, то это возможно в любой точке России , и мы надеемся, что наша победа стимулирует интеллектуальную экономику как таковую в Арктической зоне, а также обратит все заинтересованные стороны в правоохраной защите своих идей, продуктов и услуг. Это важно с точки зрения защиты интеллектуального суверенитета российской экономики как таковой. В третьих, интеллектуальная собственность как раз таки и уникальна тем, что универсальна, и не привязана строго к территории . На втором этапе реализации проекта в Арктической зоне России формируется целенаправленный сбытовый рынок качественных товаров в неарктические субъекты России из арктических .

Краткое описание преимуществ для коммерческих компаний

  1. Компании смогут размещать знак и сертификат на любой своей продукции, прошедшей сертификацию в соответствии с номенклатурой товара;
  2. Смогут повышать узнаваемость своего продукта через участие в зонтичном бренде;
  3. Смогут формировать новые имиджевые стратегии;
  4. Получают рекомендации по совершенствованию продукции по итогам проведенных тестов и испытаний; рекомендации о внедрении/покупки товаров и услуг направляется партнерам системы, предпринимателям, органам власти разных уровней, которые могут создать взаимовыгодные партнерства. Обмен данными осуществляется между региональными рынками и профильными отраслевыми НКО и НП.
  5. Обнародование о присвоение знака происходит в СМИ и журнале;
  6. Внедрение систем рекомендаций для ВЭД (внешней экономической деятельности) по согласованию с профильными организациями и отраслевыми игроками, в целях повышения экспортного потенциала российских производителей.
  7. Позволит начать формировать арктический маркетплейс экотоваров, сувениров и другой продукции, которая способна значительно повысить качество жизни людей в Арктике (производителей этносувениров, национальной продукции и др.) из числа коренных народов Севера, способных напрямую без циклов посредников реализовывать продукцию в другие регионы (при построении соответствующих логистических цепочек и коопераций).

Сертификация в Системе осуществляется в целом для следующих целей:

— повышения качества и конкурентоспособности продукции, производимой в Арктической зоне Российской Федерации, за счет включения в Систему


формирования цельного, узнаваемого образа продукции, производимой на территории Арктической зоны Российской Федерации, как совокупности высококачественных современных товаров

— формирования имиджа Арктической зоны Российской Федерации, как территории стабильного производства, значительных экспортных способностей и высокого качества;

— внедрение элементов бережливого производства;

— стимулирования предприятий к непрерывному совершенствованию выпускаемой продукции и улучшению условий производства

— стимулирования лояльности и потребительского спроса на товары, услуги, произведенные предприятиями Арктической зоны Российской Федерации, повышения статуса товаров с официально подтвержденным качеством требованиям Системы;

— создания благоприятных условий для эффективной деятельности предприятий-производителей Арктической зоны Российской Федерации и результативного продвижения их продукции, услуг на Российском и международном рынках;

— стимулирование и общественная поддержки предприятий и организаций, стремящихся своей практической деятельностью к созданию у потребителей положительного имиджа участника цивилизованной системы торговли и производства качественных товаров, услуг;

— информирования потребителей и общественности о высококачественных, экологически безопасных товарах и их производителях с целью продвижения товаров на внутренний и международный рынки.

— создание возможности идентификации продукции предприятий и организаций Арктической зоны Российской Федерации, прошедшей сертификацию в Системах «Сделано в Арктике», «Проверено в Арктике»

— повышение качества продукции организаций и предприятий за счет добровольного прохождения сертификации соответствия в Системе «Проверено в Арктике», «Сделано в Арктике».

Заключение

Внедрение интеллектуальной экономики, развитие Арктики, цифровизация — являются восходящим трендом десятилетия. Создание, апробация, внедрение проекта системы сертификации товаров «Сделано в Арктике» значимо как с точки зрения правоохраной защиты обозначения, так и с точки зрения самой модели, созданной в реальных условиях Арктики. Это геополитически значимо в связи с председательством Российской Федерации в Арктическом Совете до 2023 года, и проектная команда считает, что суверенизация экономики в области правовой охраны интеллектуальных продуктов будет только усиливаться, что является геополитической необходимости с точки зрения защиты российских экономических интересов. Значимо, что проект создан в Якутии, в отдаленном поселке Тикси, в условиях ограничительных факторов реальной Арктики, в 100-летие Якутской Автономной Советской Социалистической Республики — самого большого субъекта Российской Федерации, одной из самой большой территории в мире расположенной в Арктике, на «вечной» мерзлоте. Команда проекта в теории и на практике считает возможным экономические переходы в технологических уклады, которые могут базироваться на несырьевых, креативных (интеллектуальных) продуктах, в целях социально-экономического развития территорий и повышения качества жизни населения.

Литература:

  1. Официальный сайт: сайт Президента Российской Федерации http://www.kremlin.ru [электронный ресурс]
  2. Официальный сайт: сайт Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации http://council.gov.ru [электронный ресурс]
  3. Официальный сайт: сайт сбора предложений Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики реализованного совместно с Экспертным центром АНО «Проектный офис развития Арктики» (ПОРА) https://arctic2035.ru [электронный ресурс]
  4. Официальный сайт: сайт Министерства по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) https://arktika.sakha.gov.ru [электронный ресурс]
  5. Официальный сайт: сайт Инвестиционный портал Арктической зоны России https://arctic-russia.ru/ [электронный ресурс]
  6. Официальный сайт: сетевое издание информационного агентства ТАСС https://tass.ru [электронный ресурс]
  7. Официальный сайт: сайт Российская академия наук http://www.ras.ru/ [электронный ресурс]
  8. Официальный сайт: сайт Восточный экономический форум https://forumvostok.ru/ [электронный ресурс]
  9. Официальный сайт: Сетевое издание «YSIA.RU» http://ysia.ru [электронный ресурс]
  10. Официальный сайт: сайт информационно-правового обеспечения «Гарант» https://www.garant.ru/ [электронный ресурс]
  11. Официальный сайт: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии https://www.rst.gov.ru/portal/gost [электронный ресурс]
  12. Официальный сайт: Федеральная служба по интеллектуальной собственности https://rospatent.gov.ru/ru [электронный ресурс]
  13. https://arctic-russia.ru/article/borba-za-arktiku/
  14. http://www.kremlin.ru/events/president/news/59775
  15. http://council.gov.ru/events/news/87553/
  16. https://base.garant.ru/5762325/
  17. http://www.ras.ru/news/shownews.aspx?id=6b85f9c1-8947-46b1-9f20-78aeebd2a473&print=1
  18. Милославский, В. Г. Интеллектуальная экономика в условиях отдаленных поселений Арктики: потенциал, проблемы, решения / В. Г. Милославский. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 25 (315). — С. 194-199. — URL: https://moluch.ru/archive/315/71777/ (дата обращения: 04.09.2022)
  19. https://ysia.ru/andrej-fedotov-sistema-sertifikatsii-sdelano-v-arktike-podderzhit-mestnoe-proizvodstvo/
  20. https://ysia.ru/proekt-iz-yakutii-stal-pobeditelem-konkursa-moya-strana-moya-rossiya/
  21. https://tass.ru/ekonomika/14121711
  22. https://forumvostok.ru/programme/creative-business-forum/
Основные термины (генерируются автоматически): Арктика, Российская Федерация, Арктическая зона, интеллектуальная собственность, интеллектуальная экономика, Якутия, проект, интеллектуальная деятельность, интеллектуальный продукт, команда проекта.


Похожие статьи

Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников

Информационная поддержка бизнеса в условиях инновационной экономики

Департамент информационной политики губернатора как эффективный инструмент для создания имиджа региона

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования

Маркетинговые коммуникации как инновационный инструмент управления бизнесом в современных условиях экономики

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры

Роль бренда «Газпром» в системе международного маркетинга развивающихся стран

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Влияние развития HR-бренда на конкурентоспособность компании в сфере IT

Эффективность бизнес-партнерства как фактора повышения конкурентоспособности компании

Похожие статьи

Использование ролевой игры «Модель ООН» в развитии «гибких» компетенций у школьников

Информационная поддержка бизнеса в условиях инновационной экономики

Департамент информационной политики губернатора как эффективный инструмент для создания имиджа региона

Формирование конкурентоспособной личности в условиях современного образования

Маркетинговые коммуникации как инновационный инструмент управления бизнесом в современных условиях экономики

Инновационная деятельность вуза в контексте корпоративной культуры

Роль бренда «Газпром» в системе международного маркетинга развивающихся стран

Разработка маркетинговой программы для повышения конкурентоспособности бренда (на примере компании AIESEC)

Влияние развития HR-бренда на конкурентоспособность компании в сфере IT

Эффективность бизнес-партнерства как фактора повышения конкурентоспособности компании

Задать вопрос