Служебно-боевая деятельность офицера внутренних войск требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя профессиональную структуру его личности, являются в тоже время основой лидерства офицера в коллективе.
Совокупными признаками, позволяющими сделать вывод о наличии лидерских качеств офицера внутренних войск, являются отличительные характеристики уровня его профессиональной и психологической компетентности.
Р.Л. Кричевский выделяет следующие качества современного офицера – лидера:
высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом — основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;
ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности;
уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности офицера во многом определяется именно этой чертой. Во-первых, в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настрой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Вот почему руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверенно. В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах сдругими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации. При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;
самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам;
способность к творческому решению задания, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности.
эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.
коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности [4, с.63 - 68].
А.Н. Ашихмин в своей работе выделяет лидерские качества, проявляемые в экстремальных условиях, на фоне значительных физических нагрузок и нервно – психических напряжений. Он наблюдал проявление таких качеств, как: исполнительность, способность к межличностной коммуникации, товарищеская взаимопомощь, уверенность в своих силах, инициатива, упорство, настойчивость в решении поставленных задач, решительность, желание управлять сокурсниками и вести их за собой, чувство ответственности за порученное дело, честность, справедливость, смелость [1].
М. С. Балунов в своем исследовании определяет основные качества личности лидера – организатора:
Способность управлять собой. Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в т. ч. и физических).
Наличие четких личных целей: ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним.
Умение решать проблемы: умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы.
Творческий подход к организации людей: поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.
Умение влиять на окружающих: уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.
Знание особенностей организаторской деятельности: умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выражение, стимулировать работу подчиненных, осуществлять контроль за их работой.
Наличие специфических организаторских качеств личности: организаторское чутье, эмоционально – волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.
Умение работать с группой: понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития [2].
Э.Е. Лукьянчиков помимо простого перечисления качеств, выделяет в структурной композиции личности офицера 3 группы качеств, обеспечивающих лидерство в деятельности командира: качества квалифицированного военного специалиста, качества руководителя и организатора своих подчиненных, качества военного педагога, умеющего воспитывать подчиненных. В каждую из этих групп входит значительное количество конкретных качеств, разносторонне характеризующих типичного лидера коллектива. При этом одна часть этих качеств отражает прирожденные особенности психических процессов и свойств личности, а другая часть – приобретаемые знания, навыки, умения, нравственные привычки личности, складывающиеся в личном опыте, приобретенном в социальной среде, в организованных процессах образовательной деятельности по обучению и воспитанию будущих офицеров [5].
Н.Н. Маслянов основу в подготовке командиров видит в самовоспитании и самообразовании, а залогом успешной управленческой деятельности считает глубокие знания, умение применять их на практике в конкретной обстановке. По его мнению, успешному выполнению управленческих функций, способствуют два блока качеств: личностно – ценные и профессионально – значимые.
К первым можно отнести патриотизм, твердость характера, инициативу, смелость, силу духа, мужество и другие морально – нравственные качества. Ко вторым Н.Н. Маслянов относит комплекс приемов, навыков военного человека, тактического и стратегического мышления, который объединяет людей в движении к единой цели. Офицеры должны вести за собой людей не силой приказа, а силой убежденности последних в правильности действий командира [6].
О.И. Скрыпников отмечает следующие, имеющие наибольшее значение для авторитета командира качества:
активность в общественной жизни подразделения;
профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно – техническая подготовка;
любовь к своей профессии, ответственное и творческое отношение к делу;
нравственная чистота, честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье;
организаторские способности, деловитость, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое;
дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы;
тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства человека;
отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия;
педагогическое мышление и педагогическое мастерство [7].
Таким образом, анализируя характеристики представленных выше профессиональных и психологических компетентностей офицера - лидера, представляется необходимым выделить существенные признаки лидерских качеств офицера внутренних войск:
высокий интеллект
наличие четких личных целей (целеустремленность)
способность к психоанализу
способность к рефлексии
использование интуиции
стрессоустойчивость
эмоциональная уравновешенность
способность управлять собой
эмпатичность
организаторская проницательность
способность к активному психологическому воздействию
тактичность
высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства
высокий профессионализм
коммуникабельность
красноречивость
умение влиять на подчиненных (работать с группой)
способность к творческому решению задач (стремление к достижениям)
Для развития лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи:
выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели.
развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств: профессиональная компетентность, порядочность, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели.
обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с воинским коллективом. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать подчиненных, делать замечания, давать советы, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку.
приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов воинского коллектива.
Развитие лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза должно реализовываться на основе общих и частных принципов.
Общие принципы:
социальной обусловленности обучения военнослужащих;
научности обучения военнослужащих;
практической направленности обучения военнослужащих и связи его с жизнью;
наглядности в обучении;
доступности и высокого уровня трудности обучения;
сознательности, активности и самостоятельности военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога;
систематичности, последовательности и комплексности в обучении;
прочности усвоения в обучении, прочности результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих;
коллективизма и индивидуального подхода к обучению военнослужащих, рациональное сочетание коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения;
гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих.
Частные принципы:
непрерывность управленческого образования и саморазвития как единого процесса, сочетание и чередование формального образования и самостоятельной подготовки в службе;
направленность на развитие профессиональных качеств важных для исполнения всех основных ролей руководителя – исполнителя, администратора, новатора – творца и лидера;
приоритет развития интеллектуальных навыков, умения выявлять проблемы и находить способы их решения, ставить вопросы в условиях неопределенности;
направленность обучения на выработку управленческого способа мышления, управленческой точки зрения;
развитие интеллектуальных навыков и управленческой точки зрения на реальных и учебных проблемах поддержания боевой готовности, являющихся актуальными и злободневными для современного этапа развития внутренних войск [3, с.288].
Исходя из вышеизложенных задач и принципов, необходимых для развития лидерских качеств офицеров внутренних войск, образовательный процесс военного вуза должен выполнять следующие функции:
аксиологическая (потребность в совершенствовании духовно-нравственной сферы личности каждого курсанта; умение строить взаимоотношения с окружающими на основе этики, толерантности, эмпатии);
процессуальная (знание целей, принципов, содержания, методов, форм и особенностей лидерской деятельности);
когнитивная (потребность в постоянном повышении знаний, умений, навыков, наличие творческого мышления);
управленческо-регулятивная (актуализация внутренних сил саморазвития человека, обоснование конкретных направлений самосовершенствования личности, способность к самопознанию, рефлексии).
Таким образом, в целях успешного и эффективного решения служебно – боевых задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России в современных условиях, офицеру руководство подчиненным личным составом необходимо осуществлять в форме лидерства. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе между людьми, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.
Целенаправленное развитие лидерских качеств будущих офицеров внутренних войск существенно повышает эффективность их профессиональной подготовки, мотивационную и практическую готовность к лидерской деятельности, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации.
Литература:
Ашихмин А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта. Диссертация кандидата педагогических наук, 2006
Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно – экономического вуза. Диссертация кандидата педагогических наук, 2000
Военная дидактика: Учебник – 2-е изд., переработ./ Под общей ред. В.Г. Михайловского. – М.: ИД «Куприянова», 2010. – 503с.
Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996
Лукьянчиков Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военного профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук, 2003
Маслянов Н.Н. Психолого – педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация кандидата педагогических наук, 2001
Скрыпников О.И. Психолого – педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов. Диссертация кандидата педагогических наук, 1999