Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вальков, А. В. Развитие лидерских качеств офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза / А. В. Вальков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 312-315. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5234/ (дата обращения: 23.11.2024).

Служебно-боевая деятельность офицера внутренних войск требует наличия комплекса определенных качеств, которые, образуя профессиональную структуру его личности, являются в тоже время основой лидерства офицера в коллективе.

Совокупными признаками, позволяющими сделать вывод о наличии лидерских качеств офицера внутренних войск, являются отличительные характеристики уровня его профессиональной и психологической компетентности.

Р.Л. Кричевский выделяет следующие качества современного офицера – лидера:

  • высокий профессионализм. Каковы бы ни были организаторские качества руководителя, все-таки главным для него был и остается высокий профессионализм, знание сути и особенностей своей специальности. В этом — основа формирования и поддержания авторитета руководителя, от этого зависит качество выполнения порученных заданий;

  • ответственность и надежность. Дефицит этих управленческих качеств мы постоянно ощущаем в повседневной действительности;

  • уверенность в себе, умение влиять на своих подчиненных. Успех управленческой деятельности офицера во многом определяется именно этой чертой. Во-первых, в трудной ситуации на такого руководителя можно положиться. Тем самым создается соответствующий эмоциональный настрой у подчиненных. Во-вторых, уверенность руководителя по закону психологического заражения передается подчиненным, и они действуют соответствующим образом. Вот почему руководителю, как бы ни складывались обстоятельства, следует всегда держать себя достаточно спокойно и уверенно. В-третьих, уверенность руководителя в себе важна при его контактах сдругими руководителями равного или более высокого положения. Сомнительно, чтобы колеблющийся, мечущийся, неуверенный в себе руководитель мог вызвать доверие и достойно представить и защитить интересы своей организации. При влиянии на подчиненных явно недостаточно опоры лишь на властные, должностные полномочия. Влияние должно обязательно подпитываться эмоциональным, психологическим компонентом. Только в этом случае руководитель может рассчитывать на отдачу подчиненных. Кроме того, любое влияние должно находить внутренний отклик у подчиненных;

  • самостоятельность. Главное, чтобы руководитель имел свою точку зрения на возникающие проблемы, свое профессиональное и человеческое лицо и поддерживал это в своих подчиненных. Как бы хороши ни были заместители и консультанты, какие бы советы ни получал руководитель от окружающих его людей, конкретное решение он должен принимать сам;

  • способность к творческому решению задания, стремление к достижениям. Здесь мы вплотную касаемся проблемы интеллекта руководителя. Для руководителя большое значение имеет именно практический интеллект, то есть способность творчески решать ежедневные проблемы управленческой деятельности.

  • эмоциональная уравновешенность и стрессоустойчивость. Руководителю крайне важно уметь контролировать свои эмоциональные проявления. Со всеми окружающими, независимо от настроения и личного расположения, он обязан строить ровные и деловые отношения. Эмоциональная неуравновешенность снижает уверенность человека в своих силах, а тем самым и его управленческую активность.

  • коммуникабельность, общительность, близость к подчиненным. Руководитель может принимать взвешенные и рациональные решения только в том случае, когда он знает реальное положение дел, активно взаимодействует со своими подчиненными, опирается на них. Все это возможно лишь при развитии в себе коммуникабельности, общительности [4, с.63 - 68].

А.Н. Ашихмин в своей работе выделяет лидерские качества, проявляемые в экстремальных условиях, на фоне значительных физических нагрузок и нервно – психических напряжений. Он наблюдал проявление таких качеств, как: исполнительность, способность к межличностной коммуникации, товарищеская взаимопомощь, уверенность в своих силах, инициатива, упорство, настойчивость в решении поставленных задач, решительность, желание управлять сокурсниками и вести их за собой, чувство ответственности за порученное дело, честность, справедливость, смелость [1].

М. С. Балунов в своем исследовании определяет основные качества личности лидера – организатора:

  1. Способность управлять собой. Способность в полной мере использовать свое время, энергию, умение преодолевать трудности, выйти из стрессовых ситуаций, заботиться о накоплении сил и энергии (в т. ч. и физических).

  2. Наличие четких личных целей: ясность в вопросах о целях своих поступков, наличие целей, совместимых с условиями общения и деятельности, понимание реальности поставленных целей и оценка продвижения к ним.

  3. Умение решать проблемы: умение вычленить в проблеме главное и второстепенное, оценить варианты решения проблемы, прогнозировать последствия после принятия решения, определять необходимые ресурсы для решения проблемы.

  4. Творческий подход к организации людей: поиск нестандартных подходов к решению управленческих проблем, умение генерировать идеи, стремление к нововведениям.

  5. Умение влиять на окружающих: уверенность в себе, умение устанавливать хорошие личные отношения, способности убеждать и внушать, умение слушать других.

  6. Знание особенностей организаторской деятельности: умение подобрать и расставить людей, составить план и включить людей в его выражение, стимулировать работу подчиненных, осуществлять контроль за их работой.

  7. Наличие специфических организаторских качеств личности: организаторское чутье, эмоционально – волевая воздейственность, склонность к организаторской работе.

  8. Умение работать с группой: понимание важности сплоченности коллектива, способность преодолеть ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива, умение добиваться согласия в коллективе, стремление к анализу развития группы и поиск путей ее развития [2].

Э.Е. Лукьянчиков помимо простого перечисления качеств, выделяет в структурной композиции личности офицера 3 группы качеств, обеспечивающих лидерство в деятельности командира: качества квалифицированного военного специалиста, качества руководителя и организатора своих подчиненных, качества военного педагога, умеющего воспитывать подчиненных. В каждую из этих групп входит значительное количество конкретных качеств, разносторонне характеризующих типичного лидера коллектива. При этом одна часть этих качеств отражает прирожденные особенности психических процессов и свойств личности, а другая часть – приобретаемые знания, навыки, умения, нравственные привычки личности, складывающиеся в личном опыте, приобретенном в социальной среде, в организованных процессах образовательной деятельности по обучению и воспитанию будущих офицеров [5].

Н.Н. Маслянов основу в подготовке командиров видит в самовоспитании и самообразовании, а залогом успешной управленческой деятельности считает глубокие знания, умение применять их на практике в конкретной обстановке. По его мнению, успешному выполнению управленческих функций, способствуют два блока качеств: личностно – ценные и профессионально – значимые.

К первым можно отнести патриотизм, твердость характера, инициативу, смелость, силу духа, мужество и другие морально – нравственные качества. Ко вторым Н.Н. Маслянов относит комплекс приемов, навыков военного человека, тактического и стратегического мышления, который объединяет людей в движении к единой цели. Офицеры должны вести за собой людей не силой приказа, а силой убежденности последних в правильности действий командира [6].

О.И. Скрыпников отмечает следующие, имеющие наибольшее значение для авторитета командира качества:

  • активность в общественной жизни подразделения;

  • профессиональная подготовленность, глубокое знание военного дела, хорошая военно – техническая подготовка;

  • любовь к своей профессии, ответственное и творческое отношение к делу;

  • нравственная чистота, честность, правдивость, трудолюбие, скромность, достойное поведение в быту, в семье;

  • организаторские способности, деловитость, практическая сметка, умение своевременно заметить и поддержать все новое, передовое;

  • дисциплинированность, исполнительность, целеустремленность, инициативность, выдержка, самообладание, настойчивость, смелость, умение переносить тяготы и лишения воинской службы;

  • тактичность, высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства человека;

  • отсутствие мнительности, раздражительности, вспыльчивости и высокомерия;

  • педагогическое мышление и педагогическое мастерство [7].

Таким образом, анализируя характеристики представленных выше профессиональных и психологических компетентностей офицера - лидера, представляется необходимым выделить существенные признаки лидерских качеств офицера внутренних войск:

  • высокий интеллект

  • наличие четких личных целей (целеустремленность)

  • способность к психоанализу

  • способность к рефлексии

  • использование интуиции

  • стрессоустойчивость

  • эмоциональная уравновешенность

  • способность управлять собой

  • эмпатичность

  • организаторская проницательность

  • способность к активному психологическому воздействию

  • тактичность

  • высокая требовательность в сочетании с заботой, справедливостью и уважением личного достоинства

  • высокий профессионализм

  • коммуникабельность

  • красноречивость

  • умение влиять на подчиненных (работать с группой)

  • способность к творческому решению задач (стремление к достижениям)

Для развития лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в настоящее время в образовательном процессе военного вуза необходимо решать следующие задачи:

  • выработка личной мотивированности, устойчивого желания быть лидером, уверенности в себе, готовности принимать решения и брать на себя ответственность, последовательности и упорства в реализации целей, осознания собственной силы, веры в достижение цели.

  • развитие индивидуальных интеллектуальных и нравственных лидерских качеств: профессиональная компетентность, порядочность, развитый интеллект, проявляющийся в аналитичности, быстроте понимания сути проблемы, гибкости ума, предусмотрительности, умении планировать и ставить цели.

  • обеспечение социальной компетентности лидера и его доброжелательности в отношениях с воинским коллективом. Это предполагает культуру общения, умение ясно и четко выражать мысли, корректно выслушивать подчиненных, делать замечания, давать советы, уважение достоинства других людей, умение понимать их, проникаться их заботами и проблемами, оказывать им поддержку.

  • приобретение умения и навыков быстро и правильно оценивать ситуацию, знать и учитывать особенности, интересы, запросы и ожидания всех членов воинского коллектива.

Развитие лидерских качеств будущего офицера внутренних войск в образовательном процессе военного вуза должно реализовываться на основе общих и частных принципов.

Общие принципы:

  • социальной обусловленности обучения военнослужащих;

  • научности обучения военнослужащих;

  • практической направленности обучения военнослужащих и связи его с жизнью;

  • наглядности в обучении;

  • доступности и высокого уровня трудности обучения;

  • сознательности, активности и самостоятельности военнослужащих (обучающихся) при руководящей роли педагога;

  • систематичности, последовательности и комплексности в обучении;

  • прочности усвоения в обучении, прочности результатов обучения и развития познавательных сил военнослужащих;

  • коллективизма и индивидуального подхода к обучению военнослужащих, рациональное сочетание коллективных (групповых) и индивидуальных форм и способов обучения;

  • гуманного, воспитывающего и развивающего характера обучения военнослужащих.

Частные принципы:

  • непрерывность управленческого образования и саморазвития как единого процесса, сочетание и чередование формального образования и самостоятельной подготовки в службе;

  • направленность на развитие профессиональных качеств важных для исполнения всех основных ролей руководителя – исполнителя, администратора, новатора – творца и лидера;

  • приоритет развития интеллектуальных навыков, умения выявлять проблемы и находить способы их решения, ставить вопросы в условиях неопределенности;

  • направленность обучения на выработку управленческого способа мышления, управленческой точки зрения;

  • развитие интеллектуальных навыков и управленческой точки зрения на реальных и учебных проблемах поддержания боевой готовности, являющихся актуальными и злободневными для современного этапа развития внутренних войск [3, с.288].

Исходя из вышеизложенных задач и принципов, необходимых для развития лидерских качеств офицеров внутренних войск, образовательный процесс военного вуза должен выполнять следующие функции:

  • аксиологическая (потребность в совершенствовании духовно-нравственной сферы личности каждого курсанта; умение строить взаимоотношения с окружающими на основе этики, толерантности, эмпатии);

  • процессуальная (знание целей, принципов, содержания, методов, форм и особенностей лидерской деятельности);

  • когнитивная (потребность в постоянном повышении знаний, умений, навыков, наличие творческого мышления);

  • управленческо-регулятивная (актуализация внутренних сил саморазвития человека, обоснование конкретных направлений самосовершенствования личности, способность к самопознанию, рефлексии).

Таким образом, в целях успешного и эффективного решения служебно – боевых задач, стоящих перед внутренними войсками МВД России в современных условиях, офицеру руководство подчиненным личным составом необходимо осуществлять в форме лидерства. Лидер – это личность, способная объединять людей ради достижения какой-либо цели. Роль лидера заключается в умении повести людей за собой, обеспечить существование таких связей в системе между людьми, которые способствовали бы решению конкретных задач в рамках единой цели.

Целенаправленное развитие лидерских качеств будущих офицеров внутренних войск существенно повышает эффективность их профессиональной подготовки, мотивационную и практическую готовность к лидерской деятельности, потребность в саморазвитии, самосовершенствовании, самореализации.


Литература:

  1. Ашихмин А.Н. Развитие профессиональных лидерских качеств у курсантов вузов МВД России средствами физической подготовки и спорта. Диссертация кандидата педагогических наук, 2006

  2. Балунов М.С. Педагогическое стимулирование лидерства у курсантов военно – экономического вуза. Диссертация кандидата педагогических наук, 2000

  3. Военная дидактика: Учебник – 2-е изд., переработ./ Под общей ред. В.Г. Михайловского. – М.: ИД «Куприянова», 2010. – 503с.

  4. Кричевский Р.Л. Если Вы – руководитель. Элементы психологии менеджмента в повседневной работе. – 2-е изд., доп. и перераб. М, 1996

  5. Лукьянчиков Э.Е. Становление лидерских качеств личности в системе высшего военного профессионального образования. Диссертация кандидата педагогических наук, 2003

  6. Маслянов Н.Н. Психолого – педагогические условия развития готовности курсантов к лидерству. Диссертация кандидата педагогических наук, 2001

  7. Скрыпников О.И. Психолого – педагогические условия формирования качеств лидера у курсантов военных институтов. Диссертация кандидата педагогических наук, 1999

Основные термины (генерируются автоматически): умение, подчиненный, качество, руководитель, военный вуз, войска, высокий профессионализм, лидерское качество офицера, образовательный процесс, уверенность руководителя.


Похожие статьи

Инновационное направление в обучении курсантов вузов внутренних войск МВД России

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных заведений

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Похожие статьи

Инновационное направление в обучении курсантов вузов внутренних войск МВД России

Формирование коммуникативной компетентности будущих специалистов физической культуры и спорта в вузе

Формирование умений и развитие навыков самостоятельной работы студентов технического вуза

Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности в профессиональном становлении студентов филиала ВУЗа

Тренинг как инструмент развития навыков и умений у курсантов военных институтов

Функционирование образовательного пространства педагогического вуза на базе программных систем электронного обучения

Формирование профессионального самосознания учащихся гимназии в процессе обучения

Формирование экологической культуры учащихся педагогического колледжа как этап становления будущего специалиста

Развитие физических качеств у курсантов военных учебных заведений

Технология духовно-нравственного воспитания преподавателя профессионального образования в процессе обучения

Задать вопрос