Микромногонациональные компании (ММНК) как новый этап развития ТНК | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 7 декабря, печатный экземпляр отправим 11 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Экономика и управление

Опубликовано в Молодой учёный №8 (43) август 2012 г.

Статья просмотрена: 91 раз

Библиографическое описание:

Ахмадбаев, А. М. Микромногонациональные компании (ММНК) как новый этап развития ТНК / А. М. Ахмадбаев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 8 (43). — С. 75-78. — URL: https://moluch.ru/archive/43/5199/ (дата обращения: 23.11.2024).

Сегодня в XXI веке значительное количество инновационных разработок касается программного обеспечения в рамках узкоспециализированной среды – интернет, однако, данная среда имеет парадоксальную черту: ограничив свою специализированность, она предполагает создание внутри себя более новых и специально-ориентированных компонентов. Мы можем сейчас наблюдать новый этап развития программного обеспечения, которое сокращает затраты на обработки данных при этом увеличивая количество последних, а также снижает барьеры для вступления других компаний в среду инноваторов и увеличивают темпы инноваций.

Так же как и механические нововведений XIX века привели к глобальным изменениям в нашем образе жизни, все еще развивающиеся вычислительные и коммуникационные инновации в начале XXI века будут оказывать глубокое влияние как на мировую экономику, так и на мировую культуру. К примеру, даже самые маленькие компании (Pixar) могли позволить себе прочные связи с обществом (пользователями-потребителями) и вычислительную инфраструктуру, которая была предметом зависти для более крупной корпорации (Disney) более 15 лет назад. Мы считаем, что если в конце XX века была эпоха транснациональных компаний, то в начале XXI века и последующие года есть вероятность возрастания роли micro-multinationalcompanies (микромногонациональные компании) - небольших компаний, работающих в глобальном масштабе.

Силиконовая долина в США, китайские, японские центры инноваций и даже Сколково в Подмосковье, на сегодняшний день, кажутся, уже переполнены такими предприятиями. Данные предприятия, опираясь на свои разработки в сферах интернет-услуг как: электронная почта, чаты, социальные сети, вики-сайты и облачные вычисления, которые зачастую распространяются абсолютно бесплатно, обеспечивают эти компании притоком новых пользователей и выходом на мировую сцену бизнес-элиты.

Микромногонациональные компании (далее ММНК) могут использовать свои сравнительные преимущества в рамках обеспечения необходимым опытом и навыками персонала, а также и заработной платы. ММНК могут функционировать по всему миру в круглосуточном режиме, разрабатывая новое программное обеспечение (далее ПО), приложения и уникальные веб-сервисы, используя при этом стандартные компоненты. Инновации всегда стимулировали международную торговую деятельность, а в настоящее время, как всем известно, торгуют знаниями и навыками, которые стали главнейшими инструментами развития мировой экономики.

Главными предприятиями и, естественно, наиболее успешными среди ММНК выступают социальные медиа компании как «Facebook» (в рамках всего мира) и «Вконтакте» (в рамках России и части постсоветского пространства), а также интернет – поисковики: Google и «Яндекс» (в мире и в России, соответственно). Данные компании, чьи продукты так популярны среди населения, занимают главенствующее положение в общемировых и национальных списках ММНК и поэтому было бы логично проанализировать их в рамках настоящей работы.

Следует также отметить, что компании Facebook и Google, успешно действующие во всем мире, являются наиболее крупными представителями ММНК, тяготея при своем развитии к ТНК, но на наш взгляд, полностью причислять Google или «Facebook» к крупным ТНК неуместно, так как количество сотрудников (главный показатель ММНК), к примеру, компании Google в 6,5 раз меньше показателя одного из самых крупнейших автоконцернов мира – «GeneralMotors». [1] В то время как общая капитализация Google намного выше, нежели у концерна «GM» (58.145 млрд долл. (2011) и 38.99 млрд. долл.(2011), соответственно) [1].

История развития социальных сетей и поисковиков.

Социальные медиа компании являются значимыми представителями ММНК. Являясь небольшими по количеству служащих и появившись из старт-ап проектов, данные компании используют свой потенциал в установлении социальных отношений в интернет-пространстве, набирая при этом большую популярность среди потребителей. Ярчайшими представителями данной категории ММНК являются «Facebook» и «Вконтактe».

Однако для рассмотрения данных компаний, необходимо определить понятие «социальная сеть» и этапы развития рассматриваемых компаний.

Понятие «социальная сеть» появилось в 1954 году и не имело ничего общего с понятием интернет, и являлось по своей сути сугубо научным термином в области социологии. Данное понятие ввел социолог из Манчестерской школы Джеймс Барнс и звучало оно как: «социальная сеть» – это социальная структура, состоящая из группы узлов, которыми являются социальные объекты (люди или организации), и связей между ними (социальных взаимоотношений)» [2]. Данное определение показывало зарождение взаимоотношений между группой знакомых лиц, в котором индивид являлся центром данного сообщества (с позиции данного индивида), а его знакомые - ветками связей одностороннего или же многостороннего вида.

Но данное понятие стало повсеместно употребляться лишь после зарождения интернет-услуг в информационном веке, которые и стали обозначаться как «социальные сети».

Первой социальной сетью была, в некоем смысле, разработка программистов Агентства Министерства обороны США по перспективным исследованиям, созданная в 1971 г. для военных нужд Соединенных Штатов – ARPANet [3], которая использовала принцип коммуникации с помощью электронной почты и являлась прообразом сети интернет. Затем, в 1988 г., в Финляндии была придумана технология IRC [3], позволяющая общаться в режиме реального времени в рамках сети интернет.

Первой социальной сетью современного вида является созданный в 1995 году программистом Рэнди Конрадом социальный продукт под названием «Classmates.com». По сей день в данной социальной сети зарегистрировано более 50 млн. пользователей, а общая капитализация компании равна более 300 млн. долларов [4]. Данная концепция оказалась довольно успешной и стала использоваться повсеместно во многих странах мира.

После упомянутой социальной сети были и многие другие, но наиболее успешной на сегодняшний день является разработка студента Стэндфордского Университета – Марка Цукерберга, под названием «Facebook». Данная сеть появилась в 2004 г. и сейчас в ней зарегистрировано более 1 млрд пользователей, а активных пользователей - более 950 млн [5]. Используя тот же механизм общения в рамках сети интернет, но в другой плоскости, «Facebook» достиг общей капитализации – более 100 млрд долларов[6].

Российский аналог вышеописанного ММНК - «Вконтакте» был создан в 2006 г. программистами из Санкт-Петербурга, и за 5 лет сумел стать главной социальной сетью в России, а также на постсоветском пространстве. В данной сети зарегистрированы более 100 млн. пользователей [7] и на сегодняшний день капитализация российской ММНК - более 2 млрд долларов [8]. Однако нам следует здесь упомянуть, что данная ММНК имеет множество недостатков (к примеру, беспрепятственное распространение порнографических материалов и повсеместное нарушение авторских прав при размещении аудио-видео файлов) и отстает в своем развитии от ранее рассмотренной ММНК «Facebook». Но один из соучредителей и СEO «Вконтакте» Павел Дуров делает заметные успехи в изменении существующих дел на рынке социальных сетей как в России, так и за рубежом, что ярко иллюстрирует статистика о работе социальных сетей [9].

Идеологическую основу для ММНК, как мы отмечали ранее, создал в сентябре 2005 г. ТимО’Рейли в статье «TimO’Reilly — WhatIsWeb 2.0» [10], введя множество понятий, включая такое понятие как «Web 2.0». Большое внимание в данной статье было уделено также и социальным сетям. С помощью данной статьи стало возможным полное понимание происходящих процессов в современном интернет - пространстве. И неудивительно, что под влиянием статьи ТимаО’Рейли, предсказывающей тесное переплетение бизнеса и интернета, появились совершенно новые услуги - SaaS (Softwear as a Service (программное обеспечение как услуга) или SoDSoftwear on Demand (программное обеспечение по требованию), а параллельно был заложен фундамент для нового поколения социальных сетей.

Представителем нового поколения социальных сетей является международный проект Groupon, созданный в 2008 г. Данная сеть сумела связать бизнес и интернет-общение, касаясь структуры социальных связей лишь поверхностно, фокусируясь, в основном, на привлечении бизнеса в развитие проекта для продаж коллективных скидок. Данное обстоятельство и стало губительным фактором для проекта Groupon и ему подобных, так как данный сервис учитывал желания не пользователей, а брал в расчет лишь требования компаний, с которыми они вели совместную работу. Имея капитализацию более 1 млрд долларов, проект Groupon в отчете за последний год объявил об убытках в размере 413 млн. долларов.[11] Однако есть и одно позитивное явление в данном предприятии: проект Groupon сумел первым из социальных сетей совместить физический мир с миром виртуальным, означающее, что с данного момента грядет новый этап развития социальных сетей, стирающее границы между двумя реальностями.

Но мы в свою очередь считаем, что развитие социальных сетей должно идти по пути бизнес-модели типа B2C, т.е. бизнес для покупателя, а в данном случае для пользователя. Единственно верным решением становится нахождение путей для развития социальных сетей в рамках подхода «Web 3.0», о чем пойдет речь в 3 главе настоящего исследования. Мы рассмотрим, какой новый вид социальной сети может появиться в ближайшее время, отвечающая вышестоящему принципу и сумеет ли она в полной мере удачно совместить физический мир с миром виртуальным.

Теперь коснемся истории развития поисковых машин, которые получили свое бурное развитие, также как и социальные сети, с середины 90-х гг. XX века.

Изначально доступ к интернету имели сотрудники привилегированных компаний и научных институтов, но позднее, после открытия сети для масс, стал актуальным вопрос нахождения нужной информации в кратчайшие сроки.

Прообразами поисковых систем являлись открытые каталоги, содержащие в себе ссылки на ресурсы, которые были классифицированы по различной тематике. Первым таким каталогом стала веб-страница «Yahoo.com», открывшаяся весной 1994 года [12]. Но после того, как количество информации в каталоге «Yahoo» стало не поддаваться дальнейшей организации, был добавлен революционный компонент в виде поиска нужной информации по базам каталога. Но данная веб-страница пока еще не являлась полноценной поисковой системой, так как поиск по базам ограничивался лишь рамками данного сайта. Однако здесь мы можем сказать, что после введения упомянутого компонента, было положено начало развитию данного вида интернет-технологий.

Первой полноценной поисковой системой стал проект «WebCrawler», представленный публике в 1994 г., и создавший своими революционными технологиями неотъемлемую часть для любого современного поисковика.[13]

Через год появились поисковые системы «AltaVista» и «Lycos». Большую популярность получил последний проект, который функционирует до сих пор. Однако все изменилось, когда в 1996 г. два выпускника Стэндфордского Университета Ларри Пейдж и Сергей Брин сумели создать принципиально новую поисковую систему «BackRub», ранжирующая веб-страницы сети интернет. А в 1998 г., они основали компанию, которая сегодня известна всему миру под названием Google [14].

Годом ранее в России была представлена другая поисковая система, использующая схожий принцип работы – «Яндекс», который сейчас является самым популярным поисковиком в русскоязычном интернете.

Как мы показали в ходе нашего исследования, социальные сети и поисковые системы являлись катализаторами тех процессов, которые обусловили появление инновационных технологий и услуг, которые ранее не были доступны не только широкому кругу пользователей, но и сугубо узкому кругу лиц, занимающихся исследованиями в сфере информационных технологий.


Литература:

  1. Our Company. <http://www.gm.com/company/aboutGM/our_company.html>, Google Announces Fourth Quarter and Fiscal Year 2011 Results. http://investor.google.com/earnings/2011/Q4_google_earnings.html

  2. Barnes, J. A. Class and Committees in a Norwegian Island Parish // Human Relations 7. P. 39-58.

  3. Пономарев В.Г. Развитие социальных сетей // Интернет и общество. 2009. C. 33.

  4. No. 2 Internet service provider buying Classmates Online. <http://community.seattletimes.nwsource.com/archive/?date=20041026&slug=classmates26>

  5. AMENDMENT NO. 4 TO REGISTRATION STATEMENT ON FORM S-1. <http://www.sec.gov/Archives/edgar/data/1326801/000119312512175673/d287954ds1a.htm>

  6. Goldman Offering Clients a Chance to Invest in Facebook. < http://dealbook.nytimes.com/2012/01/06/goldman-invests-in-facebook-at-100-billion-valuation/?hp>

  7. Заглавная страница.<http://vk.com>

  8. Код Павла Дурова. <http://www.forbes.ru/ekonomika/kompanii/69666-kod-pavla-durova>

  9. Статистикасоциальных сетейв России за июнь 2011-июнь 2012 гг. <http://gs.statcounter.com/#social_media-RU-monthly-201106-201206-bar>

  10. What is Web 2.0.<http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html%20%20>

  11. Meet The Fastest Growing Company Ever. <http://www.forbes.com/forbes/2010/0830/entrepreneurs-groupon-facebook-twitter-next-web-phenom.html>

  12. Overview. <http://pressroom.yahoo.net/pr/ycorp/overview.aspx>

  13. Индексация ресурсов при помощи Googlebot. <http://www.google.com/support/webmasters/bin/answer.py?answer=182072&&hl=ru>

  14. Компания Google. <http://www.google.ru/intl/ru/about/corporate/company/index.html>

Основные термины (генерируются автоматически): социальная сеть, сеть, компания, программное обеспечение, Россия, интернет, этап развития, мировая экономика, нужная информация, Стэндфордский Университет.


Похожие статьи

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Интеллектуальные энергетические сети как одно из направлений инновационного развития российской экономики

Зарубежный опыт тенденции развития деятельности совместных предприятий

Применение методов и средств сервис-ориентированной инфраструктуры в технологии интеграции ЕСИМО

Приоритетные направления модернизации функционирования локального рынка автосервисных предприятий

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы

Особенности внедрения модели интегрированных финансовых услуг в кредитных организациях

Пути достижения конкурентных преимуществ предприятий российской энергетики

Малые предприятия в кластерной организации инновационного развития экономики

Похожие статьи

Проектные предпосылки внедрения интегрированного контроллинга в промышленности

Интеллектуальные энергетические сети как одно из направлений инновационного развития российской экономики

Зарубежный опыт тенденции развития деятельности совместных предприятий

Применение методов и средств сервис-ориентированной инфраструктуры в технологии интеграции ЕСИМО

Приоритетные направления модернизации функционирования локального рынка автосервисных предприятий

Инвестиционный менеджмент как основа системы управления инвестициями на современном предприятии в России

Стратегии и принципы инновационного управления компаниями инвестиционно-строительной сферы

Особенности внедрения модели интегрированных финансовых услуг в кредитных организациях

Пути достижения конкурентных преимуществ предприятий российской энергетики

Малые предприятия в кластерной организации инновационного развития экономики

Задать вопрос