Цель : вовлечение детей в исследовательскую деятельность по изучению свойств воды.
Задачи : Обогатить словарный запас, уточнить свойства воды опытным путём, формировать знания об окружающем мире, воспитывать бережное отношение к природе.
– вызывать чувство радости от созданного изображения;
Речевое развитие:
– обогащать словарный запас; засох, холодный — теплый, тяжелый- легкий;
– развивать моторику речи — двигательного аппарата;
– развивать речь, речевое дыхание;
– развивать память и внимание;
Познавательное развитие:
– Сформировать знание детей о значении воды в жизни человека, растений и всего живого;
– продолжать воспитывать любовь к цветам, бережное и заботливое отношение к ним;
Социально-коммуникативное развитие:
– Развивать эмоциональную отзывчивость;
– формировать умение рассуждать;
– Формировать готовность к совместной деятельности.
Физическое развитие:
– Развивать выразительность движений
Художественно-эстетическое развитие:
– развивать у детей мелкую моторику рук и творческие способности в изобразительной деятельности
– развивать умение рисовать пальчиками;
Предварительная работа:
– рассматривание иллюстраций с изображением цветов, воды, рыб
– чтение и заучивание стихотворений о цветах;
– чтение художественной литературы;
– различные виды музыкальной деятельности — пение, прослушивание музыки.
Оборудование и материалы: объемные кубы с картинками — цветы, игрушки, фрукты; аудиозапись песни: «Цветок-огонек», шум дождя, тазы с водой холодной и теплой, чашки разного цвета, маленькое сито с ручкой на каждого ребенка, камушки, мячи теннисные, салфетки, аквариум сухой, силуэты рыбок, гуашь, клей, клеенки, угощение для детей (печенье — рыбки)
Дети играют на ковре вместе с воспитателем. (Объемные кубы с картинками — игрушки, овощи, фрукты) Ведется беседа по картинкам.
Воспитатель: какие у нас большие, красивые кубики, посмотрите, что ты, Дарина, видишь на этой картинке? Что изображено на этой стороне кубика? Как ты думаешь, что можно построить из кубиков?
Дети: домик, башню.
Воспитатель: сейчас мы построим вот такую высокую башню (ставим кубики друг на друга, верхний кубик с изображением куклы). Посмотрите, как высоко поднялась кукла.
(Звучит песня: «Цветок-огонек»)
Воспитатель: дети, как вы думаете, кто песенку поет? (обращает внимание детей на куклу в природном уголке) Дети, посмотрите, кукла Даша пришла к нам в гости, что у нее в руках?
Дети: лейка.
Воспитатель: какого цвета лейка? Как ты думаешь, Ваня? А ты как думаешь, Саша. Как вы думаете, для чего нужна лейка Даше?
Дети: поливать цветы (если затрудняются, подсказываю).
Воспитатель: помоги, пожалуйста, Кукле Даше полить цветы, Таня. (ребенок вместе с воспитателем поливает огонек). Таня, что льется из леечки?
Дети: водичка.
Воспитатель: для чего Даша поливает цветы водой?
Дети: чтобы росли цветочки.
Воспитатель: как думает Катя, Дарина.
Воспитатель: дети, посмотрите, какие все комнатные растения красивые, ухоженные. (Обращает внимание детей на завядший цветок) Ой, что же случилось с этим цветком?
Дети: (засох)
Воспитатель: как вы думаете, почему он засох? Посмотрите какая земля в горшке сухая. А в этом горшке земля влажная. Что нужно сделать, чтобы цветок ожил?
Дети: полить водичкой (если затрудняются, подсказываю)
Воспитатель: как ты думаешь Слава? — полить.
Воспитатель: Цветы не могут без воды, и поэтому мы их поливаем водой.
Воспитатель: дети, а как вы думаете, кто поливает цветы в лесу?
Дети: предположительный ответ — дождик.
(Раздается звукозапись «Шум дождя»)
Воспитатель: дети, что вы слышите?
Дети: дождик (идет дождик)
Воспитатель: как капает дождик:
Дети: кап-кап-кап.
Воспитатель: дети, подскажите потешку о водичке?
Дети: Водичка , водичка ,
Умой моё личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щёчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Воспитатель: дети, вы любите играть?
Дети: да
Воспитатель: предлагаю поиграть. Подойдите, пожалуйста, к столу. (На столах стоят тазики с водой, чашечки разного цвета и маленькое сито с ручкой на каждого ребенка. Посмотрите, что налито в тазиках?
Дети: Вода!
Воспитатель: попробуйте водичку, какая она? (холодная, теплая)
Воспитатель: какая вода в синем тазике? Попробуйте пальчиком.
Дети: холодная
Воспитатель: а какая вода в красном тазике? Попробуйте пальчиком.
Дети: теплая.
Воспитатель: что у меня в руках?
Дети: чашка
Воспитатель: какого цвета?
Дети: красная.
Воспитатель: возьмите по одной чашечке. Какого цвета, Даша, у тебя чашка? А у тебя, Настя? (Закрепляем цвет).
Воспитатель: наберите воды в чашку.
(Воспитатель показывает все действия)
Дети набирают воду.
Воспитатель: а теперь возьмите вот такое ситечко. (показываю). Набери в нее воды. (дети пытаются набрать воды). Как вы думаете, почему не получается набрать воды?
Дети: много дырочек.
Воспитатель: в чашке есть донышко без дырочек, а в ситечке много дырочек, поэтому вода протекает.
Воспитатель: а еще я для вас приготовила камушки и мячики. Возьмите камушки в руки, потрогайте их. Какие камушки на ощупь?
Дети: Гладкие, твёрдые, тяжёлые.
Воспитатель: Ваня, опусти камушек в воду. Маша тоже опустит камушек в воду.
Воспитатель: Что произошло с камушками?
Дети: Утонули.
Воспитатель: а сейчас возьмите в руки мячики. Потрогайте их. Какие они?
Дети: Твёрдые, гладкие, лёгкие.
Воспитатель: опустите тихонечко их в воду. Что произошло с мячиками?
Дети: Плавают!
Воспитатель: Вот видите, дети, камушки тяжёлые они утонули, а мячики лёгкие они не утонули. А сейчас опустим на дно тазика наши ручки. Поиграйте пальчиками. Вы видите свои пальчики?
Дети: Да!
Воспитатель: Водичка чистая, прозрачная, поэтому мы видим свои пальчики. Мы с вами играли с водичкой, руки мокрые, вытрем их салфеткой.
Воспитатель: скажите мне, пожалуйста, кому нужна вода?
Дети: Людям, животным, растениям, рыбам.
Воспитатель: Нужно нам беречь воду?
Дети: нужно, да!
Воспитатель: кто постоянно живёт в воде?
Дети: Рыбы!
Воспитатель: Давайте мы покажем, как рыбки плавают в тёплой воде (физ. минутка):
Рыбки весело играют,
В тёплой, солнечной воде,
То зажмутся — разожмутся,
То зароются в песке.
(вращают кисти рук)
(сжимают кулачок, разжимают)
(вращают ручками перед грудью)
Воспитатель: обращает внимание на рыбку в тазике. У нас тоже плавает рыбка, но только она что-то грустит. Рыбка, о чем ты грустишь? (Раздается голос: дети, я живу здесь одна и мне очень скучно. Помогите найти мне друзей) Дети, поможем рыбке.
Дети: поможем.
(на столе стоит аквариум без воды)
Воспитатель: сегодня мы будем рисовать пальчиками. (Показываю детям как нужно рисовать). Дети макают в гуашь пальчик и рисуют чешую рыбке, затем прикрепляем на аквариум.
Раздается звукозапись (Голос рыбки): дети, большое вам спасибо, теперь мне будет весело с друзьями. Благодарю вас и примите от меня подарки. (печенье — рыбки)
Рефлексия: Дети, посмотрите, какой наш цветок стал красивый. Как вы думаете, почему?
Дети: потому что полили водой. (если затрудняются делаю обобщение, что вода необходима всему живому — растениям, животным, птицам, человеку).
Ожидаемые результаты:
– разовьется поисковая деятельность;
– освоят умение анализировать работу;
– сформируется положительное отношение к труду;
– разовьются познавательные, творческие и художественные способности;
– разовьется творчество воспитанников в передаче образа;
– закрепят понятия: дождь, цветы, вода.
Литература:
- Згурская Л. Экология малышам // Дошкольное воспитание, № 7, — 2004.
- Николаева С. Н. Экологическое воспитание младших дошкольников. Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика — Синтез, 2004. — 96 с.
- Теплюк С. Н. Занятия на прогулках с детьми младшего дошкольного возраста: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. — М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2001. — 160 с.