Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 мая, печатный экземпляр отправим 8 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №33 (428) август 2022 г.

Дата публикации: 23.08.2022

Статья просмотрена: 145 раз

Библиографическое описание:

Широких, Ю. А. Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» / Ю. А. Широких. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 33 (428). — С. 165-166. — URL: https://moluch.ru/archive/428/94512/ (дата обращения: 26.04.2024).



Статья посвящена особенностям интерпретации национального образа русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». Проанализирован образ Анны Павловны Затрапезной, рассмотрены особенности характера в контексте представителей данного типа в русской литературе.

Ключевые слова: М. Е. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина, поместное дворянство, русская барыня, крепостное право.

Образ русской барыни-помещицы — один из наиболее распространенных и узнаваемых национальных образов в русской классической литературе. Обычно это властная, деспотичная, своевольная женщина, которая сама управляет всем домом, из-за непростого характера ее боятся крестьяне, прислуга и даже члены семьи. Такая барыня зачастую жестока к крепостным и требовательна к домашним. Многие русские писатели-реалисты изображали этот характер: злую и несправедливую помещицу мы можем увидеть в творчестве И. С. Тургенева, А. Н. Островского. Особое положение занимает образ барыни в произведении М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина».

В романе М. Е. Салтыкова-Щедрина отражен национальный характер и особенности менталитета поместного дворянства в России середины XIX века. Е. Г. Чернышева характеризует творчество писателя следующим образом: оно «обогатило русскую культуру <…> трагически-мрачными социально-психологическими типами» [4; с. 522]. Тип жестокой помещицы — один из самых ярких в произведениях Салтыкова-Щедрина.

«Пошехонская старина» представляет собой воспоминания рассказчика-дворянина о своем детстве, проведенном в помещичьей усадьбе. Среди всех возникающих в памяти мальчика образов значительное место занимает образ его матери — помещицы Анны Павловны Затрапезной. Ее прототипом стала мать писателя — Ольга Михайловна Салтыкова.

Рассказчик приводит краткое описание жизни Анны Павловны. В 15 лет она вышла замуж за немолодого помещика Василия Порфирыча Затрапезного, этот брак был «неровен во всех отношениях» [3; с. 22]. Невесту брали с расчетом на большое приданое, в итоге же этот расчет не оправдался и стал поводом для укоров со стороны сестер Василия Порфирыча. При этом Анна Павловна, став в юном возрасте хозяйкой дома, смогла освоиться и очень скоро преобразить усадьбу. Рассказчик вспоминает: «в ту минуту, когда я увидал свет, Затрапезные считались чуть не самыми богатыми помещиками в нашей местности» [3; с. 23]. Анна Павловна — энергичная и деятельная женщина, которая сама управляет всем домашним хозяйством, стремится к обогащению поместья, при этом стараясь дать своим детям хорошее воспитание и образование.

Однако, описывая в дальнейшем детство главного героя, автор показывает, что героиня меняется с годами жизни в усадьбе. Писатель подчеркивает значение среды в формировании человека, что свойственно реалистическим произведениям. С. А. Макашин, отмечая силу этого женского характера, тем не менее, тоже обращает на это внимание: «Сильный, самостоятельный характер Анны Павловны, незаурядный ум, деловая сметка, неистощимая энергия — вcе приносится на алтарь служения одному божеству — обогащению, все подчиняется одной страсти — бережливой экономии, превратившейся в отвратительное скопидомство» [1; с. 9]. Раннее замужество, безразличие мужа к семье и дому, враждебность его сестер, ответственность за большое хозяйство в усадьбе — все это оказало значительное влияние на характер Анны Павловны. Так, приведены подробные описания того, как в семье проходили приемы пищи, какой была еда: дети постоянно недоедали, на стол регулярно подавались несвежие продукты с целью экономить то, что еще не успело испортиться. Однако рассказчик отмечает, что нравственно-психологическая сторона происходящего еще более важна: хуже постоянного недоедания был способ распределения пищи за столом среди членов семьи: «дети в нашей семье (впрочем, тут я разумею, по преимуществу, матушку, которая давала тон всему семейству) разделялись на две категории: на любимых и постылых, и так как высшее счастие жизни полагалось в еде, то и преимущества любимых над постылыми проявлялись главным образом за обедом. Матушка, раздавая кушанье, выбирала для любимчика кусок и побольше, и посвежее, а для постылого — непременно какую-нибудь разогретую и выветрившуюся чурку. Иногда, оделив любимчиков, она говорила постылым: «А вы сами возьмите!". И тогда происходило постыдное зрелище борьбы, которой предавались голодные постылые» [3; с. 41–42]. В романе выборочно даны яркие фрагменты семейного быта, которые показывают всю несправедливость и безнравственность воспитания в усадьбе. Одним из основных педагогических приемов были телесные наказания, от детей не были скрыты семейные ссоры и жестокость по отношению к прислуге и крепостным. С горькой иронией рассказчик замечает: «нормальные отношения помещиков того времени к окружающей крепостной среде определялись словом «гневаться»» [3; с. 48]. Анна Павловна гневается за малейшую провинность на крепостных девушек, гневается на повара, который, по ее мнению, не смог в достаточной мере сэкономить продукты, гневается на прислугу. Все это подчеркивает жестокость помещицы, в этом она схожа с изображаемыми ранее деспотичными барынями в русской литературе: с барыней в рассказе И. С. Тургенева «Муму», с купчихой Марфой Игнатьевной Кабановой в пьесе А. Н. Островского «Гроза». Традиционно русская барыня изображается как жестокая, деспотичная женщина. Однако именно М. Е. Салтыков-Щедрин не случайно еще до описания жизни в усадьбе говорит о биографии Анны Павловны и подробно показывает среду, в которой происходило становление ее личности. Он пытается понять причины той бесконечной жестокости, которая пронизывает быт в помещичьей усадьбе — не только по отношению к крепостным, но и среди членов семьи. По этой причине в описаниях барыни рассмотрены преимущественно не черты ее личности, а особенности социальной позиции и поведения в повседневной жизни. Все эти характеристики были типичны для помещиков в эпоху крепостного права.

Помимо социальных причин, героиня рассматривается и сквозь призму христианского мировоззрения, с нравственных позиций. С точки зрения христианской религии, Анна Павловна, как и все люди, наделена свободой воли, именно поэтому автор поднимает здесь вопросы нравственности. Говоря о религиозном чувстве в семье, рассказчик замечает, что в доме все ограничивалось внешней обрядовостью. Кроме того, отдельное место занимает тема бесчеловечного отношения к ближнему. Так, в главе V «Первые шаги на пути к просвещению» мы можем увидеть рассуждение об истинном религиозном чувстве и о человеколюбии.

Таким образом, в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина» мы видим очень сложный и многогранный образ русской барыни. С одной стороны, рассказчик вспоминает об ужасах своего детства в родовом гнезде, показывает всю несправедливость по отношению к членам семьи, к крестьянам и прислуге. Описывая атмосферу в доме, автор ярко иллюстрирует чрезмерное скопидомство, отсутствие тепла в семейном общении. С другой стороны, писатель размышляет о причинах происходящего и обращает внимание как на социальный, так и на морально-нравственный, религиозный аспект.

Литература:

  1. Макашин С. А. О «Пошехонской старине» // Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. — М.: Правда, 1980. — С. 3–20.
  2. Ремпель Е. А. Библейские речения, сюжеты и мотивы в творчестве М. Е. Салтыкова-Щедрина: «История одного города», «Господа Головлевы», «Пошехонская старина»: диссертация на соискание ученой степени кандидата филологических наук: 10.01.01. — Саратов, 2004. — 143 с.
  3. Салтыков-Щедрин М. Е. Пошехонская старина. — М.: Правда, 1980. — 576 с.
  4. Чернышева Е. Г. М.Е. Салтыков (Щедрин) // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч. 2 (1840–1860 годы): учеб. для студентов вузов, обучающихся по специальности 032900 “Рус. яз. и лит.” / [Е. Е. Дмитриева и др.]; под ред. В. И. Коровина. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2005. — С. 500–524.
Основные термины (генерируются автоматически): русская барыня, член семьи, образ, поместное дворянство, помещичья усадьба, рассказчик, русская литература, усадьба.


Ключевые слова

крепостное право, М. Е. Салтыков-Щедрин, Пошехонская старина, поместное дворянство, русская барыня

Похожие статьи

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Впервые в русской литературе образ усадьбы как идиллического мира появился в поэзии XVIII века в творчестве А. Д. Кантемира, Г. Р. Державина, И. И. Хемницера. В их произведениях усадьба изображалась местом свободного времяпрепровождения, философских размышлений...

К анализу одной главы «Анны Карениной» Л. Н. Толстого: путь из...

Так называемый непременный член назначался министром внутренних дел из числа кандидатов — помещиков, избранных уездным земским собранием.

Помещик — производное от поместье, древнерусское помѣстие — «земельный надел, выданный за службу»,(по мѣсту).

Широких Юлия Андреевна — Информация об авторе

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». №33 (428) август 2022 г. Авторы: Широких Юлия Андреевна. Рубрика: Филология, лингвистика. Страницы: Библиографическое описание: Широких, Ю. А. Образ русской барыни в романе М. Е...

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Типичен образ самого бедного мужика Дурновки. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи.

Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова.

Воспитание и образование дворянских детей в провинции

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина.

К XIX веку сложился уклад семейного дворянского воспитания и образования, включающий воздействие на ребенка членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.

Формы материальной поддержки дворян-землевладельцев во...

Савельев, П. И. Поместное дворянство Самарской губернии накануне первой русской

В Поволжье дворянский род Давыдовых известен в связи с родовым имением семьи Дениса Давыдова...

Образ провинциальной дворянской усадьбы появился на страницах повестей...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Городские усадьбы привлекают внимание необычными решениями, в попытках архитекторов вписать особняки в общую разноликую панораму города. Основным материалом для постройки зданий оставалось преимущественно дерево, но впоследствии и эта тенденция к середине XIX...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Как нам показывает русская и зарубежная литература, отношения между слугой и

В своей пьесе Чехов показывает привычную жизнь старого русского имения со своим устоявшимся бытом, и хозяева этой усадьбы тоже традиционные представители русского дворянства.

Современные функции бывших дворянских усадеб

В наши дни, бывшие дворянские усадьбы, минуя стадию восстановления и реконструкции

Категории современного использования бывших дворянских усадеб немногочисленны: их всего семь.

7. Кузьмин, М. А. Русская усадебная культура и ее особенности в XXI веке/М.

Похожие статьи

Усадебная культура в жизни и творчестве А.С. Пушкина | «Молодой

Впервые в русской литературе образ усадьбы как идиллического мира появился в поэзии XVIII века в творчестве А. Д. Кантемира, Г. Р. Державина, И. И. Хемницера. В их произведениях усадьба изображалась местом свободного времяпрепровождения, философских размышлений...

К анализу одной главы «Анны Карениной» Л. Н. Толстого: путь из...

Так называемый непременный член назначался министром внутренних дел из числа кандидатов — помещиков, избранных уездным земским собранием.

Помещик — производное от поместье, древнерусское помѣстие — «земельный надел, выданный за службу»,(по мѣсту).

Широких Юлия Андреевна — Информация об авторе

Образ русской барыни в романе М. Е. Салтыкова-Щедрина «Пошехонская старина». №33 (428) август 2022 г. Авторы: Широких Юлия Андреевна. Рубрика: Филология, лингвистика. Страницы: Библиографическое описание: Широких, Ю. А. Образ русской барыни в романе М. Е...

Символизм в повести И. А. Бунина «Деревня» | Статья в журнале...

Типичен образ самого бедного мужика Дурновки. Его прозвище под стать всему колориту изображаемой жизни. Он ленив, апатичен, безразличен к судьбе своей семьи.

Пессимизм Бунина в отношении русской деревни сказался и в решении образа Тихона Красова.

Воспитание и образование дворянских детей в провинции

Воспитание и образование дворянских детей в первой половине XIX века на основе анализа произведений А. С. Пушкина.

К XIX веку сложился уклад семейного дворянского воспитания и образования, включающий воздействие на ребенка членов семьи, нянек, гувернеров, учителей.

Формы материальной поддержки дворян-землевладельцев во...

Савельев, П. И. Поместное дворянство Самарской губернии накануне первой русской

В Поволжье дворянский род Давыдовых известен в связи с родовым имением семьи Дениса Давыдова...

Образ провинциальной дворянской усадьбы появился на страницах повестей...

Разнообразие архитектуры первой половины XIX века...

Городские усадьбы привлекают внимание необычными решениями, в попытках архитекторов вписать особняки в общую разноликую панораму города. Основным материалом для постройки зданий оставалось преимущественно дерево, но впоследствии и эта тенденция к середине XIX...

Два поколения слуг в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»...

Как нам показывает русская и зарубежная литература, отношения между слугой и

В своей пьесе Чехов показывает привычную жизнь старого русского имения со своим устоявшимся бытом, и хозяева этой усадьбы тоже традиционные представители русского дворянства.

Современные функции бывших дворянских усадеб

В наши дни, бывшие дворянские усадьбы, минуя стадию восстановления и реконструкции

Категории современного использования бывших дворянских усадеб немногочисленны: их всего семь.

7. Кузьмин, М. А. Русская усадебная культура и ее особенности в XXI веке/М.

Задать вопрос