Проблемы оказания доврачебной помощи | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Кузнецов, К. С. Проблемы оказания доврачебной помощи / К. С. Кузнецов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30.1 (425.1). — С. 42-43. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94161/ (дата обращения: 30.04.2024).



В статье приводятся результаты социального опроса Неоказания первой помощи пострадавшим населением. Прилагается авторский игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах.

Ключевые слова: законодательство, первая помощь, жизнь, здоровье, скорая помощь, очевидец, состояние пострадавшего, пострадавший, социальная политика, игровой проект.

Особенность первой помощи заключается в том, что непосредственно умения по оказанию первой помощи — это, прежде всего, элементарные действия, не требующие от человека специализированной медицинской подготовки. Алгоритмами этих действий может овладеть любой человек независимо от возраста и образования.

Федеральный закон от 21.11.2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет первую помощь как особый вид помощи (отличный от медицинской), оказываемой лицами, не имеющими медицинского образования, при травмах и неотложных состояниях до прибытия медицинского персонала, а также указывает (ч.4), что каждый гражданин имеет право оказывать первую помощь при наличии соответствующей подготовки и (или) навыков.

Цель её заключается в устранении явлений, угрожающих жизни, а также – в предупреждении дальнейших повреждений и возможных осложнений.

Перечень состояний, при которых оказывается первая помощь, (в соответствии с приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 4 мая 2012 г. № 477н «Об утверждении перечня состояний, при которых оказывается первая помощь и перечня мероприятий по оказанию первой помощи»): отсутствие сознания; остановка дыхания и кровообращения; наружные кровотечения; инородные тела верхних дыхательных путей; травмы различных областей тела; ожоги, эффекты воздействия высоких температур, теплового излучения; отморожение и другие эффекты воздействия низких температур; отравления.

Кроме простейших практических приемов непосредственной помощи к оказываемым мерам помощи пострадавшему являются: вызов службы спасения, придание пострадавшему оптимального положения тела контроль состояния пострадавшего и оказание психологической поддержки, а также передача пострадавшего медикам.

Информация по приемам оказания первой помощи является открытой и доступна в печатной литературе и интернет-ресурсах.

В ходе работы над проектом был проведен социальный опрос студентов техникума и населения. На вопрос «Назовите причины, по которым большинство людей не может оказать, не оказывает первую (доврачебную) помощь пострадавшим» были ответы:

 торопишься по своим делам (нет времени на оказание помощи);

 равнодушие (неинтересны чужие проблемы);

 брезгливость;

 боязнь бюрократических последствий после;

 нежелание брать ответственность за чужую жизнь;

 незнание способов и алгоритма помощи;

 страх заразиться инфекциями;

 страх неправильно оказать помощь;

 страх ответственности за неправильную помощь;

 предположение, что человек в алкогольном опьянении;

 незнание телефона скорой помощи;

 отсутствие опыта по оказанию помощи;

 отсутствие средств помощи;

 надежда, что кто-то другой из очевидцев справится (возьмется);

 боязнь осуждения и оценки очевидцев;

 отсутствуют полномочия для оказания помощи (я не врач и не спасатель);

 растерянность, стресс.

Данный опрос показал, что большинство респондентов не хотели бы остаться безучастными, но при полном отсутствии реального опыта оказания первой помощи не совсем ясно представляют себе, что именно надо делать в рамках оказания первой помощи.

Так же была беседа с действующими врачами «Скорой помощи». Выяснилось, что приезжая на вызовы медики чаще встречают очевидцев, которые растеряны происходящим ухудшением здоровья пострадавших. От того, что пришлось оказаться в ситуации нестандартной, отличной от обычной, где все здоровы и нет угрозы жизни – большинство людей не могут принять решительных мер по оказанию посильной первой помощи. Замечательно, что даже в такой стрессовой ситуации люди вызывают помощь специалистов. Случаи грамотного оказания первой помощи до приезда спасателей составляют менее 20%.

Очевидцы событий, когда требуется срочная помощь другому человеку, очень часто избегают присутствия в сложившейся ситуации, а те, кто и хотел бы прийти на помощь – элементарно не знают, что именно делать с пострадавшим. По беседам на тему опроса выяснилось, что ни одному из опрошенных не приходилось лично оказываться в подобных теме опроса ситуациях. Большинство не представляет свою реакцию на месте событий.

Хочется предложить некоторые направления в социальной политике страны, направленные на привитие населению норм и навыков помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях:

Для профилактики равнодушного и негативного отношения к участию в первой помощи возможны ужесточения закона за безответственное поведение. И, наоборот, смягчение для реальных участников в мерах доврачебной помощи – это чтобы люди не боялись ответственности за неправильно оказанную помощь.

Необходимо запускать социальные проекты (видеопроекты) по телевидению и в интернете, носящие креативный характер. Форма подачи должна предлагаться соответственно потребителям информации (сериал, где сюжетную линию сопровождают ситуации с помощью пострадавшим, этап компьютерной игры, детские мультфильмы с практическим уклоном). Эффективны будут короткие социальные ролики на манер рекламы, которую невозможно отключить, пока не пройдет какое-то время. Главное условие – регулярность подачи, чтобы население информацию о практической первой помощи получало длительное время, и она приобрела характер отложившейся в памяти до автоматизма.

Печатная продукция может легко достигнуть потребителя на пустующих баннерах (пока их не заняли рекламой), информационных стендах, в общественном транспорте, на остановках, в меню-салфетках пиццерий, которые вкладываются в поднос заказа. Условиями являются наглядность, красочность, доступность информации.

Мы подготовили игровой проект по внедрению первоначальных знаний первой помощи в детских садах. Данный возраст был выбран, так как: в раннем возрасте ребята не знают телефон экстренной службы; часто дети не знают свой адрес, а при вызове «Скорой помощи» это имеет решающее значение; в силу возраста дошкольники неуверенно завязывают узлы, и недостаточно туго делают повязки.

В результате занятий планируется научить детей: избегать опасных ситуаций, не паниковать при виде крови, обращаться за помощью и вызывать службу спасения. Таким образом, у ребенка будут развиваться базовые знания и навыки еще в дошкольном возрасте.

Занятие в детском саду – знакомство с бинтом и пластырем

Рис.1.Занятие в детском саду – знакомство с бинтом и пластырем

Для того чтобы внедрить проекты в жизнь важно, чтобы они были услышаны на уровне различных министерств (культуры, просвещения, здравоохранения, социальной защиты, цифрового развития и связи и др.). А можно каждому начать с саморазвития – прочитать краткий курс первой помощи пострадавшим.

Литература:

  1. Красильникова И. М. Неотложная доврачебная медицинская помощь: Учебное пособие / Красильникова И.М., Моисеева Е.Г. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 187 с.
  2. Еманова, С. В. Педагогика и психология раннего и дошкольного возраста: уч.пособие / С. В. Еманова. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2021. –142 с.
Основные термины (генерируются автоматически): помощь, оказание помощи, большинство людей, игровой проект, помощь пострадавшим, пострадавший, Российская Федерация, ситуация, скорая помощь, эффект воздействия.


Ключевые слова

законодательство, здоровье, жизнь, социальная политика, пострадавший, первая помощь, скорая помощь, очевидец, состояние пострадавшего, игровой проект

Похожие статьи

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

Непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации оказывается экстренная психологическая помощь. Важно оказывать ее как можно быстрее в чрезвычайной ситуации или после нее. Чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической.

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы...

Но знать теорию и методику оказания первой помощи ‒ еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации. Именно психологический фактор, если он не берется в расчет, превращает обучение приемам оказания первой помощи в пустую формальность.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

С помощью какого прибора мы может это определить: термометр, барометр, гигрометр

Участникам игры предлагаются ситуации, в которых нарушены правила пожарной

Участники демонстрируют навыки в оказании первой медицинской помощи пострадавшему при пожаре.

умение, класс, личная безопасность, помощь пострадавшим...

Вопросы оказания первой помощи пострадавшим включены в содержание раздела учебной программы курса ОБЖ «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». При этом изучение данного раздела предполагается в течение всего курса ОБЖ основной и средней...

Ситуационный подход в освоении обучающимися...

оказание медицинской помощи в лечебном учреждении. Первая доврачебная помощь пострадавшим включает в себя простейшие мероприятия, которые необходимы для сохранения здоровья и спасения жизни человека. Ситуационный подход в освоении обучающимися...

Первая помощь как особый вид помощи | Статья в журнале...

 Первая помощь (ПП) — это особый вид помощи пострадавшим при травмах, ранениях, отравлениях и других неотложных состояниях, оказываемый лицами, как правило, не имеющими медицинского образования, без применения лекарств и проведения медицинских...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской...

Для 11 класса – первая помощь пострадавшим; практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; антитеррористическая безопасность; основы военной подготовки и обращения с оружием; выживание в природных условиях.

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие терактов и начинается оказание помощи пострадавшим.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

СМИ оказывают колоссальное влияние на несовершеннолетнего, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей жизни. Природа ребенка заложена таким образом, что вначале своего становления он все берет от...

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

медицинская помощь, гражданское население, помощь, Российская Федерация, помощь пострадавшим, отдельный гражданин, навык оказания, МЧС России, место происшествия, РФ. МЧС России в системе ее национальной безопасности. Федеральным законом «О защите...

Похожие статьи

Психологическая помощь детям в чрезвычайных ситуациях

Непосредственно в зоне чрезвычайной ситуации оказывается экстренная психологическая помощь. Важно оказывать ее как можно быстрее в чрезвычайной ситуации или после нее. Чем больше пройдет времени, тем больше вероятность того, что психотравма станет хронической.

Психологические барьеры обучаемых при изучении темы...

Но знать теорию и методику оказания первой помощи ‒ еще не значит уметь воспользоваться этими знаниями в экстремальной ситуации. Именно психологический фактор, если он не берется в расчет, превращает обучение приемам оказания первой помощи в пустую формальность.

Игровая деятельность в процессе изучения основ безопасности...

С помощью какого прибора мы может это определить: термометр, барометр, гигрометр

Участникам игры предлагаются ситуации, в которых нарушены правила пожарной

Участники демонстрируют навыки в оказании первой медицинской помощи пострадавшему при пожаре.

умение, класс, личная безопасность, помощь пострадавшим...

Вопросы оказания первой помощи пострадавшим включены в содержание раздела учебной программы курса ОБЖ «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи». При этом изучение данного раздела предполагается в течение всего курса ОБЖ основной и средней...

Ситуационный подход в освоении обучающимися...

оказание медицинской помощи в лечебном учреждении. Первая доврачебная помощь пострадавшим включает в себя простейшие мероприятия, которые необходимы для сохранения здоровья и спасения жизни человека. Ситуационный подход в освоении обучающимися...

Первая помощь как особый вид помощи | Статья в журнале...

 Первая помощь (ПП) — это особый вид помощи пострадавшим при травмах, ранениях, отравлениях и других неотложных состояниях, оказываемый лицами, как правило, не имеющими медицинского образования, без применения лекарств и проведения медицинских...

Готовность учащихся старших классов к безопасности в городской...

Для 11 класса – первая помощь пострадавшим; практическая отработка навыков поведения в чрезвычайных ситуациях; антитеррористическая безопасность; основы военной подготовки и обращения с оружием; выживание в природных условиях.

Психологическая помощь детям, попавшим в экстремальную...

При оказании психологической помощи людям, побывавшим в экстремальных ситуациях, следует принять во внимание одно очень важное положение – настоящее бедствие наступает тогда, когда кончается действие терактов и начинается оказание помощи пострадавшим.

Негативное воздействие СМИ — условие, способствующее...

СМИ оказывают колоссальное влияние на несовершеннолетнего, формируют его ценностную ориентацию, моделируя его поведение и помогая определиться при выборе целей жизни. Природа ребенка заложена таким образом, что вначале своего становления он все берет от...

Развитие правовых знаний учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ

медицинская помощь, гражданское население, помощь, Российская Федерация, помощь пострадавшим, отдельный гражданин, навык оказания, МЧС России, место происшествия, РФ. МЧС России в системе ее национальной безопасности. Федеральным законом «О защите...

Задать вопрос