Автор: Родкина Анна Алексеевна

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №7 (42) июль 2012 г.

Статья просмотрена: 447 раз

Библиографическое описание:

Родкина А. А. Формирование профессионально значимых качеств художников-стилистов по костюму в условиях ХГФ // Молодой ученый. — 2012. — №7. — С. 316-318.

Переход системы высшего профессионального образования России на подготовку на уровнях бакалавриата и магистратуры предопределил необходимость разработки новых требований к Примерной основной образовательной программе, в которой четко прописаны результаты ее освоения в виде общекультурных и профессиональных компетенций. Смысловое содержание компетенций органично связаны с профессионально важными и значимыми качествами личности, необходимыми для эффективной профессиональной деятельности.

В психологии понятие «профессионально значимые качества» было введено В.Л. Марищуком. В работе «Психологические основы формирования профессионально значимых качеств», автор говорит, что способности к различным видам деятельности в большей степени характеризуются уровнем развития некоторых личностных черт, а также ряда показателей психических, психомоторных процессов, физических качеств. Обычно такие называют профессионально важными качествами» [3]. В дальнейшем они стали называться «профессионально значимыми качествами» и определялись как отдельные динамические черты личности, отдельные психические и психомоторные свойства, которые выражаются уровнем развития соответствующих психических и психомоторных процессов, а также физические качества, способствующие успешному овладению любой профессией».

В целом, можно сказать, что профессионально значимые качества любого будущего специалиста – это личностные качества, которые будут обеспечивать успешность профессионального обучения и дальнейшей профессиональной деятельности.

Профессионально-значимые качества будущего художника-стилиста формируются в процессе обучения в соответствии со спецификой его профессиональной деятельности.

Структура процесса формирования профессионально значимых качеств личности будущих художников-стилистов включает следующие компоненты: мотивационный, когнитивный, деятельностный [2].

Эффективными педагогическими средствами формирования профессионально значимых качеств личности студента являются: проблемное обучение, дифференцированный и личностно-ориентированный подходы, деловые игры, конкурсы [1].

Одежда является конечным продуктом нескольких отраслей производства, качество которого формируется на этапах изготовления материалов, создания модели и ее конструкции, конфекционирования и, собственно, процесса изготовления.

Художественное проектирование – сравнительно молодая область творчества. Общественная потребность в нем возникла только в 19 веке в связи с переходом производства изделий на машинную технологию и обслуживание массового рынка.

Объектами художественного проектирования выступают все изделия, изготавливаемые всеми накопленными к данному времени методами, в том числе и не выпускаемые серийно, как и изделия, по характеру своего назначения и форме не требующие специальной конструкторско-технологической проработки.

Костюм органично дополняет предметную среду, которая окружает человека и постоянно воздействует на него. Художник-стилист стремится к тому, чтобы форма костюма была содержательной, удобной, максимально согласованной с технологией производства.

Чтобы установить жизнеспособность вещи, художник-стилист рассматривает ее не изолированно, а в связи с человеком, которому она служит, и средой, в которой находится человек и другие вещи, т.е. как составную часть сложной системы человека – вещь – среда (эргономическая формула процесса художественного проектирования).

Художественно-конструктивное решение должно обладать такой совокупностью существенных признаков, которые в достаточной мере были бы решающими для создания образца изделия, определяли бы его внешний вид:

- художественно-конструктивное решение должно быть новым и отличаться от аналогов, известных в нашей стране и за рубежом;

- должно соответствовать требованиям технической эстетики – обладать художественной и информационной выразительностью, целостностью композиции, рациональностью формы, соответствовать требованиям эргономики;

- художественно-конструктивное решение изделия должно позволить изготавливать его в промышленных условиях при экономически целесообразных затратах на производство, использовании прогрессивных материалов и технологий промышленного изготовления, минимальном применении ручного труда;

- художественно-конструктивное решение, реализованное в изделии, в процессе его производства или эксплуатации должно давать положительный результат, под которым понимается экономический, социальный, технический или иной общественно-полезный эффект.

Художественная специфика костюмного проектирования определяется главным образом объектом его творчества, то есть непосредственно человеком. Образуя с ним единое целое, костюм не может быть представлен вне своей утилитарной функции. Свойства одежды обусловлены в ее создании учетом пропорциональных особенностей фигуры, половой принадлежностью, возрастом человека, а также частными деталями его внешности. В процессе художественного проектирования костюма художник-стилист в зависимости от решаемой задачи может эти черты подчеркнуть или, наоборот, завуалировать.

Костюм превращается в предмет высокой технологии, где на первый план выходит совершенная функция. Но какой бы функциональной ни была мода, какими бы функциональными приемами ни руководствовался ее создатель, он всегда остается творцом, изобретателем и художником.

На этапе художественного проектирования костюма художник-стилист разрабатывает художественный проект костюма производственного, бытового назначения, обеспечивая при этом высокий уровень утилитарных свойств и эстетических качеств изделий, предметов, соответствие их технико-экономическим требованиям и прогрессивной технологи производства, требованиям эргономики.

Он также осуществляет при помощи новых информационных технологий поиск наиболее рациональных вариантов решений элементов и компонентов формы. При этом художник-стилист осуществляет объемно-пространственное и графическое проектирование, разрабатывает композицию, находит стилистическое решение.

При работе с индивидуальным потребителем художник-стилист разрабатывает творческий эскиз модели в соответствии с индивидуальными антропологическими данными клиента. Также по желанию клиента художник может выбрать модель из различных информационных источников (интернет, журналы, буклеты, проспекты) и из базы данных САПР (при наличии ПК со специальными программами). В этом случае художник выполняет модификацию внешнего вида модели.

Параллельно с разработкой творческого эскиза проводится разработка технического эскиза модели. Технический эскиз включает технический рисунок модели в соответствии с антропологическими данными заказчика, а также конструктивные элементы, составляющие костюм.

Таким образом, мы можем сказать, что деятельность художника-стилиста носит интегрированный характер, включающий навыки как в художественной области, так и в технической.

В соответствии со спецификой деятельности профессионально-значимыми качествами профессии «Художник-стилист» будут являться:

  • инициативность;

  • оптимизм;

  • способность отстаивать свое мнение;

  • стремление к профессиональному росту;

  • внимание к деталям;

  • избирательность внимания;

  • концентрированность внимания;

  • способность к образному представлению предметов, процессов и явлений;

  • способность к зрительным представлениям;

  • способность к созданию образа по словесному описанию;

  • способность к переводу образа в словесное описание;

  • интуитивное мышление;

  • наглядно-образное мышление;

  • предметность (объекты реального мира и их признаки) мышления;

  • творческое мышление;

  • тактильная память;

  • эмоциональная память;

  • память на образы предметного мира;

  • навыки точной манипуляции и ловкость;

  • твердость руки, устойчивость кистей рук;

  • умение грамотно выражать свои мысли;

  • умение импровизировать;

  • умение предвидеть результат;

  • чувство вкуса;

  • чувство гармонии;

  • развитый эстетический и художественный вкус.

Таким образом профессионально значимые качества художников-стилистов включают профессиональную направленность, сформированность представлений о психологических особенностях специальности, мотивацию достижений.


Литература:

  1. Виленский М.Я., Образцов П.И., Уман А.И. Технологии профессионально ориентированного обучения в высшей школе: Учебное пособие. Издание 2-е / Под ред. В.А. Сластенина. М.: Педагогическое общество России, 2005.

  2. Дружинин В. Психология. Учебник для гуманитарных вузов СПб.: Питер, 2001. – 656 с.

  3. Марищук В.Л. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: диссертация ... доктора психологических наук: 19.00.03. – Ленинград, 1982. – 351 с.

Основные термины (генерируются автоматически): значимых качеств, значимых качеств, значимых качеств личности, значимых качеств личности, художественного проектирования, художественного проектирования, проектирования костюма художник-стилист, проектирования костюма художник-стилист, значимых качеств художников-стилистов, значимых качеств художников-стилистов, значимых качеств учащихся, значимых качеств учащихся, художественного проектирования костюма, художественного проектирования костюма, учащихся педагогических колледжей, учащихся педагогических колледжей, учащихся профессиональных колледжей, учащихся профессиональных колледжей, основы формирования, основы формирования.

Обсуждение

Социальные комментарии Cackle
Задать вопрос