Беспилотные автомобили Tesla и их будущее | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Философия

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 18.06.2022

Статья просмотрена: 366 раз

Библиографическое описание:

Великов, И. А. Беспилотные автомобили Tesla и их будущее / И. А. Великов, И. И. Гилязетдинов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 575-578. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93291/ (дата обращения: 17.12.2024).



В данной статье мы хотели бы рассмотреть Tesla, Inc — компанию, которая была создана в 2003 году для разработки электрического спортивного автомобиля. Создателями компании являются предприниматели Мартин Эберхард и Марк Тарпеннинг. Ввиду высокого порога входа на данный рынок, компания искала инвесторов из различных сфер бизнеса. Самым известным инвестором в Tesla оказался совладелец PayPal, Илон Маск, который вложил в компанию более 30 миллионов долларов и стал её управляющим в 2004 году [4].

Tesla на сегодняшней момент всемирно известна своими одноимёнными беспилотными электромобилями, которые не только не уступают по своим характеристикам машинам на традиционном топливе, но и в то же время имеют целый ряд преимуществ, например, беспилотное управление искусственным интеллектом, которое позволяет водителю не фокусироваться постоянно на дороге и позволяет значительно сократить выбросы углекислого газа в атмосферу. С момента выпуска первого автомобиля в 2004 году, который был способен проехать дистанцию в 394 километра на одном заряде батареи, Tesla выпустила автомобили нескольких категорий, включая внедорожник CyberTruck с противоударным корпусом и Tesla Model 3 — бюджетный электромобиль класса седан стоимостью 35000$, способный проехать 568 километров на одном заряде батареи [4].

Проблема, на решение которой направлен проект

Главной проблемой, на решение которой направлены создание и разработка данной марки электромобилей, является проблема качества жизни (индикатор здоровья и безопасности). Ежемесячно на дорогах от ДТП гибнет множество людей: только в России в ДТП гибнет в среднем больше 1000 человек в месяц [3]. Производство автомобилей, управляющихся искусственным интеллектом, реакция которого в разы быстрее человеческой и который способен анализировать десятки тысяч параметров одновременно для принятия того или иного решения даёт возможность быстрее прийти к так называемому “Vision Zero” — стратегии минимизации или полного отсутствия смертности на дорогах.

Актуальность проекта с позиций различных стейкхолдеров

Данный проект интересует множество категорий стейкхолдеров. С одной стороны, он привлекает инвесторов видом топлива, которое используется — за зелёным топливом стоит будущее, и многие страны Европы, например, уже начали разрабатывать планы развития, в которых прописан полный или частичный отказ от автомобилей на традиционном топливе к 2030 году [5]. Не менее важно упомянуть главное заявленное преимущество Tesla и её искусственного интеллекта — машина позволяет уберегать жизни, избегая потенциально аварийных ситуаций, или же, в случае неизбежности аварии, рассчитывает алгоритмы движения таким образом, чтобы ущерб был минимальным (но тут возникают этические проблемы, о которых мы поговорим в дальнейшем). Заинтересованность клиентов состоит в получении удобных автомобилей, при использовании которых можно быть более уверенным в своей безопасности, иметь возможность использовать время в дороге на выполнение других задач, а также экономить на топливе.

Предлагаемые проектом трансформации социальных практик

Беспилотные автомобили Tesla предлагают следующие трансформации социальных практик: изменение восприятия ежедневных поездок на работу, где вместо утомляющей рутины они могут стать так называемым «25-ым часом» — дополнительным временем для выполнения других задач; увеличение мобильности общества, так как цена на электромобили будет падать вследствие высокой конкуренции, а их популярность — расти, за счёт отсутствия вредных выбросов.

Ожидаемые результаты, ограничения и риски реализации проекта

Производители Tesla с каждой новой моделью беспилотного электромобиля стремятся добиться максимизации следующих преимуществ данного вида транспорта: снижение уровня заторов и пробок, повышение безопасности на дорогах, снижение цены и повышение его доступности, снижение вреда окружающей среде и повышение личной безопасности пассажиров.

Говоря об ограничениях, важно упомянуть, что есть объективные факторы, сдерживающие внедрение беспилотных автомобилей повсеместно: отсутствие широкой сети покрытия заправок с возможностью для их подзарядки, недоверие некоторой части общества к данному виду транспорта (страх доверить свою жизнь компьютеру) [6].

Не менее важным будет отметить, что будущее массового внедрения данных автомобилей сопряжено с некими существенными рисками, а именно: трудно разрешимость этических дилемм, которые неизбежно возникают при использовании автомобилей с искусственным интеллектом (о чём будет упомянуто в дальнейшем), увеличение выделения парниковых газов в атмосферу (несмотря на то, что батареи этих автомобилей заряжаются от электричества, большинство электричества в мире до сих производится ТЭС, которые выделяют 10 миллиардов тонн углекислого газа в год), а также общего понижения уровня культуры вождения среди людей, ведь такие умения, как, например, умение парковаться не будут применяться, они будут выполняться автоматически. К тому же не стоит забывать о том, что программное обеспечение таких автомобилей, несмотря на всю его сложность и защиту, может подвергаться взлому и хакерским атакам, что может позволить злоумышленникам устраивать массовые аварии или теракты [1].

Современное состояние исследований и разработок по данной проблеме в России и в мире

В мире было проведено значительное количество исследований внедрения беспилотных электрических автомобилей. Например, были проведены исследования об общем влиянии внедрения данных машин на рынок автомобилей, что показало, что это увеличивает конкуренцию среди производителей, а также вынуждает их внедрять схожие технологии в «традиционные» автомобили. Самое большое количество исследований же было проведено на два ключевых момента: каковы кибер-уязвимости данного типа автомобилей и как их устранить, а также определение виновного и причины в случае аварии.

За неимением широкого распространения как автомобилей Tesla, так и автономных автомобилей в целом, в нашей стране данный вопрос был исследован не так значительно. Однако, понимая, что распространение данного транспорта в нашей стране — лишь вопрос времени, на сегодняшний день массово изучается вопрос правового регулирования данного вида транспорта, его преимущества и недостатки, а также факторы способствующие или же, наоборот, сдерживающие его распространение в нашей стране. Например, батарея данных машин у нас будет разряжаться быстрее, так как большая часть энергии автомобиля будет тратиться на обогрев салона (стоит только вспомнить московские электробусы, которые используют дизель для отопления салона, так как трата электричества для данной цели неэффективна), а также потребуется, помимо прочего, создание целой инфраструктуры по внедрению оборудования для подзарядки на заправках.

Этико-правовое регулирования в отношении данного проекта

Безусловно, использование и полноценное участие искусственного интеллекта в дорожном движении, его взаимодействие с живыми людьми вызывают массу споров, этических и правовых проблем. Так как США (где и производится Tesla) являются лидерами в области цифровой экономики, там имеются наиболее развитые законы и практики правоприменения в данной сфере. Тем не менее, даже там использование автономных транспортных средств регулируется на федеральном уровне лишь сводом норм под названием «Федеральная политика в сфере беспилотного транспорта», которые носят рекомендательный характер. Но в то же самое время это позволяет обеспечить высокую гибкость и адаптивность правовых и регуляторных норм, ведь для изменения существующих правил или внесения новых не нужно выносить на обсуждение отдельные законы.

Довольно сложно состоят дела с созданием этических кодексов использования данных автомобилей, ведь до сих пор не до конца изучены некоторые опасности со стороны ИИ в данных автомобилях, например, непредсказуемые реакции на неожиданные ситуации, возможные сбои в работе, а также неспособность к определению приоритетов в конфликтных ситуациях.

Состояние правового регулирования этих вопросов в стране реализации проекта (сравнение российской и мировой практики)

В то время как, например, США выбрали достаточно либеральный подход к вопросу регулирования возможности использования и тестирование беспилотных электромобилей, Россия более осторожно подходит к вопросу регулирования данной категории транспорта. Согласно исследованию Воронина и Макаревича [2]: «Россия продвинулась в разработке нормативной базы в сфере использования беспилотного транспорта значительно меньше, чем многие штаты США». На сегодняшний день в России нет как отдельного закона о данном виде транспорта, так и каких-либо стандартов их использования и тестирования.

Этические дилеммы проекта

Повсеместное внедрение данных автомобилей порождает следующие этические дилеммы:

проблема вагонетки (кого должен стремиться спасти ИИ при неизбежности аварии?), из которой вытекает проблема определения ценности человеческой жизни (должен ли автомобиль жертвовать пожилым водителем, чтобы спасти ребёнка-пешехода?), проблема определения вины (в случае аварии, виноват ИИ или водитель, и кто будет возмещать ущерб?), дилемма передачи воли и контроля над своей жизнью машине [2].

Общая этико-философская оценка перспектив данного проекта

Оценивая перспективы применения ИИ интеллекта в электромобилях, можно прийти к выводу, что это позволит: частично решить нарастающую проблему угрозы человечеству из-за глобального потепления, если параллельно будет вестись развитие использования альтернативных источников энергии; передать машине часть обязанностей, которые человек выполняет менее эффективно, освободив время и ресурсы для личностного развития, например; уменьшить количество ДТП и смертей на дорогах, где погибают люди, которые потенциально могли внести вклад в развитие человечества. В конечном счёте, это всё приведёт человечество на новый виток развития, где человек сможет передать ИИ функции, которые ИИ выполняет лучше и эффективнее, а также это позволит понять масштабы того, на что способен ИИ и, возможно, станет очередной ступенью к ещё большему скачку в развитии нашей цивилизации.

Литература:

  1. Онтологии и безопасность автономных (беспилотных) автомобилей / О. Н. Покусаев, В. П. Куприяновский, Д. В. Катцын, Д. Е. Намиот. — Текст: непосредственный // International Journal of Open Information Technologies. — 2019. — № 2. — С. 66–80.
  2. Проблемы правового регулирования автономного транспорта / Д. А. Воронин, М. Л. Макаревич. — Текст: непосредственный // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. — 2018. — № 7 (33). — С. 123–128.
  3. Показатели состояния безопасности дорожного движения. — Текст: электронный // Статистика ГИБДД: [сайт]. — URL: http://stat.gibdd.ru/ (дата обращения: 17.06.2022).
  4. Schreiber, B. A. Tesla, Inc. / B. A. Schreiber. — Текст: электронный // Britannica: [сайт]. — URL: https://www.britannica.com/topic/Tesla-Motors (дата обращения: 17.06.2022).
  5. Sampedro, J. Implications of switching fossil fuel subsidies to solar: A case study for the European Union / J. Sampedro, I. Arto, M. González-Eguino. — Текст: непосредственный // Sustainability. — 2018. — № 10.1. — С. 50.
  6. Shantanu, I. Tesla autopilot: semi autonomous driving, an uptick for future autonomy / I. Shantanu, M. Phute. — Текст: непосредственный // International Research Journal of Engineering and Technology. — 2016. — № 3.9. — С. 369–372.
Основные термины (генерируются автоматически): искусственный интеллект, Россия, автомобиль, вид транспорта, беспилотный транспорт, заряд батареи, правовое регулирование, США, традиционное топливо, углекислый газ.


Задать вопрос