Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Маркетинг, реклама и PR

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 19.06.2022

Статья просмотрена: 1449 раз

Библиографическое описание:

Змиевская, Д. Д. Рынок смартфонов в России: анализ потребительских предпочтений / Д. Д. Змиевская. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 509-511. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93251/ (дата обращения: 16.12.2024).



В данной статье рассмотрен рынок смартфонов в России, проанализирована динамика продаж и выявлены причины падения продаж в 2021 году в результате изменения поведения потребителей; также проанализирована конкурентная среда и распределение долей в натуральном и денежном выражении между основными игроками рынка. В работе были выявлены потребительские предпочтения при покупке и в использовании смартфонов и операционных систем.

Ключевые слова: доля рынка, потребительские предпочтения, продажи, ценовые категории, поведенческая экономика.

Поведенческая экономика требует от компаний тщательного анализа и глубокого понимания потребительских предпочтений. Рынок смартфонов в современных реалиях имеет достаточно большие перспективы с учетом развития цифровых товаров и услуг. Сейчас сложно представить жизнь без смарт-девайсов, поскольку они стали универсальным инструментов для выполнения ежедневных рабочих и личных задач.

Мобильная индустрия — стремительно развивающаяся отрасль, лидирующие позиции в которой по объему продаж в натуральном и денежном выражении занимают два производителя — Samsung и Apple.

Ниже представлены продажи смартфонов в России с 2013 по 2020 год:

Из рисунка 1 видно, что после падения в 2019 году, рынок сильно вырос в 2020 г. Однако, по состоянию на 2021 год, рынок смартфонов находится в состоянии неопределенности. С первой недели января по первую неделю марта 2021 года спрос на смартфоны в России в штуках снизился на 14 %.

Продажи смартфонов в России, 2013-2020 г.

Рис. 1. Продажи смартфонов в России, 2013-2020 г.

Ключевой фактор — пандемия COVID-19, которая оказывает значительное влияние на экономику, благосостояние людей и их покупательские возможности [5].

Другая причина подобного падения продаж на рынке обусловлено дефицитом товара в связи с недостатком комплектующих для сборки мобильных устройств [4]. В реалиях пандемии производственные мощности простаивали, но затем вырос спрос на комплектующие из-за роста продаж смартфонов. Ощущается дефицит iPhone последних моделей, а также флагмана Samsung Galaxy S21.

Тем не менее, несмотря на общее падение рынка, на нем есть растущие ценовые категории. Продажи смартфонов дороже 50 000 рублей увеличились почти на 300 % в натуральном выражении. Одновременно с этим спрос на доступные девайсы стоимостью до 10 000 рублей снизился на 58 %, а в сегменте до 20 000 рублей продажи в абсолютном выражении сократились на 26 %. Это объясняется тем, что российские пользователи покупают дорогие модели, с улучшенным набором характеристик и хорошим качеством сборки для того, чтобы использовать смартфон не только как средство телефонной связи, но и для гейминга, работы, развлечений, покупок и т. д. [6]. В последние несколько лет четко прослеживается тенденция, что люди проводят за цифровыми гаджетами суммарно около 10 часов в сутки, примерно 5 из которых за смартфоном. Цифровизация общества идет достаточно быстро. Мобильный гейминг по количеству активных игроков составляет 52 % от всего игрового рынка, для примера ПК-игры заняли 20 %, а консольные — 28 % рынка [2]. Известно, что в период пандемии количество геймеров кратно увеличилось и на смартфонах играют уже 50 % пользователей, что также оказывает эффект на продажи смартфонов, поскольку геймерам нужны продвинутые гаджеты.

На российском рынке смартфонов существует большое многообразие брендов мобильных телефонов. Однако, два производителя — Samsung и Apple, — занимают более 70 % рынка. На первом месте в денежном выражении — Apple. iPhone 11 — самая продаваемая модель данного бренда. На втором месте — бренд Samsung, самым продаваемым смартфоном которого является Samsung Galaxy A32.

На третьем месте по доле рынка стоит бренд Xiaomi, за ним идет Honor, и незначительную долю на рынке занимают остальные бренды смартфонов. Доли рынка смартфонов в штучном выражении распределились следующим образом [5]:


Huawei драматическим образом сдал свои позиции на российском рынке смартфонов. Импорт смартфонов под брендами Huawei и Honor упал с 3 млн штук в I квартале 2020 г. до 264 тыс. штук в I квартале 2021 г [7].

Что касается популярности операционных систем на рынке смартфонов, то здесь доли распределились следующим образом: среди пользователей смартфонов большая часть предпочитает использовать операционную систему Android — 80,33 %, операционную систему iOS — 19,3 %, менее 1 % занимают остальные операционные системы [9].

Потребительские предпочтения играют очень важную роль на рынке смартфонов. Согласно исследованиям GFK, привязанность потребителя к этому, возможно, самому персональному из устройств достигло высочайшего уровня [4]. Поэтому, впечатлить потребителя новинками на рынке становится все тяжелее.

Согласно исследованиям при выборе смартфона, большинство потребителей очень лояльны к определенному бренду. На вопрос «Будете ли вы пробовать другие бренды смартфонов, даже если вы довольны тем смартфоном, что у вас есть сейчас?» большинство респондентов участвующих в исследовании ответили, что их круг друзей — это пользователи определенных брендов, что затрудняет переход с одного бренда смартфона на другой [1, c. 467].

Путем статистического анализа авторами исследования Звездиной Н. и Сорокиным А. [3] были выявлены наиболее значимые для потребителей атрибуты смартфонов, которые необходимо учитывать производителям смартфонов для удержания конкурентных позиций на рынке. Наиболее важным атрибутом для пользователя является операционная система, причем потребители в большей степени отдают предпочтение операционным системам iOS и Android, тогда как Windows Phone обладает меньшей полезностью для потребителей. Следующий по значимости атрибут — разрешение камеры смартфона, причем чем оно выше, тем более предпочтителен смартфон будет для потребителя. Также для потребителей полезность пластикового корпуса смартфона ниже по сравнению с полезностью алюминиевого и стального корпуса [3, с. 38].

Инновации также играют определяющую роль в развитии рынка. Доля смартфонов с дисплеями от 6 дюймов и более достигла более 70 % в натуральном выражении в 2019 году, тогда как в 2018 эта доля составляла лишь 24 %. Другая важнейшая характеристика, которую отмечает каждый второй покупатель — это емкость батареи. 44 % покупателей отметили, что для них важна производительность и время работы. Эти параметры, в частности, особенно ценятся среди мобильных геймеров. Еще одним фактором, который в будущем окажет большую роль при выборе смартфона, будет наличие поддержки сети 5G. Сеть 5G — это новое поколение мобильного интернета, предлагающее более высокие скорости и более надежное соединение на смартфонах и других устройствах, чем когда-либо прежде [8]. Поскольку быстрый интернет сейчас играет очень важную роль для потребителей, ожидается, что с развитием сети 5G в России производители смартфонов будут внедрять поддержку данной функции во все девайсы, начиная с высокого ценового сегмента, а в дальнейшем — для среднего и низкого ценовых сегментов.

Таким образом, смартфон для российского потребителя становится главным девайсом, все больше заменяя компьютеры. Несмотря на падение рынка в связи с пандемией, наблюдается тенденция к восстановлению и рост премиального ценового сегмента. Это позволяет сделать вывод о растущем потенциале рынка смартфонов

Литература:

  1. Appiah D, Ozuem W, Howell KE, Lancaster G. Brand switching and consumer identification with brands in the smartphones industry. J Consumer Behav. 2019; 18:463–473. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://doi.org/10.1002/cb.1785 (дата обращения 12.02.2022)
  2. Batchelor J. GamesIndustry.biz presents. The Year In Numbers 2021. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.gamesindustry.biz/articles/2021–12–21-gamesindustry-biz-presents-the-year-in-numbers-2021 (дата обращения: 29.01.2022 г.)
  3. Звездина Н, Сорокин А. Моделирование потребительских предпочтений на московском рынке смартфонов методом совместного анализа. Вопросы статистики. 2018; 25(12): 28–39 (дата обращения 13.02.22).
  4. Исследование GfK: развитие глобального спроса на смартфоны. // Москва. 06.03.2020. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gfk.com (дата обращения 14.11.2021).
  5. Кодачигов В. Российский рынок смартфонов переживает рекордный спад. / Газета «Ведомости» 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/technology/articles/2021/03/25/863250-rinok-smartfonov (дата обращения 13.10.2021)
  6. Кодачигов В. Рынок смартфонов РФ в первые месяцы 2021 года сократился на 4–6 % // Газета «Ведомости» 2021 г. (дата обращения 13.11.2021)
  7. Неупокоева E. Huawei теряет Россию. // Новостной портал ComNews. 2021 г. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.comnews.ru/content/214438/2021–05–12/2021-w19/huawei-teryaet-rossiyu (дата обращения: 13.10.2021 г.)
  8. Пушкарев Г, Красов П. 5G-интернет. Сетевое издание «Комсомольская правда» [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/https://www.kp.ru/expert/elektronika/5g-internet/ (дата обращения: 13.02.2022 г.)
  9. Юдин A. Самые популярные операционные системы мира. // Новостной портал Marketer. 2020 г. [Электронный ресурс] — Режим доступа: https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/ https://marketer.ua/stats-operating-system-2020/ (дата обращения: 14.11.2021 г.)
Основные термины (генерируются автоматически): Россия, рынок смартфонов, продажа смартфонов, денежное выражение, операционная система, рынок, смартфон, натуральное выражение, поведенческая экономика, российский рынок смартфонов.


Похожие статьи

Перспективы развития спортивного ритейла в России

В статье рассмотрены динамика российского рынка спортивных товаров на современном этапе, выделены факторы, объясняющие положительную динамику спортивного ритейла в России, рассмотрены структура продаж спортивных товаров, по оценкам аналитиков выделен...

Тенденции и перспективы развития банковского сектора в регионах России

В статье рассмотрены основные тенденции развития банковского сектора в регионах России, представлены результаты анализа динамики числа кредитных организаций и филиалов в период с 2001 по 2013 год, общей суммы привлеченных ими вкладов (депозитов) в ру...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельност...

Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии

В статье рассмотрена ценовая политика СПК «Коляда». Представлены результаты исследования потребительских предпочтений покупателей колбасных изделий в городе Калининграде, цены, наценки, объём продаж и прибыль по основным колбасным изделиям СПК «Коляд...

Влияние китайских ТНК на рынок товаров на примере Lenovo

В данной работе авторами выдвинута гипотеза о существовании линейной зависимости доли рынка, занимаемой компанией Lenovo от показателя импорта ПК и телефонов в России. Дана оценка основных показателей модели. Также, построена многофакторная модель (о...

Влияние потребительского рынка на маркетинговую стратегию организации

В статье рассмотрены особенности рынка потребительских товаров и, в частности, рынка чая. Обозначены тенденции, которые могут повлиять на развитие российского рынка. На основе анализа предложено перестроить программы лояльности, использовать online-к...

Анализ рынка маркетинговых услуг и условия их формирования в 2018 году

Статья посвящена анализу рынка коммуникационных услуг в условиях развития современных информационных технологий. Анализируется динамика изменений на рынке коммуникационных услуг. Исследование проводится с целью определения наиболее востребованных усл...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Анализ рынка жилой недвижимости г. Пензы

В статье представлен анализ рынка жилья г. Пензы. Составлен обзор основных факторов, оказывающих влияние на рынок недвижимости. И как повлиял экономический кризис на рынок жилья. Актуальность исследования заключается в том, что только качественная ан...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента. Рассмотрены наиболее популярные типы и фо...

Похожие статьи

Перспективы развития спортивного ритейла в России

В статье рассмотрены динамика российского рынка спортивных товаров на современном этапе, выделены факторы, объясняющие положительную динамику спортивного ритейла в России, рассмотрены структура продаж спортивных товаров, по оценкам аналитиков выделен...

Тенденции и перспективы развития банковского сектора в регионах России

В статье рассмотрены основные тенденции развития банковского сектора в регионах России, представлены результаты анализа динамики числа кредитных организаций и филиалов в период с 2001 по 2013 год, общей суммы привлеченных ими вкладов (депозитов) в ру...

Исследование рынка образовательных услуг: краткий обзор

В настоящее время рейтинги университетов являются главным фактором при выборе вуза у абитуриентов. В статье представлены результаты анализа рынка образовательных услуг, в ходе исследования выделены факторы макро- и микросреды, влияющие на деятельност...

Роль ценовой политики в управлении продажами на предприятии

В статье рассмотрена ценовая политика СПК «Коляда». Представлены результаты исследования потребительских предпочтений покупателей колбасных изделий в городе Калининграде, цены, наценки, объём продаж и прибыль по основным колбасным изделиям СПК «Коляд...

Влияние китайских ТНК на рынок товаров на примере Lenovo

В данной работе авторами выдвинута гипотеза о существовании линейной зависимости доли рынка, занимаемой компанией Lenovo от показателя импорта ПК и телефонов в России. Дана оценка основных показателей модели. Также, построена многофакторная модель (о...

Влияние потребительского рынка на маркетинговую стратегию организации

В статье рассмотрены особенности рынка потребительских товаров и, в частности, рынка чая. Обозначены тенденции, которые могут повлиять на развитие российского рынка. На основе анализа предложено перестроить программы лояльности, использовать online-к...

Анализ рынка маркетинговых услуг и условия их формирования в 2018 году

Статья посвящена анализу рынка коммуникационных услуг в условиях развития современных информационных технологий. Анализируется динамика изменений на рынке коммуникационных услуг. Исследование проводится с целью определения наиболее востребованных усл...

Печатные СМИ и Интернет как инструменты продвижения бренда автодилера

В статье проанализированы два основных канала дилерской коммуникации — Пресса и Интернет. Рассмотрены основные каналы интернет-маркенинга и их особенности с точки зрения задач, решаемых в процессе их применения для продвижения товара и брендирования....

Анализ рынка жилой недвижимости г. Пензы

В статье представлен анализ рынка жилья г. Пензы. Составлен обзор основных факторов, оказывающих влияние на рынок недвижимости. И как повлиял экономический кризис на рынок жилья. Актуальность исследования заключается в том, что только качественная ан...

Тенденции развития рынка общественного питания в России

В данной статье рассмотрено современное состояние рынка услуг общественного питания в России. Проанализирован оборот рынка общественного питания, индекс физического объема, а также структура данного сегмента. Рассмотрены наиболее популярные типы и фо...

Задать вопрос