Характер и функции детали в рассказах А. П. Чехова | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 11 мая, печатный экземпляр отправим 15 мая.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Филология, лингвистика

Опубликовано в Молодой учёный №24 (419) июнь 2022 г.

Дата публикации: 17.06.2022

Статья просмотрена: 472 раза

Библиографическое описание:

Содиков, Ж. С. Характер и функции детали в рассказах А. П. Чехова / Ж. С. Содиков. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 24 (419). — С. 163-165. — URL: https://moluch.ru/archive/419/93167/ (дата обращения: 02.05.2024).



Еще при жизни Антон Чехов (29 января 1860 г. — 15 июля 1904 г.) получил признание критиков. В 1888 году он получил Пушкинскую премию за свою художественную литературу, а в 1900 году он был избран в почетные члены Российской академии наук как за свою художественную литературу, так и за свою драму.

Ключевые слова: характер, функция, деталь, А. П. Чехов

Художественная литература Чехова отходит от шаблонного, тщательно продуманного рассказа, чтобы достоверно отражать русскую жизнь, концентрируясь на персонажах в самых обычных обстоятельствах, которые часто кажутся лишенными конфликта. Реалист, Чехов балансирует на тонкой грани между отстраненностью и причудливой, но сочувственной заботой о своих героях. В своем зрелом творчестве он, пожалуй, самый гениальный из русских мастеров, сострадательный и всепрощающий, редко резкий или доктринерский. Не менее важно, что зрелая работа отражает очень тщательное мастерство, достойное изучения только из-за своей техники.

Антон Чехов публиковал свои первые рассказы и очерки в различных популярных журналах под псевдонимами, наиболее часто используемым из которых был «Антоша Чехонте». Как намекает этот псевдоним, поначалу он был непритязательным и относительно уступчивым «мошенником», готовым набрасывать небрежные статьи, созданные для популярного читателя. Большинство из них представляют собой легкие, актуальные исследования социальных типов, часто насчитывающие менее тысячи слов. Многие из них представляют собой просто наброски или расширенные шутки, часто банальные или циничные. Некоторые представляют собой фарсы, построенные на карикатурах. Другие представляют собой краткие пародии на популярные жанры, включая романтические романы. Немногие проявляют большую оригинальность в предмете. Тем не менее, по своей технике, экономии выражения и темам ранние пьесы предвосхищают некоторые из наиболее зрелых произведений Чехова. В них Чехов экспериментировал с точкой зрения и особенно с использованием иронии как художественного приема. Он также установил свое предпочтение почти научной объективности в описании персонажей и событий, настаивая на том, что в ходе своей карьеры ему придется защищаться от недоброжелателей.

Склонность Чехова к иронии ярко выражена в его самом первом напечатанном рассказе «Письмо к ученому соседу», появившемся в 1880 году. делает претенциозные заявления о науке и знании с глупыми ошибками в синтаксисе, орфографии и дикции, ненароком обнаруживая свою хамскую глупость, пытаясь заискивать перед своим эрудированным соседом.

Как и в этом наброске, многие из первых произведений Чехова высмеивают типы, встречающиеся в русском обществе, излюбленными сатирическими мишенями были чиновники царской бюрократии и их подобострастное отношение к начальству. В одном очерке «Смерть чиновника» речь идет о госслужащем по имени Червяков, который случайно чихает на генерала и огорчается, потому что не может добиться от этого человека помилования. После неоднократных упреков он смиряется с поражением, ложится и умирает. Его чувство собственного достоинства настолько тесно связано с его подчиненной ролью, что без прощения у него нет причин продолжать жить.

В другом рассказе «Хамелеон» Очумелов, полицейский, колеблется между возложением вины на собаку или человека, которого собака укусила, до тех пор, пока не будет подтверждено, принадлежит ли собака или не принадлежит некий генерал Жигалов. Когда выясняется, что собака принадлежит брату генерала, офицер клянется, что расквитается с жертвой собаки. Как и многие другие персонажи чеховской прозы, Очумелов — хулиган для своих подчиненных, но назойливый подхалим для вышестоящих.

Другие истории, не построенные на иронии или знаменательном событии в жизни главного героя, представляют собой практически бессюжетные фрагменты. Одни фиксируют ошеломляющие последствия жизни в соответствии с социальными кодексами и нравами, а не подлинными внутренними убеждениями, в то время как другие фиксируют человеческие ожидания, несостоявшиеся из-за отрезвляющей и часто мрачной реальности. В нескольких рассказах Чехов рассказывает о детской невинности, столкнувшейся с грязным, лживым или извращенным взрослым миром или едва избежавшим его. Например, в «В море» мужчина решает дать своему сыну половое воспитание, заставив его наблюдать за молодоженами и третьим мужчиной через глазок на переборке. Предположительно, чтобы удовлетворить свой ребяческий интерес, отец заглядывает первым и настолько огорчен увиденным, что вообще не позволяет сыну смотреть.

Иногда строго ограниченный журнальными требованиями, Чехов научился быть прямолинейным и скупым в высказываниях. Многие из его ранних рассказов имеют небольшую экспозицию или вообще не имеют ее. Родословная главного героя, проработанные детали сеттинга, авторские набеги — все исчезает в угоду экономии. В своих резких дебютах Чехов часто называет персонажа по имени, определяет его класс или профессию и описывает его эмоциональное состояние — и все это в одном предложении. Другие начинаются с фрагмента разговора, который, по-видимому, продолжается уже некоторое время. Когда же он излагает сцену с описанием, Чехов делает это быстрыми, ловкими, импрессионистическими мазками, с минимальными подробностями [1].

Чехов также узнал значение символов как проводников внутреннего характера. В «Мелюзге» жалкий приказчик Невыразимов пытается написать льстивое пасхальное письмо своему начальнику, которого на самом деле презирает. Надеясь на повышение, этот несчастный подчиненный должен пресмыкаться, что способствует его отвращению к себе и жалости к себе. Пытаясь подобрать заискивающие слова, он замечает таракана и жалеет насекомое, потому что считает его жалкое существование хуже своего собственного. Однако, обдумав свои собственные варианты и становясь все более подавленным, когда он снова замечает таракана, он раздавливает его ладонью, а затем сжигает, что, как сообщает последняя строка, заставляет его чувствовать себя лучше. Уничтожение таракана — символический акт. Это кажется напрасным и бессмысленным, но оно показывает дегуманизирующий эффект, который оказывает на клерка чинопочитание, или «благоговение». Уничтожая таракана, Невыразимов способен вытеснить часть ненависти к себе, сопровождающую его жалость к себе. Его страдания уменьшаются, потому что он может на мгновение притвориться хулиганом.

В «Унтер Пришибееве» («Сержант Пришибеев») Чехов снова развивает характер, который не может приспособиться к переменам, потому что его роль в жизни была слишком жесткой и узкой. Подчиненный армейский хулиган, он не может исправиться, когда возвращается к гражданской жизни, и мучает своих горожан шпионажем, запугиванием и физическим насилием. Его суровая дисциплина, санкционированная в армии, приводит его только в тюрьму, к его полному изумлению [2].

Это не значит, что все рассказы Чехова бессюжетны или бесконфликтны. «Хористка», например, — драматическое произведение, по методу родственное авторским фарсам-занавесам, основанным на конфронтации и иронических оборотах. Певец, столкнувшись с женой одного из своих поклонников, растратчиком, отдает жене все свои ценности, чтобы искупить репутацию мошенника. Готовность его жены смириться перед хористкой возрождает в мужчине любовь и восхищение своей супругой. Он жестоко пренебрегает хористкой и в крайней неблагодарности оставляет ее одну в ужасных страданиях.

Литература:

  1. Грачева И. В. Человек и природа в пьесе А. П. Чехова // Литература в школе. — 2005. — № 10. — С. 18–21.
  2. Еранова Ю. И. Уровни художественной символики в прозе А. П. Чехова // Вестник ТГУ. — 2015. — № 8. — С. 64–68
Основные термины (генерируются автоматически): Чех, главный герой, художественная литература.


Похожие статьи

Ибрагим Аслан — «арабский Чехов» | Статья в журнале...

[16] главный герой рассказа Гриша — толстый мальчик. Ему почти три года. Он живет в своем собственном детском мире, где стоят его кровать, нянькин сундук, стул и лампадка.

Чехов А. П.. Предисловие «Собрание сочинений в двенадцати томах», том первый, рассказы 1880–1882, государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954г..

Основные термины (генерируются автоматически): черный монах, Чехов, главный герой, писатель, рассказ, медицинский факт... Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах...

Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки и в которых нашли себе место все возрасты от двух до семнадцати лет. Во всех этих рассказах Чехов вводит читателя в специфический, мало изученный мир, в область постепенного формирования человеческой личности в детстве, отрочестве и ранней юности. Детство у Чехова — особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей.

черный монах, Чехов, главный герой, писатель, рассказ...

Специфика чеховского художественного мира и текста объясняется уникальностью его биографической ситуации: Чехов предстает одновременно в нескольких ипостасях — врач, больной, писатель.

Повествование в рассказе строится на осмыслении истории душевной болезни главного героя. И, прикасаясь к познанию категории «душа», Чехов ни на минуту не забывает, что он врач. Таким образом, здесь сталкиваются религия, психиатрия и литература.

Особенности поэтики комического в произведениях А. П. Чехова

Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это

Демократизм чеховского смеха предопределил и особенность его поэтики. Введя читателя в мир повседневности, мир обыденных забот «среднего человека», который был в сущности главным героем Чехова, писатель прибегает к «поэтике бесконечно малых величий» [1,с.98].

«Похожим быть хочется только на Чехова…» | Статья в сборнике...

 В данной статье будут рассмотрены схожие приемы построения художественного текста А. П. Чехова и С. Д. Довлатова. «…Однако похожим быть хочется только на Чехова» [4, с.870] — из «Соло на ундервуде».

Для писателей характерно смешение родов литературы. В статье В. Б. Катаева находим: «Чехов, по существу, всю жизнь, без перерывов, писал драмы и комедии — с более или менее развернутыми ремарками… Все драматические структуры были опробованы в рассказах и повестях Чехова и затем окристаллизовались в его пьесах» [7, с.67].

Роль художественной детали в формировании подтекста...

 Подтекст является специфической чертой чеховской поэтики, выделяющей его в ряду других авторов. Он применил в своем творчестве художественные средства, которые и прежде использовались его предшественниками и современниками, для создания нового, подтекстового значения произведения.

У Чехова огромное значение в создании подтекста в произведениях приобретают художественные детали. Чеховские детали при этом крайне разнообразны: это детали-намеки, детали в психологическом пейзаже, детали из предметного мира.

Средства выражения иронии в рассказе А. П. Чехова...

Как правило, чеховская ирония нацелена прежде всего на разоблачение несостоятельности жизненной позиции героев, на обличение ложности мышления и ценностных ориентаций, одним словом, на выявление внутреннего дефицита «среднего человека», той «духовной слепоты»

Так, одним из средств выявления иронии в чеховском произведении служат второстепенные, периферийные значения слов. Например, выделенный повторением глагол глядеть в рассказе «Смерть чиновника»[1], имеющий, помимо основных значений, синонимичных глаголу смотреть...

Героическая индивидуальность рыцаря в английском рыцарском...

Наряду с откровенной идеализацией главного персонажа английского рыцарского романа, в произведении нередко встречаются и описания промахов героя. Ошибки героев, совершенные под влиянием различных факторов, способствуют снижению непогрешимости образа рыцаря, однако совершенно не означают отказ от рыцарских идеалов.

Похожие статьи. главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская... Главный герой романа Жорж Дюруа... Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова

Рубрика: 4. Художественная литература. Опубликовано в. международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Пермь, октябрь 2012).

Но устремленность главной героини к будущему лишена какой бы то ни было конкретности: это, скорее, символ самой идеи новой жизни. Для Чехова «главное состояло не столько в том, куда именно

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова. Чехов гениально выразил в своем творчестве важнейшую особенность русской прогрессивной общественной мысли – ее озабоченность...

Похожие статьи

Ибрагим Аслан — «арабский Чехов» | Статья в журнале...

[16] главный герой рассказа Гриша — толстый мальчик. Ему почти три года. Он живет в своем собственном детском мире, где стоят его кровать, нянькин сундук, стул и лампадка.

Чехов А. П.. Предисловие «Собрание сочинений в двенадцати томах», том первый, рассказы 1880–1882, государственное издательство художественной литературы, Москва, 1954г..

Основные термины (генерируются автоматически): черный монах, Чехов, главный герой, писатель, рассказ, медицинский факт... Индивидуально-авторская картина мира в рассказе А.П.Чехова...

Языковые средства, создающие атмосферу детства, в рассказах...

Чехов написал 23 рассказа, в которых центральными героями являются дети и подростки и в которых нашли себе место все возрасты от двух до семнадцати лет. Во всех этих рассказах Чехов вводит читателя в специфический, мало изученный мир, в область постепенного формирования человеческой личности в детстве, отрочестве и ранней юности. Детство у Чехова — особый, утраченный мир, о котором вечно тоскует взрослый человек. Чеховские герои структурно четко поделены на взрослых и детей.

черный монах, Чехов, главный герой, писатель, рассказ...

Специфика чеховского художественного мира и текста объясняется уникальностью его биографической ситуации: Чехов предстает одновременно в нескольких ипостасях — врач, больной, писатель.

Повествование в рассказе строится на осмыслении истории душевной болезни главного героя. И, прикасаясь к познанию категории «душа», Чехов ни на минуту не забывает, что он врач. Таким образом, здесь сталкиваются религия, психиатрия и литература.

Особенности поэтики комического в произведениях А. П. Чехова

Чехов пользовался всеми этими компонентами: в его произведениях вызывают смех и сюжет, и характеры героев, и их портреты и речь. Но, необходимо отметить, что комизм Чехова не был гневным смехом, суровым приговором над современной общественной жизнью: скорее это

Демократизм чеховского смеха предопределил и особенность его поэтики. Введя читателя в мир повседневности, мир обыденных забот «среднего человека», который был в сущности главным героем Чехова, писатель прибегает к «поэтике бесконечно малых величий» [1,с.98].

«Похожим быть хочется только на Чехова…» | Статья в сборнике...

 В данной статье будут рассмотрены схожие приемы построения художественного текста А. П. Чехова и С. Д. Довлатова. «…Однако похожим быть хочется только на Чехова» [4, с.870] — из «Соло на ундервуде».

Для писателей характерно смешение родов литературы. В статье В. Б. Катаева находим: «Чехов, по существу, всю жизнь, без перерывов, писал драмы и комедии — с более или менее развернутыми ремарками… Все драматические структуры были опробованы в рассказах и повестях Чехова и затем окристаллизовались в его пьесах» [7, с.67].

Роль художественной детали в формировании подтекста...

 Подтекст является специфической чертой чеховской поэтики, выделяющей его в ряду других авторов. Он применил в своем творчестве художественные средства, которые и прежде использовались его предшественниками и современниками, для создания нового, подтекстового значения произведения.

У Чехова огромное значение в создании подтекста в произведениях приобретают художественные детали. Чеховские детали при этом крайне разнообразны: это детали-намеки, детали в психологическом пейзаже, детали из предметного мира.

Средства выражения иронии в рассказе А. П. Чехова...

Как правило, чеховская ирония нацелена прежде всего на разоблачение несостоятельности жизненной позиции героев, на обличение ложности мышления и ценностных ориентаций, одним словом, на выявление внутреннего дефицита «среднего человека», той «духовной слепоты»

Так, одним из средств выявления иронии в чеховском произведении служат второстепенные, периферийные значения слов. Например, выделенный повторением глагол глядеть в рассказе «Смерть чиновника»[1], имеющий, помимо основных значений, синонимичных глаголу смотреть...

Героическая индивидуальность рыцаря в английском рыцарском...

Наряду с откровенной идеализацией главного персонажа английского рыцарского романа, в произведении нередко встречаются и описания промахов героя. Ошибки героев, совершенные под влиянием различных факторов, способствуют снижению непогрешимости образа рыцаря, однако совершенно не означают отказ от рыцарских идеалов.

Похожие статьи. главный герой, главная героиня, исповедальный роман, русская... Главный герой романа Жорж Дюруа... Французский исповедальный роман в оценке П.А. Вяземского...

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова

Рубрика: 4. Художественная литература. Опубликовано в. международная научная конференция «Актуальные проблемы филологии» (Пермь, октябрь 2012).

Но устремленность главной героини к будущему лишена какой бы то ни было конкретности: это, скорее, символ самой идеи новой жизни. Для Чехова «главное состояло не столько в том, куда именно

Мотив отверженной любви в творчестве А.П.Чехова. Чехов гениально выразил в своем творчестве важнейшую особенность русской прогрессивной общественной мысли – ее озабоченность...

Задать вопрос